Обслуживающий персонал в кафе и ресторанах, как правило, состоит из молодых людей. Некоторые из них работают в этой сфере постоянно и даже не смотрят на другую работу.
Журнал Reconomica поговорил с Ольгой, девушкой из Хабаровска, которая работает кассиром-операционистом в кафе. Она рассказала нам о своей зарплате, сложностях работы и историях, которые могут случиться только в молодом коллективе.
Содержание материала
С 17 лет в общепите
Меня зовут Ольга, мне 23 года. Я живу в Хабаровске, там же и работаю. По профессии я кассир-операционист в кафе японской кухни, при этом с японской культурой я знакома очень плохо. На работу я попала случайно, в тот момент я только уволилась из ресторана, где работала официанткой. Сказала другу, что уволилась, он позвал работать в кафе, в котором до сих пор и работаю.
Почему я не меняю сферу деятельности
Работа в общепите — очень специфичная штука. Учитывая то, что я кручусь в этой сфере с 17 лет, навидалась я всякого.
Обидно, что работа требует очень много усилий, а оплата маленькая, но главное отличие этой сферы от других — коллектив. Как-то так выходит, что везде, где я работала, коллектив просто прекрасный, так же и в нашем кафе, где я работаю около года.
Чем занимается кассир-операционист
Несмотря на то, что изначально говорилось о минимуме обязанностей, со временем их стало всё больше и больше. Основная задача — работа с кассой и общение с гостями. Со временем к обязанностям добавилась стажировка новых сотрудников, контроль деятельности поваров на открытой кухне. Учитывая то, что я нахожусь в эпицентре работы, я вынуждена заниматься решением конфликтных ситуаций, также я осуществляю контроль за чистотой трёх залов.
Зарплата — маленькая, а работы много
График работы плавающий, то есть, я сама его составляю, — в среднем это 2/1 или 4/2. Я зарабатываю 150 рублей в час, при моей занятости получается зарплата 20-24 тысячи рублей в месяц.
Работа очень непростая — приходится постоянно стоять на ногах, в первые дни была мысль, что я просто физически не смогу с этим справиться. Что касается психологической усталости, то нужно понимать, что очень большой поток людей буквально проходит через тебя. С ними нужно много говорить, необходимо постоянно улыбаться. Доходит до того, что вечером начинают болеть щёки. Уж не знаю, как это скажется на морщинах в будущем.
Читайте также: В Нихао нужно работать временно, а не всю жизнь. Размышления кассира кафе из Владивостока.
Особенности работы в кафе
Пожалуй, главный навык в работе — подстраиваться под людей и понимать их как можно быстрее, особенно важно делать это в конфликтных ситуациях. Уметь делать виноватое лицо — то, без чего работать не получится.
Мне кажется, что проблема общепита в том, что от сотрудников требуют очень много. Вместо чётких распределений обязанностей получается, что все работают за всех.
Это выматывает. Когда у человека есть чёткие задачи, то он не только будет выполнять их быстро (ведь его ничто не отвлекает), но и будет совершенствоваться в этом вопросе. А по факту получается, что ты тратишь силы на всё подряд. И это притом, что за это не платят, просто невыгодно содержать реальное количество работников, поэтому каждого используют как могут. Возможно, именно поэтому в этой сфере такая бешеная текучка кадров.
Курьёзы — важная часть работы
Работа в общепите всегда связана со странными людьми и историями. У нас стажировался парень, которому было 26-27 лет. Он хотел стать шеф-поваром, о чём и говорил постоянно. Через неделю стажировки он взял нож, зашёл на склад, вышел оттуда с порезанной рукой и сказал, что ему нужна помощь. Его увезли на скорой, там не было критичных порезов, но больше он к нам не приезжал.
Мы продаём рамены — для любителей японской культуры это привычная и знакомая еда. При этом я никогда не смотрела аниме. Однажды к кассе подошёл взрослый мужчина лет тридцати и спросил, какой рамен ел Наруто. Я не знала, что ответить, сказала, что в нашем меню всё вкусное, и Наруто с удовольствием съел бы всё. Мужчина разозлился, начал объяснять, что меня срочно нужно уволить и он этому поспособствует.
Не знаю, кто это был, но меня никто не увольнял. Наруто я так и не посмотрела.
С новыми сотрудниками всегда происходят странные истории. Был случай, когда один из гостей попросил добавку к блюду — яйцо. Я попросила новенькую официантку принести гостю яйцо. Несёт она добавку, подходит к столику и роняет яйцо на пол. Конечно, нужно было извиниться и принести замену. К удивлению вообще всех, кто это видел, девочка подняла яйцо с пола и с непринужденным видом положила его в тарелку. Это был такой скандал, каких не было ни до, ни после. Эту историю весь персонал обсуждал ещё месяца два-три.
Планы на будущее
Карьерные перспективы в общепите всегда есть. Обычная история, когда человек от официанта доходит до управляющего за год-два.
Дело не только в том, что нужно «повариться» в сфере, чтобы её понять, просто с общепите очень большая текучка кадров. Настоящих профессионалов рестораны постоянно переманивают друг у друга, их место кто-то должен занять, так появляются новые профессионалы, и весь этот процесс идёт по кругу. В данный момент меня устраивает моя работа. Единственное — хотелось бы немного побольше зарабатывать.
Читайте также: Бармен-официант в ресторане — работа за троих за одну зарплату. Откровения жителя Благовещенска.
Опубликовано 27 декабря, 2019 Обновлено 27 декабря, 2019 Пользователем Ирина Грозина