Я не учу людей танцевать, а помогаю им преодолевать кризис через танец. Рассказ основателя школы интегрального танца о профессии

Современный темп жизни приводит к тому, что многие люди накапливают в себе стресс, а это сказывается не самым лучшим образом на психическом и физическом здоровье. Чтобы снять накопившееся напряжение, с самых давних времен большой популярностью пользовалось искусство танца. Именно через танец люди находят контакт со своим телом, познают и учатся быть собой. Как раз сегодня в гостях у журнала Reconomica побывал основатель центра интегрального танца «Жить Танцуя» Александр Гиршон. Мужчина подробно рассказал о том, какую пользу приносят развивающие терапевтические практики, поделился некоторыми профессиональными секретами и планами на будущее.

Танцевальные практики — это моя жизнь 

Здравствуйте. Меня зовут Александр Гиршон, я занимаюсь тем, что лежит на пересечении двух больших областей — психологии и танца. Это развивающие и терапевтические танцевальные практики, объединенные общим направлением, которое я назвал «Интегральный танец». Слово «интегральный» в данном случае означает «обедняющий», «соединенный».

Это подход в философии и психологии, который видит человека как целостное существо, без разделения на малосвязанные душу, ум и тело.

Я на работе

Главное — любить то, чем занимаешься.

Все началось с периода перестройки

Я начал заниматься танцем и движением в конце 80-х на волне перестройки, соединяя опыт пластического театра (школа Антона Адасинского) и современного, авангардного танца, преимущественно развивающегося в США. Я жил тогда в Ярославле, у нас была студия с занятиями по импровизации и пластическому движению, маленький театр в подвале и большой международный проект — фестиваль «Искусство Движения», который существовал с 1993 г. по 2012 г.

Изначально мы с партнерами интересовались особыми, необычными формами движения, выступали с перформансами на фестивалях и в галереях. В течение 90-х годов мы развивали сообщество современного танца в нашем городе и участвовали в развитии современного танца в России.

В это же время я начал интересоваться психологией «новой волны», трансперсональной, телесно-ориентированной, получал дополнительное образование и мне стало понятно, как связаны наши эксперименты с движением и психологический тренинг.

Читайте также: Танцы — это моя жизнь. Искренний рассказ организатора школы танцев о своей профессии.

Переезд в Москву открыл новые возможности 

Так появилась программа «Жить Танцуя». Я назвал формат, в котором я работаю танцевально-психологическим тренингом. Нужно понимать, что такого разнообразия танцевальных школ и направлений, какое есть сейчас, в 90-е годы не было, а потребность в танце, в развитии себя через движение — была.

В 2000 г. переехал в Москву, потому что именно там был большой спрос на мою работу как тренера. Я регулярно вел свои программы на базе психологического центра и Института развития личности, с которыми также работал как психолог.

Меня стали приглашать с моими тренингами, и я ездил по разным городам и странам: сначала бывшего Советского Союза, а потом и дальнего зарубежья. В 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии по теме социально-психологических аспектов танцевально-психологического тренинга и начал вести обучающую программу на базе Института интегративной психологии и психотерапии (Москва). Я также написал три книги по вопросам психологии и движения.

На работе

Во время очередной репетиции.

Создание центра «Жить Танцуя»

Постепенно мои собственные тренинги стали основным фокусом работы. В 2007 году создал центр «Жить Танцуя». У меня отвращение к бюрократическим процедурам и мне очень важно сохранять максимальную свободу в своих проектах и свободу в перемещениях по миру, поэтому мы не берем свое помещение, а арендуем залы. Вся официальная часть идет через другие проекты, с которыми мы сотрудничаем.

В центре вместе со мной сейчас работают 4 человека, двое на административной работе, одновременно ассистируя мне и один — на рекламе.

Это не школа танца, не психологический центр, а, скорее, творческая мастерская. И я сотрудничаю с многими похожими проектами в разных городах, куда меня приглашают с моими программами.

Читайте также: Как стать хореографом без должного образования и опыта работы. Реальная история учителя по танцам из Владивостока.

Мы работаем невербальным образом 

Интегральный танец соединяет несколько подходов — танцевальную импровизацию, работу с телом в соматическом подходе, медитативные двигательные практики и терапевтическую невербальную работу. Нам важно, что мы работаем не с формой движения или конкретным стилем танца, а с внутренними, психологическими задачами: нахождение контакта с собой и своим телом, выражение эмоций, освоение новых способов проявления себя в группе и парном взаимодействии, работа с кризисными и стрессовыми ситуациями.

В обычных танцевальных школах эти темы — побочный эффект или даже помеха, а у нас —основной фокус работы. Только работаем мы не вербальным образом, а, в основном, невербальным.

Мы опираемся на то, что танец, проявляющий уникальность именно этого человека, может быть ресурсом силы, удовольствия и смысла для него, и он может стать безопасным способом исследовать новые формы проявления себя. Мы используем разные форматы работы — тематические группы, открытые сессии и интенсивные тренинги.

Во время занятия

В своей работе использую самые разнообразные формы.

Деньги — не самое главное в работе 

Моя работа — это не совсем бизнес. Скорее, это диалог с клиентами. Важно выстраивать отношения с клиентами — уважительные, доверительные, но с ясными границами и четкими правилами. Деньги — это часть правил, часть профессиональной работы, а не цель, как в бизнесе.

К нам обращаются люди в разных ситуациях: те, кто переживает какой-то кризис и этап поисков себя; клиенты психологов, которым нужен контакт со своим телом; психологи, которым важна профилактика профессионального выгорания и профессиональный рост, а также люди, ищущие собственного развития через танец, тело и движение.

Мы опираемся на идеи постмодернистской танцевальной импровизации, танца модерн и особой медитативной формы – аутентичного движения. Есть занятия больше творческой или развивающей направленности, есть обучение, профессиональное и тематическое, есть терапевтические группы.

Читайте также: 100 рублей, которые изменили мою жизнь, или как в 35 лет найти свое предназначение.

Во время занятия

В своей работе мы опираемся на различные идеи.

Лучшая реклама — положительные рекомендации учеников 

С 2011 г. я не выступаю на сцене, использую перформанс только как часть терапевтической или исследовательской работы, но один из наших проектов — танцевальные прогулки «Dance Walking». Этот проект можно назвать социальным перформансом.

Для наших учеников есть перспектива дальнейшего роста. Так, на базе Института интегративной психологии и психотерапии мы с коллегами ведем программу «Интегративный танцевально-психологический тренинг и психотерапия». Каждый желающий может посещать занятия и получать новые знания.

Что касается вопроса поиска клиентов, то люди к нам приходят в основном по рекомендациям. Лучше всего работает «сарафанное радио». Также мы ведем страницы во всех социальных сетях, но пользуемся рекламой только иногда, для некоторых проектов.

Финансовая составляющая 

Для разных форматов у нас установлены разные цены на услуги — от 800 руб. за двухчасовое часовое занятие, до обучающий программы ценой 100 тысяч  руб. за год. Что касается вопроса моей личной прибыли, то средний доход чуть выше средней заработной платы по городу.

Однако в этом деле есть сезонность. Обычно летом мы уменьшаем количество регулярных занятий, но продолжаем интенсивные и выездные программы. Обо всех программах можно узнать на нашем официальном сайте. Там же можно почитать статьи и отзывы, можно посмотреть видео на моем канале на Youtube, подписаться на рассылку и увидеть расписание всех программ.

Поскольку многие люди даже не подозревают о том, что есть такие возможности работы с собой через танец и движение, важно распространять информацию, заниматься популяризацией, поэтому на сайте есть много статей, моих и переводных. Основная сложность здесь, как и с любыми внутренними практиками, — дойти до занятия. Дальше уже становится понятнее: подходит это человеку или нет, какие задачи можно решить и т.д. Некоторые люди рассказывают, что собирались прийти в течение нескольких лет.

На занятии

Во время занятий люди получают совершенно новый опыт.

Заключение

Очень важно находить баланс между внутренним и внешним: если вы идете только за внешним — модой, успехом, деньгами, то можете потерять себя. Если сосредоточены только на внутреннем, вы можете потерять контакт с реальностью. Поэтому главное — диалог и баланс.

Приглашаю всех читателей журнала посетить мой официальный сайт «Жить Танцуя» и страницы в социальных сетях:

Опубликовано 12 сентября, 2019 Обновлено 12 сентября, 2019 Пользователем Маргарита Абдурахманова

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *