В жизни каждого человека особую роль играет музыка. Понятно, что музыка сопровождает любого человека не то что на протяжении жизни, но и на протяжении каждого дня. Кроме этого, очень важно понимать, что даже далекие школьные годы с их уроками музыки оказывают значительное влияние на формирование человеческого самосознания. Музыка в ранней молодости достаточно сильно влияет на формирование характера и взглядов на жизнь человека.
Сегодня мы поговорили с человеком, который совмещает в себе и творчество, и образование. Таким человеком, посвятившим свою жизнь музыке и работе с ней в школе, является Ирина из Уфы. Ей 46 лет. Сегодня она рассказала журналу Reconomica, почему работает в школе учителем музыки и как попала в эту сферу деятельности. Не многие работники искусства в настоящее время идут работать в школу. Да и нужны ли сейчас учителя музыки?
Содержание материала
Немного о себе и своей работе
Меня зовут Ирина. Сейчас мне 46 лет, и я работаю учителем музыки в одной из обычных общеобразовательных школ России, а конкретнее, школе города Уфа. Из образования у меня 9 оконченных классов школы. Далее было музыкальное училище. Кроме того, сейчас я раз в несколько лет прохожу курсы по повышению квалификации.
Я с 1993 года работаю именно в этой профессии и за все это время даже ни разу не меняла школу.
У меня уже есть свои собственные материалы по урокам, которые я лично составила за годы своей работы: каких композиторов проходить, какой материал рассказывать детям, какие песни играть и петь, как работать с детьми уже подросткового возраста.
В начале своей работы все приходилось делать «Методом тыка», а сейчас, честно признаюсь, я стараюсь уделить большее внимание все-таки русским классикам, ведь много кто знает Бетховена, Баха или Моцарта, но мало кто хоть раз слышал Мусоргского, Рахманинова или Римского-Корсакова.
Читайте также: Закулисье музыкального руководителя детского сада. Откровенный рассказ жительницы Свердловской области.
Помимо уроков, у меня есть внеклассная деятельность. Так, я помогаю выпускным классам с их сценариями на праздники, устраиваю школьные мероприятия и иногда проявляю себя в качестве классного руководителя.
За свои 26 лет стажа я лично выпустила 3 класса.
Все приходит с опытом
Поначалу было очень сложно. Сложно просыпаться рано и добираться до школы, проводить уроки с разными классами, начиная с первого и заканчивая восьмым; без конца слушать музыку и рассказывать материал. Тяжелее всего приходилось моим голосовым связкам, ведь к концу дня я уже почти не могла говорить.
Сюда еще можно добавить, что дети не считают этот предмет особо важным, поэтому много разговаривают на уроках, и мне нередко приходится повышать на них голос, чтобы успокоить их.
Не все, конечно, такие. Часть детей, например, посещают или уже закончили музыкальные школы. Кто-то даже сам занимается музыкой, поэтому уроки у меня — для них просто отдых между более важными предметами: математикой и физикой.
Иногда знающие дети и подростки могут даже опровергнуть какое-либо мое высказывание. Я всегда с радостью выслушиваю их точки зрения о чем-либо и охотно поддерживаю разговор.
Как говорится, все приходит с опытом. На данный момент я практически не напрягаюсь при работе, потому что уже привыкла к соответствующим нагрузкам и научилась правильно обращаться со своим голосом. В целом, в холодное время года своему голосу и, соответственно, здоровью я уделяю особое внимание, чтобы не подхватить лишнюю заразу.

Урок музыки.
А теперь, подробнее
Мой рабочий день начинается с восьми часов утра и длится до 3-4 часов дня. Работаю пять дней в неделю.
Отдыхаю я, как и все, в субботу и воскресенье, а в каникулярное время мне могут выделить пару дней на отдых.
Кроме того, есть также и праздники (Новый год, Первое мая и прочие). Но самый длинный мой отпуск — это почти два месяца летом. Почему почти? Потому что каждый год в последние несколько дней августа мне приходится работать с выпускными классами над концертом первого сентября.

Сейчас у класса будет музыка.
Моя зарплата составляет около 20 тысяч, но мне этого вполне хватает, так как у меня есть работающий муж. У нас есть своя квартира, за которую нужно всего лишь платить по счетам ЖКХ.
В целом, работа меня устраивает, потому что я люблю детей, люблю учить чему-либо, люблю искусство.
Мне также нравится мой рабочий коллектив: почти все мои одногодки, и мы практически сразу поладили. Я быстро привыкаю к чему-то новому, поэтому для меня не составит труда познакомиться с новой учительницей, даже если она и младше меня.
За время моей работы в школе сменилось два директора, каждый из которых делал школу лучше, как в плане внешнего облика, так и в образовательном плане вкупе с дисциплиной.
А может ее убрать из школьной программы?
Но моя работа далеко не идеальна, потому что зарплаты иногда не хватает. У нас с мужем трое детей, двое из которых уже учатся в институтах.
Маленькие зарплаты — это одна из причин того, почему молодые люди редко идут работать учителями в школы, хотя детям и подросткам совершенно не помешали бы педагоги, которые с ними «на одной волне».
Вероятно, идти в учителя современной молодежи мешает еще и нелюбовь к детям. И они, отчасти, правы, ведь иногда дети могут быть совершенно невыносимыми: прогулять уроки, говорить на одной громкости со мной, игнорировать мои замечания. Это, несомненно, тоже минус работы учителя в школе. Но, если в классе есть хоть один ребенок, которому это будет интересно, я буду выкладываться на все сто процентов, лишь бы дать ему эти знания.

Участники Песни военных лет.
Очень часто и учителя и родители говорят о том, что стоит убрать из программы уроки музыки. Если честно, мне и самой иногда так кажется.
Читайте также: Когда музыка — это призвание. Реальная история из жизни композитора и исполнителя песен из Кирова.
Но всё же нужно понимать, что дети должны хотя бы знать фамилии действительно больших композиторов.
В тот момент, когда они сами захотят ознакомиться с творчеством композиторов, они уже должны знать, что Чайковский — яркий, «душа на распашку», а Бах — это просто ощущение сказки.
Такие простые ассоциации уже формируют базу, которой хватит для того, чтобы открыть для себя музыку. Главное в такой работе — не быть занудным. Я показываю детям произведения неокласиков. Стив Райх, Филипп Глэсс — этих людей нет в программе, но их музыку часто используют режиссёры, так что детям будет проще проводить параллели между собой и композиторами.
Я знаю, что уже точно не покину мою школу и не оставлю свою работу учителем по музыке, ведь за столько лет все стало таким родным, что забыть эти годы, мне кажется, будет уже невозможно.