Я живу в городе Здолбунов – бывший крупный Ж/Д узел. Сейчас город – притон наркоманов и умирает

Мы привыкли думать, что глобализация и урбанизация — это хорошо, это прогресс. Какой смысл протестовать против прогресса? Однако жители малых городов так не думают. Глобализация однажды убьет все города, в которых меньше миллиона населения — это не просто какие-то бредни, это прогнозы экспертов, которые уже начинают сбываться. Вся молодежь, родившаяся в малых городах, стремится переехать в большой город.

Reconomica продолжает серию фоторепортажей, которые рассказывают о жизни простых людей в умирающих маленьких городах, деревнях, селах, станицах. Сегодня вы узнаете о судьбе города Здолбунов (знали о таком городе раньше?) из рассказа его жителя Павла.

Краткий экскурс в историю Здолбунова

Добрый день, уважаемые друзья. Сегодня хочу поднять одну проблему, которая стала очень острой в последнее время – умирают маленькие города. И я хочу рассказать историю своего родного провинциального городка – Здолбунов, который расположен в центральной части Ровенской области, которая находится в западной части Украины. Меня зовут Шпоняк Павел Георгиевич, я коренной житель этого города, и мы начинаем!

Герб Здолбунова. Просто для общего развития, решил показать, что городок имеет герб, который указывает на инженерную работу.

Для того, чтобы обеспечить относительную краткость статьи, в статье будут упущены факты глубокой истории города. Скажу только, что город старый, когда был основан – не совсем ясно, но впервые о нем упоминалось в 1497 году в одном акте о передаче земель.

Вся Ровенская область очень богата на полезные ископаемые: янтарь, мел, известняки, гранит и другие. Конкретно возле Здолбунова были огромные запасы мела. Именно поэтому со времен основания город постоянно разрастался и развивался.

Город при Советской власти

Во время существования СССР городок по имени Здолбунов переживал свой пик политической и производительной активности. Теперь конкретней. До момента начала Октябрьской революции, в городе уже были построены и успешно функционировали крупнейший в западной Украине железнодорожный узел, масштабный цементный завод, частная паркетная фабрика и несколько плавильно-механических заводов.

Для того, чтобы иметь доступ к высококвалифицированным кадровым работникам, в 1886 году в городе открыли железнодорожный лицей, обучение в котором длилось всего два года.

Активное участие в Октябрьском перевороте приняли почти все трудящиеся города. Откликаясь на зов большевиков, первыми прекратили работу железнодорожники. К ним подключились работники цементного и механического заводов. Всего примерно 2 тысячи рабочих приняли участие в митингах. Восстания прекратились только после прибытия в город военных подразделений, в результате чего несколько десятков рабочих было убито, более 100 человек были арестованы и отправились в тюрьму.

Далее в истории города случилось две войны, город неоднократно переходил из одних рук в другие. Понятно, что каждый новый «владелец» грабил Здолбунов, как только мог.

В результате – пустые склады запасов еды, материалов и сырья. Хотя это не мешало Здолбунову быть оплотом сопротивления фашистским войскам, вокруг города было несколько десятков партизанских отрядов, которые оказали огромную помощь красной армии. Однако Союзники выиграли Вторую Мировую войну и все начало возвращаться на круги своя.

Если упустить печальные события 1932-1933 годов, то жизнь здесь била ключом. Железнодорожный узел был самым большим в регионе: через него каждый день проходили десятки поездов в самые разные направления: Львов, Киев, Москва и много маленьких городков, которые были «золотым дном полезных ископаемых» для СССР.  По результатам переписи населения, в 1989 году в городе проживало 65 347 людей.

Изменения при независимой Украине

Далее пришел период Перестройки. Во время третьего этапа Украина приняла решение отделиться от СССР и объявила о своей независимости.

После этого в маленький провинциальный городок, как и во всю страну, ворвался хаос, и успешный промышленный центр стал медленно умирать. Было разворовано и передано в частное владение все, что только можно: цементный завод передали в руки частного предпринимателя, с кирпичного завода было вывезено все оборудование, мелкие механические заводы массово закрывались под натиском рэкета и бандитов.

Это был краткий экскурс в историю некого успешного «промышленного придатка» нынче Независимой Украины. Но что же мы имеем сейчас? По логике вещей, город, который имел такое «благоприятное начало» должен был возродиться и развиваться: должны были строиться новые заводы, фабрики, расти частный бизнес, массово создаваться новые рабочие места, школы и больницы.

Здолбунов в фотографиях

На практике, все очень и очень прискорбно.

К сожалению, нет точных данных о количестве жителей на текущий, 2018 год. Последняя перепись населения проходила в 2009 году и, согласно ее результатам, в городе осталась 51,1 тысяча человек. То есть, за 20 лет количество жителей, с учетом новорожденных, сократилось на 14 тысяч человек.

Сегодня на дворе 2018 год и численность моего городка сократилась еще, наверное, тысяч на 20. Почему? На этот вопрос есть ответ – молодежь бежит из города со всех ног.

Опять же, почему? Позвольте ответить на второе «почему» при помощи фотографий и коротких комментариев к ним.

Фото №1. Здесь показано единственное футбольное поле, на котором можно поиграть в футбол.

Стоит отметить, что кирпичную крошку в основание (отходы от работы кирпичного завода!) и ворота поставили еще в 1990 году. С тех пор его никто не облагораживал и не следил за ним. Зато родители всегда знали, где были их дети, ведь после игры на этом поле все действующие лица становились красными: вся одежда и открытые части тела покрывались толстым слоем пыли от крошки, которая не смывалась в течении нескольких дней.

Фото №1.1 Дорога к единственному стадиону.

Кроме того, что поле старое и заброшенное, к нему еще попробуй добраться. После дождя это сделать практически нереально – асфальтной дороги здесь не было никогда. Единственная возможность это сделать – в обход через частный сектор.

Я сказал — единственное поле? Извините, ошибся. Есть еще.

Фото №2. Панорама стадиона.

Как видно с фото, газон здесь – натуральная трава, которую даже подстригают и перед играми рисуют разметку поля. Правда, сейчас игры проходят, в лучшем случае, несколько раз за год. И команды-соперники – это футболисты из окружных сел. А раньше…

Фото №3. Стадион Локомотив.

В 1988 году на этом стадионе сошлись в схватке команда со Здолбунова«Металлист» и сборная СССР.

Фото №4. Зрители смотрели этот легендарный матч.

В подготовке стадиона и города к этому событию взяли участие почти все жители города. На данный момент, стадион «Локомотив» только для «привилегированных спортсменов» — участников спортивного клуба «Локомотив», в котором осталось всего 10 человек. Всех остальных на стадион не пускают: постоянная охрана, которая может даже вызвать полицию для того, что бы выгнать ребят с поля.

К слову о полиции. В городе есть полицейский участок и ровно одна патрульная машина, которая стоит на стоянке более 10 лет. При любом вызове полицейских ждать их приходится около часа – пока они примут вызов и приедут с ближайшего большого города, которым является Ровно.

Что же касается гордости здолбуновской индустрии —  железной дороги – то нынче она тоже в плачевном состоянии.

Фото №5. Старинный мост-переход через железнодорожные пути.

Сказать, что по нему страшно ходить — это не сказать ничего. Последний капитальный ремонт данного инженерного «чуда» был выполнен в год моего рождения – в 1991 году.

После того, городские власти упорно игнорируют жалобы горожан о том, что мост скрипит и шатается от порывов ветра. Такая халатность может привести к тому, что он рухнет со дня на день, а ведь он соединяет самый дальний район города с автовокзалом. Если случится авария на мосту, то встанут все поезда, и людям, которые живут за мостом, придётся идти пешком около 3 километров для того, что бы попасть к транспортной развязке.

Фото №6. Состояние железнодорожных колей.

Фото №6.1. Состояние железнодорожных колей и работа шиферного завода.

Как я сказал, если мост обрушится, то это остановит движение всех поездов. Это приведет к значительным убыткам транспортных компаний, несмотря на то, что количество поездов уменьшилось более, чем в 4 раза, если сравнивать с 1995 годом. Но даже при этом, через город проходят поезда на Львов, Киев и Москву.

Так почему же власти не реагируют на проблему? Ответ всегда один и тот же – нет денег в городском бюджете. Именно тут и кроются махинации.

Фото №7. На фото видно стройку моста через единственное в городе нормальное место для отдыха – озеро «Восьмерка».

Строительство моста было запущено в 2016 году и на него выделено примерно 50 тысяч долларов. Это при том всем, что надобности в нем, практически, нет.

Еще один пример явного транжирства — это стройка спортивного комплекса. Его, якобы, спонсирует некий важный бизнесмен, который родом также из города, но имя и фамилию его не раскрывают.

Фото №8. Строительство данного комплекса было начато в 2015 году.

Но уже в 2016 году оно было  приостановлено, а в начале 2018 года вновь возобновлено. Некое практическое применение у этого комплекса, конечно же, имеется, ведь в городе живет несколько десятков «зажиточных» горожан, которые хотят растить и развивать детей. Да и не столь зажиточные жители этого хотят и будут этому не против. Но, для начала, можно было привести в порядок дороги.

Фото №9. На фото отображена одна из основных улиц города и видно состояние дороги.

Вернее, видно состояние отсутствия нормальной дороги и показан асфальт тридцатилетней давности.  К сожалению, это одна из лучших дорог в городе. Остальные дороги находятся в еще более плачевном состоянии.

Фото №10. Это фото ярко отображает «замечательные» подъездные дороги к жилым комплексам.

Кроме того, здесь хорошо видно самые новые постройки многоэтажных домов.

Для понимания, под фразой «самые новые» я имею в виду постройки, которые были сданы в эксплуатацию в 1995 году. После этого никакие массовые застройки, кроме захвата частных участков, не проводились.

Кроме того, стоит отметить художества уличных мастеров. Такие, относительно интересные рисунки, можно встретить лишь в нескольких местах. В большинстве случаев это просто матерные слова на стенах домов и подъездов.

Следующей достопримечательностью центральных городских улиц является архитектура и внешние работы по фасаду. Если в развитых городах этот вопрос стоит на первых местах, то в Здолбунове об этом забыли совсем.

Фото №11. Данное уникальное архитектурное строение представляет очень старую школу архитектуры.

Хотя, возможно, ее оставили в память об одном из мэров города, который вполне мог быть зачат в одном из таких помещений.

Теперь хочу затронуть тему образования молодых людей. Как было сказано выше, в городе работает железнодорожный лицей. Это единственное образовательное учреждение, отличное от общеобразовательных школ, которых, кстати, в городе всего 5, и большинство классов теперь пустуют. На этот лицей тоже мало кто выделяет денежные средства, поэтому само здание приходит в упадок.

Фото №12. Прошу обратить внимание на торец здания.

Если учесть то, что училище находиться почти в центре города, можно предположить состояние других учебных заведений…

Предпоследним пунктом обзорной программы является экология. Многие могут подумать, что если цементный и кирпичный заводы закрылись, то в городе нормальный воздух и дышится легко. Но нет! В треть своей мощности работает шиферный завод, который постоянно дымит и недалеко от центра города стоят силосы…

Фото №13. Данные силосы дважды в день выбрасывают в воздух целые тучи пыли, которая с годами накапливается в легких жителей и стает причиной астмы и других заболеваний верхних дыхательных путей у молодого поколения.

Ну и квинтэссенция моего обзора – самый большой магазин в городе.

Фото №14 Данный снимок был сделан в разгар рабочего дня (примерно, в 14:00).

Конечно, по городу есть много маленьких магазинчиков, в которых можно купить большинство жизненно необходимых продуктов, но сам факт наличия такого примера для подражания угнетает. Кроме ларьков, в городе действует рынок, или, правильней будет сказать, базар, куда из окрестных сел иногда приезжают бабушки чтобы продавать молоко и творог, и еще всякие разные продукты питания.

Почему люди бегут из маленьких городов?

Далее  хочу поделиться некоторыми своими личными соображениями, почему же количество населения неумолимо снижается.

Причина №1. Нет условий для жизни молодых семей

Как видно по фото №10, доступного жилья давно не создавалось. Так где же должна жить молодая пара, которая решила пожениться? В старой однокомнатной квартире вместе с мамой и бабушкой? Я думаю, что никого такая перспектива не обрадует. Цены на эти же старые квартирки не очень сильно отличаются от цен на нормальные квартиры в областном центре – городе Ровно. Разница составляет несколько тысяч долларов. Но… мы плавно подошли к следующей причине.

Причина №2. Нет нормальной работы

Всего, по состоянию на 2015 год, в городе было зарегистрировано 53 частных предприятия. В этот перечень вошли два десятка торговых точек, две автозаправочные станции, хлебопекарня, кондитерская, шиферный завод, цементный завод (хоть он и не работает), кирпичный завод, две автомастерских, пара тройка аптек и все!

Понятно, что еще есть целый ряд государственных предприятий: школы, детские садики, поликлиника, железная дорога, почта, водоканал, облэнерго и другие расплодники бюрократии и расхитители государственного бюджета. Предприятий не так уж много, поэтому найти достойную работу с конкурентоспособной заработной платой практически нереально. Все места уже давно заняты, и тех, кто там работает, вынесут от туда только вперед ногами. Значит, нужно искать работу в городе Ровно, верно? Благо, он недалеко – всего 17 километров. И тут приходит пункт №3, средняя зарплата.

Причина №3. Средняя зарплата на частном предприятии в Ровно составляет примерно 120-150 долларов

Тоже не особо много.

