В последние годы разговоры о том, что интернет победит (или победил) телевидение не угасают, однако телевидение до сих пор имеет массовую популярность. Не все готовы отказаться от привычного экрана и полностью перейти на потребление информации через интернет.
Журнал Reconomica пообщался с молодым парнем из Казахстана, который рассказал о своей работе на телевидении в качестве видеооператора. Зарплата оператора, сложности, процесс обучения — все нюансы в статье.
Содержание материала
Как я попал на телевидение
Меня зовут Даниил, мне 23 года, я живу в Казахстане и уже два года работаю видеооператором на популярном телеканале. Мы занимаемся съёмкой новостных сюжетов, и позже их показывают по телевизору.
Попал я на эту работу после увольнения из риелтерского агентства. Там я искал клиентов, вел переговоры, заключал договоры и выставлял дома на продажу. Со временем понял, что это не моё. К тому времени я увлекался видеосъёмкой как хобби. Когда увидел вакансию от телеканала, решил попробовать (хоть и понимал, что моего опыта может быть недостаточно).
Собеседование и условия работы
Собеседование проходило в редакции. Мне задавали много вопросов технического характера, спрашивали о навыках монтажа, отношении к работе «на ногах». На все вопросы я отвечал так, будто готовился к этой работе всю жизнь. На протяжении всего собеседования мне повторяли, что работа очень тяжелая физически. По всей видимости, это связано с моим телосложением (я довольно худой). После собеседования я вышел на стажировку. Здание, в котором находилась редакция, было расположено недалеко от моего дома.
Что касается заработной платы, то она может варьироваться от 35 до 45 тысяч рублей. Всё зависит от твоего объёма работы, а он, в свою очередь, тесно связан с временем, которое ты тратишь на монтаж.
Рабочий день на канале начинается в 10 часов утра, а заканчивается в 7 часов вечера — это в идеале, ведь бывают и ночные вызовы. В смене могут одновременно работать несколько операторов, так как один человек не справился бы с таким количеством съёмочных заказов. Как правило, много людей требуется на важных городских мероприятиях. Если на месте всего один оператор, то и видеоряд получается скудным, неинтересным.
Стажировка
Моя стажировка длилась одну неделю (7 рабочих дней) и не оплачивалась. Я не претендовал на оплату, так как считал, что всё равно не справлюсь. Мне постепенно объясняли нюансы работы оператором и мои обязанности. В тот момент я работал с одним из двух других операторов, мне доверяли что-нибудь поснимать, показывали, как монтируют снятый материал.
Операторы выезжают на вызовы с журналистом, который, в свою очередь, задает вопросы какому-то человеку, а оператор должен все это снимать. Здесь есть нюансы. Если съёмка проходит в светлом помещении, то делать ничего не нужно. Если же нужно снимать на улице, то начинаются танцы с бубном, чтобы найти нормальный ракурс.
Человек, который решился что-то рассказать журналисту, начинает нервничать, если подготовка слишком долгая. В общем, необходимо сделать всё быстро и качественно.
Журналист может сам выбирать себе оператора, всё-таки у журналистов в этом плане есть привилегии.
Оборудование
Цены на оборудование могут варьироваться. Например, штатив стоит от 80 до 130 тысяч рублей, микрофон — от 5 до 10 тысяч рублей, камеры могут стоить от 110 тысяч рублей и выше.
Если честно, то я не особо понимал, сколько стоит оборудование, которое мне дали, — ему много лет, очевидно, что телеканал экономит на аппаратуре.
После стажировки я решил, что останусь здесь работать. Меня официально оформили, и я стал профессиональным оператором.
Читайте также: В тему видео лучше не соваться, или почему я — видеомейкер и продюсер? Просто мне нравится этим заниматься!
Что делает видеооператор
Рабочий день оператора начинается с осмотра оборудования (его исправность и т. д.). После проверки аппаратуры мы ждали звонков с заказами (если у нас ещё не было задания). В нашу редакцию приходят вызовы на съёмку разных городских мероприятий, каких-то аварий, съемку известных людей. Работать видеооператором не очень легко. Если видео получилось плохим, то виноват только оператор.
После приезда на точку, где должна происходить съемка, оператор должен посмотреть на место проведения, так как ему предстоит снимать с разных ракурсов, а журналист тем временем составляет вопросы какому-либо человеку.
После съёмки одного сюжета мы приезжаем и отдаем материал на обработку и монтаж, затем это выпускают в эфир. В отдельных случаях оператор тоже участвует в монтаже (к примеру, если нужно смонтировать что-то срочно, а все работники заняты). После съемки сюжета нас могут сразу же забрать на съемку другого.
Работа очень разнообразная
Я смотрю на более опытных коллег и понимаю, что они не ограничиваются работой на телевидении. Самая частая «шабашка» — съёмка свадеб. За день работы и день монтажа можно заработать 10-15 тысяч рублей. Сам я пока этим не занимался, но был бы не против такой подработки. В целом я вижу, что операторы не из тех людей, кто жалуется на свою работу. Есть недостатки, о которых они постоянно говорят, но это не повод увольняться.
Это хорошая профессия, но подходит она не всем. Самое сложное — общение с семьёй, ведь на работу могут вызвать в любой момент, с этим нужно мириться.
После устройства на работу я узнал, что среди самых рейтинговых видео на телевидении всегда есть автомобильные аварии. Никогда бы не подумал, что людям интересно на это смотреть. Теперь отношусь к этому иначе, так как сам постоянно снимаю видео с мест происшествий.
Читайте также: На одном энтузиазме долго не проработаешь! Реальный опыт работы корреспондентом на телевидении.
Опубликовано 31 января, 2020 Обновлено 31 января, 2020 Пользователем Ирина Грозина