Recomonica продолжает делать обзоры профессий. Сложно описать профессию учителя. Столько вариаций: предмет, регион, тип школы, возраст учащихся… Если попросить написать о своей работе учителя московской элитной гимназии и учителя реагиональной школы-интерната, мы увидим своершенно разные картины.
Данный материал подготовила учительница руского языка и литературы из сельской школы в Казахстане. Возможно, он будет сильно отличаться от того, что нам рассказала бы преподаватель, скажем, математики, столичного лицея, зато этот текст прекрасно передает другую проблему: что значит быть педагогом.
Содержание материала
Как я стала учителем в сельской школе
Меня зовут Комарова Елена Константиновна, мне 31 год, из них 9 лет я проработала учителем русского языка и литературы в сельской школе. Живу я в Казахстане, но у меня много знакомых работают в российских школах, потому могу сказать, что образование в этих двух странах, как и проблемы, связанные с образованием, в принципе похожи. Как я уже сказала, я работаю в обычной сельской малокомплектной школе, где количество детей в классах не превышает цифру двенадцать.
Педагогическое образование
Уж не знаю, в награду или в наказание, но судьба распорядилась так, что я стала учителем. Я никогда не мечтала об этой профессии, в юношеском возрасте мною владела мечта стать журналистом, но в последнюю минуту я испугалась творческого экзамена и подала документы на филологический факультет. О чем я впоследствии ни разу не пожалела. Мне очень повезло с преподавательским составом, это были преподаватели еще той, советской закалки, ответственные, честные и трудолюбивые. Стоит ли говорить, какое образование по качеству я получила! И сразу же по программе «С дипломом в село» я попала в, теперь уже ставшую родной, среднюю школу имени Горького.
Легко ли быть учителем?
Говорить об особенностях профессии можно бесконечно, но, с другой стороны, кто же не знает, кто такой учитель? В жизни каждого человека есть свой родной и любимый учитель, чьи уроки вспоминаются с благодарностью долгие годы. Наставник, путеводитель, поддержка и опора, просто друг – именно таким представляют себе дети идеального учителя. К сожалению, на сегодняшний день в учительской профессии очень много случайных людей, что негативно сказывается на престиже педагога. Мне очень часто приходится слышать не очень лестные отзывы о каком-либо учителе, но я все-таки верю, что разумное, доброе и светлое, которое призван сеять учитель, все-таки восторжествует.
Люди, которые никак не связаны с педагогикой, ошибочно утверждают, что учитель зарабатывает свои кровные деньги легко, ничего не делая. Я много раз слышала мнение, что «прийти и провести урок может любой, для того не нужно много ума». Особенно это касается учителей предметов неважных — по мнению родителей – физкультуры, трудового обучения, рисования. В таких случаях я всегда советую попробовать себя в качестве учителя. Многие родители не могут справиться с собственным ребенком, так что говорить о целом классе, где собрались абсолютно разные по характеру и социальному положению, дети?
10 ключевых качеств хорошего педагога
Про того или иного педагога часто можно услышать «учитель от Бога». И неважно, речь идет о молодом специалисте или об учителе с огромным стажем педагогической деятельности за плечами.
Личностные характеристики
Ведь дети и родители чаще всего отдают свои симпатии педагогам, обладающим следующими личностными качествами:
- Любовь к детям. Очень точно и емко по этому вопросу высказался русский академик В.Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Дети остро чувствуют отношение учителя к ним, доказано, что без любви к детям невозможно достичь успеха в педагогической профессии.
- Высокие нравственные идеалы. Порядочность, честность, справедливость – эти качества педагог прививает ученикам на каждом уроке, каждую минуту общения с детьми. Быть примером для своих учеников, идеалом, к которому нужно тянуться – на этом должны строиться доверительные отношения в классе.
- Оптимизм. Вера в ребенка при любой жизненной ситуации, поддержка его в счастливые и трудные моменты жизни – одно из главных условий воспитания полноценной личности.
- Коммуникативные способности также являются важной составляющей личности педагога. В воспитании и обучении многое зависит от умения найти общий язык с каждым ребенком, подобрать ключик к сердцу каждой, даже самой сложной личности.
- Творческие способности. Среди учителей всегда наиболее популярен тот, кто без стеснения вместе с детьми выступает на сцене, увлекает учениками новыми идеями, зажигает их своим творческим потенциалом.
Профессиональные качества
В отличие от личностных качеств профессиональные не даны природой. Эти компетенции как главное условие роста педагогического мастерства необходимо развивать в процессе самообразования.
- Понимание собственной значимости в профессии, ответственности, в первую очередь, перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Также сюда относятся педагогические этика и такт, дисциплинированность, толерантность.
- Теоретическое знание своего предмета, знание методик и технологий, умение стимулировать учащихся к поиску знаний.
- Организаторские способности – это умение организовать учебный процесс, внеурочную деятельность, умело распределить ролевые принадлежности в коллективе.
- Исследовательские качества предусматривают изучение ребенка, его личностных качеств, его внутреннего мира, особенности взаимоотношений в коллективе. Отсюда вытекает умение решать личные и коллективные проблемы.
- Способность к самоанализу. Очень важно уметь анализировать результаты собственной деятельности, собственного поведения. Самоанализ и самопознание помогут в дальнейшем избегать ошибок и совершенствовать свою педагогическую культуру.
Таким образом, очевидно, что обладая вышеперечисленными качествами, педагог может с успехом реализоваться в профессиональной деятельности.
Одиннадцатое качество, делающее педагога великим
Но все-таки определяющей составляющей в профессии педагога является Любовь. «Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью» — эти слова Ф. Дзержинского, несомненно, подтверждают истину, что вряд ли учитель, не любящий свою профессию и, прежде всего, детей, достигнет успеха в своем мастерстве. Только через любовь к своим подопечным можно воспитывать в детям это же чувство любви – любви к себе, к окружающим, любви к жизни.
Эти утверждения являются решающими в гуманистической педагогике, начало которой положил чешский священник и педагог Я.А. Каменский, а впоследствии ее идеи развивали известные деятели Я. Корчак, В.Сухомлинский, А.Макаренко, Ш.Амонашвили и многие другие. В их трудах ребенок сравнивается с солнцем, которое может погаснуть, с цветком, за которым нужно с любовью и заботой ухаживать. Идеи этих педагогов-реформаторов о том, как любить детей, как стать ребенку другом, стали прочной основой современной педагогики.
Можно утверждать, что любовь к детям – это главное условие профессиональной успешности любого педагога. Почему же многие ученые, а прежде всего сами дети ставят это личностное качество учителя выше его профессиональных компетенций? Потому что только любящий человек может вызвать ответную любовь к себе и при таких условиях можно построить отношения, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке.
Первая работа в школе, или начало карьеры учителя
Итак, представим себе, что есть молодой выпускник ВУЗа, обладающий всеми перечисленными качествами. Где лучше ему начать свою трудовую деятельность? По моему мнению, лучше сельской школы места не найти.
Программы поддержки молодых специалистов
У нас в Казахстане есть прекрасная государственная программа «С дипломом в село», благодаря которой молодой учитель будет трудоустроен, получит безвозмездно подъемные – небольшую материальную помощь, если перевести в рубли, то выходит примерно 20 тысяч.
От редакции: В РФ есть похожая программа — «Молодой специалист на селе». Формы поддержки могут быть в виде подъемных и помощи с жильем.
Немного, но на обустройство хватит. Также по этой программе можно взять беспроцентный кредит на приобретение жилья. Я сама в свое время приобрела дом, основным условием этой программы является необходимость отработать на одном рабочем месте пять лет. Кажется, срок долгий, но на самом деле время пролетает незаметно. Через пять лет жилье можно продать. Согласитесь, неплохое вложение. А за пять лет, как правило, многие обзаводятся семьями и оседают на месте.
Что по деньгам? Ставка учителя на селе
Как я уже сказала, сельская школа – это отличная стартовая площадка для карьеры учителя. Во-первых, вакантные места есть всегда. Во-вторых, будет оказана поддержка государства, о которой я упомянула выше. В-третьих, в нашей стране к зарплате идет еще надбавка 30% сельских, а в некоторых регионах единовременные выплаты на приобретение топлива – угля или дров.
Таким образом, молодой специалист, не имея категории и стажа, будет получать примерно 10 тысяч рублей. В Казахстане это совсем другие деньги, нежели в России. Со временем зарплата будет, естественно, расти. Для сравнения, у меня, учителя второй категории с 9-летним стажем сейчас зарплата в рублях примерно 35 тысяч.
Из чего складывается зарплата учителя
Моя зарплата складывается из оплаты часов, которые я веду в неделю, проверки тетрадей и классного руководства. Также мне оплачиваются категория и стаж.
От редакции: В России зарплаты молодых учителей ненамного выше. Ставка, в основном, зависит от количества часов, но для расчета конечной зарплаты на руки используется огромное количество параметров: категория, часы проверки письменных работ, тип класса, наличие административной работы и т.д.. Мы нашли отзывы сельских учителей в прессе, они утверждают, что реально получают 13-24 тысячи рублей на 2017 год. Вы можете также ознакомиться с калькулятором ставки учителя, разработанном для сайта одной из российских общеобразовательных школ.
Соцпакет
При шестидневной рабочей неделе учительский отпуск составляет 56 календарных дней. Отпуск полностью оплачивается. Если говорить о премиях, то тут, к сожалению, все зависит от районного бюджета. Общаясь со многими коллегами из других районов и областей, я знаю, что им выплачивается премия к государственным праздникам. Я ни разу премию еще не получала.
Плюсы и минусы работы в школе
При всех недостатках профессии, о которых я еще расскажу, трудовой процесс очень насыщенный и творческий. Учитель – это не профессия, это образ жизни. И это правда. Ты каждый день должен учить и учиться сам. Без этого невозможно быть на одной волне с учениками.
Повышение квалификации
Тем более, в век новых технологий все стремительно идет вперед, в том числе и образование. То, что было новым пять лет назад, может быть сегодня уже неактуальным. Постоянные курсы повышения квалификации, постоянное общение с коллегами, обмен опытом, посещение семинаров – без этого жизнь учителя остановится. Конечно, не все довольны условиями, в которых приходится работать.
Например, в 2014 году мне пришлось проходить обучение в условиях обновления содержания образования по Программе Кэмбриджского Университета. Это обучение длилось три месяца. Не каждый муж будет доволен столь долгой командировкой супруги. Не каждый учитель найдет, куда определить маленьких детей. Но при всем при этом, курсы, действительно, многое дали для самообразования и профессионального совершенствования. Потому каждый молодой учитель должен реально понимать, что профессия педагога – это многогранная творческая профессия, требующая постоянного обучения.
Плюсы
Человеку, который всей душой любит свое дело, никогда не надоест эта профессия, потому как плюсов у нее много:
- постоянное профессиональное развитие;
- возможность реализоваться творчески;
- хорошая зарплата плюс полный социальный пакет;
- умственный труд, как известно, престижнее физического;
- довольно продолжительный отпуск всегда приходится на лето;
- и, самое главное, искренняя благодарность учеников.
Минусы
Минусы профессии тоже имеются и порой они заставляют плакать даже самого опытного учителя:
- Очень много бумажной работы – огромное количество папок. Работа с одаренными и со слабоуспевающими детьми, взаимопосещение уроков, подготовка к экзаменам, классное руководство, олимпиады и внеклассная работа, открытые уроки и мастер-классы – это всего лишь минимум папок, который должен иметь и систематически вести учитель. Кроме того, каждую четверть предусмотрены отчеты по всем этим направлениям. Среди учителей бытует шутка, что дети мешают им в учебном процессе. Во многих школах уже давно введены электронные дневники и журналы, но почему-то забыли отменить бумажные. Вот и ведется в школах этакая «двойная бухгалтерия» и не дай бог оценки в трех ресурсах не совпадут.
- Постоянные проверки. Кто только нас не проверяет! Администрации школы, района, области, финансовая полиция, санэпидемстанция и многие-многие другие. Смешно, но все комиссии считают, что документация в идеальном состоянии – показатель хорошего качества знаний в школе. А то, что бумажная работа забрала время, предназначенное для детей, об этом никто не думает.
- Бесплатная нагрузка. При хорошей зарплате учителя обременены еще и общественными поручениями: подворные обходы, руководство всевозможными школьными обществами, ремонт класса и благоустройство школьного участка. За это никто не платит. Плюс ко всему этому учитель обязан оформить подписку на полгода на государственные печатные издания. Зачем, если у меня дома высокоскоростной интернет.
Но в целом, если учитель действительно учитель по призванию, а не по диплому, то на все эти минусы закрываются глаза, потому как двигает учителем, в первую очередь, любовь к детям и своему делу. Потому хочется обратиться ко всем тем, кто выбрал ту благородную профессию: не думайте, что путь учителя легок и прост. Нет, он сложен и тернист, но каждый учитель знает, что впереди его ждет результат: благодарные ученики, которые несут память о своем учителе сквозь года.
Опубликовано 21 августа, 2017 Обновлено 21 августа, 2017 Пользователем admin
Времена очень изменились, и люди тоже, к сожалению. Я училась в школе больше 20 лет назад, сейчас смотрю на современную школу и грустно становится. Раньше мы уважали учителей, а учителя ругали нас по делу, старались привить что-то хорошее. А теперь наоборот. И учителей много недостойных этой профессии, и детей, хамящих учителю. Школа сейчас не воспитывает, к сожалению, это свалено на родителей, у которых нет времени, а зачастую и желания. Куда мы катимся?
Неважно где и кем ты устраиваешься работать, главное чтобы была ЛЮБОВЬ к выбранному ремеслу и желание РАБОТАТЬ (не от слова раб). У меня одноклассника тоже отправили в деревушку учителем работать, казалось бы: глушь, скука, зп маленькая. Но человек бесконечно влюблен в свою профессию, смог и детишкам привить интерес к учебе, и с писаниной бесконечной справлялся хорошо. В итоге 4 года отработал в селе и сейчас уже взяли его учителем в рязанскую школу, так что для начала карьеры почему бы и нет?
Да, действительно, работать учителем очень и очень сложно. Я преподаю иностранный язык в школе уже 6 лет. И с каждым годом становится все сложнее. Нет , я сейчас не говорю о детях, а о той бумажной волоките, которую от нас требуют. Когда только пришла работать в школу, мне сразу сказали: «Если продержишься год и не уйдешь, то не уйдешь уже никогда.» Они оказались правы. Теперь не представляю себя ни в какой другой профессии.
В статье слишком уж много оптимизма. По опыту могу сказать, что около половины российских учителей абсолютно не пригодны для данной профессии. Хороший учитель — это не только человек знающий предмет, но еще и психолог. Вот с этим в нашей стране проблемы. Поэтому родителям будущих первоклассников могу посоветовать почитать отзывы других родителей о школе и учителях, прежде чем отдавать туда ребенка.
После учёбы в университете меня распределили в деревню учителем русского языка и литературы. Проработала я там пять лет, а потом уехала в город. И вот по прошествии времени я хочу сказать, что отношение к сельскому учителю намного лучше, чем к городскому. Там ты авторитет, к тебе прислушиваются, твоим мнением интересуются, а в городе к учителю относятся, как к прислуге.
Села вымирают. Зарплаты дно. Работы за себя и за тех пятерых. Если кто там живет, то куда деваться, но из города никто не поедет туда, да на такую работу.
Трудная профессия на взгляд. Знаю не понаслышке. Сам работал когда-то. Мать имеет 42 стажа в школе. Сейчас сестра и некоторые из родственников. Чтобы работать в школе нужно иметь призвание. Лучше всех прочих государств оплачивается труд учителя в Германии, слышал. Что касаемо наших российских реалий, то даже такой солидный трудовой стаж моей матери не гарантировал ей приличной пенсии. Так вот.
Без опыта работы в школу устроится вполне себе возможно, да и учителя по крайней мере в Москве хорошо зарабатывают. Тем более, школы в каждом районе находятся и проблем с поиском работы.
Сложный труд, нужно иметь не только любовь к детям, но и стальные нервы. Порой попадаются такие дети, что аж стукнуть хочется. Платят учителям мало очень за проделанную ими работу можно и побольше платить.
Учитель , такая профессия, которой можно заниматься только по зову сердца. И по призванию. Когда с одним ребенком с трудом справляешся, а тут их много и к каждому надо подход иметь. ( ужас , для меня)
Кому то удобней работать с малышней, садовской, кому то со студентами, уже взрослыми людьми. Педагог и преподаватель — все же разные вещи. Школьному учителю приходиться это совмещать, трудная работа у них.
Главное в профессии учителя — любить детей. Если это есть, со всем можно справиться при желании. Работа в сельских школах позволяет специалисту получить хороший старт
Работа учителем в сельской школе дает много преимуществ — работа есть всегда, учителя уважают, классы небольшие, есть льготы. Можно отработать положенное и если есть необходимость, переезжать в город и уже там работать.