Как принимают законы в России. Описание всей системы принятия законов

Принятие некоторых законов вызывает большое внимание со стороны общественности — законопроекты обсуждают, критикуют, поддерживают. Однако сам механизм принятия законов в России известен далеко не всем. Некоторые люди и вовсе уверены, что за это отвечает только президент. Отсутствие понимания деятельности государственных органов негативно отражается на участии граждан в общественной жизни своей страны.

Журнал Reconomica отвечает на вопрос: кто, как и зачем принимает законы.

С чего начинается закон

Принятие закона начинается с инициативы. Её может предложить не каждый, Конституция ограничивает число «инициаторов». В их число входят:

  • Президент
  • Совет Федерации
  • Государственная Дума
  • Правительство РФ
  • Законодательные органы субъектов
  • Конституционный суд
  • Верховный суд

Как правило, инициаторами принятия новых законов выступает Государственная Дума — это её основная задача.

Есть инициатива — что дальше?

Когда один из депутатов выступает с определенной инициативой, он должен её правильно оформить и отправить председателю Государственной Думы. Председатель регистрирует документ в общей базе, присваивает ему номер. После оформления и регистрации законопроект необходимо проверить — он не должен противоречить основным принципам Конституции. Для этой проверки законопроект отправляют в профильный комитет.

Дума

Чаще всего инициативы о законах происходят из Думы.

Подтверждение за подтверждением

В случае, если профильный комитет не увидел нарушений, законопроект отправляется в Совет Госдумы. В него входят:

  • Председатель ГД
  • Первые заместители
  • Заместители Председателя ГД
  • Руководители фракций

Также законопроект могут отправить президенту, министрам или в определенный суд для получения отзывов и комментариев о возможном законе. Однако это необязательная процедура.

Совет Госдумы определяет комитет, который будет отвечать за законопроект (в Госдуме есть множество комитетов, каждый отвечает за отдельную сферу). Внутри комитета обсуждаются различные дополнения и условия, которые могут изменить законопроект. Комитет может привлекать к работе сторонних людей (как правило, помощи просят у учёных, экспертов).

Депутаты голосуют за законы

Депутаты голосуют за законы.

Далее комитет выступает перед Думой и рекомендует депутатам проголосовать «за» или «против» по отношению к законопроекту. Однако и тут не всё так просто.

Читайте также: А когда-то ведь доллар стоил 5 562 рубля. Динамика развития отношений рубля и доллара.

Первое чтение — начало процесса принятия

Первое чтение носит информационный характер: рассказывается о законопроекте, его потенциальной пользе, необходимости, своевременности. Депутаты голосуют, если проект не набирает необходимое количество голосов, то его снимают с обсуждения. Если его одобряют, то проводятся поправки.

Второе чтение

Ко второму чтению законопроект подходит в более чистом виде: убираются лишние слова, неправильные формулировки, выражения с неясным толкованием. Поправки не могут противоречить изначальным принципам законопроекта, так что больших изменений быть не может. На втором чтении обсуждается большое количество различных поправок, идёт обсуждение важности той или иной.

В случае принятия депутатами законопроекта его отправляют в ответственный за него комитет для корректировки. Правовое управление Госдумы проверяет законопроект, и итоговый вариант отправляется в Совет Госдумы.

Именно второе чтение считают основным. Если законопроект был принят во втором чтении, то с огромной вероятностью его одобрят и в третьем. К тому же, именно второе чтение позволяет понять, как именно законопроект повлияет на жизнь в стране — большое количество непринятых поправок даёт понять логику потенциального закона.

Не все инициативы депутатов нравятся народу

Не все инициативы депутатов нравятся народу.

Третье чтение и принятие

В третьем чтении депутаты могут потребовать вернуть законопроект на второе чтение, но это редкость. Когда депутаты одобряют нововведение, его передают в Совет Федерации. Совет Федерации не обязан рассматривать каждый законопроект, так что его могут принять автоматически.

В течение пяти дней после получения закона Советом Федерации его отправляют на подписание президенту. Президент его либо подписывает, либо отклоняет. В случае отклонения законопроект возвращается в Госдуму и Совет Федерации, где проводится общее голосование. Если более 2/3 депутатов голосуют за принятие закона, президент обязан его подписать.

Вступление в силу

После подписания закона его нужно опубликовать. До тех пор, пока закон не опубликован в СМИ, он не может вступить в силу. Закон начинает действовать через 10 дней после публикации в СМИ (если в самом законе не установлена дата).

От инициативы до вступившего в силу закона проходит много времени. Работа над редакциями занимает много времени. При этом люди всё равно недовольны, и у них есть на это причины.

Читайте также: В России пройдёт референдум впервые за 26 лет. Как устроена эта система, чего ожидать россиянам.

Опубликовано 17 марта, 2020 Обновлено 17 марта, 2020 Пользователем Ирина Грозина

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *