Логистика — комплекс мероприятий, направленный на доставку и организацию хранения товаров наиболее рациональным способом. Что стоит за этим унылым определением? За ним стоит работа дальнобойщиков, экономистов, операторов складских комплексов. С точки зрения оператора склада журнал Reconomica и предлагает вам сегодня взглянуть на логистику.
Как и за свет чего это все работает, как товары сортуруются на складах и попадают на полки магазинов, а оттуда — к нам в руки? Данный материал будет полезен студентам-логистам, которые еще не до конца поняли, в чем заключается их профессия. А профессия логист начинается со склада.
Содержание материала
Чтобы стать логистом — не нужно быть Эйнштейном
Об авторе:
ФИО: Зальцман Кристина Сергеевна
Возраст: 27 лет.
Стаж по профессии: 4 года и 10 месяцев
Название организации: ООО «Itella» .
Какой бы искушенной не была наша страна, большинство людей, как только слышат слово «логистика» — сразу начинают краснеть. Да, немногие знают, в чем заключается деятельность логистических компаний и как работает их умная система, но я постараюсь объяснить как можно более развернуто.
Узнала я о компании «Itella» абсолютно случайно. Тогда я только переехала в Москву и нужно было найти хорошую работу с постоянным стабильным заработком. И тут мне на глаза совершенно случайно попалось объявление «Требуются операторы на склад». Конечно, тогда я еще не подозревала, что это крупная международная компания, занимающаяся приемкой, отгрузкой и хранением товара на складе.
Собеседование
В анкете для собеседования необходимы были все абсолютно имеющиеся данные, начиная от даты рождения и заканчивая местом работы твоих ближайших родственников. Заполнив анкету, в порядке очереди сотрудники департамента персонала (да, именно так там называется отдел кадров) пригласили непосредственно на собеседование.
Как оказалось, опыт работы в подобных компаниях был необязательным. Задали несколько вопросов, большинство из них были очень даже банальными:
- «Где нашли объявление о вакансии?»;
- «Есть ли у Вас опыт работы в подобных организациях?»;
- «Владеете ли вы офисными программами Excel и Outlook?»
И так далее.
Конечно, небольшие знания этих программ у меня остались еще со школы, поэтому я была уверена, что проблем при работе у меня не возникнет. Вкратце они рассказали мне о том, в чем будет заключаться моя работа оператора. В основном это была работа за компьютером и документооборот. Также каждый новый сотрудник, приходящий к ним в компанию, обязан пройти обучение.
Зарплаты и график работы на стартовой позиции в логистике
Конечно, мне, как и любому другому человеку, пришедшему на собеседование, нужна была вся цифровая или «денежная» составляющая работы. Приятная девушка-кадровик рассказала мне, что графиков работы у них много, есть сутки/трое, есть 2/2, есть 5/2, есть день/ночь-две дома.
Зарплата у этой компании полностью «белая», оклад — 17000 рублей + 40% премия каждый месяц. Больничный и отпуск, соответственно, тоже оплачиваются. На секунду хочется отметить, что у них строгие требования к иногородним гражданам. Например, если у тебя прописка из другого города, то отдел кадров требует регистрацию по месту пребывания сроком от полугода. Понятное дело, не хотят иметь лишних проблем с Миграционной Службой.
Оформление на работу на склад
Список документов для приема на работу состоял из:
Паспорта, ИНН, СНИЛС, документа об образовании (аттестат или диплом), регистрация (для иногородних) а также нужно было предоставить три справки: Справка от терапевта, справка от наркологического диспансера и справка от психоневрологического диспансера.
Это меня немного удивило, но отдел кадров заверил меня тем, что это необходимо для пакета документов. Пока анкета и все данные проверяются службой безопасности, тебе дают три дня для того, чтобы собрать весь этот список документов.
Процесс оформления занял целый день. С самого утра, когда я пришла оформляться, с целым пакетом документов, мне тут же всучили толстенную папку, которую нужно было изучить. Чего только не было в этой папке! И Трудовой Договор, и Кодекс Корпоративной Этики, и Подписка о Неразглашении Коммерческой Тайны, Правила поведения на складе и Правила Охраны Труда и Техники безопасности.
Оформив все документы и подписав Трудовой Договор, меня отправили на тот склад, где я буду работать. Это оказался огромный комплекс с множеством ворот, где отгружались грузовые фуры и множеством стеллажей внутри с стоящими на них паллетами. Меня встретил начальник склада, провел первичный инструктаж, который состоял в основном из распорядка рабочего дня и дальше я отправилась на обучение.
Учение — свет, а неучение — безработица
Обучение продолжалось 5 рабочих дней. Там мне и другим новым сотрудникам в подробностях рассказали, чем занимается компания, как долго она существует на рынке и все тонкости работы оператора. Компания оказалось филиалом финского холдинга «Posti Oy» и была основана в конце 90х годов.
Обучение
Работа оператора заключалась в системных операциях с товаром: приемка товара на склад, движение товара по складу, отгрузка товара со склада, инвентаризация, просчет товара и многое другое.
У компании есть целых три программы для работы: Первая называлась «Advantics Prod» — программа, где выполнялись все системные операции, от которых зависела вся работа склада. Вторая — «Elda WMS» была предназначена в основном для формирования и печати складских документов. Сразу скажу, что все складские операции подкреплялись каким-либо актом или документом. И третья программа — «WMSel» — нужна была для статистики товара, топологии мест хранения (например, сколько мест свободно на складе, сколько товара стоит на напольном хранении, сколько артикулов заведено в систему и т.д.). Всем программам обучали с нуля.
По окончании обучения нужно было пройти тест. Он состоял из 70 вопросов, и от результата тестирования зависела дальнейшая судьба работы в этой компании. Вопросы состояли в основном из того, за что отвечает та или иная функция в системе, а также были вопросы на тему, что делает кладовщик во время приемки товара, какой документ печатается по окончании приемки и так далее. Оценка за тест выставлялась по 100-бальной шкале, а также считалась в процентах. И, как нам сообщил тренинг-менеджер, если оценка за тест будет менее 70 баллов — работа в компании ставится под вопрос непосредственного начальника того склада, на котором вы будете работать. К счастью, мне повезло, и тест я сдала на 89 баллов.
Тяжело в учении — легко в бою? Не думаю!
Работа оператором на складе при постоянном движении товара оказалась нелегким делом. Товар был очень «ходовой» (техника Phillips). Приходилось быстро соображать даже в самых нелегких ситуациях. Вечно недовольный начальник, который, казалось, проверял своих новых сотрудников на вшивость, заставлял нервничать. График день/ночь — двое дома оказался сложным. Работа по началу выматывала настолько, что в оставшиеся выходные, кроме как лечь спать, не хотелось больше ничего.
Поначалу мне приходилось выполнять мелкие поручения вроде переборки документов для архива, распределении документов на подпись представителям клиент и подобной дребедени. Конечно, как и любой другой человек на новой работе, я делала ошибки, были косяки, которые, как оказалось, не особо приветствовало начальство.
Погружение в работу склада
Первым серьезным заданием было оформить документацию и провести системную работу для уже отгруженной машины. Естественно, меня захлестывала паника. Но я очень хотела показать себя с самой лучшей стороны. Нужно было закрыть заказ по системе, отправить подтверждение представителям о том, что заказ уже отгружен и оформить документы на отгрузку.
Пачка документов получилась весьма увесистой и на всё про всё у меня ушло около часа. Начальника смены не особо порадовал этот результат, но, как говорится, «с дураков меньше спрос». Так и началась моя карьера в сфере логистики.
Мой первый начальник склада был не совсем порядочным человеком и, как я выяснила позже, любил всюду «пихать» своих протеже. Списав на меня абсолютно все ошибки и косяки склада, он попытался меня уволить. Но, благо, обошлось без этого.
Я попала на другой склад, но уже с автозапчастями. Там начальник был гораздо спокойнее и уравновешеннее, но в работе тоже были свои нюансы. На новом месте я узнала немного больше о сфере логистики в целом. Оказывается, логистическая компания — это не просто склад для хранения лампочек и подшипников. Это огромная структура, в которой есть практически все услуги для торговли как товаром, так и услугами. Тут могут и хранить товар, и оформлять его для промо продаж, и стикеровать, и уничтожать бракованый и просроченный (если речь идет о товарах со сроком годности). Естественно, вся информация о товаре того клиента, на котором ты работаешь, ложится на хрупкие плечи оператора.
Что такое логистика на практике
Подготовка к отгрузке происходит в несколько этапов:
- Первый этап: запуск заказов в системе. Клиент присылает файлы с информацией, где указан номер заказа, наименование грузополучателя, перечень артикулов, количество и планируемая дата отгрузки. Весь товар стоит в высоких рядах со стеллажами на деревянных поддонах. Здесь это называют заводскими палатами.
- Второй этап: Как только оператор запускает заказ — начальник смены передает задание на перемещения водителям погрузчиков, которые, в свою очередь, снимают заводские палаты с зоны Главного Склада и перемещают в зону ручного подбора.
- Третий этап: подборка. После того, как перемещение выполнено, оператор печатает список для ручного подбора (список пикинга). И тут уже в бой идут кладовщики и комплектовщики. Они собирают заказ в соответствии с требованиями грузополучателя и готовят весь заказ к отгрузке. Конечно, бывают и такие случаи, когда клиент оптовый и хочет очень много товара. В этом случае товар отгружается со склада заводскими палатами уже без подбора и перемещения.
- Четвертый этап: отгрузка заказа и формирование документации. Как только заказ подберется, оператор отправляет подтверждение клиенту о том, что заказ собран. В это время уже подъезжает грузовая машина. Заказ отгружают, оформляют все необходимые для этого документы и водитель/экспедитор со спокойной душой уже везет товар грузополучателю.
Каждое движение товара должно учитываться в системе. Как говорил наш начальник, «Без клиента и системы мы не имеем права даже дышать на товар».
Стабильная работа лучше, чем вообще никакой работы
Работа не сказать что прям такая уж сложная. Здесь требуется больше личных качеств и навыков, чем какое-либо профессиональное образование. Конечно, если говорить о должности в департаменте проектирования и тендеров или о отделе продаж, или финансовом отделе, наконец, то здесь без той самой «корочки» уже не обойтись.
Кому подойдет работа на складе и какие качества нужны для работы складским оператором
А работа оператора склада требует больше выносливости, стрессоустойчивости (Да-да, именно. Вы просто не представляете, какие буйные иногда бывают водители, которые, такое ощущение, приходят на склад просто «покричать»). И самые главное качество, которое необходимо для нормальной работы на складе — это многозадачность. А для того, чтобы пойти выше, не нужно делать ничего сверхъестественного — все зависит от того, как долго вы работаете в этой организации и были ли штрафы за весь период работы. Заявку на повышение подает начальник склада, давая полную характеристику сотрудника, которого он хочет повысить в должности.
Самое любимое в моей работе — это отсутствие монотонности. Тут можно и в системе поработать, и документы разобрать, и пообщаться с клиентами, и даже поучаствовать в конкурсах.
Например, в преддверии таких праздников, как 23 февраля и 8 марта, наш департамент персонала совместно с отделом качества устроил конкурсы для мужчин и женщин. Конкурсы были веселые, задорные и всем участникам вручали призы. Также каждый Новый год компания дарит всем своим сотрудникам новогодние подарки, которые хоть и не дорогие, но зато с душой и фантазией.
Бывает и такое, что компания отправляет лучших сотрудников в командировки, в основном для того, чтобы помочь на других складских комплексах «поднять» клиента и настроить его на нужный лад.
Читайте также: Чем складской логист в международной компании отличается от менеджера по ВЭД.
В заключении, я хочу сказать, что очень люблю свою работу и не важно, сколько времени и сил она отнимает. Главное, что твои труды оплачиваются. Конечно, это не шестизначные суммы, но работа по душе и это, я считаю, самое главное!
Опубликовано 9 августа, 2017 Обновлено 9 января, 2018 Пользователем admin
У меня знакомый работает на складе, и как я понимаю, работа его ему нравится, уходить не планирует. Но есть один недостаток, ему не хватает зарплаты, подрабатывает после работы, объявления расклеивает. Попасть на его должность непросто, работодатель требователен к кандидатам. Лично я не пытался, но наслышан. В общем получается, что не пыльная работа на складе.
Около трех лет работаю на складе, заместителем. начальником транспортного отдела, по факту рядовой логист. Стрессы постоянные, тем более, что сфера — фармацевтика. Задержки и накладки могут привлечь не только к недовольству клиентов, но и к более тяжелым последствиям. Поэтому весь механизм логистики отлажен до минут. Зарплаты хватает, но вот так и не могу привыкнуть к вечно «разрывающемуся» телефону. Звонят все: менеджеры, клиенты, водители, начальство. Попал случайно, не имея образования профильного, обучался около полугода. Уверенно чувствовать стал себя на своем месте только через год.
Работа унылая и весь день на ногах — желаю такую работу врагу.
Думаю такая работа подойдет студентам или совсем уж отчаянным не имеющим никаких полезных навыков, которые можно применить в другой сфере. Зарплаты низкие, часто приходиться быть еще и грузчиком, хотя это в обязанности вроде бы как не входил. Советую как следует подумать, прежде чем пробовать данную профессию.
Многие должности на складе подразумевают материальную ответственность. А многие не очень добросовестные работодатели пользуются этим по полной. Так что, зачастую, обещанную зарплату не получается получить в полном объеме. В общем, стоит подумать, прежде чем идти на такую работу.
На мелком складе неплохо посиживать, но материальная ответственность всё портит. Воруют не только водилы и грузчики, но и начальство, спихивая на рабочих недостачу. За всем надо следить, а то влетишь на бабло.
Знакомую из центра занятости отправили на курсы, а потом на работу на склад. Сложного ничего там не было. Одна программа для учета, из которой накладные печатались. Принять товар, выдать товар, вести учет. Но так как склад был небольшой и частный, то иногда приходилось таскать коробки мелким покупателям. Большое грузчики приносили и уносили. Прежде чем устраиваться на такую работу, стоит разузнать что входит в обязанности на самом деле. Не будет лишним наличие видеонаблюдения, на всякий случай. Платили немного, но как временная работа может подойти.
Признаться, было время думал, что логист — что-то из сферы логики. Когда впервые появилось в ходу это словечко уже не вспомню. Кажется мне, что для подобной ответственной работы зарплата несколько маловата. Но для бывших студентов — неплохой старт.
Я сам знаю, какие буйные и неадекватные прибывают водители. То побыстрее разгрузить требуют, то фуру не так поставят, то товар не довезут в нужном количестве. И воровства на складах хватает. Тяжелая работа!
Склад моей организации работает только в 1С. Но они сильно и не напрягаются- 4 склада,по 2 сборщика в каждом .И 2 кладовщика.Работа не пыльная,но и зарплаты небольшие.Сборщики получают тысяч 15 при пятидневке
Да уж, работа на складе требует сообразительности. Также пригодится умение работать в режиме многозадачности. И ещё нужна стрессоустойчивость.
Работа на складе это материальная ответственность и плюс ещё низкооплачиваемая профессия. Весь день коробки тоскаешь, все считаешь, все так сложно. Лучше в охрану пойти!
Подробно расписаны все нюансы работы логистом. Подводные камни и те качества, которые необходимы для этой деятельности.