Как принимают законы в России. Описание всей системы принятия законов

Принятие некоторых законов вызывает большое внимание со стороны общественности — законопроекты обсуждают, критикуют, поддерживают. Однако сам механизм принятия законов в России известен далеко не всем. Некоторые люди и вовсе уверены, что за это отвечает только президент. Отсутствие понимания деятельности государственных органов негативно отражается на участии граждан в общественной жизни своей страны.

Журнал Reconomica отвечает на вопрос: кто, как и зачем принимает законы.

С чего начинается закон

Принятие закона начинается с инициативы. Её может предложить не каждый, Конституция ограничивает число “инициаторов”. В их число входят:

  • Президент
  • Совет Федерации
  • Государственная Дума
  • Правительство РФ
  • Законодательные органы субъектов
  • Конституционный суд
  • Верховный суд

Как правило, инициаторами принятия новых законов выступает Государственная Дума — это её основная задача.

Есть инициатива — что дальше?

Когда один из депутатов выступает с определенной инициативой, он должен её правильно оформить и отправить председателю Государственной Думы. Председатель регистрирует документ в общей базе, присваивает ему номер. После оформления и регистрации законопроект необходимо проверить — он не должен противоречить основным принципам Конституции. Для этой проверки законопроект отправляют в профильный комитет.

Дума

Чаще всего инициативы о законах происходят из Думы.

Подтверждение за подтверждением

В случае, если профильный комитет не увидел нарушений, законопроект отправляется в Совет Госдумы. В него входят:

  • Председатель ГД
  • Первые заместители
  • Заместители Председателя ГД
  • Руководители фракций

Также законопроект могут отправить президенту, министрам или в определенный суд для получения отзывов и комментариев о возможном законе. Однако это необязательная процедура.

Совет Госдумы определяет комитет, который будет отвечать за законопроект (в Госдуме есть множество комитетов, каждый отвечает за отдельную сферу). Внутри комитета обсуждаются различные дополнения и условия, которые могут изменить законопроект. Комитет может привлекать к работе сторонних людей (как правило, помощи просят у учёных, экспертов).

Депутаты голосуют за законы

Депутаты голосуют за законы.

Далее комитет выступает перед Думой и рекомендует депутатам проголосовать “за” или “против” по отношению к законопроекту. Однако и тут не всё так просто.

Читайте также: А когда-то ведь доллар стоил 5 562 рубля. Динамика развития отношений рубля и доллара.

Первое чтение — начало процесса принятия

Первое чтение носит информационный характер: рассказывается о законопроекте, его потенциальной пользе, необходимости, своевременности. Депутаты голосуют, если проект не набирает необходимое количество голосов, то его снимают с обсуждения. Если его одобряют, то проводятся поправки.

Второе чтение

Ко второму чтению законопроект подходит в более чистом виде: убираются лишние слова, неправильные формулировки, выражения с неясным толкованием. Поправки не могут противоречить изначальным принципам законопроекта, так что больших изменений быть не может. На втором чтении обсуждается большое количество различных поправок, идёт обсуждение важности той или иной.

В случае принятия депутатами законопроекта его отправляют в ответственный за него комитет для корректировки. Правовое управление Госдумы проверяет законопроект, и итоговый вариант отправляется в Совет Госдумы.

Именно второе чтение считают основным. Если законопроект был принят во втором чтении, то с огромной вероятностью его одобрят и в третьем. К тому же, именно второе чтение позволяет понять, как именно законопроект повлияет на жизнь в стране — большое количество непринятых поправок даёт понять логику потенциального закона.

Не все инициативы депутатов нравятся народу

Не все инициативы депутатов нравятся народу.

Третье чтение и принятие

В третьем чтении депутаты могут потребовать вернуть законопроект на второе чтение, но это редкость. Когда депутаты одобряют нововведение, его передают в Совет Федерации. Совет Федерации не обязан рассматривать каждый законопроект, так что его могут принять автоматически.

В течение пяти дней после получения закона Советом Федерации его отправляют на подписание президенту. Президент его либо подписывает, либо отклоняет. В случае отклонения законопроект возвращается в Госдуму и Совет Федерации, где проводится общее голосование. Если более 2/3 депутатов голосуют за принятие закона, президент обязан его подписать.

Вступление в силу

После подписания закона его нужно опубликовать. До тех пор, пока закон не опубликован в СМИ, он не может вступить в силу. Закон начинает действовать через 10 дней после публикации в СМИ (если в самом законе не установлена дата).

От инициативы до вступившего в силу закона проходит много времени. Работа над редакциями занимает много времени. При этом люди всё равно недовольны, и у них есть на это причины.

Читайте также: В России пройдёт референдум впервые за 26 лет. Как устроена эта система, чего ожидать россиянам.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *