Многие любители книг предпочитают покупать литературу в маленьких и независимых магазинах. К сетевикам претензий много, среди которых ограниченный ассортимент и слишком большое количество канцелярских товаров. Люди готовы переплачивать за книги ради комфортной обстановки.
Журнал Reconomica пообщался с Алексеем, продавцом в книжном магазине. Он рассказал о различиях между сетевыми и независимыми магазинами, а также раскрыл некоторые тайны российского литературного рынка.
Содержание материала
Работа в книжном — моя мечта
Меня зовут Алексей, мне 23 года. В Санкт-Петербург я переехал 3 года назад, до этого жил в Волгограде. Волгоград — место, где жизнь затихает, мне же хотелось чего-то более живого, так что я собрался и переехал.
В Волгограде я около года работал продавцом в книжном магазине известной сети. За это время привык думать, что я продаю тетрадки и карандаши, а не книги. Были дикие планы, которые никогда не выполнялись, работа просто раздражала. Получал 20 тысяч месяц. Денег хватало, но думал про увольнение с первой недели. Однако я люблю литературу, больше ни в чём не разбираюсь. Так что у меня было желание продолжить работать в этой сфере, но в другом месте. И я стал искать вакансии.
Независимые книжные против сетевиков
Отличия между этими сегментами начинается уже на этапе поиска.
Найти вакансию в сетевиках очень легко, они есть везде. Что касается независимых книжных, то придётся хорошенько просмотреть их сайты и социальные сети — поиск новых работников очень неформальный.
Однако за несколько месяцев работы я нашёл одну вакансию. Маленький магазин на Чернышевской искал продавца-консультанта. Позвонил по номеру, найденному в социальных сетях магазина, записался на собеседование. Там мне сразу сказали, что за выход платят 1500 рублей, график работы 2/2. Понял, что много зарабатывать не смогу, но не смутился. Вышел на стажировку. Меня взяли. Да, получаю чуть больше 20 тысяч в месяц, но это не главное.
Читайте также: Моя книга стала бестселлером, или как делать уроки с внучкой и стать популярным писателем.
Опыт работы важен
С самого начала я знал, что нужно делать. Как расставлять книги, как подходить к покупателям, работа с кассой — все эти знания я приобрёл на прошлом месте работы. Тут было всё то же самое, но интереснее. Рабочий день начинается в 10 утра, заканчивается в 8 вечера. Есть перерывы, так как в магазине всегда 2-3 сотрудника: продавцы и администратор. Никаких проблем с адаптацией не было. Единственное — пришлось навёрстывать знания в современной литературе, без этого работать невозможно. Но это удовольствие, а не наказание.
Ассортимент книг
Пожалуй, главное отличие независимого магазина от сетевика — сосредоточенность на книгах. В маленьком магазине почти не продаётся канцелярия (разве что закладки и необычные тетради).
Аудитория соответствующая. С покупателями, как правило, просто интересно разговаривать. Книг много, они необычные. Есть и то, что напечатано совсем небольшим тиражом и распространяется только в независимых магазинах. Это придаёт работе некую таинственность.
Самая тупая претензия к книжному магазину
Однажды в магазин зашёл мой знакомый. Походил между полок, потрогал несколько книг. А потом сказал мне, что на Ozon книги заказывать дешевле. Я очень удивился. А с чего бы там не было дешевле? И вообще, как можно сравнивать онлайн-магазины с обычными. А чем платить за аренду помещения, как выдавать работникам зарплаты, если продавать дешевле, чем в интернете?
Люди приходят к нам не из-за цен. Им интересна атмосфера, выбор, возможность получить подсказку. Я ещё несколько раз слышал такие претензии, они очень удивляют.
Литературный рынок почти мёртв
В России не появляются громкие имена из мира литературы, рынок тихо умирает. Люди готовы читать разговоры про то, что никто ничего не читает — полный бред.
Просто сетевики и издательства в лишний раз напечатают 150-ю книгу автора детективов, чем попробуют поработать с новым автором.
Опять же, большие сети зарабатывают скорее на карандашах, чем на книгах. Отсюда — отсутствие желания нормально работать с клиентом. Во Франции, к примеру, у книг есть единая цена — все магазины продают книги по одной цене. Это заставляет их искать подход к покупателю. У нас же всё иначе. Поэтому люди и готовы поддерживать маленькие, но уютные магазины. Ради этого могут и переплатить 100 рублей за книжку — не такая большая плата за уважительное отношение.
Читайте также: Как увеличить продажи своих электронных книг. Палим все секреты бесплатного продвижения.
Опубликовано 28 января, 2021 Обновлено 28 января, 2021 Пользователем Ирина Грозина