С переходом на болонскую систему обучения многое изменилось в процессе образования российского студента. Вступительные экзамены сегодня заменил Единый Государственный Экзамен, а посещаемость студента теперь контролируется не только преподавателями, но и балльно-рейтинговой системой. Но несмотря на все нововведения, многие вещи, уникальные для российской системы образования, остались неизменны. Студент наверняка знает, что ему необходимо сдавать курсовые в течение семестра, а экзамены с зачетами – по его окончании.
Однако многие вещи, которые отечественному студенту кажутся рутиной, учащимся зарубежных университетов вовсе не знакомы. Это связано как с самой структурой экзаменов, так и их организацией. Сегодняшний гость журнала Reconomica, обучающийся за рубежом в ведущем техническом университете Италии, поделится своим опытом сдачи экзаменов как в российском, так и зарубежном университетах. Вы узнаете, чем они отличаются, а так же к чему стоит готовится российскому студенту, которому предстоит обучаться в другой стране.
Содержание материала
Как проверяют знания студентов в России? Формы промежуточной аттестации
Меня зовут Алексей и вот уже два года я учусь в Италии, где получаю степень бакалавра в Politecnico di Milano по программе двойного диплома. Это значит, что я обучаюсь в двух университетах одновременно и, следовательно, сдаю экзамены в двух странах в конце каждого семестра. За это время у меня накопилось много опыта сдачи самых разных экзаменов, и начать я бы хотел с обсуждения того, как экзамены проходят в России. Стоит оговориться, что я учился и учусь в технических университетах, поэтому я буду говорить только об экзаменах для студентов технических специальностей.
Что же говорит нам по этому поводу закон? Мероприятия, призванные в той или иной степени оценить знания студента (будь то зачёт, экзамен или защита курсовой работы), носят название промежуточной аттестации, а нормы её проведения регулируются Федеральным Законом № 273″Об образовании в Российской Федерации». Статья 30 этого закона гласит, что установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая образовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте.
Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.
В государственных вузах России обычно используется пятибалльная система оценки, а наиболее часто встречающиеся формы промежуточной аттестации это зачеты (или зачеты с оценкой в случае, например, прохождения учебной практики), курсовые работы и экзамены. Последние обычно проходят следующим образом: студент заходит в аудиторию, вытягивает билет, в течение часа готовится, после чего следует устный ответ по билету преподавателю, при этом зачастую студент должен отвечать не пользуясь записями, сделанными во время подготовки.
Причём такой подход используется даже на экзаменах по таким наукам, как математика и физика, с тем лишь условием, что студенту, разумеется, позволяют использовать записи с решением задач. Классические же тесты, когда написанные студентами ответы на вопросы в билете сдаются на длительную проверку преподавателю, в российских университетах за очень редкими исключениями (например, в частных вузах) не практикуется, поэтому студенты получают оценку в день сдачи экзамена.
Экзамены в зарубежных университетах
Прежде всего стоит сказать, что структура экзаменов и их сложность могут разительно отличаться в зависимости от страны и уровня самого заведения. Из-за столь большого количества вариантов, стоит обсуждать лишь те университеты, в которые обычно едет российский студент. Таковыми могут являться университеты, расположенные в крупных городах развитых стран или крупные университеты некоторых других стран, которые формально развитыми не являются, но, тем не менее, могут предложить высокий уровень образования – такие, как Китай.
Требования к кандидатам в таких учебных заведениях выше, чем аналогичные в среднем университете, расположенном в российском городе-миллионнике. Как следствие, уровень знаний, необходимый для успешной сдачи экзамена, возрастает. Ещё один неприятный момент заключается в том, что сама организация экзаменационного процесса может быть разной даже в университетах в пределах одной страны. Студенту, привыкшему в течение семестров сдавать курсовые работы, по их окончании сдавать экзамены и зачёты, а между ними проходить практики, придётся привыкать к новому распорядку.
Я не случайно пишу именно «экзамены», поскольку скорее всего именно их придётся сдавать на протяжении всего процесса обучения. У бакалавров учебная или производственная практика может проходить во время обучения, но обычно такие мероприятия начинаются ближе к моменту сдачи всех экзаменов. У магистров же практики во время обучения нет вовсе – студентам обычно предлагается проходить её после завершения всех лекций, выделяя дополнительно несколько месяцев времени.
А вот наличие такой формы контроля, как зачёт, будет меняться от страны к стране. В моём университете зачётов нет вовсе, и я сдавал только экзамены, хотя в университетах Франции они практикуются, поэтому студенты, приезжавшие из Франции по различным программам, должны быть вместо оценок за некоторые экзамены получать лишь оценку «сдал-не сдал».
Главные различия между экзаменами в России и за рубежом
В зарубежных университетах привычная форма экзамена «билет-ответ» не используется. По сути, такая форма является комбинацией двух видов экзаменов – письменного и устного. И именно в такой, раздельной форме, проводятся экзамены. Письменный экзамен представляет собой тест, подобие российского экзаменационного билета, который необходимо выполнить за определенное время, после чего он сдаётся на проверку. Последняя может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от занятости преподавателя. Это большой недостаток такого вида экзаменов, поскольку ждать несколько недель решающую оценку – не самое приятное занятие.
Сдача устного же экзамена заключается в ответе на вопросы в процессе общения с преподавателя в режиме реального времени, без подготовки. Обычно такие экзамены не требуют решения задач и сдаются значительно проще, а оценка известна сразу после сдачи экзамена. Форму экзаменов устанавливает сам университет, зависит она от самого предмета и от количества академических кредитов, которые ему соответствуют.
Организация экзаменов
Помимо структуры экзаменов, различается ещё и их организация. Например, согласно существующей кредитной системе, «большой предмет», равный по ценности 10 кредитам (всего за семестр необходимо набрать 30), может быть разделен на два предмета, соответствующим 5 кредитам. Таким образом, чтобы закрыть один 10-кредитный предмет, необходимо сдать два 5-кредитных в течение определенного срока. Экзамены по таким предметам могут проводиться в один день друг за другом, либо в виде одного, большого теста сразу по двум курсам. Запись на экзамены производится в электронном виде, зачетные книжки в печатном виде не используются.
Другими важными параметрами являются количество долгов, после которого студента отчисляют и время, дающееся на их закрытие. В моём университете в этом плане очень либеральный подход – магистрам даётся 5 лет с начала обучения на то, чтобы сдать все экзамены и защитить диплом. Однако в университетах Великобритании используется совершенно иной подход: студента отчисляют, если он не сдал все экзамены в течение полугода. Примерно такой же подход используется и в России. Стоит заранее узнать, какие сроки даёт университет и здраво оценить свои шансы.
Сложно ли списывать в зарубежных университетах?
Такие организация и сложность экзаменов делают проблематичным ещё одно занятие, исконно присущее студентам каждой страны – списывание. Во время моего обучения в российском бакалавриате проблем со списыванием не возникало: преподаватели могли сидеть, почитывая газету, а могли и вовсе выйти из аудитории, оставив студентов одних. Другие же преподаватели, обучающие довольно сложным предметам, разрешали пользоваться записями, сделанными от руки.
В учебных заведениях более высокого уровня контроль за студентами усиливается. Достать телефон почти невозможно, поскольку во время экзамена несколько человек ходят вокруг студентов, пишущих экзамен, а все вещи необходимо оставить на входе, взяв с собой ручку и калькулятор. За 2 года магистратуры откровенно плевать не списывающих с телефона студентов было только одному преподавателю, а ещё один разрешал пользоваться на своём экзамене любыми записями, в том числе и распечатанными. Остальные экзамены проходили под строгим контролем.
В таких условиях сильно выручают шпаргалки. В них всегда можно написать всё самое необходимое и их можно легко спрятать, положив под лист с заданием. Кроме того, человек, который сам писал шпаргалки, быстро сообразит, в каком кармане лежит листочек с расписанным вопросом. А, возможно, это даже не понадобится, потому что написание шпаргалки – само по себе неплохая подготовка.
Преддипломная практика и защита диплома
Процесс подготовки к защите диплома так же отличается от того, к которому привык наш соотечественник. Начать стоит с того, что не во всех университетах существует финальный экзамен, как, например, государственный экзамен в России. Чтобы получить возможность защищать дипломную работу, достаточно просто сдать все экзамены. Так же нету предзащиты, которая повсеместно встречается в российских высших учебных заведениях. На защите студент сразу представляет финальную версию работы.
Читайте также: Как я поехала учиться в магистратуру во Францию, получив стипендию, или французская бюрократия в действии.
Как уже было упомянуто, на все практические и теоретические работы, необходимые для выполнения дипломной работы, даётся некоторое время. Например, в моём университете можно выбрать либо 4, либо 6 месяцев лабораторных работ; причем во втором случае максимальное количество баллов, которое можно набрать на защите, возрастает. Однако такой подход, разумеется, не является универсальным, и может значительно меняться от одного учебного заведения к другому.
Сам же процесс защиты мало чем отличается от того, что встречается в России. Студент должен написать работу и презентовать её перед аудиторией со студентами и экзаменационной комиссией, состоящей из преподавателей. Причём диплом может выдаваться как в день защиты, как в моем университете, либо с некоторой задержкой. В первом случае весь университет после защиты диплома и церемонии вручения погружается в праздник.
Впечатления российского студента от экзаменов в зарубежном университете
Совершенно понятно, что первый семестр, а особенно первая сессия в иностранном вузе будут самыми сложными для нашего соотечественника. Не имея сильной языковой подготовки, по началу я мало что понимал из речи преподавателей (не смотря на то, что я учусь в Италии, обучение в магистратуре проходит на английском языке) и совершенно не ориентировался в экзаменах, которые нужно сдать.
Первая сессия прошла очень напряженно, но прояснила многие моменты, и элемент неизвестности впоследствии исчез. Соотношение количества устных и письменных экзаменов в моем университете было примерно 60/40, с превалированием письменных тестов, хотя устные экзамены были значительно легче хотя бы потому, что на них не нужно решать задачи. Всего же за год можно сдать экзамен 5 раз – 2 раза в зимнюю сессию, 2 раза в летнюю сессию и 1 раз в начале сентября.
Максимальное количество попыток, которое мне понадобилось для того, чтобы сдать один экзамен – 3 штуки, хотя я общался с людьми, которые сдавали экзамены 5 и даже 7 раз. И хотя это может объясняться не только незнанием студента, но и желанием получить хорошую оценку, сложность таких экзаменов намного превосходит сложность экзаменов не только в российских университетах (за исключением, пожалуй, самых сильных, таких как МФТИ), но, по рассказу студентов, и некоторых университетах США.
Но, как и в любом другом деле, результат сдачи экзамена определяется трудом и тщательной подготовкой к нему. Хорошо выученный материал и правильно заполненные и разложенные по карманам шпаргалки помогут сдать экзамен в любом университете мира.
Опубликовано 7 февраля, 2020 Обновлено 13 апреля, 2023 Пользователем admin
«записи от руки» — случайно не шпаргалки,хотя упоминались в тексте
«Так же нету предзащиты» — нету слов от грамотности
«Фиксация результатов» и «Мероприятия, призванные в той или иной степени» в сравнении с предыдущим?
иже с ним «откровенно плевать не списывающих» — такое ощущение, что писали 2 или 3 разных человека