Как написать сценарий, который наберет миллионы просмотров на YouTube? Секретами делится опытный сценарист

На самый популярный видеосервис в мире YouTube каждую минуту загружаются сотни новых видео. Любой человек, в какой бы точке мира он не находился, может делится с другими пользователями своими мыслями, идеями, наработками. Владельцы собственных каналов хотят, чтобы их ресурс набирал больше просмотров и подписчиков, ведь это поможет не только донести нужную информацию о товарах и услугах компании потенциальному клиенту, но и заработать. При создании видеоконтента немаловажную роль играет написание сценария, ведь это фундамент будущего видеоролика. Кто же пишет сценарии для видеороликов на YouTube? Этим занимается сценарист.

Сегодня представитель этой профессии Наталья Швец расскажет читателям журнала Reconomica о специфике работы, раскроет секреты того, как написать качественный сценарий, а также поделится ценными советами с новичками, желающими освоить эту специальность, ведь сценарист — это достойная работа, за которую платят достойные деньги.

Профессия моей жизни

Меня зовут Наталья Швец. Я уже 8-й год я в копирайтинге и более 3-х лет пишу сценарии для разнообразных Youtube проектов.

Сейчас это моя любимая работа и я смутно представляю, чтобы было со мной, если бы я не приняла однажды решение превратить переменные заработки в профессию своей жизни.

Наталья Швец

Я в студии прекрасного фотографа Светланы Смирновой.

Копирайтинг: начало

Мой приход в копирайтинг не был триумфальным. Как и многие, я просто искала для себя возможности дополнительного заработка.

По специальности я филолог-лингвист, преподаватель английского. Но, работая в школе, я понимала, что это не то, чем я хочу заниматься. Да и заработная плата оставляла желать лучшего.

То, что в сети можно зарабатывать, я поняла давно. Еще в 2008 году, сидя в декрете, я трудилась на ниве переводческой деятельности между кормлениями и сменой памперсов. И даже вернувшись из декрета к своей привычной офлайн-работе, я не переставала работать удаленно.

Но чем больше я этим занималась, тем больше чувствовала, что творить, придумывать мне хочется гораздо больше, чем просто передавать чью-то мысль на другом языке (да простят меня гуру перевода!).

Так я понемногу начала писать статьи для разных интернет-ресурсов, параллельно обучаясь и прокачивая свои навыки.

Статья в тему: Я сделал своим главным инструментом клавиатуру! Рассказ о том, как бывший врач стал копирайтером.

Как переводчик я специализировалась на видео-контенте. И львиную долю моих переводов составляли сериалы и документальные фильмы, поэтому, когда ко мне стали обращаться владельцы Youtube каналов, я с удовольствием занялась переводами и для них.

В то, что я смогу зарабатывать в сети, особо никто не верил. Одни, те, кто более-менее был в теме, очень долго считали, что выше сорока рублей за 1000 знаков подняться невозможно. Другие вообще до сих пор уверены, что все это несерьезно, что я совершила глупость всей жизни, бросив регулярно оплачиваемую работу.

Но, нашлись и те, кто поддерживал и помогал. И я этим людям сегодня безмерно благодарна, потому, что их добрые слова, а иногда и действия, помогли мне стать тем, кто я сейчас есть.

Наталья Швец

Поддержка многих людей помогла мне стать тем, кто я сейчас есть.

За написание текстов реально платят. Но есть один важный момент. Копирайтинг — это удивительная профессия и станет она любимым делом или рабством, зачастую зависит только от человека.

Как и многие, я начинала на биржах фриланса, и тоже долгое время получала очень мало за свои услуги. Так я пахала года полтора-два. Но в один прекрасный день я поняла, что больше похожа на загнанную лошадь, чем на довольного жизнью, свободного писателя.

Статья в тему: Я научилась зарабатывать удаленно и провожу в путешествиях по 6 месяцев в году. Как? Пишу тексты!

Когда перед глазами маячат дедлайны, десятки тысяч знаков, очень сложно получать удовольствие от процесса.

Тогда я приняла решение искать другие способы поиска клиентов. Сначала в ход пошли обычные рассылки с предложением своих услуг, потом я превратила свой аккаунт в ВКонтакте в рабочий и, конечно, пошла учиться.

Обучение и саморазвитие и сейчас занимает значительную часть моего свободного времени. Я как преподаватель понимаю, что достичь чего-то в любом деле можно только постоянно пополняя копилку знаний и применяя их на практике. К тому же, все вокруг быстро меняется и те инструменты, которые были эффективны полгода назад, могут уже сейчас не приносить нужного результата.

Так что я постоянно прокачиваю себя в психологии, маркетинге, SEO. YouTube тоже подсовывает разные новшества, и моим клиентам, а соответственно и мне, необходимо быстро перестраиваться.

Сценарии для YouTube-каналов

Первый свой сценарий я написала случайно. В медиахолдинге, с которым я сотрудничала, мне предложили написать полноценный текст на русском языке. Я согласилась и ни разу об этом не пожалела.

Статья в тему: Я просто пишу сценарии к праздникам, зарабатывая на этом по 18 000 рублей в месяц. Реальная история молодого человека из Ростовской области.

Потом постепенно среди моих заказчиков стали появляться и другие YouTube-каналы, со многими из них я сотрудничаю до сих пор.

Погружаясь в специфику Youtube-контента, я осознала, какое огромное влияние этот ресурс сейчас оказывает на людей. YouTube смотрят все, и создатели каналов нуждаются в качественном контенте. И я просто увидела в этом огромный потенциал.

Наталья Швец

Легко пишется за чашечкой кофе в кафе.

К тому же, значительную роль сыграло мое любопытство и желание нового. Каждый сценарий — это погружение в новую тему и информацию, иногда абсолютно мне незнакомую. Именно поэтому работа никогда не бывает монотонной и скучной.

Сегодня среди моих клиентов много русскоязычных и англоязычных каналов самой разной направленности. Я пишу для сегмента топ-5 и топ-10, для личных и профессиональных каналов. Но у меня, как и у любого специалиста, есть любимая тема.  Тема, которая дает энергию и доставляет огромное удовольствие. И для меня это научпоп.

Каждый сценарий в этой тематике — это занимательный и увлекательный квест, возможность почувствовать себя исследователем, погрузиться в незнакомую среду.

А еще — это вызов. Вызов мне как профессионалу. Ведь часто в 4-5 минутном ролике надо нескучно и увлекательно рассказать о какой-то иногда очень сложной теме. Все это очень интересно. Так я уже не один год сотрудничаю с каналом НауЧпок, было несколько приятных коллабораций с проектом SciOne.

У нас сложившийся творческий тандем с Аленой Никитиной, главным художником НауЧпока, которая сегодня заправляет своей собственной студией, и с которой мы продолжаем совместную работу вне проекта. А еще помимо сценария я придумываю сюжетную линию для мультипликационной художественной части. И здесь моя фантазия гуляет на полную катушку.

Наталья Швец

Команда НауЧпока: я, художник Алёна Никитина и монтажер Оксана Клочкова.

Что нужно, чтобы стать сценаристом?

Конечно, сценарии, как любое другое направление копирайтинга, требует определенных навыков и умений.

  • Базовые — это грамотное письмо и умение говорить.
  • Умение работать с большими объемами информации, аналитический склад ума и критическое мышление.
  • Важна и личная ответственность. Например, за достоверность фактов, которые используются при подготовке сценария, за формулировки, которые используются.
  • Без понимания психологии подписчиков канала, их возрастных особенностей и потребностей тоже далеко не уехать. Ведь восприятие видеоизображения и текста на слух сильно отличается от восприятия печатного текста. Также важно разбираться в принципах маркетинга.

Но это все хоть и важно, но не самое главное.

Самое главное — любить писать. Испытывать предвкушение, когда садишься за новый текст и удовлетворение, когда работа заканчивается.

А еще надо любить людей, для которых пишешь. Хотеть приносить им пользу и желание быть им полезным. Это самое важное, без этого в копирайтинге вряд ли получится преуспеть.

Статья в темуКак я научился зарабатывать в семье копирайтеров. Реальная история из жизни Ивана Пацкевича.

YouTube — это мегапопулярная площадка, которая давно заткнула за пояс телевидение. Мои клиенты — это владельцы каналов, которые хотят, чтобы их ресурс набирал больше подписчиков и просмотров.

Основным способом продвижения своих услуг у меня остается прокачивание личного аккаунта, рассылка коммерческих предложений, ну и сарафанное радио никто не отменял. Многие мои нынешние клиенты пришли ко мне по совету своих коллег.

Иногда клиенты пропадают по тем или иным причинам: меняется специфика работы канала, например, или уходит руководство, или канал блокируется (такое тоже случается). Но чаще всего они возвращаются. И это не может не радовать. Это значит — моя работа приносит пользу.

Как долго рождается сценарий?

Работа над сценарием движется по-разному. Все зависит от темы, канала и материала, который надо проработать. Иногда он может вылиться за пару часов, а иногда подготовительный период длится несколько дней.

Например, сценарии в научно-популярной тематике готовятся долго. Надо найти кучу информации, а потом еще и изложить так, чтобы людям было интересно и легко смотреть.

Работа обычно делится на несколько этапов. Первый — это сбор данных по заданной теме. Их проверка на достоверность. Сегодня это очень важно.

Потом план. Это основа, скелет, который потом постепенно обрастает текстом. План помогает придерживаться структуры и заданного объема. Далее самый значимый этап. Вычитка и редактура. Я нисколько не кривлю душой, когда это утверждаю.

Наталья Швец

Работа над сценарием движется по-разному.

Часто от текста, который был изначально, в итоге остается мало что. И это прекрасно, потому, что готовый результат — это уже отполированный, вычитанный множество раз сценарий, который нравится мне самой.

Для меня даже когда я писала за очень маленькие деньги недопустимо было сделать некачественную работу. Конечно, когда работы много и ты ничего не успеваешь на вычитку трудно находить время, но это уже другой вопрос.

Мне нравится заниматься новыми, неизученными тематиками. Иногда думаешь: «А из этого вообще что-то может получиться?» И когда получается, это зажигает.

Но контент бывает разный, и на Youtube в том числе. Поэтому далеко не для всех каналов писать хочется. Иногда это вопрос не столько предпочтений, а скорее принципов. Как и в любой работе.

Поэтому прежде, чем согласиться на предложение, я внимательно изучаю контент канала, чтобы понять, подходит ли он мне. Но если есть договор о сотрудничестве, то от работы я уже не отказываюсь. Ведь есть договоренности, и клиенты на меня рассчитывают.

Без вдохновения никуда

И это аксиома. Чтобы писать действительно классные тексты, которые нравятся себе и клиентам, необходим особый настрой. И он просто невозможен в состоянии перегруза.

Все просто. Я не могу писать на конвейере. Не могу хорошо писать. А если плохо, то зачем вообще начинать? Понятно, что ситуации бывают срочные и клиенту что-то нужно еще вчера. Но это, скорее, из ряда вон выходящая ситуация на данный момент.

Именно поэтому в свое время я начала учиться и искать способы повысить ценник. Иначе вряд ли я бы осталась в профессии.

А мое вдохновение — это общение с интересными людьми, природа, вкусный кофе по утрам. Всякие мелочи жизни, которые дают повод порадоваться. И, конечно, хороший полноценный сон. Я встаю рано и рано ложусь. Выспавшийся и отдохнувший сценарист — это продуктивный сценарист.

Наталья Швец

Иногда я работаю в кафе.

Самые любимые клиенты — постоянные

Так как контент на каналах выходит регулярно, по несколько раз в неделю, то существует конкретный объем заказов, который я выполняю. Я очень стараюсь работу планировать, чтобы никого не подвести и не делать что-то в последний момент. Конечно, случаются и неожиданные просьбы от заказчиков, когда что-то нужно выполнить в срочном порядке. На них я соглашаюсь, тщательно взвесив, не навредит ли это другим заказам. Бывает, конечно, и поднапрячься приходится, но чего не сделаешь ради любимого клиента.

А я всех своих клиентов люблю. Так уж сложилось, что среди тех, с кем я постоянно сотрудничаю, просто нет каких-то очень сложных людей. Со всеми возможен диалог и нормальная работа, построенная на взаимном уважении.

Конечно, я как любой копирайтер, не застрахована от того, что проект может закончиться, иногда какой-то клиент выпадает. Тогда я обращаюсь к тем, кому могла отказать по причине занятости и, чаще всего, работа для меня находится. Ну или, в крайнем случае, снова рассылаю предложения о сотрудничестве. В общем, клиенты чаще всего находятся, находятся быстро.

Когда только начинала работать, я считала, что отпуск — это для слабаков. Зачем эти все глупости, когда я и так на работу не хожу. Да и в отпуск всегда с собой компьютер тащила. Мало ли какой-нибудь интересный заказ пропущу. Но потом моей прыти поубавилось. Мне стало труднее писать. И тогда я решила ситуацию кардинально поменять. Теперь у меня жесткий график нагрузки в течение дня, хотя бы один полноценный выходной и отпуск без компьютера.

За что я люблю удаленную работу и копирайтинг в частности, что в этом деле никак нельзя ничего свалить на плохого начальника, отсутствие работы и кризис. Все зависит только от тебя и от того, что ты готов сделать, чтобы у тебя были постоянные заказы и стабильный заработок. Необходимость в текстах есть и будет всегда. Осталось постараться, чтобы работа досталась тебе.

Я уже давно привыкла писать тексты за компьютером. Но блокнот у меня под рукой есть всегда. И не один. Я часто делаю наброски или тезисы на бумаге, а потом переношу их уже в текстовый редактор. Еще я очень активно использую диктофон. Правду говорят известные копирайтеры, иногда текст нужно «выносить» как ребенка.

Мозг как будто аккумулирует полученную информацию и разные идеи. Поэтому осенить тебя может в любой момент, когда даже ни единого листочка под рукой нет. И тогда на помощь приходит телефон с диктофоном. Так точно ни одна классная идея не потеряется.

Важные нюансы

Конечно, я никого не удивлю, если скажу, что платят по-разному. На начальном этапе за сценарий для 4-5 минутного ролика (а это где-то 3500 тысячи знаков) заплатят 800-1000 рублей. Дальше больше. Средняя стоимость варьируется от 1500 до 2500 тысяч рублей. Ну, и это, конечно, не предел. Оплата может быть значительно выше. Вообще стоимость услуг, главным образом, зависит от сложности сценария; от того, кому принадлежит канал; сколько создатели могут зарабатывать с канала; ну и, конечно, какой контент в итоге они хотят на выходе.

В общем, копирайтер, сценарист — это вполне себе достойная работа, которая приносит вполне себе реальные деньги.

В чем ключ к успеху?

Я считаю, что успех в копирайтинге зависит от нескольких вещей.

  1. Прежде всего, от ответственного отношения к своей работе. Я говорю о качестве материала, который отправляется заказчику. Если с самого начала вы будете сдавать качественный материал, то заказчик, скорее всего, захочет продолжить с вами сотрудничество. Потом будут появляется новые клиенты, среди которых наверняка окажется кто-то, кто сможет предложить вам большие деньги.
  2. Вторым важным моментом является желание постоянно прокачивать и совершенствовать свои навыки. Учиться новому. Мы должны быть постоянно в теме, чтобы не остаться за бортом.
  3. А еще немаловажно желание двигаться дальше. Я знаю многих специалистов, которые, достигнув какого-то более-менее приличного заработка, так и застывают на месте. Просто потому что, как говорится, от добра не ищут. Но копирайтинг — это поиск новых возможностей, новых подходов и часто какого-то одного правильного действия достаточно, чтобы прорваться вперед.
Наталья Швец

Видфест 2018. Тусовка блогеров НауЧпопа. Я, Алёна Никитина и Артур Шарифов.

Советы новичкам

  • Первый и главный совет — становиться на путь копирайтинга, неважно в какой его сфере, если вам в принципе нравится писать. Без прокачки навыков никуда. Наработка портфолио и профессиональный рост займет какое-то время. А много заниматься тем, к чему душа не лежит, это очень неблагодарное занятие.
  • Второй совет — не пренебрегайте обучением. Читайте книги, проходите курсы. Сейчас в сети очень много профессионалов, готовых поделиться своими рабочими, практическими фишками, до которых самостоятельно придется очень долго доходить.
  • Базовые навыки для работы сценаристом Youtube каналов не сильно отличаются от общих навыков, необходимых для копирайтера. Только стоит помнить, что текст воспринимается на слух, поэтому должен был легким и нескучным. Ведь главная задача, чтобы ролик посмотрело как можно больше людей.
  • И еще, старайтесь работать с тем, что вам интересно. Очень сложно писать кучу материала о том, что вам лично скучно или не нравится.

P.S. Сейчас я вынашиваю идею создания студии копирайтинга, потому что есть желание не только самой писать и творить, но и масштабироваться. Хочется собрать вокруг себя команду людей, так же, как и я влюбленных в тексты, и придумать что-нибудь общее и более интересное. Еще хочу начать обучать людей тому, что я умею и люблю. Видимо, педагогический дух во мне не убить. Есть внутренняя потребность помочь тем, кто пока стоит в самом начале пути, чтобы у них было меньше шишек и разочарований.

Примеры моих работ можно посмотреть в портфолио. Для связи и предложений: ВКонтакте и Skype: natashashvez.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *