Каково сейчас работать учителем музыки? Да и нужны ли они, вообще? Реальная история учительницы музыки из Уфы

В жизни каждого человека особую роль играет музыка. Понятно, что музыка сопровождает любого человека не то что на протяжении жизни, но и на протяжении каждого дня. Кроме этого, очень важно понимать, что даже далекие школьные годы с их уроками музыки оказывают значительное влияние на формирование человеческого самосознания. Музыка в ранней молодости достаточно сильно влияет на формирование характера и взглядов на жизнь человека.

Сегодня мы поговорили с человеком, который совмещает в себе и творчество, и образование. Таким человеком, посвятившим свою жизнь музыке и работе с ней в школе, является Ирина из Уфы. Ей 46 лет. Сегодня она рассказала журналу Reconomica, почему работает в школе учителем музыки и как попала в эту сферу деятельности. Не многие работники искусства в настоящее время идут работать в школу. Да и нужны ли сейчас учителя музыки?

Немного о себе и своей работе

Меня зовут Ирина. Сейчас мне 46 лет, и я работаю учителем музыки в одной из обычных общеобразовательных школ России, а конкретнее, школе города Уфа. Из образования у меня 9 оконченных классов школы. Далее было музыкальное училище. Кроме того, сейчас я раз в несколько лет прохожу курсы по повышению квалификации.

Я с 1993 года работаю именно в этой профессии и за все это время даже ни разу не меняла школу.

У меня уже есть свои собственные материалы по урокам, которые я лично составила за годы своей работы: каких композиторов проходить, какой материал рассказывать детям, какие песни играть и петь, как работать с детьми уже подросткового возраста.

В начале своей работы все приходилось делать «Методом тыка», а сейчас, честно признаюсь, я стараюсь уделить большее внимание все-таки русским классикам, ведь много кто знает Бетховена, Баха или Моцарта, но мало кто хоть раз слышал Мусоргского, Рахманинова или Римского-Корсакова.

Читайте также: Закулисье музыкального руководителя детского сада. Откровенный рассказ жительницы Свердловской области.

Помимо уроков, у меня есть внеклассная деятельность. Так, я помогаю выпускным классам с их сценариями на праздники, устраиваю школьные мероприятия и иногда проявляю себя в качестве классного руководителя.

За свои 26 лет стажа я лично выпустила 3 класса.

Все приходит с опытом

Поначалу было очень сложно. Сложно просыпаться рано и добираться до школы, проводить уроки с разными классами, начиная с первого и заканчивая восьмым; без конца слушать музыку и рассказывать материал. Тяжелее всего приходилось моим голосовым связкам, ведь к концу дня я уже почти не могла говорить.

Сюда еще можно добавить, что дети не считают этот предмет особо важным, поэтому много разговаривают на уроках, и мне нередко приходится повышать на них голос, чтобы успокоить их.

Не все, конечно, такие. Часть детей, например, посещают или уже закончили музыкальные школы. Кто-то даже сам занимается музыкой, поэтому уроки у меня — для них просто отдых между более важными предметами: математикой и физикой.

Иногда знающие дети и подростки могут даже опровергнуть какое-либо мое высказывание. Я всегда с радостью выслушиваю их точки зрения о чем-либо и охотно поддерживаю разговор.

Как говорится, все приходит с опытом. На данный момент я практически не напрягаюсь при работе, потому что уже привыкла к соответствующим нагрузкам и научилась правильно обращаться со своим голосом. В целом, в холодное время года своему голосу и, соответственно, здоровью я уделяю особое внимание, чтобы не подхватить лишнюю заразу.

Урок музыки

Урок музыки.

А теперь, подробнее

Мой рабочий день начинается с восьми часов утра и длится до 3-4 часов дня. Работаю пять дней в неделю.

Отдыхаю я, как и все, в субботу и воскресенье, а в каникулярное время мне могут выделить пару дней на отдых.

Кроме того, есть также и праздники (Новый год, Первое мая и прочие). Но самый длинный мой отпуск — это почти два месяца летом. Почему почти? Потому что каждый год в последние несколько дней августа мне приходится работать с выпускными классами над концертом первого сентября.

Сейчас у класса будет музыка

Сейчас у класса будет музыка.

Моя зарплата составляет около 20 тысяч, но мне этого вполне хватает, так как у меня есть работающий муж. У нас есть своя квартира, за которую нужно всего лишь платить по счетам ЖКХ.

В целом, работа меня устраивает, потому что я люблю детей, люблю учить чему-либо, люблю искусство.

Мне также нравится мой рабочий коллектив: почти все мои одногодки, и мы практически сразу поладили. Я быстро привыкаю к чему-то новому, поэтому для меня не составит труда познакомиться с новой учительницей, даже если она и младше меня.

За время моей работы в школе сменилось два директора, каждый из которых делал школу лучше, как в плане внешнего облика, так и в образовательном плане вкупе с дисциплиной.

А может ее убрать из школьной программы?

Но моя работа далеко не идеальна, потому что зарплаты иногда не хватает. У нас с мужем трое детей, двое из которых уже учатся в институтах.

Маленькие зарплаты — это одна из причин того, почему молодые люди редко идут работать учителями в школы, хотя детям и подросткам совершенно не помешали бы педагоги, которые с ними «на одной волне».

Вероятно, идти в учителя современной молодежи мешает еще и нелюбовь к детям. И они, отчасти, правы, ведь иногда дети могут быть совершенно невыносимыми: прогулять уроки, говорить на одной громкости со мной, игнорировать мои замечания. Это, несомненно, тоже минус работы учителя в школе. Но, если в классе есть хоть один ребенок, которому это будет интересно, я буду выкладываться на все сто процентов, лишь бы дать ему эти знания.

Участники Песни военных лет

Участники Песни военных лет.

Очень часто и учителя и родители говорят о том, что стоит убрать из программы уроки музыки. Если честно, мне и самой иногда так кажется.

Читайте также: Когда музыка — это призвание. Реальная история из жизни композитора и исполнителя песен из Кирова.

Но всё же нужно понимать, что дети должны хотя бы знать фамилии действительно больших композиторов.

В тот момент, когда они сами захотят ознакомиться с творчеством композиторов, они уже должны знать, что Чайковский — яркий, «душа на распашку», а Бах — это просто ощущение сказки.

Такие простые ассоциации уже формируют базу, которой хватит для того, чтобы открыть для себя музыку. Главное в такой работе — не быть занудным. Я показываю детям произведения неокласиков. Стив Райх, Филипп Глэсс — этих людей нет в программе, но их музыку часто используют режиссёры, так что детям будет проще проводить параллели между собой и композиторами.

Я знаю, что уже точно не покину мою школу и не оставлю свою работу учителем по музыке, ведь за столько лет все стало таким родным, что забыть эти годы, мне кажется, будет уже невозможно.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *