Фотограф — одна из самых востребованных профессий в наше время. Благодаря мастерам фотографии каждый из нас имеет возможность вернуться в самые трогательные события прошлого: встреча малыша и мамы из роддома, первые шаги ребенка, 1 сентября, выпускной, свадьба — ни одно торжество не обходится без качественных фотографий. В этой связи многие люди хотят освоить это мастерство, только не каждый отдает себе отчет в том, что дело это очень непростое.
Сегодня гость журнала Reconomica Павел Ученов расскажет о том, как он пришел в мир фотографии, с чего начинал, какие трудности на своем пути пришлось преодолеть и чего удалось достичь.
Содержание материала
Начал я с подержанной камеры
Здравствуйте. Меня зовут Павел Ученов. Я родился и вырос в Череповце. Получил инженерное образование и какое-то время работал по специальности. Примерно в 2004 году в мои руки попала цифровая камера и мы не расставались с ней уже никогда в прямом смысле этого слова. Нравилось снимать все подряд, поэтому в кадре были коллеги, прохожие, рабочий стол, клиенты и друзья. С пейзажами у меня дружба не сложилась, хотя иногда и приходится снимать.
Фотографией я увлекся когда мне было 25 лет. Начал, как и большинство фотолюбителей, с простого щелканья, но когда дело нравится, очень быстро начинаешь искать информацию, литературу и людей, которые могут подсказать. Плюс все-таки инженерный склад ума и образование помогли разобраться в нюансах, да и впоследствии оказалось, что разбираться с техникой — это самое простое.
Начал я с подержанной камеры, тогда такие называли «просьюмерка». Это камера с несъемным объективом, но с кучей настроек. Но уже через год понял, что нужна техника посерьезней. Первой цифровой зеркалкой была Canon 350D. Обошлась она мне тогда примерно в 1 000 $.
Моя работа — это образ жизни
В настоящее время у меня есть своя студия, я зарегистрированный ИП, основным моим направлением является деятельность в области фотографии. Это направление для меня это уже не работа или хобби, а образ жизни. Снимаю на заказ, снимаю для себя, преподаю. Большинство моих знакомых так или иначе имеют отношение к фотографии. Весь мой доход — это доход от занятий фотографией.
Для работы я использую технику фирмы Canon. Сейчас перечислить то, что конкретно у меня есть, очень сложно за один заход. Очень много мелочей, которые копятся в процессе работы. У каждого фотографа свой любимый набор оборудования.
Новичкам бы я посоветовал не гнаться за покупкой новой техники, а лучше осваивать то, что есть. Как только вы поймете, что для новой съемки вам просто необходимо купить какой-то новый аксессуар, вопросы сразу отпадут.
Читайте также: Настоящее творчество не терпит выгоды. Фотовыставка от современного фотографа-портретиста.
Важные тонкости в работе фотографа
Знание базы в этом непростом деле всегда пригождаются, причем всегда окупаются в процессе работы. Вообще, мне очень нравится разбираться с новым оборудованием. Я стараюсь отслеживать новую литературу и прессу в своей области. В любой профессии приходится учиться всю жизнь, иначе не удержаться.
Когда кто-то говорит о том, что ему не нужно знать устройство камеры, что он «чувствует» технику, то я не верю. Это поверхностный подход и большинство хороших фото у таких людей просто случайны. Благо современная техника очень хороша и зачастую автоматика снимает чуть ли не лучше фотографа. Но это то же самое, если сказать, что пианисту не нужно знать ноты и играть гаммы, чтобы быть профессиональным музыкантом.
Конечно, встречаются очень талантливые люди, которые могут снимать как-то так, но без знания техники очень сложно двигаться вперед. В наше время, особенно в провинции, фотограф не может быть узкоспециализированным. Часто приходится сталкиваться с заказами, которые требуют тщательной подготовки и нестандартного подхода. Иногда даже приходится придумывать и самому делать приспособления для съемки для конкретного заказа. Мне кажется, что главное в фотографии — это документальность. Даже отредактированное в редакторе фото несет в себе признак того времени, когда это фото было сделано.
Читайте также: Фотография — хобби, творчество или бизнес. Реальный опыт из сибирской глубинки (с фото).
Конечный результат должен радовать клиента
Больше всего мне интересно снимать людей. Для себя люблю снимать портреты и красивых людей. Люблю съемку обнаженной натуры. Как коммерческий фотограф снимаю и репортаж, и каталоги, свадьбы и праздники, портреты и интерьер, приходилось снимать даже бижутерию и еду. Думаю, что шаблоны в такой работе не уместны. Все люди разные, разные требования к фотографии. Главное — результат должен радовать.
Что касается вопроса предпочтений в работе, не вижу большой разницы между взрослыми и детьми: и те, и другие абсолютно одинаково ведут себя на съемках общей фотографии. Ты их ставишь, поправляешь, а они вертятся и дурачатся. Даже такие серьезные люди, как депутаты. Считаю, что секрет успешной работы заключается в том, что я всегда внимательно выслушиваю и никогда не обещаю ничего лишнего, а также делаю немного больше, чем обещал.
Мое отношение к работе меняется и очень сложно сказать о том, какой именно снимок лучше остальных. В прошлом году мне запомнилась съемка танцевальной школы для выпускного альбома. Эти кадры даже прошли в финал одного международного фотоконкурса, хотя я и думал об этом, когда снимал.
Финансовая составляющая
Как и любому человеку, который работает сам на себя, следует быть готовым к тому, что в один месяц вы будете пахать от заката до рассвета, а в какие-то месяцы не будет ни одного заказа. Также никто не оплатит вам больничный или отпуск. Это и свобода, и несвобода одновременно. Телефон включен и может зазвонить 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Кому-то это нравится, а кому-то нет.
По поводу дохода, заработать реально и 100 тысяч в месяц и больше, но работать придется очень-очень много. Фотографу приходится быть и директором, и бухгалтером, и работником одновременно.
Сейчас коммерческая фотография переживает очень сложные времена, особенно в небольших городах. Поэтому сложно делать какие-либо прогнозы, но надеюсь на лучшее.
Читайте также: Реальная история из жизни о том, как начальник ресурсного обеспечения стал успешным видеографом.
Напоследок
Новичкам в этом деле хотелось бы оставить несколько советов:
- не думайте только о деньгах;
- снимайте то, что нравится;
- пополняйте свои знания чтением книг. Могу посоветовать Л. Дыко, Ли Фроста и Майкла Фримана. Если захочется копнуть поглубже, прочтите А. Лапина, Иоханеса Иттена, В. Кандинского.
Людям, которые ищут профессионального фотографа, важно помнить о том, что встречаться с ним нужно лично, смотреть портфолио и задавать вопросы. Ну и рекомендации знакомых никто не отменял.
Если кто-то из читателей журнала захочет пообщаться со мной лично, я всегда открыт к диалогу. Найти меня можно в Instagram и ВКонтакте.
Опубликовано 6 мая, 2019 Обновлено 7 мая, 2019 Пользователем Маргарита Абдурахманова
На самом деле найти талантливого фотографа крайне сложно. Порой кажется, что при общении вы говорите на разных языках. Элементарно, ему объясняешь в каком ракурсе нужна съёмка, как хочется тебе, а он отвечает, что лучше знает как мне надо. Кто из нас двоих заказчик?.. безусловно, он позиционирует себя как профессионал, нужно к нему прислушиваться, но не менять из-за него всю концепцию.