Все профессии важны, все профессии нужны, но учитель — профессия, суть которой в помощи детям стать настоящими людьми, грамотными, образованными. От учителей зависит судьба ребенка, его взгляд на жизнь. Кто-то дает ученикам знания, кто-то — крылья. Приятно осознавать всю важность и значимость своего труда, приятно видеть, каких высот добились твои ученики. Но подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы. Почему? Разобраться в этом вопросе нам поможет собеседница Reconomica Татьяна из Пензенской области, которая работает учителем иностранного языка в самой обычной школе.
Содержание материала
Начало пути
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна, мне 30 лет. Я бы хотела рассказать вам о своем опыте работы учителем иностранного языка. Сразу оговорюсь, что живу я в Пензенской области, населенные пункты тут небольшие, поэтому что-то может не совпадать с ситуацией в школах в больших городах.
Получение профессии учителя
Получить профессию учителя можно либо в педагогическом колледже, либо в институте. Некоторые сначала заканчивают колледж, потом идут заочно в институт. Параллельно можно уже работать в школе. После колледжа обучение в институте будет намного короче, и при имеющейся работе по специальности не придется искать место для прохождения практики. Собственно, многие именно так и поступают. А я высшее образование получала совсем по другой специальности.
Наша группа пришла учиться после 9 класса. Срок обучения в нашем случае 5 лет. Есть направления и со сроком 4 года, но у нас был иностранный язык, здесь срок больше.
В колледже можно стать учителем только одного иностранного языка, в институте — двух. С одной оговоркой: обучение в вузе должно быть очным. Заочно — тоже только один язык.
Без практики — никуда
Практика в школе у нас началась только с третьего курса. К сожалению, с языком она совершенно не была связана. Мы должны были научиться проводить внеклассные мероприятия, классные часы. В общем, нас готовили к будущему классному руководству.
На четвертом курсе нас наконец-то допустили до уроков. Каждый из нас проводил 1-2 урока в неделю.
До урока мы должны были встретиться с учителем из школы и методистом из колледжа, обсудить план урока, написать конспект, подготовить наглядный материал. Потом все это собиралось вместе для отчета по практике. На самом уроке присутствовал и учитель, и методист, и часть однокурсников. После урока — обсуждение. Высказывались почти все: находили плюсы и минусы, ошибки, давали советы. Оценка за урок зависела не только от практиканта, но и от школьников: если не можешь справиться с дисциплиной — оценка будет снижена. Стресс, конечно, был огромный. Каждый раз было очень страшно. Причем боялись мы детей, как бы забавно это не звучало.
После четвертого курса нас отправили в летние лагеря. Я была вожатой. Нужно было отработать одну смену. Некоторым понравилось, и они работали все лето. Я отработала только три недели.
А затем был последний, пятый, курс и преддипломная практика длиною в месяц в настоящей школе. Проситься на практику я пошла в свою школу, где когда-то сама училась. Меня без проблем приняли. Может, это покажется странным, но та практика была самой легкой из всех. Учитель, классы которого я взяла, много требований не предъявлял, и я спокойно работала. Примерно к середине февраля практика закончилась, и я вернулась к учебе. Впереди были последние недельки учебы, экзамены и выпускной.
Как найти работу в школе
В интернете я часто видела вопрос: как устроиться работать в школу? Думаю, здесь вариантов немного:
- пойти по моему пути: хорошо показать себя во время практики и надеяться на предложение;
- пойти в ближайший отдел образования и узнать, нет ли в каких-то школах вакансий;
- обратиться непосредственно в саму школу к директору или завучу.
В сельских школах сейчас недостаток учителей, и это касается не только иностранного языка. Это, конечно, несколько облегчает поиск работы.
Примерно в середине марта мне позвонила завуч из школы, где я проходила практику, пригласила меня на работу. Оказалось, оба учителя английского собираются увольняться, и им срочно нужно кого-то найти. Я согласилась. Это сельская школа-девятилетка. Работать я начала с четвертой четверти, часов мне дали совсем мало. Работать нужно было по субботам, а в остальные дни учиться.
Особенности работы в школе
Со следующего учебного года я осталась единственным учителем иностранного языка во всей школе. Учила всех, со 2 по 9 класс. Школа небольшая, поэтому параллельных классов почти не было. Нагрузка была 24 часа в неделю. Это на 6 часов больше ставки. Затем нагрузка стала 21 час и остается такой до сегодняшнего дня.
Обязанности учителя
Ставка учителя-предметника — 18 часов в неделю. Многие люди не понимают, почему так мало. Обычно недоумевающие не учитывают, что у преподавателя только оплачиваемых часов 18, а есть и те, что не учитываются.
Вообще предполагается, что учитель должен работать 18 оплачиваемых плюс примерно столько же неоплачиваемых часов, то есть всего 36.
Оплачиваемые часы — это сами уроки и перемены. Таким образом, час учителя — это действительно час, а не 45 минут. На перемене учитель точно так же находится на работе: заполняет журнал, готовится к следующему уроку, решает текущие проблемы. Это такое же рабочее время.
