Если вам интересна музыка, вам нравится сводить различные композиции, получая оригинальные ритмы, то вам стоит обратить внимание на такую профессию, как звукорежиссер. Чтобы стать профессионалом в работе со звуком, нужно изначально быть творческой личностью, любить и чувствовать музыку, уметь ее подбирать и разбираться в ней. А так как жизнь не стоит на месте и технологии постоянно совершенствуются, всегда придется учиться чему-то новому.
Гость журнала Reconomica, Константин из Санкт-Петербурга, имеет свою студию и работает звукорежиссером уже 30 лет. Он рассказал нашим читателям о своей профессии, заработке, новых технологиях в музыкальной сфере и о музыке в целом. Читайте!
Содержание материала
Немного о себе
Меня зовут Костя, мне 52 года, я звукорежиссёр. Уже 30 лет. Проживаю в таком беспорядочном городе как Санкт-Петербург.
Для меня работа со звуком — это не работа, это часть жизни.
Нас же каждый миг окружают звуки, а я вот стараюсь их упорядочить. Всегда мечтал этим заниматься, благо родной город располагает: в Питере много музыки и музыкантов. Я ещё застал ленинградский рок-клуб. Это было легендарно! Та атмосфера на меня и повлияла. Мечтал сводить рок, работать с легендами. Видел себя Риком Рубином, записывающим Slayer и Red Hot Chili Peppers в огромной технологичной студии. И кое-с-кем из местных рок-звёзд я всё-таки поработал.
Не хочу скатываться в старческое ворчание, но в последнее время многое поменялось, конечно. Я бы даже сказал, что всё по-другому: музыка, люди, технологии. Не все сумели перестроиться.
Звукорежиссер — это не просто профессия
Я сначала в ДК работал, подравнивал звук хору каких-нибудь колхозных коллективов из провинции (коих тогда было очень много). Это я сейчас без издёвки: действительно были колхозники — хорошие, добрые люди. Многие так начинали, настраивали звук самодеятельности. По ночам мы пускали записываться молодые группы в тайне от начальства. О бизнесе речи не шло, конечно. За идею, что называется.
Когда общаешься с талантливыми, творческими людьми, сам начинаешь чувствовать себя причастным к искусству.
Да и просто с самими музыкантами приятно было разговаривать — образованные ребята, начитанные, с широким кругом интересов. Это одна из важных составляющих работы для меня: важно настроиться на одну волну с тем, кого ты пишешь.
Потом с другом открыли свою маленькую студию на территории старого завода, в мрачном промышленном районе Петербурга. Акустика там была не очень: в паузах на записанных дорожках было слышно, как идёт поезд. Но своя зато. Мы всё время там проводили, практически без выходных. Со временем обросли постоянной клиентурой, тусовкой.
Читайте также: Саунд-дизайнер — профессия для тех, кто любит музыку и звуки. Правдивый рассказ жителя Лос-Анджелеса.
Финансовый вопрос
Деньги — даже не главное для меня, как бы банально это не звучало. Их всегда мало было, так как большая часть на оборудование уходила.
Один пульт микшерный 100 тысяч стоил, да и остальные инструменты, компьютер, микрофоны недешевые были. В начале нулевых час записи стоил 300 руб. — это вместе с монтажом дорожек: частоты прибрать, бэк-вокал подтюнить и так, по мелочи.
Сейчас студия стоит 700 руб. в час., сведение — 1 500 руб. примерно, на материал смотреть нужно. Могу с аранжировкой помочь. Вообще ценообразование здесь от разных факторов зависит: от качества материала, таланта и умений музыкантов, состояния аппаратуры. Обычно молодые музыканты берут только запись, не сводя. Точнее, они видят, что я накладываю дорожку с вокалом на минус, и думают, что я свёл и материал готов, а это не так — сведение намного сложнее, особенно в случае живой музыки. Некоторые пытаются обрабатывать свой голос сами. Я такой подход уважаю, считаю, что музыкант должен влиять на все этапы создания песни.
