В детстве многие мальчики мечтают стать летчиками, а девочки — стюардессами. С возрастом у большинства людей мечты меняются, но кто-то пытается воплотить свои детские фантазии в жизнь. Сегодняшняя гостья журнала Reconomica, Анна, всегда любила самолеты и путешествия. Правда, образование получила по другой специальности — учитель английского языка. Однако работа учителем не приносила никакого удовольствия. Тогда Анна не побоялась круто изменить свою жизнь, вернувшись к детской мечте. Она решила стать стюардессой в авиакомпании из ОАЭ. Что у Анны в итоге получилось, вы узнаете, прочитав эту статью.
Содержание материала
Мечты и реальность
Здравствуйте! Меня зовут Анна, мне 27 лет и сейчас я хочу рассказать о том, как я кардинально сменила профессию и переехала в другую страну.
Более двух лет я преподавала английский язык в Анкаре. Но если учесть, что работать преподавателем я начала с первого курса университета, то мой «учительский» стаж уже приближался к семи годам. Не раз и не два задумывалась о другой работе, так как свою не могла назвать любимой, да и надоело, устала. Хотелось более свободный график, более высокую зарплату, ну и конечно, романтику неба никто не отменял.
Самолеты и путешествия
Когда-то я очень любила самолеты и путешествия… Они и привели меня в авиацию. Сегодня я все также люблю путешествия, а вот с самолетами у меня очень сложные отношения. Впрочем, и с путешествиями не всё так легко, как казалось бы… Имея возможность за месяц побывать на 2-3 континентах или как минимум в пяти странах, я должна, наверное, быть самой счастливой девочкой в мире, но нет… Моя профессия четко разграничила для меня работу и отдых. Почему? Причин на то множество, и я обязательно о них расскажу.

Стюардессы.
Аэропорт… Шумно, суетливо и очень эмоционально… Все чем-то увлечены: кто-то бегает в поиске стойки регистрации, кто-то нервно ждет, когда приземлится самолет с его любимыми, кто-то, наоборот, плачет в преддверии разлуки с родными… Но в один миг кто-то в этой толпе обязательно повернется, за ним повернется кто-то еще, а после пойдет шепот, переглядывание и улыбки. Всеобщее внимание будет направлено только на них… Они — это экипаж самолета любой авиакомпании, и этот «любой» экипаж всегда вызывает одинаковую реакцию и у детей и у взрослых!
Читайте также: Как я осуществила свою мечту и переехала в Таиланд. Мой пятилетний опыт проживания в Паттайе
После малыши будут рассказывать мамам и папам о том, что обязательно станут пилотами или теми красивыми тетями в форме, потому что слово «стюардесса» многие из них еще просто не знают… А взрослые будут вздыхать, думая: «Эх… Вот сейчас они отправятся гулять по старому городу, ужинать в ресторане с видом на главную достопримечательность, а затем будут сладко спать в хорошем отеле.
Да, примерно так и проходит большинство наших лейоверов. Большинство, но не все!
Бывает и так
Есть на нашей карте такое замечательное направление как Лагос, что в Нигерии. О нем «мечтают» буквально все, ведь это направление в ростере обещает массу «веселья», которое начнется еще до вылета, когда в специальном manual мы прочтем о высоком риске заражения малярией.
Продолжится оно уже в аэропорту Лагоса, где от самолета до выхода из терминала нас сопровождает охрана… После нас сажают в два бронированных автобуса, а пилотов обязательно разделяют: часть в одном автобусе, оставшиеся — в другом. Автобусы сопровождают два джипа впереди и сзади, в каждом из которых «милейшие мальчишки» с автоматами.

Полеты бывают разные.
Отель находится под круглосуточной охраной, а его территория ограждена забором с колючей проволокой под напряжением, поэтому если кто-то и надумает взбираться по этому забору, то на нем же и останется! И апогеем служит запрет авиакомпании на то, чтобы мы покидали отель! Поэтому счастливцам, которым щедро выдали 2 суток в этом чудном месте, остается лишь есть, пить, спать, как вариант можно пойти в зал или поплавать в бассейне. Ну чем не веселье? А вы: «шоппинг, прогулки, рестораны». Ага, сейчас, два раза…
Первая попытка стать стюардессой
Еще работая в Турции, за год до окончания моего контракта, я подала заявку в авиакомпанию Эмирейтс для участия в отборе на должность бортпроводника. Получила приглашение и летала на собеседование в Стамбул. После трехдневного интервью, я вошла в пятерку финалистов из 200 претендентов, но, увы, после рассмотрения документов в главном офисе, трое из нас получили отказ через месяц ожидания.
У компании требования к сотрудникам настолько завышены, что проводя несколько таких отборов в месяц в разных городах всего мира, пригласить могут как 2-5 человек из нескольких сотен, так и вообще ни одного. По правилам, следующую заявку можно подать не ранее, чем через 6 месяцев после предыдущего собеседования. Я решила попытаться еще, но так сложилось, что произошло это больше чем через год, да и компания оказалась другой. Кстати, с одной из финалисток мы случайно встретились спустя три года в Париже, она тоже исполнила свою мечту – стала работать в бизнес-авиации.
Собеседования и отборы
Работать стюардессой в европейской стране не получится, так как нужно иметь гражданство или, в крайнем случае, вид на жительство в Евросоюзе. А крупнейшие авиакомпании Ближнего Востока приглашают на работу экспатов со всего мира.
Теперь об этапах процесса трудоустройства в авиакомпанию. С чего начать? Расскажу о своем опыте.
Требования к кандидатам
Я заполнила онлайн-заявку на сайте Etihad Airways(https://www.etihad.com /careers/)
В этом разделе публикуется график Assessment Days: в каких странах и городах они пройдут в течение следующего месяца. А также требования для кандидатов: уровень образования, минимальный возраст, отличное знание английского и желательно еще одного-двух языков, опыт работы, отсутствие судимости, умение плавать, рост, неимение тату и пирсинга на участках тела, не закрытых формой.
Виды отборов
Отборы бывают двух видов: Только по приглашению (Invitation onlyDay) и День открытых дверей (Open Day). В первом случае приглашение на отбор приходит на e-mail, во втором в первый день отбора вы приходите со своими документами, и после краткой беседы с рекрутерами вас либо приглашают для участия, либо нет.
Отбор, на который я подала документы, проходил впервые в Киеве, я получила приглашение с указанием того, как нужно выглядеть и что иметь с собой: стиль одежды – белый верх, черный низ, обувь классическая на среднем каблуке, обязательно колготы, аккуратные прическа, макияж и маникюр.
Читайте также: Как я в Дубай уехала и стала маникюр делать. Обратная сторона курорта: о жизни в Дубае, жителях и работе начистоту
Групповой этап
Собеседование начинается в 8 часов утра и продолжается до 17. Сначала демонстрируют промо-ролики о стране и о компании, затем кандидаты делятся на группы, с каждой из которых работает одна пара рекрутеров. Проводится групповое и индивидуальное психологическое тестирование на коммуникабельность, неконфликтность, стрессоустойчивость, быстроту реакции, лидерские качества, умение работать в команде.
После нескольких этапов объявляются прошедшие в следующий тур. Дальше оценка внешних параметров, вопросы о татуировках и шрамах, проверяется способность достать рукой до отметки на высоте 2 м 10 см. Затем тест по английскому языку, в принципе довольно легкий, хотя были несколько человек не сдавших его.
Личные собеседования
На следующий день оставшиеся кандидаты проходят личные собеседования с рекрутерами: более подробно обсуждаются вопросы религиозной и расовой толерантности, отношение к работе в мультинациональном коллективе, к жизни в чужой стране. И окончательный отбор финалистов.
Через несколько дней пришло письмо с подтверждением прохождения отбора, и был прислан контракт с предложением нескольких дат на выбор для начала учебы в Etihad Training Academy и списком требуемых документов. За неделю до вылета мне прислали визу и билет до Абу-Даби.
Условия контракта
Контракт заключается на 3 года. Хотя по желанию его можно разорвать без выплаты неустойки через 6 месяцев. Заработную плату по его условиям нам запрещено озвучивать, она у всех разная, так как к основной ставке плюсуется сумма за летные часы. И за них суммы разные, в зависимости от длительности полета и континента. Хотя, если кому интересно, в Гугл легко найти данные и высчитать среднюю зарплату. Налогов нет. Каждому сотруднику предоставляется несколько комплектов формы, обуви, чемоданы, полная медицинская страховка, бесплатный трансфер на работу и бесплатное жилье, химчистка для формы и корпоративная связь. Платим мы только за интернет и мобильную связь.

Наша квартира.
В квартире живет обычно два или три человека, у каждого своя спальня со своим санузлом с ванной или душевой, а гостиная, кухня и подсобные помещения общие. Компания не только предоставляет полностью меблированные квартиры, но и обеспечивает всем необходимым: бытовой техникой, постельным бельем, посудой.
Кроме этого, для сотрудников авиакомпании практически во всех ресторанах, магазинах, отелях, пляжах, клубах, музеях и развлекательных центрах города есть скидки от 20 до 50%.
Оплачиваемый отпуск 30 дней в год, с предоставлением бесплатного билета в любую точку мира. По желанию с этого года можно брать дополнительно неоплачиваемый отпуск. Можно приобретать билеты на рейсы Этихад и компаний-партнеров со скидкой 50 и 90%. Правда с 90% может возникнуть проблема, так как билеты неподтвержденные и улететь можно только при наличии свободных мест после начала регистрации. Такие же льготы распространяются на 10 билетов в год для членов семьи и друзей.
Медицинская комиссия и обучение
Через месяц я была в ОАЭ, и после прохождения медкомиссии, кучи всевозможных анализов и прививок, а также подачи документов на Emirares ID, или Resident Identity Card, началась двухмесячная учеба в академии, которая стала на это время нашим вторым домом.
Ежедневно нас забирали в 6:40 и привозили обратно в 17:20… Что касается учебы, то легко не было, так как объемы информации просто колоссальные, а времени в обрез, как говорится. Группа мне попалась отличная: 10 украинок, 3 британки, 1 красотка из Шотландии, чех, венгр, белорус, финка, марроканки, румынка и одна коренная жительница Эмиратов… Все очень разные, но вместе мы были отличной командой.

В тренажерном зале.
Медицинское обследование
Кстати о медкомиссии: проверка состоит из осмотра терапевта, окулиста и гинеколога, рентгена легких, анализа крови на все виды инфекций и на наличие алкоголя и наркотических веществ. Всем сделали прививки от менингита, желтой лихорадки, тифа и гепатитов А и Б, обязательный панорамный снимок челюсти. И это еще не все – для получения ВНЖ нужно снова пройти обязательную медкомиссию: рентген, чтобы исключить туберкулез и сдать анализы на ВИЧ, гепатиты, сифилис и лепру.
Чему нас учили
Во время учебы мы изучаем несколько курсов. Главный – это аварийно-спасательная подготовка или Safety and Emergency Procedures. Тут изучается оборудование различных типов самолетов, различные аварийные ситуации и действия при пожаре, разгерметизации, аварийной посадке, турбулентности. Теория чередуется с практическими занятиями на тренажерах и имитаторах. После нескольких недель учебы – тесты и экзамены по каждой теме.
Читайте также: Хотите переехать в США? Пробуйте, и у вас получится! Реальная история молодой девушки
Следующий курс — Group Medical Training, где дают начальную медицинскую подготовку, которую требует Управление гражданской авиации. Тут и основы жизнеобеспечения, распознавание заболеваний, сердечные приступы, аллергические реакции, роды. Учились делать искусственное дыхание, накладывать повязки и шины, обрабатывать раны и т.д.
Далее — курс по сервису и Style and Image. Ну, с первым понятно – кухонное оборудование, питание, напитки, виды сервисов. Style & Image – это предмет, на котором рассказывают о стандартах внешнего вида и макияжа в рабочее время. Какая косметика обязательна, как сделать требуемую прическу, как правильно носить форму.

Кабинет для занятий Style and Image.
Самым интересным был курс Security. Из названия понятно, что это все о безопасности полетов: тут и террористы, и пассажиры, перебравшие алкоголь, тут и о взрывчатке на борту, и о правилах взаимодействия с людьми во время предполагаемого инцидента.
Стажировка
После получения диплома каждый выпускник должен отлетать три стажерских полета. Хорошо, если на рейсе будет неполная загрузка и сам он будет короткий, а если попадает сразу трансатлантический перелет, то новичку не позавидуешь. Мне повезло – мои стажерские полеты были разворотные, а в свой первый самостоятельный рейс я полетела на Сейшелы.

Мы закончили обучение!
Работа бортпроводника
В конце каждого месяца мы получаем свое расписание на следующий месяц, поэтому планировать что-либо заранее сложно, ведь неизвестно куда и когда у тебя будет полет. Полеты бывают двух видов: разворотки и эстафетные.
Разворотка, или turnaround – это короткие рейсы от одного до пяти часов полета в одну сторону. По прилету, высадив пассажиров и загрузив новых, через час самолет летит обратно.
Эстафетный рейс, или layover – рейс, где остановка в месте назначения длится от суток до трех. Это один из привлекательных бонусов в этой профессии, хотя как я уже рассказывала в начале статьи, страны и города бывают разные, и не везде есть возможность интересно провести время.

Абу-Даби.
Бывает, что в месяц у тебя 5-6 лейоверов, а бывает одни сплошные разворотки. Можно поменяться рейсами с коллегами при совпадении дат и количества рабочих часов. Некоторые стюардессы, проработав три и больше года, так и не летали по всем направлениям, куда есть рейсы у авиакомпании. У кого-то нет визы США или Германии, куда-то летают только Airbus A380, а не у всех есть на него допуск, гражданам некоторых стран не открывают рабочие визы в некоторые страны.
Проблемы и трудности
Главный минус работы — появляющиеся со временем проблемы со здоровьем. Практически у всех стюардесс нарушение сна и хроническая усталость из-за постоянной смены часовых поясов, и отсутствия режима дня, и работы в ночное время, варикоз и проблемы с позвоночником. А также накапливающееся в организме радиационное излучение из-за частых дальнемагистральных полетов.
Мне часто приходится отвечать на вопрос, а не скучаю ли я по Родине… Раньше я категорично отвечала «нет», добавляя, что скучаю лишь по семье! Но время внесло свои коррективы, и сегодня я скучаю по снегу, по мелкому противному дождю и по сотне других вещей, которые нельзя найти и даже купить ни в одном другом уголке мира…
Как бы ни было безопасно и удобно жить в Абу-Даби, как бы романтично ни было гулять по Парижу, как бы здорово ни было отдыхать на Сейшелах, мой родной город навсегда останется моим любимым домом!