Кроме того, каждый день нужно потратить на дорогу до работы около 2 долларов. Если учесть, что в месяце 21 рабочий день, то расходы на транспорт составляют 42 доллара.

Итого, чистый доход одного рабочего будет плавать от 80 до 110 долларов. При этом нужно кушать, одеваться, организовывать какой-то досуг. С таким скудным заработком накопить даже на старую квартирку (я уже не говорю про частный дом) практически нереально. Ровненская область — одна из самых бедных областей Украины.

Причина №4. Люди просто уезжают из города

Понимаю, что утверждение «люди уезжают с города потому, что люди уезжают с города» звучит бессмысленно. Но предлагаю над этим задуматься. Сейчас эра интернета и информационного обеспечения. Многие ищут возможности для заработка в разных концах Земного шара. И находят. Соответственно, количество молодых парней и девушек в городе падает.

Но все хотят встречаться, влюбляться, гулять и создавать семьи. А как это сделать, если на весь город 30 нормальных девчонок и все они заняты?  Понятно, что нужно куда-то выезжать.

Причина №5. Наркомания и пьянство

Понимаю, что это бич современного общества, но это уже перебор.

В 2008 году такой маленький городок занял первое место по Западной Украине по наркомании. Сюда ездили все наркоманы «за товаром», который передавался прямо в поезда или автобусы.

Как по мне, это было вызвано отсутствием контроля со стороны правоохранительных органов, невозможностью нормально заработать и скукой. Объясню скуку – в городе нет ни кинотеатра, ни театра, всего два кафе, где предлагают лишь пиво, 50 грамм и закуску.

Заключение

Как можно было «срубить под корень» такой перспективный город и развивающейся инфраструктурой и промышленностью – вопрос не ко мне. Я этого не знаю. Я только знаю, что нормальных людей здесь осталось мало: старшее поколение, в основном, сидит на огородах и старается выжить, молодое поколение убегает в другие города или в туманный мир наркотиков и пьянства.  А плацдарм для процветания есть огромный, нужно лишь… что-то. Надеюсь, ситуация изменится в лучшую сторону.

Загрузка...

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Я живу в городе Здолбунов – бывший крупный Ж/Д узел. Сейчас город – притон наркоманов и умирает

  1. Загрузка...
  2. Alesya Aleseva says

    Хочу вас огорчить, но ситуация не улучшиться… Не только из вашего города бегут, сейчас так везде! Деревни разваливаются на глазах, остаются старики. Это вина Правительства! Пока там, наверху не примут какой нибудь закон, так и будет!

  3. Полина says

    В статье только звучит одно-как все плохо.Но неужели нет ничего хорошего? Почему бы не рассказать немного о достопримечательностях и их потенциале?

  4. ольга says

    По плану Мирового жидовского правительства после исчезновения малых городов исчезнут большие города! Процесс запущен, тихой сапой!

  5. km50 says

    “Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше”. Человек или смиряется с ситуацией, или что-то делает для улучшения. Почему же автор продолжает хвататьмя за соломинку и надеяться на изменения?

  6. алла says

    Обидно до слез. Такое богатство, столько возможностей для работящих жителей, которые изо всех сил стараются жить по людски. Ведь еще осталась маленькая часть людей, которые жили до, при советской власти, в советское время и теперь сравнивают эти времена. При польше было тяжело, при советах – тяжело, очень надеялись на Свободную Украину, а ожидания оказались напрасными. От Кравчука до Порошенка и их окружения все одно и тоже – грабеж. Уезжают самые перспективные молодые за границу или на войну с ненавистным “старшим братом”. И все же хочется верить, что сгинут наши вороженьки, ведь мы не хуже процветающих прибалтов поляков, немцев.Вся беда в том, что мы заражены как раковой опухолью социализмом и коммунизмом, когда надо было врать и поддерживать власть. Подрастающее поколение этого не знает, слава богу, не знает очередей за продуктами, “прелестей” колхозной жизни и будущее за ними.

  7. Ярослав М. says

    С малых лет рос и воспитывался в Здолбунове. Здесь вся моя родня и самые хорошие, лучшие друзья. Сейчас, и уже очень давно, живу далеко, в ненавистной всеми России.
    С тех пор, никогда не покидала мысль вернуться обратно на Родную землю, только реальность эта все дальше.
    Первое потрясение было в 1991г. когда Украина стала “независимой”…..
    Второе, в 2014-м – когда “победил майдан”….
    И третье….. после прочтения этой статьи
    Если во время первого я был еще молодой и мне было “просто” очень жалко, то после второго (представляя последствия) резко поседел….
    Сейчас, внутренне, я просто разбит….. Беда.

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *