Любая компания или персона нуждается в том, чтобы общественное мнение по отношению к ним было настроено благожелательно. Поэтому очень важно, чтобы формированием и поддержанием положительного образа занимался квалифицированный и компетентный специалист.
В гостях у журнала Reconomica профессиональный PR-менеджер. Анна Федотова поведает об основах профессии, достоинствах и недостатках, расскажет о своих задачах и обязанностях, а также даст ценные советы тем, кто хочет освоить эту интересную специальность.
Содержание материала
Мой путь в профессию
Меня зовут Анна Федотова, мне 25 лет. Я из живописного города Самара, который расположен на левом берегу реки Волги. В Москву я переехала в 2016 году и с тех пор живу здесь. В свободное время занимаюсь вокалом и йогой. Мечтаю однажды написать книгу детских сказок.
На сегодняшний день я работаю PR-менеджером. В моей работе я сталкиваюсь с интересными и неординарными личностями, жёстким тайм-менеджментом и с постоянными предложениями сходить на ужин.
Как начинала карьеру
До того как стать PR-менеджером, я училась в магистратуре в Российском Университете Дружбы Народов по специальности «Теория межкультурной коммуникации и связи с общественностью». Во время учёбы нас, студентов, к сожалению, очень мало просвещали и не рассказывали про особенности и специфику дальнейшей работы. Только один из преподавателей говорил, что наш путь начнется с работы копирайтером за 10 тысяч рублей в месяц. Меня это не устраивало, и захотелось разобраться всё же, кто такой специалист по связям с общественностью.
Поиск подработки
Так, во время учёбы на втором курсе, я начала искать подработку и нашла предложение о вакансии «Ассистент PR-менеджера» в одном из бутик-пиар агентстве. Вакансия меня привлекла тем, что занятость была частичная, и я без проблем могла совмещать работу и учёбу (это было одним из главных критериев). Бутик-пиар агентство занимается тем, что предоставляет одежду известных брендов для съёмок в различные журналы (TOP Beauty, Cosmopolitan, Esquire, Домашний Очаг и многие другие). Так как мне интересна сфера моды, то это был ещё один несомненный плюс. В агентстве я проработала три месяца и поняла, что нужно двигаться дальше.
Я снова начала поиски работы, это заняло у меня около двух месяцев. Меня мало куда хотели брать из-за недостатка опыта. Но я попала в агентство, которое мне стало вторым домом. Именно здесь я приобрела весь свой опыт и знания.
Читайте также: И в маленьком городе можно найти интересную, высокооплачиваемую работу. История жительницы Курска.
Первый заказчик
Первым моим проектом были адвокаты и юристы. Первое время было очень тяжело работать, я постоянно нервничала и переживала, потому что надо было быстро учиться искать нужных журналистов, преодолевать страх общения с ними по телефону, нужно было привыкать к тому, что тебя очень часто могут посылать или грубо общаться (да, журналисты не очень любят пиарщиков, особенно малограмотных и не знающих азов профессии). Поэтому первые два-три месяца были очень тяжелыми, мне хотелось постоянно всё бросить. Но что-то всегда останавливало. И тут главное выработать умение не отчаиваться и не опускать руки.
Первые крупные результаты своей работы я смогла увидеть примерно через полгода. Когда я смогла добиться расположения многих журналистов и смогла поставить на поток запросы. Я начала перевыполнять KPI, что очень нравилось моему клиенту.
Что такое PR
Для меня пиар — это в первую очередь любовь (к своему заказчику, к его продукту, к бесконечному общению) и искусство достигать гармонии и взаимопонимания между заказчиком, журналистом и общественностью.
Достоинства и недостатки профессии
Достоинства: профессия считается творческой и востребованной, есть возможность общаться с умными и разносторонними людьми, достаточно экстремальная/драйвовая профессия, имея большой опыт и знания можно рассчитывать на хорошую заработную плату.
Недостатки: это стрессовая работа, не нормированный рабочий день, высокая ответственность за результат (любая незамеченная ошибка или не правильное слово могут перечеркнуть все достигнутые результаты).
Основы работы PR-менеджера
Принципы работы сотрудников служб по связям с общественностью лучше всего сформулировал авторитетный пиарщик Сэм Блэк, вот они:
- необходимо настаивать на получении полной и правдивой информации;
- сообщение должно быть простым и понятным;
- не рекомендуется увеличивать цену за услугу;
- не забывать, что половина целевой аудитории — представители женского пола;
- общение должно быть непринужденным и увлекательным;
- форма общения не должна быть слишком замысловатой;
- выяснение общественного мнения до получения нужного результата;
- важные параметры общения: его непрерывность и изучение общественного мнения, не жалея времени;
- необходимо быть убедительным и общаться с чувством, с током и расстановкой.
