Вакансии менеджера по продажам наверняка попадались почти каждому, кто когда-либо искал работу. Многих такая формулировка отталкивала, ведь, как они думали, там нужно впаривать и навязываться людям. Многие поглядывали с недоумением, не понимая, что им предстоит.
Reconomica нашла честный отзыв человека, который проработал на посту продажника не один год и который согласился поделиться своим опытом. Внезапно оказалось, что, работая в этой профессии, вам не придется навязываться, люди буду сами в вас заинтересованы! Вы сможете обзавестись множеством новых знакомств, а также неоценимым опытом, которые несомненно пригодятся в жизни. Как? Ответы ниже.
Содержание материала
Работа менеджера
Меня зовут Анна Владимировна Смыслова. С 2009 по 2012 год я работала менеджером по продажам рекламы в известной газете города Ярославля «Родной город». К сожалению, сейчас этой газеты уже нет, так как затраты на её выпуск не окупали прибыль, и владельцы решили закрыть издание. Но начиналось всё очень громко, в короткие сроки газета «Родной Город» вошла на печатный рынок города и заняла лидирующие позиции. Такой быстрый рост произошёл благодаря активной рекламе на телевидении, а также сильной редакции и новаторской форме подачи материала (газета выходила в формате цветного журнала форматом A4).
Но затраты на запуск «Родного Города» нужно было окупать, а окупать их предполагалось продажей рекламных площадей в самой газете. Понятно, что даже само слово «реклама» уже всем надоело, и потенциальные рекламодатели не выстраивались в очередь, чтобы купить рекламу. Поэтому и был создан отдел продаж рекламы, в котором мне и посчастливилось работать.
Что собой представляет работа менеджера по продажам рекламы в газете ?
Профессии менеджер по продажам, насколько мне известно, не учат в университетах. Возможно, сейчас уже есть специальности с таким уклоном, но лет 5-6 назад точно не было. Поэтому требования при приёме на работу стандартные: высшее образование (любое) и, главное, опыт работы в продажах. Под опытом работы в продажах подразумевались, конечно, активные продажи: предложение услуг и поиск клиентов. Каких-то особенных знаний не нужно, в хорошей организации руководители отдела продаж вас всему научат. Главное здесь — личные качества: стрессоустойчивость, предприимчивость, в меру — наглость и умение красиво говорить. Не бояться отказов, «холодных» звонков и контактов. «Холодными» принято называть такие звонки и встречи, где вас не ждали, а вы пришли. Шутка, но на самом деле так и есть.
Читайте также: Как преодолеть страх перед холодными звонками.
В моём случае холодными были звонки в разные организации и фирмы с предложением купить рекламу в газете «Родной город».
Естественно, сразу в лоб купить рекламу я не предлагала, задача менеджера — договориться о встрече. А уже на встрече презентовать издание и предложить рекламу.
Ещё одна большая трудность в том, что я продавала то, что нельзя потрогать, пощупать. Продать мебель, различные комплектующие и тому подобное намного проще, потому что покупатель в итоге получает на руки реальный товар. В случае же с продажей рекламы компания получает большую популярность, больше обращений и, как следствие, больше продаж товаров или услуг. Это в идеале. А на практике многие руководители не отслеживают эффективность рекламы, дают рекламу везде и всюду, тратят большие бюджеты, а потом жалуются, что реклама не работает…
Приём на работу
Конечно, при приёме на работу предпочтение отдается кандидатам с опытом. Просто потому, что такой кандидат уже примерно представляет, что его ждёт и знает свои сильные и слабые стороны. А у кандидата без опыта велик риск разочароваться в такой работе, постоянно получая отказы и ответы наподобие «как же вы надоели с этой рекламой».
Если вы всё же хотите работать менеджером по продажам и готовы к возможным трудностям, но у вас нет опыта продаж, то скорее всего вас примут на работу!
Почему? Всё просто. Обычно такая работа состоит из оклада и процентов, и не так много людей готовы «побегать», чтобы в итоге получить приличную зарплату.
Многие мои друзья и родные отказались бы работать на подобной работе (плюс не справились бы), потому что им это просто не подходит. Они стесняются, не умеют и не хотят учиться что-то продавать, боятся отказов и просто чувствуют себя на такой работе не в своей тарелке.
На какую зарплату можно рассчитывать
Когда я устроилась, у меня было так: оклад 12 000 рублей и 20% от продажи рекламы. Соответственно, доход каждый месяц разный, разброс был от 15 до 40 тысяч рублей. Суммы в 40 000 рублей были уже где-то после двух лет работы. Со временем нарабатываешь постоянных клиентов и изменяемая часть зарплаты постоянно растёт.
Читайте также: Как увеличивать уровень продаж.
Обучение
Обучение в профессии менеджера по продажам играет определяющую роль.
За всё время работы у нас было несколько крупных тренингов по продажам и обязательное вводное обучение, потом дополнительное обучение и анализ-разбор произошедших встреч и переговоров. Сейчас мастерству продаж посвящены десятки книг и тренингов. Какие-то из них платные, но большинство можно найти в открытом доступе. Чему учат на вводном обучении?
Во-первых, — теории: информации про газету, про её преимущества, про виды рекламы (их особенности и стоимость). Например, хорошая рекламная статья в газете принесет больший эффект, чем просто рекламный баннер. Но статья и стоить будет дороже. Также обязательно знание закона о рекламе (например, в рекламной публикации должна быть пометка «на правах рекламы»)
Во-вторых, самому процессу организации работы. Я работала в специальной программе, куда сама заносила данные о рекламодателе и результаты переговоров с ним. Сама же печатала типовые договоры и выставляла счета на рекламу. Плюс нужно учитывать сроки, так как специально под проданную рекламу делается вёрстка газеты. И если вдруг реклама «слетает», то редакции приходилось срочно что-то менять, перевёрстывать полосу. Понятно, что за такое не похвалят. И ещё очень важно, чтобы реклама (макет или статья) была вовремя согласована с заказчиком, без согласования рекламу ставить нельзя.
Организация работы
Работа с 9:00 до 17:00 в будние дни с перерывом на обед с 12 до 13 часов. У каждого менеджера есть своё рабочее место (стол с компьютером и Интернетом). Типовые задачи в течении рабочего дня: звонки старым и новым клиентам, встречи (обычно 1-3 встречи в день в офисах клиентов), бумажная работа (счета, договоры), работа по согласованию с заказчиком его рекламного макета или статьи.
Как ездить на встречи
У газеты было два штатных водителя, которые являлись общими и для корреспондентов, и для отдела рекламы. Если, к примеру, корреспонденту и фотографу нужно поехать в дальнее село, то машина отдавалась редакции. Если же встреча была где-то недалеко или туда просто добраться, то менеджеры и корреспонденты могли и сами поехать.
Как менеджеры «делили» клиентов? Нет, драки и гладиаторских боёв не было. За каждым менеджером закреплена своя часть фирм по отрасли.
Например, медицина и крупные гипермаркеты у одного, банки и компании по производству пластиковых окон у другого и так далее. А если какая-то кампания сама позвонит в офис и захочет купить рекламу, то на встречу с такой компанией отправлялся тот менеджер, к кому относилась отрасль. То есть если звонит новая открывшаяся клиника, то с ними работает менеджер, за которым закреплена медицина. У меня были крупные предприятия (фабрики, заводы), оконные и строительные компании.
Интересные случаи за время работы
Однажды звоню в новую фирму по продаже пластиковых окон (я работала с подобными фирмами, и многие из них постоянно давали небольшие рекламы в газету). Так вот, звоню, пообщалась с директором, представилась, сказала название газеты, всё хорошо, договорились на встречу.
Приезжаю я на встречу к ним в офис, познакомились лично, показываю газету, делаю презентацию… И тут директора осеняет, и он с круглыми глазами спрашивает: «А Вы разве не из газеты «Рико-Пресс»?» Это бесплатная газета с программой и рекламой… Пришлось всё заново объяснять с акцентом на том, почему газета «Родной город» больше подходит для рекламы его оконной компании. В итоге эта фирма потом стала постоянным заказчиком рекламы.
Крупные клиенты
Ещё хочу рассказать про работу с крупными клиентами — градообразующими предприятиями. В Ярославле одно из таких предприятий «Славнефть». Понятно, что рекламировать в газете продажу топлива в промышленных масштабах просто абсурдно. Как тогда можно сотрудничать с ними? У них есть свой пиар-отдел, который составляет пресс-релизы. Например, «Славнефть» помогла многодетным семьям, или же у предприятия грядёт крупный юбилей.
Почему бы не подготовить серию статей в популярной газете города об истории предприятия? Естественно, статьи выйдут по стоимости рекламы. Так, я продала серию больших статей к юбилею «Славнефти». Конечно, это всё планировалось и согласовывалось заранее, и плюс я уже не первый год работала с этим предприятием.
Схема оплаты труда
Зарплата полностью белая (оклад и проценты), оформление по Трудовому кодексу, полный соцпакет, с зарплаты платились все необходимые налоги.
Выплаты зарплаты два раза в месяц (6 000 р. аванса и остальная зарплата). Двухнедельный отпуск можно было взять через 6 месяцев после начала работы. Но достаточно легко было договориться, к примеру, о двух мини-отпусках по неделе в разное время.
Плюсы и минусы работы менеджером по продаже рекламы в газете
Не могу написать объективно, потому что то, что для меня плюс, для других жирный минус.
Например, я всегда за работу по системе оклад плюс проценты, так как твой доход во многом зависит от тебя. И со временем зарплата может хорошо вырасти, как и получилось у меня. А кого-то пугает такая схема оплаты труда: человеку проще получать фиксированную зарплату и не заниматься продажами и поиском клиентов. Ещё один плюс — это динамичная работа, связанная с общением с людьми. На такой работе некогда скучать и можно завести интересные и полезные знакомства. Ну и плюс, не вызывающий ни у кого сомнений, — белая зарплата и соцпакет.
Теперь о минусах. Для кого-то главный минус — это как раз то, что нужно продавать и искать клиентов. Из этого же складывается и зарплата: если клиентов мало, то и зарплата будет маленькая.
Карьера
Карьерная лестница, типичная для многих отделов продаж чего-либо:
- менеджер по продажам;
- старший менеджер по продажам;
- заместитель начальника отдела продаж;
- начальник отдела продаж.
Подняться по карьерным ступенькам достаточно реально, если ты — хороший продажник.
Я уходила с работы в должности старшего менеджера по продажам. А должность эту получила через полтора года работы. Кому можно попробовать себя в работе менеджера по продажам? Тем, кто любит общение с людьми, кто не боится услышать отказ, кто привык добиваться своих целей. Про таких людей говорят: «Человек с активной жизненной позицией».
Опубликовано 14 февраля, 2018 Обновлено 14 февраля, 2018 Пользователем admin
На самом деле такая работа заставляет людей общаться друг с другом, но что делать тем людям, которые очень волнуются при общении, так сказать замкнутые люди? Вот представьте такого человека на данной работе, согласитесь, это сложно сделать ведь как такой человек сможет вам рассказать о продукте или о предстоящей акции. Однако это может и повлиять на самого человека боящегося общения ведь что бы ему заработать достаточное количество денег ему придется разговаривать с людьми и либо он бросит эту работу либо настойчиво, вопреки своим страхам будет делать себя лучше.
Работа не для всех.Интровертам не подойдет.Нужно проделать над собой большую работу,иначе так и просидишь на голом окладе
Работа очень интересная. Общение с людьми способствует личностному развитию и ты становишься психологом. Каждый твой рабочий день не похож на предыдущий, нет рутины.