Как стать успешным менеджером по туризму с нуля. Пособие для новичков от профессионала

Туристический бизнес  в наше время развивается с фантастической скоростью. Сегодня можно посетить любую страну мира и не думать о документальной волоките, за вас все сделают туристические агентства, а точнее специально обученные люди — менеджеры по туризму. Многих соискателей привлекает данная должность, весь это возможность выполнять очень интересную и активную работу. Но новичку очень сложно устроиться в турагентство, одного желания здесь мало, практически везде требуется опыт работы.

Поэтому Reconomica решила узнать, как человеку стать менеджером по туризму, если очень хочется, а опыта ноль. Для этого просто нужно найти человека, которому удалось пройти этот тернистый путь и добиться успехов в данной сфере. И мы, конечно же, нашли! Сегодня у нас в гостях Юлия из г. Киров. Эта девушка пробивалась в мир туризма с особой упертостью и совсем без опыта работы, но все же она достигла своей цели — стала не только ведущим менеджером по туризму, но и открыла собственное туристическое агентство. А как у нее это получилось, читайте ниже.

Коротко об авторе. Почему туризм?

Перетягина Юлия Сергеевна, 35 лет. Окончила государственный педагогический университет по специальности педагог начальных классов с дополнительной специальностью “учитель иностранного языка“. Успешно окончив университет, устроилась на работу преподавателем английского языка в учебный центр. Отработав один учебный год, я решила, что быть учителем — не моё. Стала задумываться о смежной профессии, чтобы образование пригодилось, но вариантов не было.

Как-то раз на моём уроке английского была тема: «Для чего я изучаю иностранный язык», и одна ученица сказала фразу, которая стала толчком в дальнейшем выборе моей профессии, а именно, что ей нужен английский язык, чтобы работать в турагентстве, ездить по разным странам, общаться с иностранцами, вести переговоры.

В этот момент я подумала, а почему нет? Это очень интересная и увлекательная работа. И я решила попробовать себя в этой сфере, абсолютно не имея навыков и представления о работе.

Менеджер по туризму — очень интересная и увлекательная работа.

Поиски работы

После принятия решения о смене сферы деятельности я доработала до конца учебного года и не стала продлевать контракт на следующий год. Начались поиски работы в агентстве.

Если просмотреть вакансии менеджеров по туризму, то почти везде отдаётся предпочтение менеджерам с опытом работы от одного года, но несомненным плюсом было, что никто не просил профильное образование по данной специальности.

Это дало мне надежду, что я смогу найти работу в этой сфере, даже без опыта. Тем более гуманитарное образование и знание иностранного языка были несомненными моими преимуществами. Так мне казалось.

Скажу сразу, что работая менеджером по туризму, достаточно базовых знаний английского языка для правильного прочтения названий отеля и более лёгкой ориентации в терминах.

Первое собеседование я с треском провалила. Владельцы агентства готовы были взять новичка, устроив импровизированный экзамен по странам массового посещения, который я не смогла осилить, даже с учетом небольшой подготовки.

Читайте: Как найти дело по душе, совместив любовь к путешествиям и желание зарабатывать.

Еще пара агентств так же дали свой отказ, отдав предпочтение людям с опытом. Когда я уже начала отчаиваться, одно из крупных популярных агентств нашего города пригласили меня на испытательный срок. Счастью не было предела! Брали меня на работу без договора, без официального оформления и уточнения об оплате труда. Но я все равно была рада, так как решила, что научусь всему и буду иметь хотя бы небольшой опыт в этой сфере, даже если не пройду испытательный срок.

Фото из рекламного тура по российскому югу.

Обучение на новой работе

Радость была недолгой. Владелец агентства ждал, что действующий менеджер меня быстро всему научит, а делать этого менеджер не спешил. Мне разрешалось сидеть с ноутбуком и развлекать гостей офиса, которые ждали своей очереди на оформление путевки. Мне показали основы подбора туров через поисковую систему, то есть пока клиент ждал своей очереди, я могла немного сориентировать его в ценах по запросу.

Когда клиентов было немного, я стояла рядом с менеджером и тщательно старалась запомнить и даже записать его действия. Менеджер был очень опытный, с ходу определял желания и возможности клиентов и всегда находил нужные отели по адекватной стоимости.

Наблюдая за его работой, я уже имела представление о деятельности турагентств, запоминала названия хороших отелей, имела представление о заполнении документов и бланков строгой отчетности.

В голове уже был план работы:

  1. Подбор тура клиентам (самое сложное во всей работе, надо учесть пожелания клиента и при этом уложиться в заданную стоимость), аванс;
  2. Бронирование тура у туроператора (действия по заполнению данных клиентов на выбранный тур);
  3. Подтверждение и оплата тура с выдачей необходимых документов туристам (договор, путевка);
  4. Оплата туроператору за минусом своей комиссии;
  5. Выдача полетных документов, ваучеров, попутно рассказывая туристам о том, как добраться до аэропорта, найти свой рейс и так далее.

Первые брони

Первая моя бронь была на экскурсионную программу в Санкт-Петербург. Основной менеджер был занят, а клиент не мог ждать, поэтому наконец-то разрешили мне сделать подбор и бронирование тура.

Туры по России самые легкие по подбору и оформлению. Я все оформила, приняла полную оплату, забронировала турпакет у туроператора и в этот же день уже получила подтверждение. Была просто счастлива, очень мне это все понравилось, поняла в очередной раз, что не зря сюда пришла.

Также читайте: Менеджер по туризму: взгляд изнутри. Вся правда об этой работе от профессионала.

Надо сказать, что моя первая бронь состоялась примерно через месяц работы в этом агентстве. После этой удачной заявки мне разрешили бронировать путевки по России. Все еще не доверяя делать брони за рубеж.

Туры по России самые легкие по подбору и оформлению.

Хождение по агентствам в поисках лучшего варианта

Как-то у нас состоялся разговор с менеджером, который сказал, что пока меня не оформят официально, он ничему меня учить не будет. Далее я уже поняла, что оформлять меня вообще не собирались. Поговорив с директором, мы пришли к обоюдному мнению, что пора расстаться.

Мне дали расчет, минимальную оплату, чуть больше 6 000 рублей, но я и этому была рада. Получив бесценный опыт, я стала дальше искать место работы.

В следующем агентстве меня сразу же взяли на работу. Было небольшое собеседование, на котором я ответила на все вопросы и была достаточно уверена в себе. Но отработала я там совсем недолго, зарплата была сдельная, а туристов и, соответственно, заявок не было вообще. Просидев месяц и забронировав всего пару заявок, я ушла уже по собственному желанию.

Летние месяцы самые напряженные — все едут к морю!

А вот в следующем агентстве я уже задержалась надолго. Опять же успешно и с первого раза пройдя собеседование, я стала одним из главных менеджеров. Я успешно бронировала туры любой сложности, составляла индивидуальные пакеты, без проблем продавала популярные направления. В итоге на базе этого агентства я стала вести курсы подготовки менеджеров по туризму (плюсом к основной работе).

Соответственно, и зарплата моя стала мне очень нравится, буквально за два-три месяца работы я вышла на зарплату 25 000-30 000 рублей, что для нашего города является доходом выше среднего. В зимние месяцы выходило немного меньше – 18 000-20 000 рублей, что тоже было довольно хорошо.

Все это не далось мне просто так. Получив основу знаний в первом агентстве, дома я постоянно занималась самообучением, читала форумы, информацию по странам, учила отельную базу, смотрела вебинары и посещала все презентации туроператоров. Я никогда не пожалела о своем выборе.

Необходимые знания и навыки для успешного менеджера по туризму

  1. Самое главное для менеджера по туризму — умение продавать! Просто знать информацию недостаточно, нужно уметь ею пользоваться, именно убедить клиента в том, что ему понравится предложенный вариант отдыха, что это именно то, что ему нужно, даже если придется повысить бюджет путевки. Нельзя предлагать более 3-5 вариантов путешествия, иначе клиент просто запутается. Хорошие менеджеры обычно предлагают 1-2 варианта, на которые клиент сразу соглашается, при этом высший пилотаж, когда клиенты бронируются в один визит, не уходя домой «подумать»;
  2. Обязательно знание принципов деятельности турагентств, из чего складывается прибыль. Умение оперативно найти предложения по акциям, получив при этом максимальную комиссию;
  3. Умение выстроить долгосрочные отношения с клиентом. Для этого быть доброжелательным, стрессоустойчивым (клиенты бывают разные), показать свою заинтересованность в клиенте, все хорошо объяснить и по прилету/приезду клиента отзвониться;
  4. Внимание и ответственность. Без этого в туризме делать нечего. Внимательно занести все данные в заявку, проверить и вовремя сообщить клиенту об изменении времени вылета;
  5. Умение работать в режиме многозадачности. Иногда нужно уметь правильно распределить свое время, чтобы успеть сделать подбор тура по одной заявке, выписать договор по другой, при этом ответить на телефонный звонок и отследить брони, находящиеся в работе.

Читайте также: Как хорошо зарабатывать на путешествиях? Нужно стать организатором турпоходов. Лайфхак от предприимчивого парня.

Плюсы и минусы в работе 

Плюсы:

  1. Очень интересная работа, все время можно узнавать что-то новое;
  2. Поощрения в виде бесплатных рекламных туров, а также путевок для себя и своей семьи со скидками;
  3. Возможность высокого заработка, особенно в летний сезон;
  4. Презентации, выставки туроператоров, насыщенная событиями активная жизнь.

Минусы:

  1. Сезонность. Зимний сезон бывает затишье, мало заявок = небольшая зарплата;
  2. Ненормированный график работы в сезон. (Летом приходится задерживаться, подстраиваться под клиента, приходить раньше открытия офиса, чтобы успеть сделать текущую работу);
  3. Отпуск в определенные месяцы, невозможность взять отпуск летом и ранней осенью.
  4. Отсутствие официального оформления и серая зарплата.

Глядя на плюсы и минусы, каждый человек может для себя решить подходит ли ему эта должность.

Менеджер по туризму – это не профессия, это образ жизни. Звонки от клиентов и туроператоров могут быть вне рабочего времени, когда вы на отдыхе, на даче, ночью. Всегда нужно быть на связи, возможны экстренные случаи, когда необходима ваша помощь.

Опыт, конечно, имеет большое значение в этой сфере деятельности, но если задаться целью, то можно очень быстро обучиться всему и стать очень успешным менеджером, даже не имея огромного опыта и профильного образования.

Проработав несколько лет в агентстве, я решилась на открытие своего. Но это уже совсем другая история, которую вы можете почитать здесь!

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *