Как потерять 2 000 000? Просто займитесь делом, в котором ничего не понимаете! История бизнесмена, который разорился из-за незнания дела

Любишь кататься, люби и саночки возить. Эта поговорка как нельзя лучше характеризует нашего следующего гостя, который нажил себе проблем из-за того, что не хотел «катать саночки». Начать какой-либо бизнес, не зная его подноготную, несложно. Сложно потом разгребать проблемы, которые возникают из-за незнания дела.

Сегодня Reconomica представляет на суд читателей историю одного бизнесмена, который организовал службу заказов такси, получившую в народе прозвище “недоезжайка”. Почему так получилось и какую сумму убытков понёс бизнесмен, читайте далее. Имя героя изменено по его просьбе.

Куртки, сумки и такси… Казалось бы, какая связь? 

Здравствуйте. Меня зовут Иван. Сейчас я живу в Москве. Приехал я сюда на заработки, так как в своём городе нормальную работу найти не удалось, а мой бизнес прогорел. Я хочу поделиться своей историей “пролёта” в бизнесе. Виноват в этом, конечно же, я сам, и все ошибки совершил сам, без посторонней помощи. Я хотел как лучше, а получилось как всегда. Ну, перейдём к делу.

Почему я сменил занятие

Я был предпринимателем и торговал на рынке с 2006 года. У меня была одна точка, где я торговал женскими и мужскими ремнями, сумками, куртками, жилетками и прочими изделиями из кожи и заменителя. Точка у меня была одна, но я ещё поставлял товар оптом в несколько магазинчиков. Дела у меня шли хорошо, зарабатывал я прилично – 75-150 тысяч в месяц выходило всегда.

рынок

Вот так выглядели торговые точки на нашем рынке.

Работа шла, деньги копились, и ничего не предвещало беды. Но мы живём в государстве, в котором вечного нет ничего. Так случилось, что место, на котором располагался рынок, было спорное и на него претендовало несколько крупных организаций. Старых владельцев потеснили, а новых было такое количество, что разборки между ними начались непосредственно на рынке, а закончились в судах. Пока они между собой выясняли, кто освоит территорию, торговцам давали работать.

Читайте также: Как я чуть не построила Ягодное Королевство. Реальная история.

Такая ситуация длилась с 2012 по 2014 год. Далее хозяин на землю определился, и на месте рынка началось строительство торгового центра. Всё бы хорошо, и все торговцы с рынка могли бы перейти торговать в новое здание, но наступила ещё череда событий, которая повлияла на всю нашу жизнь.

Перед тем как началось строительство, нас собрал новый владелец торгового центра и распределил места в новом здании. Мы даже вошли в долевое участие и вложились по 300 000 рублей на свои павильоны. Это сделали те, кто хотел занять первый этаж. На арендную плату эти вклады не повлияли, но попасть вне очереди на хорошие места позволили.

Стройка стартовала, и все в предвкушении ждали открытия. Я был очень рад этому событию, так как место, где изначально был рынок, находилось вблизи двух вокзалов: автодорожного и железнодорожного. Народу здесь всегда было уйма. Вся область и соседний регион приезжали закупать товары. Для них этот рынок десятилетиями был центром культуры и торговли, то есть место, которое определяло моду каждого областного центра и села. Мы к этому привыкли, и сельчане без этого рынка не представляли, где покупать одежду и бытовые товары. Так что значение этого места для нас трудно переоценить.

Но дело происходит в России, и на каждый суд здесь находится ещё более крутая инстанция. Недостроенный торговый центр стал опять предметом споров, строительство снова заморозили и в этот раз надолго.

Я тогда начал задумываться о смене рода деятельности, так как в моём бизнесе работало именно место, а не законы маркетинга. Места такого больше не было, а если открывать отдельный магазинчик, то туда ходить не будут. Рынок есть рынок, и все сельчане тянутся в основном туда. Здесь есть пивные, рюмочные, шашлычные. Здесь можно сыграть в карты или продуть напёрсточникам все деньги. Это так называемый местный Лас-Вегас, который перестал существовать с началом стройки.

Идея, которая пришла из воздуха

Я придумал следующее занятие: открыть диспетчерскую службу заказа такси. На 2014 год её можно было организовать за 500-700 тысяч. В эту сумму входила покупка программного обеспечения, компьютеров, оборудования, аренда офиса и найм сотрудников с оплатой первого месяца труда.

Прибыль исчислялась в размере 5% от общего оборота перевозок. К примеру, если диспетчерская выполнит заказы на 3 000 000 рублей, то сумма заработка будет составлять 150 000. Процент, взимаемый с водителей, равнялся 15%. Из них 10% должно было уходить на оплату офиса, налогов и зарплат диспетчерам, а остальные были в качестве бонуса для владельца.

Выполнять заказы на эту сумму было несложно. Средняя цена поездки равнялась 150 рублей. Семьсот заказов в сутки хватало, чтобы добиться такого результата. По моим подсчётам, в утреннее и вечернее время количество заказов в городе превышало 10 000 в сутки. Я вывел эти цифры, потому что сам часто пользовался такси, и утром вызвать машину было проблемой. С 7 и до 10 утра можно было её не дождаться. Также качество машин оставляло желать лучшего. Порой приезжали такие развалюхи, что сесть туда в белой рубашке и не испачкаться было достижением.

В общем, я решил начать работать в этом секторе и привнести в него что-то новое. Как выяснилось позже, изобретать велосипед было не нужно.

Реализация проекта и начало конца

Вначале я купил программу такси за 350 тысяч. Также я купил 5 компьютеров и необходимую мебель. Всё это я привёз в арендованный офис и нанял специалиста для наладки системы и обучения диспетчеров. Всё это обошлось мне в 600 тысяч рублей. Ещё я заложил зарплату на месяц для менеджера и четырёх диспетчеров – 120 000.

такси

Так выглядит диспетчерская изнутри.

На рекламу у меня ушло 250 тысяч. Я повесил 6 баннеров по городу, дал рекламу на радио, телевидении и в интернете. Настало время ожидания. Сначала нужно было набрать штат таксистов.

Предвестники первых проблем

Таксисты звонили, интересовались условиями, но устраиваться ко мне на работу не спешили. Дело в том, что установка программы требовала отдельного смартфона. У действующих таксистов обычно такие уже есть, но там установлены программы других служб. Это не воспрещается, так как таксисты народ вольный и работают там, где хотят.

Покупать дорогие телефоны они не спешили, и поэтому мой штат на момент открытия составлял 57 человек. Половина из всех были новичками или занимались подработкой только в вечернее время и в выходные. Такое положение дел можно назвать не очень обнадёживающим.

Но время запуска диспетчерской пришло, и я начал работу с недостатком машин на линии. Я думал, что заказов сначала будет мало, но я ошибся. Реклама сработала хорошо, и на второй день после открытия диспетчерской посыпались звонки. В первые сутки их было около 1000. Большая часть из них была заказами, а остальные – жалобами. Люди звонили и жаловались, что машин нет. Машин действительно не было. Все те, кто подключился к моей программе, не справлялись с потоком звонков. А в часы пик, когда город переполнен пробками, и вовсе на линию никто не выходил.

Положение из плохого перешло в критическое. За первый месяц на программу мне перечислили всего 11 400 рублей. Я ушёл в минус и расплатился с работниками за текущий месяц работы из своего кармана.

Но ни один бизнес не начинается гладко. Я продолжил набор водителей. К концу второго месяца на программе у меня сидело уже двести человек. К сведению, у ближайших конкурентов на программе было не менее 1000 водителей. Если с потоком заказов не справлялись они, то я со своими водителями не справлялся и с десятой долей звонков.

“Такси-недоезжайка”

По этой причине количество звонков упало в трое, а к моей диспетчерской прикрепилось прозвище “такси-недоезжайка”. Этот факт расстраивал, но в тоже время я понимал, что если обеспечить людей транспортом, то все эти звонки обернутся деньгами.

Я начал задумываться о приобретении собственного автопарка. Средств своих конечно не было, и я стал искать инвесторов. 99% всех инвесторов отказывались от работы с такси, но один нашёлся. Я показал ему данные за три месяца работы диспетчерской. Количество необслуженных клиентов было 88%.

Вам может быть интересно: Хочешь получать от сдачи квартиры двойной доход? Советы опытного инвестора.

Если подумать логически, то приобретение собственного автопарка будет разумным ходом. К тому же, прибыль начнёт приносить не только диспетчерская, но и сдача автомобилей в аренду. Мой интерес был в том, чтобы работала диспетчерская, а инвестора интересовало лишь обеспечение работой автомобилей, которые должны окупаться и приносить прибыль. В расчетах всё срасталось. Осталось применить это всё на практике.

Инвестор нашёлся, но проблемы остались

Инвестор согласился на приобретение 15 автомобилей Лада Гранта. Автомобили стоили по 237 000 рублей. Это была голая цена. Нужно было ещё оборудовать их и сделать лицензии. После всех действий цена каждого автомобиля возросла почти на 25 тысяч. Общая сумма вложений в этот проект составила 3 930 000. Окупиться этот проект должен был в течение 18 месяцев. Далее каждая машина должна была приносить по 30 000 рублей каждый месяц. Это стоимость месячной аренды автомобиля.

Расчёты показывали светлое будущее, и оставалось только приобрести автомобили и начать работать.

Светлое будущее не наступило

Автомобили были приобретены в декабре 2015 года. Сразу же началась работа по подбору водителей. К новому 2016 году все машины были укомплектованы и работали на линии. Дело немного сдвинулось с мёртвой точки. К нашим машинам присоединились ещё около сотни машин, которые подключились к программе. Заказы начали выполняться, но диспетчерская всё равно пока ещё сидела на моей шее. В общем, весь этот бизнес обошёлся мне в 1 400 000 рублей, а окупаться он пока не начал. Были только расходы.

С водителями также возникали проблемы. Они все дружно отработали половину декабря и январь, а далее, когда начался мёртвый сезон, машины начали бросать. В феврале с заказами вообще стало плохо. Народ как всегда потратился на новогодние каникулы и на такси ездить перестал. Это была сезонная проблема и длилась она примерно до начала марта. Но в тот мёртвый месяц водители отказались от 11 машин, мотивируя это тем, что нет заказов и нечем платить аренду.

такси

Машины иногда просто бросали около офиса, а ключи отдавали вахтёру.

Я начал повторный набор водителей. Если первый набор меня обнадёживал, то второй набор внушал мне беспокойство. Деньги на содержание диспетчерской уже кончались, а просвета в деле так и не было. К тому же, на меня началось давление со стороны инвестора. Он требовал денег, так как за первый расчётный период я не выполнил свои обязательства.

Дело – труба!

Что дела плохи я понял уже в конце марта. Инвестору сказать я не решался, потому что на меня сразу взвалится сумма долга, которую я не потяну. Было страшно, но если так продолжать, то будет ещё хуже. Бизнес приносил убытки. Диспетчеры начали увольняться, и я уже сам сидел на телефоне, принимая заказы.

Машины за три с лишним месяца поменяли уже несколько водителей и имели потрёпанный вид. Четыре из них были уже с царапинами и сколами на кузове. Я не стал их ремонтировать, потому что машины должны быть на линии. А деньги, взысканные за их ремонт, я вложил в оплату аренды.

Развязка всё-таки наступила

Но вот наступил очередной расчётный период и инвестор приехал, чтобы узнать как идут дела. А дела шли плохо. Денег нет, работать некому и заказов у “недоезжайки” стало уже катастрофически мало. Это было фиаско.

Инвестор и без меня сам понял, что лавочку нужно закрывать. На меня он сильно не наезжал, так как денег он много не терял. Машины он брал по дилерской цене. Продав всё на автомобильном рынке, он потерял всего около 200 000 рублей. На эту разницу он забрал у меня всю технику их офиса вместе с программой, и мы на этом разошлись.

Вот так закончился мой путь предпринимателя. Денег я потратил на этот проект около 2 000 000 рублей.

Это получилось потому, что я полез туда, где я ничего не понимаю, но мне казалось, что бизнес – это легко. Лучше бы я открыл на эти деньги салон кожаных курток и делал то, что умею. Вот такой урок я приобрёл за 2 000 000 рублей, и сейчас советую всем: прежде чем начинать дело, покрутиться в этом бизнесе в качестве исполнителя. Я не захотел поработать таксистом для реальной оценки ситуации хотя бы пару месяцев, вот и поплатился за это.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *