Европротокол: что это такое и зачем он нам нужен. Правила применения и оформления бланка о ДТП на 2018 год

Относительно недавно при столкновении автомобилей конфликт мог разрешить только сотрудник ГИБДД (если только стороны не улаживали ситуацию на месте, самостоятельно). Это не всегда удобно: приходилось ждать приезда инспектора, теряя время. Однако с недавних пор появилась альтернатива — европротокол.

В РФ процедура «Европротокола» была введена с 01 марта 2009 года. Но прижилась она не сразу, несмотря на то, что она очень удобна. Reconomica предлагает вам сегодня разобраться, насколько успешным стало данное нововведение, и как им пользоваться.

Что такое европротокол?

Европротокол — форма, заполняемая участниками ДТП самостоятельно. По этой форме пострадавшая сторона имеет право получить страховую выплату по полису.

Как понятно по названию, подобная практика пришла к нам из Европы (а впервые появилась во Франции и Бельгии, в 1972 году), где актуальна уже порядка 30 лет. В каких-то странах она появилась раньше, в каких-то позже, да и единых правил для ЕС — нет (в каждой стране существуют свои нюансы оформления), однако это вполне нормально работает.

В России европротокол ввели в начале 2009 года (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N306-ФЗ).

О популярности и известности системы

Очень долгое время (по сути — до 2014-2015) подобная практика практически была неизвестна: многие водители вообще не знали о ее существовании. А если и знали, что при ДТП возможно самостоятельное оформление протокола то не знали, как это работает на практике. Действительно: сам бланк в оборот в нашей стране ввели, а вот механизм его действия абсолютно отсутствовал.

Европротокол становится все популярнее в нашей стране.

В 2015 году начались активные улучшения в этом плане. В начале года по европротоколу разрешались на месте порядка 11 ДТП. К концу года (к октябрю) этот показатель вырос уже до 25% (по данным «Коммерсанта»).

Показатель варьируется в зависимости от региона: к примеру, в Москве в конце 2015 года европротоколом пользовались в 21.4% от всех ДТП, в Самаре — в 32% случаев, в Санкт-Петербурге — в 26.6%. В прогнозах страховых организаций — применимость подобной практики в ближайшие годы должна возрасти до 35-40% по всей территории РФ.

Российский союз автостраховщиков (РСА) привел статистику оформления ДТП по европротоколу.

В 2017 году 33% всех аварий фиксировались водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД, против 30% годом ранее. В количественном выражении это 541 тысяча автовладельцев. Общая сумма выплат по европротоколу выросла на 22% и в прошлом году составила 11,5 млрд рублей вместо 9,44 млрд в 2016-м. А средняя сумма урегулирования убытков составила 27 400 рублей (по данным «Авторевю».)

О преимуществах и недостатках

Самостоятельное заполнение европротокола имеет следующие преимущества:

  • если авария «легкая», можно сэкономить время, которое ушло бы на ожидание приезда ГИБДД (это удобно и участникам ДТП, и другим участникам движения, поскольку поврежденные ТС не будут долго загораживать проезжую часть);
  • самостоятельное урегулирование конфликта позволит избежать общения с ГИБДД, инспекторы которой могут выписать штрафы за нарушение ПДД, или вовсе изъять водительские права.

К недостаткам можно отнести недоверие самих водителей к подобной системе. Не все уверены, что она действительно работает, и поэтому многие просто боятся уезжать с места ДТП, оформив ситуацию самостоятельно. Ну а некоторые просто боятся допустить ошибки при заполнении.

Читайте: Почему в России строят такое дорогое и некачественное жильё.

Не всегда удается прийти и к общему мнению при столкновении. Даже если все указывает на вину одного из участников движения, исход проблемы зависит еще и от этого самого участника. Если он окажется в неадекватном состоянии, или же просто откажется признавать свою вину, или не согласится с суммой ущерба (вот на этом пункте разногласия возникают чаще всего) — европротоколом пользоваться уже не выйдет.

Как ведут себя страховые компании в подобных ситуациях

Также с недоверием к подобной практике относятся и страховые компании. Самостоятельное заполнение бланка может быть применено для мошенничества, и поэтому для выплат необходимо идеально соблюдать все правила оформления, прикладывать максимум информации о ДТП.

При небольших суммах (до 5-10 тысяч рублей) проблем может и не возникнуть, но вот если цена ущерба существенно выше, следует быть готовым к придиркам со стороны страховиков.

Помимо идеального заполнения и максимального изложения информации на самом бланке, страховая компания может потребовать к осмотру не только автомобиль того, кто обращается за выплатой, но и автомобиль второго участника ДТП.

Страховые компании имеют огромное количество способов, которые позволят либо отказать в выплате, либо уменьшить ее сумму, либо же затягивать с выплатой долгое время.

Это еще один недостаток: во-первых, при таком требовании придется договариваться об осмотре со вторым участником столкновения (у которого может не найтись времени или желания, или же он и вовсе уже отремонтировал свое ТС, не выходит на связь); во-вторых, это может стать проблемой, если второй участник ДТП находится в другом регионе.

Читайте также: Как разработчики видеоигр обворовывают наших детей.

В целом сама процедура оформления еще не до конца «обкатана». Водители не знают досконально правил и возможностей процедуры или не доверяют подобному способу урегулирования.

При какой ситуации возможно самостоятельно оформить европротокол?

Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:

  • когда участие приняли только 2 транспортных средства в произошедшей ситуации;
  • если каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО;
  • вред причинен только этим транспортным средствам, и не повреждена больше ничья собственность;
  • не нанесен вред здоровью ни одному участнику;
  • максимальный размер убытков не превышает 100 000 рублей (эта сумма была увеличена с 50 тысяч рублей с 1 июня);
  • между участниками происшествия нет спорных моментов относительно происшествия, и по поводу виновности одного из них.

Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательном условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС, которая соберет и передаст в РСА (российский Союз автостраховщиков) необходимую информацию о ДТП. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.

С 1 июня 2018 года при несерьезных ДТП (ущерб менее 100 000 рублей) участники могут оформить европротокол без гаишников, даже имея разногласия в причинах и виновниках аварии. Чтобы упростить и ускорить оформление европротокола водители могут воспользоваться бесплатным мобильным приложением «ДТП.Европротокол».

В некоторых случаях возможно даже, что вызванные сотрудники автоинспекции сами скажут водителям оформлять ДТП по европротоколу (естественно, что такое возможно, только если соблюдены вышеописанные условия, и последствия от столкновения «легкие»).

Читайте также: Е-ОСАГО — как это работает.

Теперь приведем несколько важных уточнений

  1. Если существуют какие-либо разногласия между водителями столкнувшихся машин — необходимо вызывать ГИБДД.
  2. Если в ДТП участвует только 1 транспортное средство (к примеру, автомобиль вылетел с проезжей части или перевернулся) — необходимо вызвать ГИБДД.
  3. Если хотя бы 1 из участников ДТП (не важно — водитель или пассажир) имеет хотя бы небольшую царапину, полученную в результате столкновения — необходимо вызвать ГИБДД.
  4. Если нанесен любой, даже незначительный, ущерб имуществу, помимо 2 столкнувшихся авто — необходимо вызвать ГИБДД.
  5. Оформление европротокола возможно только при непосредственном контакте 2 ТС. Если же ДТП произошло без столкновения авто (к примеру, уклоняясь от столкновения, один водитель съехал с дороги и врезался в дерево), придется вызывать ГИБДД.
  6. В случае, если один из участников ДТП не согласен с какими-либо условиями (имеет свое мнение о том, кто виноват, какие именно правила нарушались, не согласен с суммой), либо ведет себя неадекватно (агрессивен, находится в шоковом состоянии или в состоянии наркотического, алкогольного опьянения) — также не обойтись без участия сотрудника дорожной инспекции.
  7. Если страховка хотя бы одного из участников ДТП — КАСКО, тоже не обойтись без участия ГИБДД. Для выплаты по КАСКО необходима справка о ДТП, которую может выдать только инспектор.

Могут ли пользоваться европротоколом владельцы ТС, зарегистрированных вне РФ?

Да, могут. Определенное условие для этого существует: у владельца авто должна быть страховка системы Зеленая карта (международный страховой полис, который можно получить и в РФ). Само собой, что помимо наличия полиса должны соблюдаться и все упомянутые выше условия, при которых допустимо самостоятельное оформление европротокола.

Существует еще один нюанс: в случае, если при таком ДТП (когда участвовавшее ТС оформлено вне РФ) пострадавшей стороной выступает гражданин РФ — европротокол оформляется на его бланке (т. е. на русскоязычном бланке).

Как заполнять европротокол?

В первую очередь, надо иметь, что заполнять. Бланк европротокола (2 экземпляра) выдается бесплатно при оформлении ОСАГО. Если вдруг экземпляры закончатся, их можно получить (тоже бесплатно) в любом отделении, выдающем ОСАГО.

Сам бланк состоит из двух частей — лицевой (самокопирующейся) и оборотной. Чей именно бланк выбирать — не имеет значения.

С 1 июня 2018 года вступил в силу обновленный бланк извещения о ДТП. Обновления внесены в:

  • Пункт 18 лицевой стороны. Там добавлены клеточки, в которых следует указать, есть ли разногласия у участников.
  • Пункт 7 оборотной стороны. Добавлена информация о том, что именно в это поле вносится суть разногласий водителей.
  • Дополнено примечание на оборотной стороне.

Старым вариантом бланка воспользоваться могут только те водители, которые заключили договор ОСАГО до 1 июня 2018 года.

Новый вариант бланка обязаны использовать водители, которые купили ОСАГО после 1 июня. Также новым вариантом по собственному желанию могут воспользоваться и водители, которые приобрели ОСАГО ранее.

Основные правила заполнения бланка о дтп

Заполнять документ желательно обычной шариковой ручкой: гелевая может размазаться, а карандаш — можно стереть, изменив показания. Ошибок допускать нельзя: какие-либо исправления вносить нельзя, и испорченный листок придется просто выбросить. Рекомендуется также писать печатными буквами, разборчиво: в случае, если какую-то информацию страховой агент не сможет прочитать, ему придется тратить время на выяснение обстоятельств.

Наглядная инструкция по заполнению бланка.

Если столкнулись два транспортных средства, и никакого ущерба третьим лицам или имуществу не было причинено, необходимо действовать следующим образом:

  1. Выставить знак аварийной остановки (в соответствии с действующими ПДД).
  2. Позвонить в страховую компанию и зарегистрировать произошедшее ДТП.
  3. Визуально оценить примерный размер ущерба.
  4. По возможности взять контакты у свидетелей ДТП (не обязательно, но желательно).
  5. Заполнить лицевую сторону бланка. Каждый водитель ТС собственноручно заполняет свою колонку.
  6. Разъединить экземпляры.
  7. Заполнить оборотную сторону бланка (тоже самостоятельно).
  8. Поставить подписи: две — на лицевой стороне (под информацией и под согласием), одну — на оборотной стороне (ее подписывает водитель, чей бланк используется для заполнения).

Особого внимания заслуживает 14 пункт на лицевой стороне протокола: в нем описываются причиненные повреждения. При описании допустимо использовать слова «царапина», «вмятина», «разрыв», «трещина», «деформация». После заполнения обязательно нужно внимательно проверить списки у обоих водителей: чтобы в них не было внесено каких-либо «лишних» повреждений.

Если вдруг места для изложения всей нужной информации на бланке не хватило, ее можно дописать на чистом листе бумаги. Лист этот нужно приложить к бланку европротокола, на котором обязательно сделать пометку «С приложением» и написать, кем оно заполнялось. На самом приложении обязательно нужно поставить ФИО и подписи обоих водителей, дату заполнения.

Наглядная памятка.

Если какие-то графы в протоколе не заполняются (к примеру, графа с контактами свидетелей), рекомендуется поставить в них прочерк, а можно написать «Нет».

Также читайте: В России две беды — плохие дороги и равнодушие власти к народу.

Также рекомендуется зафиксировать все детали столкновения:

  1. Общий план расположения ТС после ДТП.
  2. Тормозной след, обломки поврежденных деталей.
  3. Каждое ТС со всех сторон с отчетливо различимыми номерами.
  4. Отдельно крупным планом — поврежденные части.
  5. Сохранить файл с видеорегистратора.

Снимать все детали необходимо в течение 60 минут после происшествия, не позже.

Фото- и видеофиксация обязательна, если ДТП произошло в Москве, МО, Санкт-Петербурге или ЛО, и получившийся ущерб находится в пределах до 400 000 рублей. Важный момент, который уже упоминался выше: устройство, на которое ведется съемка, должно работать с навигационной системой. До 1 января 2017 года это может быть любая навигационная система, а начиная с этой даты — только ГЛОНАСС. Обязательное использование данных с навигатора объясняется тем, что обычное фото или видео можно редактировать.

Куда обратиться за разъяснениями?

Если водители не знают точно, как заполнить европротокол, возникшие вопросы можно уточнить прямо на месте ДТП, обратившись в Российский Союз Автостраховщиков. Контакты следующие:

  1. Сайт Российского Союза Автостраховщиков: http://autoins.ru.
  2. Телефон для Москвы и МО: (495) 641 27 85
  3. Телефон для других регионов: (495) 771 69 44
  4. Горячая линия: 8 800 200 22 75

Что делать после заполнения?

После составления европротокола действия участников ДТП разделяются для виновника и потерпевшего.

Виновник аварии должен:

  • Подать заполненный бланк извещения в свою страховую компанию в течение 5 дней для дальнейшего рассмотрения ситуации ее сотрудниками;
  • Сохранить личное транспортное средство, участвовавшее в ДТП, без изменений и ремонта в течение 15 календарных дней (кроме праздников) для осмотра сотрудниками страховой компании;
  • Предъявить для осмотра средство передвижения по требованию страховщика в течение 5 рабочих дней.

Потерпевший должен обратиться с заполненным бланком протокола в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Кроме бланка извещения при предъявлении понадобятся:

  • Заявление о компенсации материального вреда, причинённого в аварии;
  • Копию паспорта потерпевшего, заверенную нотариусом;
  • Доверенность;
  • Банковские реквизиты для получения безналичной выплаты компенсации материального вреда или квитанция с суммой для оплаты от станции технического обслуживания;
  • Согласие от попечителей или органов опеки в случае, если потерпевший не достиг совершеннолетнего возраста (18 лет);
  • Заполненный, проверенный и подписанный обеими сторонами бланк европротокола;
  • Документы, подтверждающие, что пострадавшее транспортное средство является собственностью потерпевшего или что потерпевший имеет право на получение компенсационных выплат от лица владельца.

Дополнительным подтверждением невиновности будет предоставленное видео- или фотоподтверждение непосредственно с места событий. Его также нужно приложить к пакету документов.

Читайте также: Как выбрать подержанную машину и не поиметь с ней проблем.

Отзывы об использовании европротокола

Для полноты картины приведем несколько реальных отзывов от различных пользователей.

  • Было ДТП с клиентом компании Альфа, он виноват, въехал в зад моей машины!!!Вызвали ДПС, приехали, сказали — оформляйтесь по Европротоколу, заполнили с ним бланк, все подписал, сказал явиться куда надо!!!Сегодня отвезла документы в страховую компанию, а они говорят, что выплатят, только если второй участник ДТП предоставит ТС им на осмотр. Звоню ему, сказал, что не поедет, мол, времени нет. Вот и жди от этой компании теперь выплаты!!!ППц, один развод!!!
  • Нда! Росгосстрах очень не приятная компания. В меня въехала дама, так в росгосстрахе три копейки заплатили. А в Европротоколе ничего страшного нет, если ущерб до 25 тыс. Мы им пользовались, все ок.
  • А вот у нас был отказ из-за того, что виновник не предоставил машину для осмотра, пришлось судиться с росгосстрахом, отсудили, конечно, больше, чем если б изначально они заплатили, но растянулось это надолго: дтп было в январе, решение суда вступило в силу 30 августа.Чтобы не было проблем вам надо вместе с виновником ехать отдавать документы, чтоб и его машину сразу осмотрели.
  • Мой припаркованный автомобиль был немного поврежден другим участником движения. В результате — на его автомобиле повреждений 0, на моем небольшая вмятина. Составили европротокол. Вину он свою в нем признал. Обратился за возмещением ущерба. Привез свою машину на осмотр. Повреждения зафиксировали. Сказали ждать. Жду уже больше года, и как впоследствие выяснилось, они вызвали виновника на осмотр машины (хотя в протоколе указано отсутствие каких-либо повреждений), а он не приехал. При таких обстоятельствах они вполне законно могут ничего не выплачивать, что они и сделали.
Загрузка...

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Загрузка...