Как мне отбили желание работать преподавателем в школе. Реальная история молодого специалиста

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее и сложнее, чем у представителей другой профессии — слишком большая ответственность за качество своей работы, за результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Но даже не это главное. Многие молодые преподаватели просто не могут вписаться в коллектив и работать в школе, где оценки ставят не за знания.

Сегодняшняя героиня журнала Reconomica, Анна из Тамбова, после окончания обучения на историческом факультете университета решила поработать преподавателем истории в обычной средней школе. Что из этого вышло, вы узнаете из ее откровенного рассказа.

Немного о себе

Меня зовут Анна, мне 31 год, живу в Тамбове.

Ещё в 5 классе у меня появилась мечта стать историком. Не знаю, как мне удалось пронести ее до 11 класса, несмотря на постоянную смену учителей по этому предмету, каждый из которых был хуже предыдущего, и постоянное недовольство всех вокруг моим профессиональным выбором.

Получив в 2005 году свою золотую медаль, я поступила на истфак в Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, который окончила с красным дипломом в 2010-м. Ещё в 2008 году я начала писать курсовые и дипломные работы на заказ, параллельно оформив себе свободное посещение и устроившись в школу педагогом дополнительного образования. Плюс я планировала писать диссертацию — у меня уже был научный руководитель и выбор из двух тем. За студенческие работы в то время платили хорошо: курсовик стоил 2 000-3 000 рублей, диплом — до 10 000. Сейчас таких цен на фрилансе просто нет.

В итоге к концу учебы в университете я настолько уже устала писать, что решила отказаться от аспирантуры и отправилась на поиски себя.

Работа в школе

Самым логичным решением с историческим образованием на тот момент виделась работа в школе.

Учебный класс

Учебный класс.

По рекомендации преподавателя я устроилась в школу в г. Котовске, который расположен поблизости от Тамбова. Эта школа в тот год получила звание лучшей из лучших, и внешне все выглядело очень удачно.

С 3 по 5 курс университета я жила в студенческом общежитии, в Котовске мне выделили отдельную комнату в общаге, за которую я платила 1 000 в месяц + определенную таксу за каждый электроприбор. Самым ужасным было полное отсутствие горячей воды — ее не было совсем и никогда. Как меня тогда это не испугало, не представляю. Как бы там ни было, я переехала.

Преподаватель истории и обществознания

Начался учебный год. У меня были классы с 5 по 9, один десятиклассник на домашнем обучении и классное руководство в 9 классе. Своего кабинета не было, кабинет моего класса так и остался за учителем физики, их предыдущей классной руководительницей, которую повысили до завуча. Без кабинета учителю, конечно, очень трудно. Вообще трудно было всё.

Мое университетское образование было классическим, а не педагогическим. Педагогика и даже методика преподавания истории у нас, конечно, были, но скорее для галочки. Да и вообще, только выпустившись, со всеми фундаментальными университетскими знаниями об истории, источниковедении и историографии, мне нужно было спуститься на очень примитивный и часто искаженный уровень школьных учебников. Вечерами и ночами нужно было писать конспекты уроков. За ведение урока, пусть и отличное, ругали. После этого я поняла, почему старые учителя ведут уроки по жёлтым листочкам и тетрадкам, по которым видно, что писались они еще “то ли при царе, то ли при фараоне”, как говорилось в каком-то анекдоте.

Обычно в день у меня было 6-7 уроков, чаще всего писать нужно было 4-5 конспектов (иногда составлявший расписание человек был милостив и ставил в один день не все классы, а, например, два пятых, два седьмых, шестой, восьмой, девятый. Вот и набегало 7 уроков, но 5 конспектов.

Вела я историю и обществознание, 2 раза в неделю ходила на дом к десятикласснику, который лечился от рака. Еще тяжелее было поддерживать дисциплину. Я вообще слабо до сих пор понимаю, как это сделать не на страхе, а на страхе не хотелось. Да и выглядела я ровесницей моих 9-классников. Меня все время путали с ними даже коллеги. Класс мне достался неблагополучный, да еще после жесткой учительницы. Я сама училась в классе, где ценились знания, а вот этот класс был полной противоположностью: в нем рулили двоечники.

Читайте также: Учитель — это звучит гордо?! Вся правда о работе в обычной средней школе от педагога из Саратова.

ученики

Класс мне достался неблагополучный, да еще после жесткой учительницы.

Как жить на такую зарплату?

Меня очень подводило здоровье. Мое горло с хроническим тонзиллитом и фарингитом вообще не выдерживало нагрузок. В итоге 2 ангины за 3 месяца.

Мой оклад был что-то около 6 тысяч со всеми надбавками за молодого специалиста и классное руководство. Тысячу с хвостиком я отдавала за общежитие.

Из-за того, что были больничные (вести уроки с ангиной на пике вообще было невозможно), по факту получалась вообще мизерная сумма даже по меркам 2010 года. Поэтому после рабочего дня, после вечернего штудирования учебников и методических пособий, написания конспектов, я писала дипломы на заказ. Заказов тогда у меня было много. Я вообще не помню, когда я в то время спала, благо была совсем молодая и силы были.

День учителя

Настал День учителя. По своей наивности я не проконтролировала, какие подарки мой класс подарил директору и завучам. Подарки оказались плохи.

Вечером в школе был большой банкет, гуляли чуть не до ночи, а утром завуч пришла ко мне на первый урок с проверкой. В тот день конспект я не написала. Меня ругали, хотя урок я провела очень хорошо, и класс работал отлично. Помню, моя мама, которая в свое время сама была и завучем, и директором, сразу сказала, что это меня проучить хотят. А мне, несмотря на все трудности, с учениками работать нравилось. До сих пор храню некоторые особо интересные их творческие работы, например сочинения 6-классников про день феодала. Только такими работами можно было действительно проверить, усвоен материал или нет.

Читайте также: Школьный учитель, преподаватель ВУЗа, воспитатель детского сада. Кем лучше работать и почему.

фриланс

После рабочего дня, после вечернего штудирования учебников и методических пособий, написания конспектов, я писала дипломы на заказ.

Точка невозврата

Я продолжала работать, подошла к концу четверть. Я наставила всем оценок, которые считала нужными. И тут случилась точка невозврата. Меня вызвала к себе завуч и сказала, что мои оценки никуда не годятся: “Если ученик имеет 5 по математике или физике, что же он пункт по истории ответить не может?” В общем, по ее мнению, я должна была срочно исправить итоговые оценки на пятерки.

Такое неуважение к моему любимому предмету я стерпеть не могла. Я поняла, что если смолчу, то моя “история” так и останется третьесортным простеньким предметом: выучил 3 строчки и отличник.

В итоге через 3 месяца работы я приняла решение, что школа в ее современном состоянии — совсем не мое, и написала заявление. Руководство не ожидало, что я осмелюсь. Для них уход молодого специалиста был невыгоден. Меня уговаривали, но все желание у меня уже было отбито.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *