Хочется верить, что остались в наше время великие книголюбы. Такие люди, читая очередную книгу, испытывают восторг от каждой строчки произведения. Вспомните себя! Сколько книг Вы прочитали на сегодняшний день? А сколько повестей и романов остались недочитанными? Но точно можно сказать, что авторы этих книг представляются нам необычными и счастливыми людьми. Ведь, как нам думается, им не надо каждое утро бежать на нелюбимую работу, они не зависят от начальников, а работают в удобное для себя время, сидя дома у камина с чашкой вкусного чая. Они как будто живут в каком-то своем особом мире с вымышленными персонажами. И при всем при этом еще и гонорары хорошие получают. Но все ли так гладко на самом деле?
На этот вопрос Reconomica обязательно сегодня ответит. Нашего нового гостя зовут Солоницкий Владислав Владимирович, он профессиональный писатель-фантаст. В интервью молодой человек делится своим писательским опытом, дает полезные советы начинающим писателям: как начать писать свои книги, как привлечь внимание читателей и издательств к своим произведениям, какие нюансы нужно обязательно учитывать при подписании контракта с издательствами, чтобы потом не остаться «в дураках».
Вы хотите стать известным писателем, получать высокие гонорары, иметь поклонников своего творчества? Тогда наша новая статья именно для Вас!
Содержание материала
Я пишу уже более 5 лет
В этой статье я хотел бы поделиться с вами своим опытом в писательской сфере. Скажу сразу, мы умудримся затронуть не только отношения писатель — издательство, но и отношения внутри самого издательства, ведь мне удалось окунуться в этот процесс, на какое-то время став частью большой издательской машины.
Я, Солоницкий Владислав Владимирович, гордо называюсь писателем уже немногим более 5 лет; с момента самых первых прочтений моего самого раннего произведения, выложенного однажды в сеть Интернет. С тех пор я издал три книги: какие-то зашли – какие-то нет, но подробнее об этом мы поговорим в других разделах данного материала. Между тем, прежде, чем углубиться в крупицы моего опыта, хотелось бы вкратце пробежаться по всей истории.
Свое первое произведение я написал еще в школе
Писать я начал еще в школьное время. Средняя школа, если быть точным. В то время тетрадки впервые стали жертвами моих долгих малеваний.
Читайте также: Работа учителем в сельской школе
Далее я пересел за компьютер, откуда и начались писаться большие объемы. В интернете я получил первичные знания о возможностях издания книг, и это мотивировало меня на более грандиозные работы, которые мне еще предстояло написать.
В одиннадцатом классе, когда за плечами уже были выбиты сотни тысяч печатных символов, удаленных мною нарочно (мало кому нравится собственная писанина — взять того же Гоголя, сжегшего второй том Мертвых душ), я закончил свое первое громадное продуманное произведение.
Издавался я под своей настоящей фамилией и инициалами (да, Солоницкий – это всего лишь рабочий псевдоним), поэтому книгу вы сейчас вряд ли найдете. Впрочем, и не хотелось бы. По одной простой причине, описанной ранее – художники не любят своих творений. И чем оно дальше в прошедших годах – тем противнее.
Но моя первая книга более года прокрутилась в редакциях различных издательств художественной литературы.
Я писатель-фантаст, романист, поэтому, начитавшись успехов других писателей, решил, что стоит бесконечно трезвонить в двери книжных домов, чтобы меня издали. Увы, никаких результатов.
Тогда в сети появилась реклама электронного издательства, на которую я кликнул и попал на сайт. Начитавшись, я решил попробовать издаться в электронном формате.
После прохождения всех формальностей я стал следить за ходом продаж. Спустя три месяца понял, что книга не зашла.
Вторая книга появилась на свет в студенческие годы
Будучи уже на втором курсе высшего учебного заведения, я написал вторую книгу. Также под своими паспортными данными.
Читайте также: Подработка репетиторством для студентов
На написание ушло два с половиной месяца, после чего я вновь попытался разослать рукопись во все издательства, список которых у меня висит до сих пор, но, в конечном счете, вновь вернулся в электронное издательство.
Это была более осмысленная книга в плане издательских понятий, правильных подходов, о которых мы еще поговорим ниже. В это же время мне удается стать ридером в одном из издательств.
Вторая книга принесла мне небольшой успех. После издания я занялся рекламой. Вернее, пиаром.
В общей сложности мне удалось продать чуть более 1 500 копий, что феноменально много для никому неизвестного писателя.Вложив не более 500 рублей, я умудрился заработать чуть более 15 000.
Это конечно не показатель великого заработка, но это начало, которое нужно развивать. Небольшой успех для книги — большой успех для меня. Для меня это был прорыв. Стимул работать дальше.
Сегодня я создаю свой бренд в литературе
Подходя к настоящему времени, я обзавелся псевдонимом, Солоницкий, и стал разрабатывать большую кампанию. К третьей книге, изданной также в электронном формате, я подошел с наибольшим умом. Создал сообщества в сети, стал участвовать в различных конкурсах. Меня стали поддерживать и консультировать разного рода «специалисты» (такие же, как и я), и вместе с ними мы постепенно движемся вперед, шаг за шагом добиваясь результатов.
Всё это потихоньку стало складываться в своеобразный бренд. В мой бренд, который в будущем может привести к неплохому контракту.
Быть писателем – это как?
Стоит сразу отметить, что писатели бывают трех видов:
- те, кто методом лотереи превращает свои художественные работы (хобби) в большой заработок, которого хватает на повседневные нужды;
- те, кто осознанно добивается поставленной цели, затрачивая на это немалые материальные и трудовые средства;
- те, кто пишет просто так, публикуя всё в свободном доступе для своих читателей.
Кстати, да, стоит сразу оговориться, что писателя определяет не сам писатель – писателя определяет читатель. Писатель без читателя – никто. Поэтому, если вас не читает хотя бы один десяток человек – вы не писатель.
Быть писателем – это умение сплачивать людей в одном поле, чтобы задаваться одними вопросами, думать над одними ответами. По сути, писатель не приносит в нашу жизнь ничего полезного, кроме развлечения (для некоторых) и объединения людей со схожими мыслями в неформальные или формальные группы. В остальном же писатель – не более, чем заноза на попе общества: мол, больно, но прикольно.
Что нужно, чтобы стать писателем?
Как уже говорилось мною ранее, писателем нельзя стать без читателей. Можно написать уйму книг, но они будут полезны только тогда, когда вам нечем будет распалить дрова. Однако, всех вас интересует, скорее, не вопрос становления писателя, как центра какой-то микрокультуры, а выход в писатели, как человека зарабатывающего, что сидит за ноутбуком, пьет кофе и пишет.
Пишем первую книгу
Итак, первое, что вам понадобится – это сама книга. Конечно, писателя не может быть без читателей, а читателя без книги. Поэтому в вас само по себе должно быть воспитано чувство композиции текста, умение передавать мысль, либо при помощи текста приводить читателя к вашей конечной философии. Как правило, этим навыкам человек легко обучается, будучи еще учеником в школе. Если вы всегда сами писали сочинения, и вам это даже нравилось, то у вас есть фундамент, чтобы создавать книги.
Находим своего читателя
Далее нужен только опыт, выраженный в обтачивании ваших умений при помощи читателей. Только они могут указать, что им нравится, а что нет. Писатель пишет для читателя, а не для издательства, что, однако, тоже имеет свои тонкости, о которых расскажу чуть позже.
Важно понимать, что образование писателя не существует. А если кто-то и предлагает таковое, то это не более, чем просто заработок на мастер-классах, которые дадут вам ровно столько же знаний, сколько я в данном материале. С той лишь разницей, что я делаю это бесплатно.
Всё, что вам нужно знать, чтобы написать первую книгу – это умение грамотно передавать свою мысль. Да-да! Даже если вы пишете с бесконечными орфографическими и пунктуационными ошибками, вашу книгу всегда исправят штатные корректор и редактор издательства (если, конечно, они увидят потенциал в вашей рукописи). В противном случае, сетуйте на понимающих читателей – в сети сотни книг, если не тысячи, написанных черти-как, но популярных в среде читателей.
Итак, мы определили, что писателями становятся люди, написавшие книгу и нашедшие своего читателя. Писатель-профессионал – это всё тот же писатель, но которому удалось пробиться в издательство и выпустить свою книгу.
Сотрудничество с издательствами
В писательской сфере на всех сайтах и форумах популярно и справедливо такое мнение – легче написать книгу и найти читателя, нежели издать книгу в издательстве.
Вашу книгу никто никогда не издаст, какой бы гениальной она ни была, если в ней не увидят потенциал товара, который можно продать. Издательствам не нужны книги, которые не будут продаваться. Но об этом несколько ниже.
Как найти издательство и предложить свою книгу
Как правило, последние несколько лет (уже с десяток) коммуникация с издательским домом проходит следующим образом: вы находите список издательств, которые издают книги той жанровой направленности, как у вас; затем вы находите официальные сайты этих издательств и через форму «для авторов» отправляете в редакции свои книги.
На первый взгляд всё очень просто. Для некоторых даже необычно. Мол, написал – отправил – издался на следующий день. Нет, увы, это не так.
После того, как вы отправили свою рукопись в издательство, вы получите ответ по ней только через три месяца. И это в лучшем случае. Чаще всего через полгода. А бывает и через год. Честно говоря, чаще всего ответов вообще никто не получает.
Почему можно не дождаться ответа от издательства
Всё дело в том, что таких писателей как я, вы, мы – очень много. Людей, которые умеют писать в настоящее время явно больше сотни тысяч. И каждый из них хоть раз задумывался о финансовой независимости, что приносят книги.
Поэтому издательства всегда завалены кучей рукописей, большую часть которых сразу же удаляют в корзину, прочитав только аннотацию (вступление с целью заинтересовать читателя) или синопсис (краткое содержание, которое вы обязаны отправлять в издательство вместе с текстом рукописи).
Несмотря на всю ту грустную информацию, изложенную выше, прошу не огорчаться. Ведь издательский бизнес – это лишь бизнес. Поэтому, чтобы нырнуть в него, необходимо быть угодным издательству, а значит представлять из себя какую-то ценность, потенциальную выгоду.
Как стать нужным для издательства
Как нам уже известно, издательство только тогда подпишет с вами контракт, когда убедится, что сможет вас продать. Следовательно, вывод напрашивается сам собой: нужно убедить издательство, что вы потенциально продаваемы.
Нужно обрести постоянных читателей
В сети Интернет известно много случаев, когда редакции издательств сами находили авторов, выискивая их контактные адреса, оставляемые хоть где-то. То есть бывают ситуации, когда редакторы сами находят книги, которые им нужны, и пытаются связаться с их авторами для подписания контракта.
Но кто же эти загадочные авторы? Чем они зацепили? А всё просто. Такие авторы цепляют большими количествами просмотров/прочтений книг, продажами, если книга издана в электронном издательстве (об этом еще поговорим), бесконечными отзывами и так далее. То есть всем тем, что говорит о потенциальной аудитории, которая может конвертироваться в потребителя/клиента.
Пиарим свою книгу разными путями
Есть сотни способов, которые уже давно придуманы, и до которых не додумался еще никто. Самые простые – пиариться через своих знакомых. Прочитал один друг – дал почитать другому.
Так вы можете создать свое сообщество (публичная страница) в социальной сети и потихоньку набирать подписчиков. Зайдете хотя бы за 20 000 подписчиков – можете ждать письма или звонка от издательства.
Другой способ – платная реклама. В интернете множество фирм, специализирующихся на этом. И я бы ими безусловно воспользовался, если бы сам не имел соответствующего образования. Иначе говоря, я сам грамотно пиарил свою книгу, в связи с чем мне удавалось выходить на определенные уровни.
Как я и сказал, мне стали приходить уведомления о сотрудничестве. Итоговый тираж моего первого издания был небольшой – всего 500 бумажных книг (основные продажи шли через интернет-площадки – электронные книги), но это бесспорный результат, которым можно не только похвастаться, но от которого можно и отталкиваться, двигаясь дальше, прыгая выше.
Контракт с издательствами дает стабильность в работе
С первым издательским договором вы можете смело чувствовать себя профессиональным писателем, ведь теперь у вас будет предрешен не только процесс издания ваших книг, но и контент, так как зачастую вам придется писать то, что требуют, а не то, что вы хотите по собственной воле.
Конечно, процесс написания следующей книги много раз согласуется с редактором издательства, но, как правило, вы решаете лишь то, как подать свой текст читателю, нежели какой текст подать ему.
Несомненно, в этом есть множество плюсов. Потому что вы обретаете какой-то более-менее точный заработок, который навряд ли будет меньше, чем прописано в договоре.
Скажу больше, заработок может быть в разы выше, что зависит от допечаток тиража вашей книги, переводы на другие языки и тем более экранизации. Всё это проценты, которые будут начисляться на ваш счет, пока вы готовите смузи у себя на кухне.
Важные моменты в процессе подписания контракта
Хотелось бы сразу описать случай, с которым, наверняка, придется столкнуться каждому писателю, который достигнет уровня первого контракта. Дело в том, что все издательства заинтересованы в эдаком «рабстве» писателя на себя. В следующем разделе я обязательно опишу условия контракта, гонорары, роялти и прочее, чтобы более-менее ориентировались в данном вопросе. А пока кратко опишу все эти ситуации, которые нужно иметь в виду, чтобы в будущем быть готовым к сюрпризам.
Читайте также: Может ли писатель прокормить себя и семью в России? Мой опыт издания первой книги.
Не подписывайте контракт на длительный период
Первый контракт издательство всегда пытается подписать на длительное время (период), будь то 5 лет или даже 10. Для них чем больше, тем выгоднее. Почему? Потому что в случае, если издательство перестает видеть в вас коммерческую выгоду, оно продолжает держать вас и вашу книгу как товар, который однажды можно продать методом «трансфера».
Обычно это происходит так: какое-то издательство замечает вас и хочет издать – права принадлежат издательству, с которым у вас контракт – вам или новому издательству приходится выкупать права на свою же книгу, чтобы переиздаваться. Вот такая вот реальность.
Поэтому лучше подписать контракт на 2-3 года, а затем продлить его, нежели заранее прописывать 10 лет.
Гонорар или роялти? Что выгоднее для писателя
Другой случай, с которым вы также должны быть ознакомлены, кроется в разнице между гонораром и роялти. Кто-то считает, что это одинаковые понятия, кто-то считает их сходными, а кто-то вообще не разбирается. Дело в том, что раньше издательство расплачивалось с писателями при помощи системы гонораров.
Гонорар – это процент с отпускной или даже розничной цены тиража.
То есть, если ваша книга издана тиражом в 50 000 экземпляров, стоимость одной книги, скажем, 100 рублей, а ваш гонорар составляет 10%, то сразу же после издания вы получаете 500 000 рублей.
В настоящих реалиях это очень выгодно для писателя, но невыгодно для издательства. Ввиду всеобщего упадка книжного рынка (падение спроса), издательствам всё труднее сбывать свою продукцию. В связи с этим стала внедряться система роялти.
Роялти – это процент с отпускной (очень редко с розничной) цены проданного тиража. Тут важно принять во внимание, что выплату (свой процент) автор получает не с самого факта, что тираж напечатан, а только с факта осуществления продажи.
То есть, если среди 50 000 напечатанных книги будет продано лишь 5 000 копий, то ваш роялти составит 50 000 рублей вместо 500 000 рублей гонорара.
Внимательно читайте все пункты контракта
Но и это еще не все хитрости издательских договоров. Некоторые издательства умудряются прописать контракт так, что автор получит свой роялти только в случае, если будет реализован тираж. Что это значит? А это значит, что деньги вы получите только в том случае, если все 50 000 книг будут проданы.
Некоторые недобросовестные издательства нарочно оставляют на складе десяток книг, чтобы автор никогда не получил своего вознаграждения. Поэтому прежде, чем подписать контракт, стоит внимательнейшим образом просмотреть все пункты.
Советы начинающим писателям
Напоследок хотелось бы сказать, что писательское поприще — дело динамичное. Тут как ни на есть кстати действует правило мейнстрима — одно сменяется другим. Поэтому каждый год книжная индустрия открывает все новые и новые имена, среди которых может оказаться и ваше.
Книжный бизнес очень гибок. Равно, как гибок уровень доходов и нагрузки писателя. Вы можете каждый месяц пыхтеть над новой книгой, но с трудом зарабатывать на оплату коммуналки, а можете писать два раза в год, но зарабатывать миллионы долларов. Помните, всё зависит от вашей аудитории.
Опубликовано 13 февраля, 2018 Обновлено 25 июня, 2018 Пользователем admin
Самое главное для писателя как я понял, это внимательно прочитать контракт и выбрать верный и более выгодный для себя способ оплаты, а именно гонорар. Но ведь случаются и риски даже с выбором оплаты за вашу книгу. Ведь каждый может ошибиться с выбором так, как заранее не известно, сколько книг продастся за все время вашего контракта с той или иной фирмой.
После слов «образование писателя не существует» далее можно не читать. Автор статьи скорее всего не имеет гуманитарного образования, не понимает предмет своего исследования и производит впечатление дилетанта, которому случайно фартануло попасть в издательский бизнес. За всю статью я не дождался от автора простого слова «драматургия». Вот что самое главное в книге, а совсем не умение грамотного передавать свою мысль, как утверждает автор. Можно уметь грамотно передать мысль и получить в итоге не художественное произведение, а свалку не связанных между собой грамотно переданных мыслей. Плохо. Неубедительная статья. Графоманство какое-то. Это поверхностное и водянистое изложение можно простить автору только если ему около 20 лет и он делает первые шаги в литературе. Если это писал более взрослый человек, то это очень печально. Срочно на курсы повышения квалификации или на кафедру литературного мастерства Литературного института им. Горького (г. Москва, Тверской бульвар, 25), где абитуриенты получают отрицаемое автором образование писателей.
Чтобы стать писателем, нужно много изучить и понять. А также передать свои знания читателю. Автор раскрывает секреты профессии.