Кому нужен PR
С помощью пиара о себе или своём продукте можно заявить. Согласитесь, что проще будет продать тот товар или услугу, о которых уже известно, и вы о них читали в СМИ, слышали по радио или ТВ. Сразу скажу, что пиар — это не про продажи. Никто не приведёт вам за ручку клиентов. Пиар это про: а) помочь стать вашему продукту интереснее для конечного потребителя, партнёра, клиента и т. д., б) сделать так, чтобы журналистам хотелось о вас писать, в) чтобы найти единомышленников.
Проще сказать кому пиар НЕ нужен. В первую очередь тем людям или компаниям, которые нацелены на «быстрые деньги». Пиар — это не про быстрый результат. Это долгая и кропотливая работа. Крайне редко что-то можно быстро продать с помощью продуманной пиар-кампании, но это не приоритетная задача.
Желания клиентов очень разные. Иногда клиенты хотят быть как Ольга Бузова, то есть они хотят, чтобы о них говорили (много и везде). Кто-то выводит на рынок новый продукт и хочет, чтобы о нём быстрее узнал потребитель. Кто-то хочет масштабировать свой бизнес и привлечь новых инвесторов. Кому-то важно поработать над негативными отзывами. Все эти задачи (и не только) вам поможет решить пиарщик.
Читайте также: Как раскрутить новый бренд в 2019 году.
Сколько можно зарабатывать
Зарплата начинающего специалиста начинается от 25 тысяч и может достигать 200 тысяч рублей в месяц.
Как выглядят мои рабочие дни
Каждый рабочий день отличается от предыдущего. Работаю чаще всего в офисе, по дороге на работу просматриваю Ведомости, КоммерсантЪ и РБК, знакомлюсь с новостной повесткой. Также по запросу клиента могу выбрать наиболее актуальные и релевантные новости и отправить их для ознакомления. Эксперты выбирают темы, которые наиболее интересны им для комментирования. Далее нужно отработать эти темы: написать журналистам, предложить эксперта и тему, параллельно обрабатывать входящие запросы.
В течение дня (я предпочитаю утром) необходимо сделать мониторинг вышедших публикаций, занести все ссылки в отчёт, выложить в социальные сети/на сайт. После обеда снова мониторинг новостей, так как во второй половине дня появляются наиболее горящие и актуальные темы. Необходимо очень оперативно реагировать, потому что конкуренция среди экспертов и пиарщиков невероятно высокая. Ты всегда должен быть впереди всех и научиться выделять новости, которые будут в ТОПе.
Съёмки и посещение мероприятий
Если в один из рабочих дней должна быть съёмка у клиента, то я его обязательно сопровождаю. Перед съёмкой необходимо уточнить у продюсеров: сколько по времени это займёт, могут ли они прислать за экспертом такси и отвезти его обратно, если клиент предпочитает ездить на своём автомобиле, то необходимо заказать пропуск и парковку. За день до съёмки напомнить спикеру взять свой паспорт. У некоторых моих клиентов было небольшое волнение перед съёмками (особенно в прямых эфирах), поэтому моей главной задачей в этот момент успокоить спикера, подбодрить его, предложить еще раз побыть в тишине и почитать что-то на тему эфира, либо, наоборот, отвлечь его. На месте съёмок ты созваниваешься с продюсерами, представляешь своего эксперта, поправляешь ему одежду/причёску, ещё раз настраиваешь на эфир. После обязательно всегда даю клиенту обратную связь, над чем стоит поработать и уделить больше внимания (дикция, жесты, взгляд, улыбка и многое другое).
Мы с коллегами посещаем мероприятия. Например, журналисты нас приглашали на день рождения одной радиокомпании. Это хорошая возможность посмотреть, как проводят мероприятия, оценить уровень и организацию, завязать новые знакомства, найти партнёров (а возможно даже клиентов).
Мои обязанности
- взаимодействие со СМИ,
- разработка PR-стратегии,
- мониторинг активности клиента и его конкурентов,
- формирование и поддержание соответствующего имиджа организации/эксперта,
- создание и написание статей, пресс-релизов и других публикаций в СМИ,
- организация и проведение имиджевых мероприятий,
- разрешение возникающих различных конфликтных ситуаций,
- интеграция экспертов в различные мероприятия (круглые столы, форумы),
- организация собственных мероприятий,
- определение бюджета PR-кампании,
- анализ эффективности проведенных мероприятий и т. д.
Это далеко не полный перечень того, чем занимается пиарщик.
С клиентами я всегда на связи. Мы можем встречать как и офлайн, так и созваниваться по телефону для решения любых вопросов.
Продвижение услуг и планы
Сарафанное радио лучший помощник в продвижении своих услуг. Довольные клиенты всегда посоветуют тебя в качестве специалиста. Доверие — это самая большая благодарность, которую ты можешь получить от заказчиков.
В планах у меня основать своё агентство, обучать молодых сотрудников быть акулой пиара. Я считаю, что на рынке пиар-услуг очень много людей, которые предпочитают казаться, а не быть, и я быть хотела это исправить, ведь я профессионал!
Как освоить профессию PR-менеджера
Нужно быть очень гибким человеком в общении, мультизадачным, быть очень тактичным и внимательным к деталям, быть приспособленным к постоянному длительному стрессу, быть очень выносливым, иметь титаническое терпение.
Пиарщик не может (точнее он даже не имеет право) показывать своё плохое настроение клиенту или журналисту. В этой профессии всегда должно быть хорошее настроение и даже если тебе в два часа ночи нужно ответить журналисту или что-то заказать, то это должно быть с девизом: «Я обожаю свою работу».
В какой-то степени пиар — это наркотик, как только наступает затишье в работе, то начинается ломка. А когда у тебя аврал работы и ты горишь по срокам, то тихо это всё проклинаешь. Поэтому в пиаре задерживаются только те, кто действительно ловит кайф от этой профессии.
Читайте также: Как я зарабатываю по 23 тысячи в месяц, просто помогая людям общаться. Откровения создателя городских интернет-сообществ.
Повышайте уровень своей квалификации, набирайтесь опыта
Читайте книги:
- «PR высокого полета»,
- «PRописные истины. Почему не все могут сделать очевидное»,
- «Клиенты на всю жизнь»,
- «PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR» и так далее.
Смотрите фильмы:
- «Телефонная будка»,
- «Стажёр»,
- «Семейка Джонсов»,
- «Джерри Магуайер»,
- «Девушка из Джерси»,
- «Хвост виляет собакой».
Карьерный рост
Можно посещать различные курсы, лучше тоже по отзывам, чтобы не было лишней воды.
Обращаться к более опытным коллегам, ходить к ним на консультации или просто обратиться за советом.
Карьерный рост в профессии есть, и он очень многогранен. Вы начинаете с ассистента PR-менеджера, а можете дорасти до руководителя пресс-службы в крупной корпорации, стать основателем/учредителем собственного агентства, либо стать пресс-секретарем представителя власти.
Читайте также: Как работать на имидж политика и не потерять при этом совесть. Реальная история.
Качественные услуги PR-менеджера нужны клиентам
Безусловно, клиенты нуждаются в качественных услугах PR-менеджера. Даже если вы создали классный продукт, без правильного позиционирования и правильно выбранной стратегии будет тяжело его продвигать. Особенно сейчас, когда на рынке огромное количество предложений для потребителей.
Не у всех есть понятие, что такое пиар. Отсюда следуют очень размытые формулировки требований. Например: «знание пиар-инструментов», «умение вести деловую коммуникацию», «умение работать в кризисных ситуациях» и многое другое. Поэтому при выборе специалиста больше опираются на личные качества, которые прописывают во всех вакансиях: коммуникабельность, стрессоустойчивость, инициативность, умение достигать результата и брать ответственность.
И напоследок
Я считаю, что главное, найти пиарщика, который подойдёт под ваши задачи. Во время общения со специалистом, ознакомьтесь с его портфолио, посмотрите как он выглядит, по возможности просмотрите его социальные сети (как он пишет, что он пишет, какие фото выкладывает — это тоже очень важный фактор, ведь пиарщик в будущем ваше доверенное лицо, которое представляет вас и ваши интересы). Я считаю, что в какой-то мере стоит опираться на свои чувства при выборе специалиста, должна быть «химия» между вами и пиарщиком. Вы должны совпадать во взглядах, вам должно быть комфортно друг с другом. Также следует запросить рекомендации с предыдущих мест работы.
P.S. Связаться со мной можно через Инстаграм или Фейсбук. Как правило, на ведение социальных сетей нет времени. Но если есть что-то интересное, чем я могу поделиться со своими друзьями/знакомыми/коллегами, то я обязательно выкладываю.
Опубликовано 13 апреля, 2020 Обновлено 13 апреля, 2020 Пользователем Елена Карот