Помимо собственно уроков, учитель имеет еще ряд обязанностей:
- проверка тетрадей,
- подготовка различных отчетов и мероприятий,
- подготовка к урокам,
- проведение родительских собраний,
- участие в педагогических советах и многое другое.
Сейчас еще повсеместно ввели электронные журналы. То есть учитель сначала заполняет бумажный журнал, а потом эти же сведения вносит в электронный. В некоторых городских школах оставили только электронные. Но я считаю, что мы еще не готовы к полной отмене обычных журналов: слишком часто в системе встречаются ошибки.
Читайте также: Работа учителем в сельской школе — вся правда.
Работа учителя летом и отпуск
В самый первый год работы отпуска летом у меня не было — я успела поработать слишком мало, поэтому пришлось работать все лето. Ученикам кажется, что в летний период учителю делать нечего, но это совсем не так. Работы много. Пришли ученики на практику — надо за ними следить, давать им задания, отмечать отработанные дни. В школе есть пришкольный лагерь? Значит, придется поработать воспитателем. А все ли готово в классе? Не нужно ли обновить стенды, методическую литературу? И, конечно, лето — время написания рабочих программ, по которым будет вестись работа весь учебный год.
Кстати, о времени нахождения в школе учителя. Летом учитель должен работать ровно столько часов, сколько у него было уроков в учебном году.
Если учитель — не новичок или не только что из декрета, то летом положен отпуск. Отпуск хороший — целых 56 дней.
Финансовый вопрос
Конечно, всех интересует и вопрос зарплаты.
Ставка учителя-предметника 18 часов, и за эти голые часы заплатят всего лишь около 8 тысяч рублей. Хочешь больше — набирай часы.
Но есть и надбавки. Например, на приобретение методической литературы каждый месяц учителю выделяется по 100 рублей. Рублей 200 добавят за проверку тетрадей. Есть также надбавки за стаж и образование, за классное руководство, но они небольшие. Прибавку к зарплате можно получить, и заработав категорию. В некоторых школах есть и стимулирующие выплаты, но в нашей школе такого нет.
Читайте также: Как учителям и педагогам повысить свой доход. Реальные способы подработки от педагога из Украины.
Плюсы и минусы работы в школе
Плюсы работы учителем
В любой профессии есть как положительные стороны, так и отрицательные. Начнем с хорошего:
- Большой отпуск.
- Если не брать слишком много часов, то в школе не нужно находиться целый рабочий день.
- Это отличная работа для творческого и общительного человека.
- Возможность приносить людям пользу.
- Возможность раньше уйти на пенсию. Для этого нужно иметь 25 лет педагогического стажа.
Минусы работы учителем
К сожалению, работа учителем не всегда приятна.
- Самый большой минус — крайне низкая зарплата.
- Слишком большой стресс ежедневно.
- Периодически приходится делать работу, не относящуюся к непосредственным обязанностям (уборка территории, участие в различных спортивных, культурных и других мероприятиях и так далее).
- Разноуровневые классы.
- Слишком большое количество никому не нужных отчетов.
- Иллюзия выбора программ и учебников.
Последний пункт тоже довольно любопытный. По закону учитель имеет право сам выбирать программу и учебник, по которому он будет работать. На деле же, приходится работать с тем, что дают.
Читайте также: Ушел в бизнес. Как бывший школьный учитель за 4 года научился зарабатывать в соцсетях 500 000 рублей в месяц.
А разноуровневые классы — что это? Помните, раньше самые умные детки учились в «А», послабее в «Б» и так далее? Сейчас такого нет — все учатся вместе. Это, несомненно, полезно, но только для родительского эго. Самый сильный ученик в таком классе лишен возможности идти вперед, а самый слабый никогда не догонит даже середнячков.
Мои личные выводы
Общий стаж работы в школе у меня – почти 10 лет. Из них почти половину я провела в декретах, поэтому фактический опыт работы — всего около 6 лет. За это время я многое узнала, многому научилась. Уже давно не боюсь идти в класс, даже новый. Хорошо ориентируюсь в своих учебниках, могу на ходу что-то изменить в уроке, подстроиться под конкретный класс.
Я вижу результаты своей работы, могу сказать, что мне она нравится. И все же эта работа далеко не для всех. Подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы. Нехватка кадров стоит порой очень остро.
Читайте также: Почему после 10 лет работы сельский учитель был вынужден уйти из школы? Сейчас он зарабатывает репетиторством 500000 в год и вполне доволен.
Но если вы:
- творческий человек;
- любите детей и умеете находить с ними общий язык;
- хотите поделиться своими знаниями;
- не боитесь трудностей;
- стрессоустойчивы;
- готовы учиться всю жизнь;
- умеете слышать ребенка, понимать его, направлять, подбадривать, а иногда и ругать;
работа учителя — для вас!
Опубликовано 5 февраля, 2019 Обновлено 5 февраля, 2019 Пользователем Ирина Грозина