Работа со звуком — это не просто работа, это часть жизни. Откровенный рассказ звукорежиссера о своей профессии

Если вам интересна музыка, вам нравится сводить различные композиции, получая оригинальные ритмы, то вам стоит обратить внимание на такую профессию, как звукорежиссер. Чтобы стать профессионалом в работе со звуком, нужно изначально быть творческой личностью, любить и чувствовать музыку, уметь ее подбирать и разбираться в ней. А так как жизнь не стоит на месте и технологии постоянно совершенствуются, всегда придется учиться чему-то новому.

Гость журнала Reconomica, Константин из Санкт-Петербурга, имеет свою студию и работает звукорежиссером уже 30 лет. Он рассказал нашим читателям о своей профессии, заработке, новых технологиях в музыкальной сфере и о музыке в целом. Читайте!

Немного о себе

Меня зовут Костя, мне 52 года, я звукорежиссёр. Уже 30 лет. Проживаю в таком беспорядочном городе как Санкт-Петербург.

Для меня работа со звуком — это не работа, это часть жизни.

Нас же каждый миг окружают звуки, а я вот стараюсь их упорядочить. Всегда мечтал этим заниматься, благо родной город располагает: в Питере много музыки и музыкантов. Я ещё застал ленинградский рок-клуб. Это было легендарно! Та атмосфера на меня и повлияла. Мечтал сводить рок, работать с легендами. Видел себя Риком Рубином, записывающим Slayer и Red Hot Chili Peppers в огромной технологичной студии. И кое-с-кем из местных рок-звёзд я всё-таки поработал.

Не хочу скатываться в старческое ворчание, но в последнее время многое поменялось, конечно. Я бы даже сказал, что всё по-другому: музыка, люди, технологии. Не все сумели перестроиться.

музыка

В Питере много музыки и музыкантов.

Звукорежиссер — это не просто профессия

Я сначала в ДК работал, подравнивал звук хору каких-нибудь колхозных коллективов из провинции (коих тогда было очень много). Это я сейчас без издёвки: действительно были колхозники — хорошие, добрые люди. Многие так начинали, настраивали звук самодеятельности. По ночам мы пускали записываться молодые группы в тайне от начальства. О бизнесе речи не шло, конечно. За идею, что называется.

Когда общаешься с талантливыми, творческими людьми, сам начинаешь чувствовать себя причастным к искусству.

Да и просто с самими музыкантами приятно было разговаривать — образованные ребята, начитанные, с широким кругом интересов. Это одна из важных составляющих работы для меня: важно настроиться на одну волну с тем, кого ты пишешь.

Потом с другом открыли свою маленькую студию на территории старого завода, в мрачном промышленном районе Петербурга. Акустика там была не очень: в паузах на записанных дорожках было слышно, как идёт поезд. Но своя зато. Мы всё время там проводили, практически без выходных. Со временем обросли постоянной клиентурой, тусовкой.

Читайте также: Саунд-дизайнер — профессия для тех, кто любит музыку и звуки. Правдивый рассказ жителя Лос-Анджелеса.

музыка

Когда общаешься с талантливыми, творческими людьми, сам начинаешь чувствовать себя причастным к искусству.

Финансовый вопрос

Деньги — даже не главное для меня, как бы банально это не звучало. Их всегда мало было, так как большая часть на оборудование уходила.

Один пульт микшерный 100 тысяч стоил, да и остальные инструменты, компьютер, микрофоны недешевые были. В начале нулевых час записи стоил 300 руб. — это вместе с монтажом дорожек: частоты прибрать, бэк-вокал подтюнить и так, по мелочи.

Сейчас студия стоит 700 руб. в час., сведение — 1 500 руб. примерно, на материал смотреть нужно. Могу с аранжировкой помочь. Вообще ценообразование здесь от разных факторов зависит: от качества материала, таланта и умений музыкантов, состояния аппаратуры. Обычно молодые музыканты берут только запись, не сводя. Точнее, они видят, что я накладываю дорожку с вокалом на минус, и думают, что я свёл и материал готов, а это не так — сведение намного сложнее, особенно в случае живой музыки. Некоторые пытаются обрабатывать свой голос сами. Я такой подход уважаю, считаю, что музыкант должен влиять на все этапы создания песни.

Что касается заработка, то меня спасает символическая плата за аренду (10 тысяч рублей в месяц). В месяц я зарабатываю около 45 тысяч рублей.

Сейчас на студии работает 2 человека: я и мой сын (он скорее на полставки, просто иногда помогает). Есть и особо «рыбные» месяцы. К примеру, перед Новым годом и 8 Марта у нас намного больше клиентов. Кто-то записывает песни для корпоративных видео и поздравлений, молодые репера приходят читать свой реп про своих возлюбленных – в общем, заработок получается немаленький.

студия

Деньги — даже не главное для меня, как бы банально это не звучало.

Всё дорожает. Опытные музыканты знают, почему так, а клиенты, особенно молодые, не всегда это понимают. Не хочу жаловаться, но это тяжёлый труд. Глаза к концу дня сильно устают, спина, а про уши вообще молчу.

Студия должна быть профессиональной

Кажется, что сейчас заниматься созданием, записью и сведением можно дома, и затрат будет меньше, но это не так, точнее, не совсем так. Сейчас можно купить ноутбук за 100 тысяч, скачать программу для записи музыки, посмотреть видеоурок по ней и всё — ты звукорежиссёр. Теоретически, так и есть. Многие так делают. Но домашняя студия всегда будет домашней студией. С этого можно начинать, но со временем серьёзные музыканты и звукари всё равно приходят к профессиональным студиям. Это другой уровень во всём, и дело не только в дороговизне и качестве оборудования.

Дело в том, что иногда нужно разделять домашние дела и творческие.

Если ты с ноутбука смотришь кино, а потом на нём записываешь музыку, то и запись для тебя становится обыденностью. Другое дело, когда ты едешь на студию. До приезда ты должен отрепетировать свой материал (чтобы несколько часов у микрофона не стоять), а в процессе репетиции ты можешь понять, что нужно исправить в той или иной части композиции.

Интересное время

Той музыки, которую я любил, больше нет — это главная проблема. Современная мне, в целом, неинтересна.

Изменение вектора развития музыки тоже повлияло на звукорежиссуру. Конечно, электронику или хип-хоп можно без проблем сочинять, записывать и сводить дома, если медведь по ушам не прошёлся, а руки растут из плеч. У этих жанров и особенности другие. Мой компаньон долго не хотел пускать на студию рэперов. Они, правда, не сильно и рвались к нам. Я же хотел более профессионально подходить к этому вопросу. Музыкальные стили — это же вкусовщина, по сути. Меня сам процесс обработки звука привлекает. В свободное время я, конечно, совсем другое слушаю. Нельзя зарабатывать деньги и играть во вкусовщину, так что пускаем мы всех.

Читайте также: Когда музыка — это призвание. Реальная история из жизни композитора и исполнителя песен из Кирова.

студия

Музыкант должен влиять на все этапы создания песни.

Сейчас для музыки настало интересное время. Я видел, как люди к мобильнику микрофон подключали, что-то прямо там записывали и сводили. Но вряд ли это удобно, я сомневаюсь. По мне, так это баловство. Это как художники-акционисты: важно показать, что ты это способен сделать, а что там получится в итоге — вопрос второй. Интересно, конечно, за этим наблюдать, прогресс впечатляет, но к искусству это мало относится. Действие ради действия, провокация в некотором роде.

Конкуренция есть и у нас

Не скажу, что у нас большая конкуренция, но она есть. Всё-таки создание студии — не самое очевидное вложение денег. Как правило, это не окупается. Студии создают те, кто сами этим болеют. Это не просто работа, как я сказал.

Пусть звукорежиссура — не такая важная часть творчества, как написание музыки или слов, но я чувствую, что становлюсь причастен к чему-то важному, возможно даже к искусству.

За последние 20 лет я могу вспомнить студий 50, которые закрылись. Кто-то занимался этим год, кто-то – 5 лет, но итог один. Если хочешь выкинуть деньги, то открывай студию в центре города — аренда стоит столько, что тебе нужно чуть ли не круглосуточно записывать людей.

Опубликовано 25 сентября, 2019 Обновлено 25 сентября, 2019 Пользователем Ирина Грозина

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *