Как извлечь из своего хобби финансовую выгоду? Этим вопросом занимаются многие люди, которые находятся в поиске дополнительного источника заработка. У кого-то так и не получается достичь своей цели, а кто-то уверенно идет к ней и добивается довольно неплохого дохода. Вот и сегодняшний герой журнала Reconomica Данил Антонов в какой-то момент увлекся индустриальным туризмом для того, чтобы удовлетворить свой исследовательский интерес. Он фотографировал заброшенные сооружения, различные производственные объекты и территории, а через несколько лет ему удалось научиться зарабатывать на своем увлечении. Данил рассказал о своем пути в новую профессию, поделился планами на будущее, оставил полезную информацию новичкам в этом деле.
Содержание материала
Все началось с увлечения индустриальным туризмом
Здравствуйте. Меня зовут Данил Антонов, живу в Москве. Я занимаюсь профессиональной фото- и видеосъемкой. Начал снимать на камеру в 23 года. В то время сильно увлекся индустриальным туризмом (urban exploration) и стал больше путешествовать. Для тех, кто не знает: индустриальный туризм — это исследование объектов и территорий, производственного или специального назначения, а также заброшенных сооружений для того, чтобы удовлетворить исследовательский интерес.
Фотографирую уже около 7 лет. Снимать начал с заброшенных и действующих производств, крыш, метро, шахт и прочих объектов urban exploration.
В самом начале пути пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Они были в том, как правильно выставить кадр в темноте, подобрать выдержку, как просвечивать объект и, желательно, сделать все быстро и с одного дубля — внезапный свет может привлечь охрану. А все потому, что обычно я снимал на длинных выдержках, снимать же при дневном свете довольно просто. Со временем мне захотелось попробовать и другие жанры фотографии.
Читайте также: В декрете я начала осваивать профессию фотографа, а теперь зарабатываю по 50 тысяч. Правдивая история бывшего бухгалтера.
Студии своей у меня пока нет
В настоящее время у меня нет своей собственной студии. Вообще, не люблю студии, ведь они очень скучные. Вокруг нас весь мир, а люди идут в однотипные интерьеры. Несмотря на это, в будущем планирую открыть собственную студию. Интерьер в ней будет нетипичный: это будет лофт с уклоном в ретро-футуризм, при этом с использованием настоящих предметов и приборов с производств. Конечно, все будет выглядеть не по-советски.
Пока я снимаю преимущественно интерьеры, производственные объекты и строительство. Соответственно, работаю на месте. Если дело касается съемки людей, то для меня важна интересная локация, как человек будет с ней перекликаться, что он будет делать в ней, насколько это натурально будет выглядеть или, наоборот, это будет явное позирование, а локация будет использована для усиления атмосферы.
Клиентов в последнее время ищу постольку-поскольку — есть постоянные заказчики и вместе с основной работой времени остается не так много. А так клиенты приходят с профильных сайтов для фотографов, Instagram и, конечно же, хорошо работает «сарафанного радио». Последнее — это пока лучший способ привлечь клиентов для меня, т.к. развивать социальные сети не очень интересно.
Освоить азы фото можно самостоятельно
Что касается процесса обучения этому делу, то я не очень понимал людей, которые сразу идут в школу фотографии. Азы не такие сложные, а в эру цифровых камер можно жать кнопку сколько угодно. Но судить их не за что, ведь так действительно можно быстро узнать нужную информацию и спросить совет у наставника. Тем не менее не считаю, что для большей части коммерции нужно бежать в школу и на мастер-классы, разве что, если после проб что-то не выходит.
Я учился самостоятельно, но в самом начале смотрел на то, как снимают другие с длинной выдержкой в темноте — не так легко понять, что выйдет в итоге, ведь весь свет создаешь ты. Хотя сейчас кажется, что в каких-то аспектах у меня действительно не получается сделать самому так, как хочется. Возможно в будущем пойду обучаться.
Чтобы начать фотографировать, сейчас нужны совсем смешные суммы. Например, за 20-30 тыс. руб. можно купить старые модели фотоаппаратов, при этом вполне реально сразу же отправляться и снимать почти что угодно. Начинающим фотографам научиться делать качественные снимки несложно. Сейчас на многих фотоаппаратах отличный авторежим, который сам подберет нужные параметры под сцену. Что касается меня, то в целом большую часть времени меняю диафрагму и ИСО в режиме приоритета дифрагмы, в остальном доверяю автоматике, которая хорошо справляется, так что начать не так уж сложно
Для работы использую профессиональные камеры
Несколько лет снимал на кропнутые беззеркалки Sony, но в последнее время решил уделить больше внимания портретам на широком угле, поэтому перешёл на полнокадровый Sony a7. Видео тоже снимаю постоянно, а у Sony с этим все отлично. Сейчас дополнительно взял себе Fujifilm X-T10 как дешёвую лёгкую компактную камеру, которая может снимать без шумов на высоких ИСО и делать это бесшумно, что важно в urban exploration.
В целом, могу посоветовать такие варианты: вес/размер не важен — Nikon, важен — Fujifilm/Sony, если требуется снимать видео в хорошем качестве — Sony, для портретов — полный кадр. Canon тоже хорош, но у него узкий динамический диапазон почти у всех камер, даже простые сюжеты могут выйти не так круто, как на другие камеры.
Обработку делаю в Лайтрум и Фотошоп. В последнем обычно обрабатываю портреты, так как нужна ретушь, но в целом мне там больше нравятся получаемые цвета, жаль неудобно работать с большим количеством фото. Если это серия фотографий, то сначала делаю цветокоррекцию в Лайтрум, затем, если требуется, дополнительно обрабатываю в Фотошоп. Размер изменяю собственным скриптом из полноразмерных jpg файлов, результат меня устраивает в большинстве случаев, не люблю мудрить с резкостью, используя хитрые алгоритмы и частотное разложение. Судя по тому, что меня периодически спрашивают, как получаю такую детальность, — скрипт работает как надо.
Читайте также: В прошлом я был дизайнером, а теперь стал востребованным фотографом. Реальный опыт освоения новой профессии (с цифрами).
О некоторых тонкостях работы
Больше всего мне нравится снимать производства, необычные места и девушек. И всегда рад объединить все это вместе. Люблю масштабные геометричные места — громадины цехов, массивные металлоконструкции, мощные здания. До недавнего времени в моей обыденной жизни их почти не было, сейчас я в Москве, и там много всего. Это классно, но поиск новых мест от этого не прекратился. При съёмке людей сначала выберу индустриальные локации, город, потом природу. Но если это ню/будуар, то можно сделать фотосессию в студии, хотя интереснее будет фотографировать дома, в мастерской, офисе и других более реальных местах. С маленькими детьми пока еще не работал и не думаю, что в будущем займусь этим.
Мой секрет успешной работы заключается в том, что всегда представляю клиенту выбор, узнаю предпочтения, стараюсь вникнуть в цель съемки и, возможно, поделиться своими идеями, опытом. В общем, достигаю понимания, чтобы всех всё удовлетворяло.
Это может быть количество фотографий, ракурсы, цвета, свет, локация, идея, способ подачи и многое другое. В фотовыставках и конкурсах участвую очень редко: или не знаю ничего о конкурсах, или просто неудобно что-то выбрать, заполнить, загрузить, да и потом забываешь. Зачастую от тебя требуется не только фото в каких-то рамках, но и куча дополнительной информации. В итоге легко может выиграть фото с красивым описанием, чего я особо писать не умею.
Фотография — это хобби, а не бизнес
Сложно дать однозначный ответ на тему того, приносит ли фотография хороший доход. В данном виде деятельности зарабатывать удается кому как: кто-то живёт на этом и неплохо, а у меня это параллельная деятельность, чаще снимаю для себя, но доход достигал до 80 тысяч в месяц.
В настоящее время фотография — это пока больше хобби, но доход с этого занятия порой выходит 50/50 с основной работой.
Какое-то время назад хотел полностью перейти на съемку, но основная работа тоже довольно интересная и, что немаловажно, стабильная и мобильная, — уже сложно представить себя без ноутбука с собой. Есть некоторые конкретные расценки, но в основном все зависит от конкретного проекта.
О сложностях в работе
Снимать промышленные объекты и строительство не так просто, как может показаться. Частая ошибка клиентов — для съемки выбирают известного фотографа, который, скорее всего, снимает свадьбы. Итог этого — фотографии не отражают масштаб, планы не проработаны, акцент только на переднем, а что там происходит вокруг совсем неважно, а там, может, рабочий снял каску на миг.
Симметрию и геометричность тоже видят далеко не все, или не знают, как это использовать. То же самое касается знания особенности процессов, экипировке по технике безопасности, перечню работ и нужного инструмента (ни для никого не секрет, что многое правится парой ударов молотка, хотя по технологии он не нужен).
Порой фотографы не выдерживают таких съемок, — нелегко сосредоточиться, когда вокруг тебя проносятся плиты, трубы, сверкают искры, раздаются резкие звуки, крики (особенно не по-русски на стройке истошный крик сверху и никак не понять, падает что-то или просто нужно принести инструмент). На производствах все, в основном, достаточно безопасно, если не заходить в опасные зоны. На стройке же столько всего происходит, что нереально за всем уследить. Бывали съемки, когда приходилось буквально уворачиваться все время от крана, искр, летящих мимо досок, а вместе с непрерывными криками казалось, что ты на каких-то военных действиях. Бывало, что поднимаешься по лестнице и тут рядом вниз пролетает кирпич или балка. О безопасности оборудования, думаю, и говорить не нужно — тут самому бы остаться целым.
Читайте также: За какие такие заслуги фотографы зарабатывают по 100 тысяч в месяц, просто гуляя с камерой? Вся правда.
Полезная информация для тех, кто ищет фотографа
Люди, которые находятся в поиске хорошего фотографа, должны понимать, что качество не равно количеству подписчиков и положительных отзывов, наград в конкурсах и прочему, что не является фотографией непосредственно. Если не можете оценить качество, то выбирайте тех, с кем легко найти понимание, это легко может компенсировать разницу в стоимости.
Начинающим фотографам хотелось бы сказать, что не надо писать что-то вроде «принимаю заказы на фотосессии» сразу после того, как выкупите камеру. Для начала разберитесь в том, что вам больше нравится, пробуйте, если, конечно, вы не стали заниматься этим только ради денег.
Но, даже если ваша цель — только деньги, все равно не стоит сразу брать оплату, вряд ли вы сможете выдать качество на первых порах. В практике фотографирования людей могут помочь различные паблики для TFP съемок, там можно познакомиться с моделями, фотографами, поработать с разными образами и типажами, чему-то научиться. Потребность в контенте растет, наличие профессиональных фотографий становится обыденностью, запрос есть, вопрос только в конкурентах. Конечно, чем интереснее, продуманнее и органичнее ваши работы, тем выше ценник можно назначить, а клиенты найдутся, но будет ли их много — сложно сказать.
Предлагаю всем читателям журнала Reconomica посетить мою группу ВКонтакте и страничку в Instagram. Там вы сможете найти большое количество полезной информации и самые разнообразные фотографии! Если кто-то захочет пообщаться со мной лично, я всегда открыт к диалогу: +79128078107.
Опубликовано 15 октября, 2019 Обновлено 15 октября, 2019 Пользователем Маргарита Абдурахманова