Что касается заработка, то меня спасает символическая плата за аренду (10 тысяч рублей в месяц). В месяц я зарабатываю около 45 тысяч рублей.
Сейчас на студии работает 2 человека: я и мой сын (он скорее на полставки, просто иногда помогает). Есть и особо «рыбные» месяцы. К примеру, перед Новым годом и 8 Марта у нас намного больше клиентов. Кто-то записывает песни для корпоративных видео и поздравлений, молодые репера приходят читать свой реп про своих возлюбленных – в общем, заработок получается немаленький.
Всё дорожает. Опытные музыканты знают, почему так, а клиенты, особенно молодые, не всегда это понимают. Не хочу жаловаться, но это тяжёлый труд. Глаза к концу дня сильно устают, спина, а про уши вообще молчу.
Студия должна быть профессиональной
Кажется, что сейчас заниматься созданием, записью и сведением можно дома, и затрат будет меньше, но это не так, точнее, не совсем так. Сейчас можно купить ноутбук за 100 тысяч, скачать программу для записи музыки, посмотреть видеоурок по ней и всё — ты звукорежиссёр. Теоретически, так и есть. Многие так делают. Но домашняя студия всегда будет домашней студией. С этого можно начинать, но со временем серьёзные музыканты и звукари всё равно приходят к профессиональным студиям. Это другой уровень во всём, и дело не только в дороговизне и качестве оборудования.
Дело в том, что иногда нужно разделять домашние дела и творческие.
Если ты с ноутбука смотришь кино, а потом на нём записываешь музыку, то и запись для тебя становится обыденностью. Другое дело, когда ты едешь на студию. До приезда ты должен отрепетировать свой материал (чтобы несколько часов у микрофона не стоять), а в процессе репетиции ты можешь понять, что нужно исправить в той или иной части композиции.
Интересное время
Той музыки, которую я любил, больше нет — это главная проблема. Современная мне, в целом, неинтересна.
Изменение вектора развития музыки тоже повлияло на звукорежиссуру. Конечно, электронику или хип-хоп можно без проблем сочинять, записывать и сводить дома, если медведь по ушам не прошёлся, а руки растут из плеч. У этих жанров и особенности другие. Мой компаньон долго не хотел пускать на студию рэперов. Они, правда, не сильно и рвались к нам. Я же хотел более профессионально подходить к этому вопросу. Музыкальные стили — это же вкусовщина, по сути. Меня сам процесс обработки звука привлекает. В свободное время я, конечно, совсем другое слушаю. Нельзя зарабатывать деньги и играть во вкусовщину, так что пускаем мы всех.
Читайте также: Когда музыка — это призвание. Реальная история из жизни композитора и исполнителя песен из Кирова.
Сейчас для музыки настало интересное время. Я видел, как люди к мобильнику микрофон подключали, что-то прямо там записывали и сводили. Но вряд ли это удобно, я сомневаюсь. По мне, так это баловство. Это как художники-акционисты: важно показать, что ты это способен сделать, а что там получится в итоге — вопрос второй. Интересно, конечно, за этим наблюдать, прогресс впечатляет, но к искусству это мало относится. Действие ради действия, провокация в некотором роде.
Конкуренция есть и у нас
Не скажу, что у нас большая конкуренция, но она есть. Всё-таки создание студии — не самое очевидное вложение денег. Как правило, это не окупается. Студии создают те, кто сами этим болеют. Это не просто работа, как я сказал.
Пусть звукорежиссура — не такая важная часть творчества, как написание музыки или слов, но я чувствую, что становлюсь причастен к чему-то важному, возможно даже к искусству.
За последние 20 лет я могу вспомнить студий 50, которые закрылись. Кто-то занимался этим год, кто-то – 5 лет, но итог один. Если хочешь выкинуть деньги, то открывай студию в центре города — аренда стоит столько, что тебе нужно чуть ли не круглосуточно записывать людей.
Опубликовано 25 сентября, 2019 Обновлено 25 сентября, 2019 Пользователем Ирина Грозина