Маркетинговый ход, или как не купить 3 штуки по цене 2, если и одна-то не нужна. Эффективная система экономии

Вы решили экономить и покупать все по акциям и на распродажах, пользуясь в придачу различными бонусными программами и скидочными картами. Будьте внимательны и аккуратны! Ведь маркетологи не зря получают зарплату, они работают, привлекая покупателей, используя различные маркетинговые ходы. Вспомните, как вы бродите по огромному супермаркету и всегда натыкаетесь на выставленный посередине стеллаж с уценкой. Тут ваша экономия может обернуться еще большими тратами.

Сегодняшняя гостья журнала Reconomica Анна раньше вообще не задумывалась об экономии денег, пока… Собственно, она сама все расскажет: и об уловках маркетологов, и о своей экономии, и том, как ходить в магазин с ребенком, которому всегда что-то хочется купить. Читайте!

Как я задумалась об экономии

Привет.

Меня зовут Анна. По образованию я психолог, работаю по специальности сама на себя. Живу на две страны, езжу между Россией и Украиной, потому расчеты у меня весьма интересные.

Так уж получилось, что я устала работать на кого-то и в итоге решила уйти в свободное плавание. Это вызвало ряд вопросов, ответы на которые я не искала до определенного момента… А потом навалилось: кредиты, обязательные платы, череда неприятных событий в семье — и наша семья оказалась в затруднительном положении.

Мы старались изо всех сил, но, опыт показывает, что работать по старым чертежам в новых условиях непродуктивно, временами бесполезно, а в особых условиях может и навредить.

Долгое время я не задавалась вопросом экономии, а потом, между прочим подружка меня спросила: “А ты вообще представляешь, сколько денег ты тратишь в год на пакеты в супермаркете? Знаешь, что Магнит зарабатывает до 700 миллионов рублей в год только на пакетах?” Мы на салфеточке скромненькие цифры вывели: если покупаешь в Магните два пакета в день, то в год только на пакеты, которые лежат дома в пакете, тратишь 2 847 рублей (если берем пакетик за 3.90). В Metro пакет стоит 12.9 руб. Если мы делаем покупки с той же регулярностью, то тратим 4 526 рублей в год. И это мы не посчитали праздники, когда пакетов даже не два. В украинских супермаркетах мы тратим 2.9 грн. на пакет, в год получается 2 117 грн., это примерно 5 551 руб. Было решено не покупать пакеты, а ходить с теми, что есть + куплены шопперы за 120 грн./штука (315 руб.). Они полностью окупились и радуют нас до сих пор. Итак, первый шаг мы сделали.

я

Это я.

Пампушки с чесноком

Вы задумывались когда-нибудь, почему в супермаркетах пахнет выпечкой? Свежие пампушки с чесночком, ароматный хлеб, булочки… Это хитрый ход: запах чеснока стимулирует аппетит, запах сдобы вызывает ассоциации с чувством комфорта (бабушка пекла пироги и аромат разливался по дому, она угощала, поила чаем и все прочее). И вот, после работы голодная и уставшая я частенько нагребала этой выпечки, а к ней еще чего-нибудь. Стоило прислушаться к советам и на голодный желудок не ходить за продуктами – все, это действительно работает. В Краснодаре мой средний чек составлял примерно 2 000 руб., в Запорожье сходить по мелочи — 400 грн. (примерно 1 200 руб.). Купленных продуктов в порыве голода было больше, чем требовалось моей семье, многое уходило в мусорное ведро.

Когда я решила пересмотреть свое отношение к тратам? Именно в тот момент, когда прочла в новостях, что многие россияне берут кредиты, чтобы с размахом отпраздновать Новый год.

И вот тогда-то я вспомнила все выброшенные салатики и нереальное количество еды, которое не съедалось, но непременно готовилось. Ведь у меня стабильно в холодильнике стояла полупустая бутылка кефира, и через время мы с ней расставались, потому что срок годности истек. Если раз в неделю я покупала литр кефира, но выпивалась ровно половина, значит, минимум 30 рублей мы в тот момент и теряли, а это 1 590 рублей в год. Мне сложно обращаться с цифрами, потому я старательно высчитывала, перепроверяла, записывала.

бонусы

Все делается для того, чтобы мы больше покупали.

Система экономии

Стало понятно, что необходима некая система, чтобы упорядочить наши бессмысленные траты, пустить их в полезное русло.

Список необходимых продуктов

Мы начали составлять списки. Продукты — отдельный пункт, потому что ребята, раскладывающие товары в супермаркетах, запахи, даже организация пространства — все организовано таким образом, чтобы человек зашел, был вынужден потратить какое-то время на поиски нужного между рядов, параллельно загребая еще ворох ненужного, потому что торговое помещение буквально напичкано всякими ловушками.

На полки, на уровне глаз, кладут то, что нужно сбыть: хочешь — не хочешь, а увидишь…

Более того, человек, что запатентовал те самые тележки, — гений маркетинга. Он открыл продуктовый магазин, но бизнес не шел, нужно было решение… Понаблюдав несколько дней одну и ту же картину, он принял судьбоносное для себя решение — адаптировать садовую тележку в продуктовую, ведь посетители ходят по магазину куда дольше, если им не нужно таскать продукты на себе. Более того, у тележек неспроста такой размер и форма… В большой тележке даже запас продуктов на неделю выглядит каким-то маленьким. Да, она создана именно такой, чтобы вводить в заблуждение. Поэтому списки — наше все! Перед составлением я проводила ревизию, заодно начала планировать меню, чтобы перейти на так называемое безотходное производство.

Читайте также: Жить на пенсию — это целая наука. Домашний бухучет пенсионерки из Ижевска.

акция

Сообщения о распродажах поступают ежедневно: пять по цене трех, ликвидация товара, праздничные скидки, акции.

Если составить список, взять все, что запланировал, то даже не очень внушительного размера покупка не будет казаться мелкой, ведь мы выполнили задачу, уж такова психология человека.

Посещение с детьми торговых центров

Посещение с детьми торговых центров — отдельная тема. Я не одинока в том, что иногда даю слабину и удовлетворяю желания сына: молочный коктейль, кусок пиццы на фудкорте, а рядом отдел игрушек… Вроде бы ходили посмотреть, а минус на счету существенный. Поэтому в формате трансформации наших отношений с деньгами, я объясняла сыну, куда мы идем, что мы там будем делать, какой у нас план, например: “Мы идем за молоком, картошкой и хлебом, запоминай!” И проговариваем наш список продуктов.

Если по списку допустима покупка чего-нибудь для ребенка, то обсуждаем и это сразу: можешь взять что-то одно в пределах такой-то суммы.

Опять-таки, на кассе нас ждет очередное испытание: все эти красивые обертки шоколадок, леденцов и прочей дребедени на стойках. Во время ожидания смотрит ребенок и часто включает режим: “Ох, так хочется… Можно взять?” Практика действительно работает, включает ребенка во взрослый мир, начинает взаимодействовать с социальной средой, учит распоряжаться деньгами, а главное — бережет нервы мам и пап. Главное — не сбиваться с курса.

Читайте также: Главное правило — не брать кредит. Реальный опыт экономии семейного бюджета.

сын

Я не одинока в том, что иногда даю слабину и удовлетворяю желания сына.

Почему я говорю так много о еде? Все просто. Статистика утверждает, что россияне тратят минимум 30% своих доходов на еду — это действительно много.

Одежда и другие вещи

Про одежду, да и любые вещи хочется отдельно сказать. У японцев стремление к рациональности и минимализму в крови. Они живут в маленьких квартирках, где очень мало места, поэтому платье “на лучшее свидание в жизни” хранить негде. И перед выходом на прогулку, или планово направляясь  в магазин, они фотографируют свой гардероб, содержимое холодильника и прочее, чтобы не брать то, что уже есть или похожее (человек инстинктивно тянется к тем расцветкам и фасонам, которые уже носил). Не скажу, что перед каждым походом в магазин я фотографирую свои вещички, но в первое время этот прием послужил толчком к тому, чтобы задумываться, прежде чем покупать.

Читайте также: Где покупать вещи отличного качества по заманчивым ценам (не секонд-хенд). Реальные примеры выгодных приобретений.

маркетинговый ход

В магазине все продумано до мелочей — ребенок обязательно остановится и попросит купить.

Именно в этом вся соль, ведь сообщения о распродажах поступают ежедневно: пять по цене трех, ликвидация товара, праздничные скидки. Бардак на раскладках магазинов не просто так — вот это ощущение, что здесь кто-то перебирал вещи, искал нужный цвет или размер, подталкивает нас заняться тем же.

Это вовсе не небрежное отношение консультантов, просто очередной трюк… А ведь не всегда анализируешь, нужно ли тебе это вот 5 по цене трех, если и одну-то покупать изначально плана не было.

Заключение

Если говорить коротко и языком цифр — за два года многое изменилось. Получилось расстаться с кредитными картами, не проваливаться в финансовые кризисы из-за непомерных трат. Мы научились откладывать, сначала это была шуточная коробочка “на пакеты”, сейчас — отдельный счет, на который мы без боли и сожаления научились переводить четверть своих доходов в качестве подушки безопасности, еще четверть — на мечту. Остального нам хватает на комфортную жизнь, хобби, полноценный рацион со свежими овощами и фруктами круглый год.

Системный подход к тратам и капелька организованности в вопросах списка — это совсем просто, стоит только начать.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *