Север всегда славился хорошими зарплатами — такая слава за ним закрепилась примерно с 1940-х, когда в СССР началось активное освоение холодных рубежей. «Чтобы заработать, нужно ехать на север — там все деньги»: именно так считают россияне, которые в погоне за длинным рублем едут покорять Арктику и Заполярье. У северян такое мнение вызывает лишь усмешки и раздражение. В ответ северяне парируют варварскими ценами и зимой по девять месяцев в году, вездесущими комарами и отсутствием свежих овощей. Тем не менее, поток желающих заработать не сокращается.
Сегодняшний герой журнала Reconomica, Сергей Николаевич Самойлов, проработал вахтовым методом на Севере не один десяток лет. Так как же там на самом деле? Стоит ли ехать на заработки на Север? Наш герой постарался рассказать об условиях работы и жизни на вахте очень подробно. Читайте!
Содержание материала
Почему я решил поехать на заработки
Меня зовут Самойлов Сергей Николаевич.
Желание поехать на заработки возникло не спонтанно. С женой мы обдумали все варианты, где можно хорошо работать и получать за труд нормальное вознаграждение. Поэтому решение было обдуманным. Трезво оценивая все за и против, я выбрал вариант работы вахтой по надзору за строительством объектов на севере Ханты-Мансийского автономного округа. Поиск вёл по всем направлениям: в интернете, в газетах, в беседах с коллегами, их друзьями по телефону. Спрашивал, где лучше, какие условия работы и многие аспекты деятельности на вахте.
Подтолкнуло меня на вахту отсутствие денежных средств дома. Семье нужны были деньги не просто на отдых и быт, а на жизнь, питание, одежду. Получить такое количество денег реально было только на вахте.
Под этот расчёт я взял кредит в Сбербанке, купил билет до Москвы. Поехал на собеседование по приёму на работу на авось. Рассчитал количество денег на гостиницу, питание, перелёты, прочие расходы, чтобы не вернуться домой без денег и работы. Собеседование проводил заместитель генерального директора по строительству.
Первый объект
Первое знакомство с коллективом состоялось в Урае и посёлке Междуреченске Ханты-Мансийского автономного округа. Объект — нефтеперекачивающая станция Урай. Она пострадала от удара молнии — были выжжены 4 резервуара хранения нефти по 20 тыс. тонн, повреждено ограждение станции и мачты с молниеотводами. Условия для проживания были идеальные: благоустроенное 3-х этажное общежитие для работников станции.
На объекте у начальника станции было проведено собеседование и знакомство с куратором строительства объекта. Проведены инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, настройке персонального компьютера и связи с Москвой, головной компанией, на НПС. Выданы телефон и рация для связи со строительной организацией и заказчиком (служба эксплуатации НПС). Это была первая ознакомительная командировка. На НПС Урай я провёл 5 дней. Полностью прошёл процедуру оформления документации, обучения работе на объекте.
Порядок во всем
Пять дней, которые были проведены на объекте чётко дали понять, насколько важен порядок во всём, дисциплина, распорядок дня.
Доклады о месте нахождения специалиста, процессе работы по ключевым узлам, оборудованию, системам коммуникации и резервуаров хранения нефти были обязательными. Подробное изложение дублировалось записями в электронной почте и журналах авторского надзора. Показаны, как правильно должны оформляться. Где чётко излагались выполненные мероприятия. Ставились подписи заказчика и подрядного строительного руководителя с ознакомлением записей, по срокам их исполнения и устранения замечаний. Все непонятные вопросы и проблемные темы регулировались по месту. Решение непонятных трудных задач, проводились по телефону с участием кураторов из головного предприятия, руководителем подразделения по согласованию со старшим мастером на самом объекте.
В полной загруженности работой не оставалось времени даже позвонить и пообщаться с родными. Не хотелось в первой же командировке получить нарекания от руководства объекта и головного предприятия. НПС сгорел не от рядового случайного пожара. Пожар был повышенной степени риска и опасности. Погибли 3 пожарных при ликвидации последствий стихии, молнии. Был взрыв 2-х резервуаров, разброс металла стенок и крыши на 100-3500 м по периметру очага возгорания. Осколки долетали до посёлка, расположенного в 3-5 км от НПС. На смежных с НПС домах были выбиты стёкла с 1 по 3 этажи.
Север ошибок не прощает
Не зря на объектах опытные специалисты назначаются руководителями по направлениям деятельности. Их знания и опыт понимать всё происходящее помогает реализовать поставленные поручения и задачи в срок, качественно выполнить от первого до последнего важного шага в работе. Такое чуткое отношение было испытано мною на объекте. Там не было насмешек, коварства, задуманных шалостей.
Производство и Север ошибок и шуток не любят и не прощают.
Общение с подрядчиками и заказчиками приветствовались только на деловом понятном языке: вопрос – ответ; сделано – не сделано. Почему? В чём причина? Кто не сделал, с чем связано? Этот подход мобилизовал меня, как и всех здесь. В дальнейшем, когда я работал уже на других вахтах, это помогало мне во всём. Первые лица, показавшие, как правильно работать и выполнять задания, с обязательностью доклада о проделанной работе, на той первой вахте многому меня научили.
Условия работы на вахте
Где бы не была вахта, главное — это дисциплина и контроль. Я работал вахтами много лет. Объекты строительства: трассы «Нефтепровод ВСТО-1 «Восточная Сибирь – Тихий Океан», «Самотлор НПС Пур-Пе», « НПС Заполярье – НПС Пур-Пе», отдельные НПС, трубопроводы, находящиеся на реконструкции или капитальном ремонте.
Читайте также: Как поехать на заработки вахтами и вернуться с деньгами. Вся правда о жизни вахтовиков из первых уст.
И слякоть, и мороз, и стужа, а мы все 12-15 часов на трассе. Это не из-за разгильдяйства, просто нельзя прервать процесс сварки трубы. Сварка велась в дождь, мороз, снегопад.
Накрытые палатки сварочных постов на трубе, только они и сохраняли температуру стенки трубы, от осадков. Основная задача — выполнять качественный шов. Иначе делались вырезки дефектных стыков с их заменой, а это время, потеря денег всех участников строительства. После радиографического и ультразвукового контроля, а иногда и после визуального контроля, выбраковывались 7-13 сварных стыков. Бригады сварщиков, допустившие 50% брака, отстранялись от работы. Совместно со строительным надзором мы находились на объекте столько времени, сколько продолжалась сварка, сколько требовалось для завершения этапа работы. Сварка не прекращалась ни на 1 минуту. Были, конечно, паузы для подготовки трубы к сварке. Всё делалось на бровке траншеи. Эти моменты были наиболее ответственные.
Люди знали, за что работают и для чего. Все на вахте осознают эту ответственность в 2-3 раза больше, чем на материке. За них никто завтра не приступит выполнять их же работу, устранять их же брак и недоделки.
Чистота рабочего места на улице и у траншеи была идеальной. Такой же порядок был у строительного вагончика. Мы жили долгое время в обычных вагончиках размерами 4-8 м по 4-6 человек. Койки 2-х ярусные, умывальник и туалет на улице, душа нет. Обувь оставляли в закутке перед вагончиком или в небольшом коридоре. Внутри помещения ходили только в тапочках. Сами по очереди мыли вагон и по графику наводили порядок. Грязная и потная спецодежда и бельё никогда не вносились в вагончик. Это место было святым и содержалось в идеальной чистоте. Это был наш дом на вахте. Все это хорошо знали.
Читайте также: Работа на Севере для настоящих мужчин. Ремонт скважин — в среднем 65-70 тысяч рублей за вахту.
Плюсы и минусы работы вахтой
Конечно, самый важный плюс — оплата труда, своевременная, в полном объёме. Сначала оклад был 57 тыс. руб., затем стал 68 тыс. руб. Плюс командировочные, за надзор по строительству — до 50% от оклада. В итоге выходило 85-110 тыс. руб.
Северные надбавки и местные коэффициенты не начислялись, т. к. мы являлись работниками, трудоустроенными в Москве. Парадокс, но это факт! Так было заведено до нас, действует это правило и по настоящее время.
Ещё в Москве были сделаны два заявления на создание банковских карт, перечисление денежных средств по зарплате, остальным выплатам на электронные банковские карты. На них накапливались деньги, списывались по случаям пересылки родным и близким. Командировочных денег всегда хватало на всю вахту. Остальные деньги целенаправленно шли по назначению домой, жене и детям. Сначала у меня было 2 сыновей, затем стало 4. При других обстоятельствах такую семью содержать стало бы трудно.
Второе преимущество — самообразование, самодисциплина и организованность во всём. Здесь нет никакого учителя по незнакомой теме. Не знаешь, нужно самому понять, разобраться, научиться.
Не будешь знать, твоя работа будет выполняться на тяп-ляп. Поэтому данное обстоятельство заставляло постигать незнакомое в свободное время — читать, получая по электронной почте, или скачивать с сервера предприятия, с интернета всё интересующее и необходимое из источников: строительные правила, типовые проекты, инструкции по эксплуатации и обслуживанию, заводские документы, сертификаты, нормативно-техническую и ведомственную документацию. Без знания данного источника очень трудно было разобраться по месту с любой проблемой. Спрашивать там не у кого, некогда было, все заняты своей целевой поставленной задачей. Отвлекаться на неучей некогда. Это есть огромный, здоровенный плюс. Многое стало на вахте понятно, без этого нет никакой правильной надзорной работы. Ты не специалист, а пустое место.
Читайте также: Сколько зарабатывает трубопроводчик в компании ГАЗПРОМ. Честный отзыв о профессии от опытного сотрудника.
Чем привлекательна работа вахтой
Привлекательность работы вахтой была в организованности работы на любом участке строительства объекта и эксплуатации буровой вышки, работника занятого обслуживанием НПС на далёком Севере. Люди оставались здесь после своей вахты, переходили на эксплуатацию объекта. Некоторые оставались на пусконаладочные работы, а потом по инерции, по привычке уходили работать в эксплуатацию.
Здесь не держат разгильдяев, тунеядцев и лодырей. Север не прощает ничего, особенно, неорганизованность. При работе на объектах 1-3 месяца идут сообщения о несчастных случаях: утонул автомобиль на переправе, 16 ремонтников замёрзли в вахтовой машине, ночью сгорели 18-30 вагончиков. Здесь нужна жёсткая дисциплина и порядок. Это мне нравится и многим, знаю, тоже. Однозначно сказать, что это сложно, или наоборот, легко, не сказать ничего. Везде есть сложность.
Только дисциплинированным, знающим людям это по силам. Семьям будет хорошо, а вам будет хорошо работать на вахте. Только таким людям можно смело выезжать на вахту.
Опубликовано 31 августа, 2019 Обновлено 31 августа, 2019 Пользователем Ирина Грозина
Приятно читать истории о сильных мужчинах, которые на многое готовы ради семьи. Я, правда, думала что вахтовики больше зарабатывают. Семья из шести человек на сто тысяч будет жить весьма бедно. Но возможно есть ещё какие-нибудь надбавки.