Рынок игр с каждым годом только набирает обороты. Уверенно развиваясь, он вовлекает в свою среду все больше специалистов. По данным авторитетных статистических агентств, такая тенденция будет сохраняться еще долгие годы, поэтому востребованность в кадрах не только не упадет, но и возрастет. Но кто же они эти специалисты, в которых так нуждается индустрия игры?
Одной из ключевых фигур при создании любой игры является геймдизайнер. Он не только генерирует “гениальные идеи”, но и разрабатывают целые системы, при помощи которых удается удержать пользователя в игре. В данной статье мы собрали для вас исчерпывающую информацию о профессии геймдизайнера, которая будет полезна всем, кто задумался приобщиться к миру разработки и IT-технологий в целом.
Содержание материала
- 1 Геймдизайн — это наука?
- 2 Чем занимается геймдизайнер
- 3 Из чего состоит геймдизайн
- 4 Роль геймдизайнера в общем деле команды
- 5 Что должен уметь и знать профессиональный геймдизайнер
- 5.1 Общаться
- 5.2 Быть организованным и пунктуальным
- 5.3 Знать английский язык и быть грамотным
- 5.4 Быть гибким
- 5.5 Знать и понимать рынок
- 5.6 Иметь познания в области математики
- 5.7 Быть эстетом
- 5.8 Обладать аналитическом складом ума и уметь мыслить логично
- 5.9 Быть способным к нестандартному мышлению
- 5.10 Работать с компьютером
- 5.11 Плюсы и минусы профессии
- 6 Ответы на самые распространенные вопросы
- 7 Отзывы начинающих специалистов о профессии геймдизайнера
Геймдизайн — это наука?
Одни считают, что игра — это преимущественно искусство, а вот другие уверенно скажут, что это — целая наука. Но кто же из них прав? На самом деле, правы обе стороны. И, скорее всего, игру можно назвать искусством, которое не может существовать без науки.
Да и вообще, однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. Тут многое зависит от того, с какой стороны посмотреть. Допустим, для разработчика игра — это наука, а для пользователя — искусство. То, что видят игроки в корне отличается от того, что игра представляет собой изнутри. Ведь это — совсем не те яркие красочные картинки, спецэффекты и звуки, которые наблюдаются по эту сторону экрана. Там — код, а для пользователя, не знакомого с разработкой — непонятный набор символов, который и позволяет видеть то, что видит игрок.
Чем занимается геймдизайнер
Работы геймдизайнера заключается в детальном планировании игры и доведении до команды того, что именно нужно сделать. Одной из главных задач такого специалиста является организация досуга пользователей. Причем сделать это нужно так, чтобы игрокам действительно понравилось, и они захотели снова вернуться.
Именно поэтому геймдизайнеру необходимо учитывать пользовательский опыт. Ведь если игрок получит новые впечатления, испытает эмоции и, в общем-то, приятно проведет время, то он захочет испытать это вновь. В обратном же случае такого желания, разумеется, не возникнет.
По сути, геймдизайнер — это волшебник, который способен создать для пользователя некую параллельную реальность, другой мир, полный впечатлений и нового опыта, который нельзя получить в реальном мире.
Из чего состоит геймдизайн
Самый главный этап в работе геймдизайнера — формирование содержания игры. Во время данного процесса он работает совместно с другими членами команды, такими как: программисты, художники, маркетологи и другими специалистами, перечень которых во многом зависит от конкретного продукта.
Также геймдизайнер проектирует правила игры. Да, работает он не один, но однозначно стоит во главе всего процесса. Он продумывает все до мелочей: кто и какую роль будет исполнять, как будут разворачиваться события, что будет, если поступить так или иначе, сколько будет длиться раунд, бой и вся игра, каковы условия поражения и победы и многие другие нюансы.
В общем, всех задач не перечислить, их очень много. Главным остается одно: на геймдизайнера возлагается огромный перечень функций. Так что работа, стоит сказать, непростая.
Роль геймдизайнера в общем деле команды
Профессия геймдизайнера предполагает постоянное взаимодействие с членами команды. В первую очередь, он контактирует с художниками и программистами. Но что конкретно делает сам геймдизайнер?
Ставит задачу, формулируя участникам команды, что именно нужно сделать. Объясняет художникам, что необходимо нарисовать и какими именно иллюстрации должны получиться в результате. Рассказывает разработчикам и программистам, как должны вести себя персонажи и прочее. При этом, геймдизайнеру никогда не нужно объяснять, как достичь той или иной цели. Это попросту не входит в его обязанности. Причем даже в случае, если он знает (а он, скорее всего, в курсе).
Следит за четким исполнением и достижением поставленной цели, не давая продукту мутировать. Геймдизайнер в ответе за результат разработки, поэтому ему необходимо тщательно следить за всем процессом так, чтобы все шло по плану.
Заставляет команду быть таковой, выступая в качестве связующего звена. Геймдизайнер — это тот человек, без которого продуктивная работа невозможна. Он способен влиять на уровень взаимодействия всех членов команды. Геймдизайнер должен контролировать эффективность работы и стремиться к тому, чтобы работа над продуктом была завершена вовремя. А для этого команде необходимо работать слаженно.
Что должен уметь и знать профессиональный геймдизайнер
Геймдизайнер — это человек, которому нужно уметь многое. Причем касается это не только профессиональных навыков, но и коммуникативных. В противном случае хорошего результата достичь не удастся, ведь залогом успеха является командная работа, которой геймдизайнер и управляет.
Общаться
Как уже не раз упоминалось выше, геймдизайнер работает с людьми. А команде они могут быть разными, поэтому приходится применять так называемый дифференцированный подход. Геймдизайнеру волей-неволей придется уметь говорить на разных языках, ведь каждый человек индивидуален. Речь не идет о том, что специалисту придется “петь под чью-то дудку”, вовсе нет. Просто уметь находить подход и исчерпывающе доводить информацию, а также ставить задачи.
Быть организованным и пунктуальным
Быть геймдизайнером — это, прежде всего, ответственность. Очень многие процессы, происходящие во время разработки игры, завязаны именно на нем. Он распределяет роли в команде, следит за их исполнением. За счет этого данных специалистов даже прозвали “бутылочным горлышком”, от которого зависит то, что будет на выходе.
У художников, разработчиков и программистов задания, как правило, однотипные. А у геймдизайнеров — наоборот, разноплановые. Например:
- составить мокапы;
- сделать референции;
- написать ТЗ программисту;
- подготовить базу для аналитиков и прочее.
Знать английский язык и быть грамотным
Геймдизайнер должен быть грамотным. Ведь он много работает с текстом, а еще общается с людьми, поэтому без хорошей, складной речи никак не обойтись. Согласитесь, мало кто захочет прислушиваться к человеку, который два слова вместе связать не может.
Знание английского языка является и вовсе обязательным. Дело в том, что почти все источники из числа профессиональной литературы англоязычные. Да и верстку освоить без английского навряд ли удастся. Базовые знания основных технических терминов должны обязательно присутствовать.
Быть гибким
А еще геймдизайнеру нужно уметь быстро приспосабливаться. Вдруг уже завтра ему предложат хорошую должность в другой компании? И вдруг она будет располагаться в другой стране? А что, если ему придется работать с совершенно незнакомой доныне платформой, создавая уникальную в своем роде игру? И таких вдруг может быть масса. Поэтому геймдизайнеру стоит быть готовым ко всему.
Знать и понимать рынок
Пожалуй, с коммуникативными навыками покончено. Теперь перейдем к рассмотрению профессиональных умений и знаний.
Итак, геймдизайнер должен много играть. Он — всегда геймер (но никак не наоборот). При трудоустройстве одним из основных вопросов со стороны работодателя является: “А в какие игры вы играли в последнее время?”. Примечательно, что даже те, кто давно и профессионально занимается геймдизайном далеко не всегда могут внятно ответить на данный вопрос. И тогда у потенциального работодателя возникает дилемма, что вполне обосновано. Ведь как человек, который не играет, может придумывать и создавать игры?
Помните! Необходимо изучать как старые, так и новые игры. Внимательно следить за ходом событий, знакомиться с интерфейсом, анализировать. Чужие ошибки — одни из лучших помощников в создании идеального продукта.
Требование знания рынка заметно осложняет работу геймдизайнера. Ведь за последние годы выпущено огромное количество разных проектов. Изучить их все самостоятельно попросту невозможно. Именно поэтому сейчас существуют курсы не только для начинающих, но и практикующих специалистов. Они представляют собой что-то вроде курсов повышения квалификации. на них рассказывают о новостях индустрии, новых играх и их особенностях.
И еще, в изучении рынка для геймдизайнера важна насмотренность. То есть, чем больше он играет и изучает, тем лучше понимает пользователя и лучше работает.
Иметь познания в области математики
Геймдизайнеров-новичков нередко пугают необходимостью наличия знаний в области математики. Отчасти это так и есть. Но, поверьте, доктором математических наук быть вовсе необязательно. Базового курса школьной программы вполне достаточно. Единственным исключением, пожалуй, является стремление к созданию экономически сложных проектов, содержащих какие-то стратегии, которые требуют при разработке математических знаний.
Быть эстетом
Для геймдизайнера важно уметь отличать “абы что” от шедевра. Ему необходимо следить за всеми процессами, включая художественное оформление. Поэтому без способностей к эстетике никак не обойтись.
Обладать аналитическом складом ума и уметь мыслить логично
При создании игры геймдизайнеру необходимо предложить логичную идею, в которой все персонажи будут продуманы, как и их действия, и ход игры в целом. Только после детального анализа и проработки специалист может вынести предложение о создании нового проекта.
Для проверки своих же предложений геймдизайнеры используют два метода: бумажное прототипирование и создание прототипов с применением игровых движков. Да, есть и малая часть профессионалов, которые умудряются все продумывать в голове. Но таких крайне мало.
Быть способным к нестандартному мышлению
Если геймдизайнер не может мыслить нестандартно, что шедевральной игры, актуальной во все времена ему создать никогда не удастся. Мало знать о трендах и о том, что нравится пользователям. Важно понимать, чем им приглянулась та или иная игра и почему. При этом, просто скопировать чужую идею, переделав общий дизайн и пару опций, тоже нельзя, ведь успешный проект должен быть уникальным в своем роде.
А чтобы его создать, потребуется нестандартное мышление. А еще — незаурядная фантазия, благодаря которой профессиональные геймдизайнеры генерируют крутые идеи.
Работать с компьютером
Речь здесь идет вовсе не о базовых навыках рядового пользователя. Это — само собой разумеющееся. Геймдизайнер же, помимо этого, должен уметь быстро приспосабливаться, с легкостью осваивать новые программы и иметь представление о так называемом “железе”, то есть, составляющих компьютера.
Ему необходимо знать и уметь использовать не только ОС Windows, но и Linux, а также MacOS. Ведь в разных компаниях пайплайн построен по-своему. где-то работают на Виндовс, а где-то — на другой операционной системе.
На заметку! Неготовность геймдизайнера работать с определенной операционной системой может стать причиной отказа в трудоустройстве.
Плюсы и минусы профессии
Ну а теперь, исходя из всего вышесказанного, подведем предварительный итог и выделим ключевые плюсы и минусы профессии геймдизайнера.
Итак, к плюсам стоит отнести:
- возможность удаленной работы;
- относительно свободный график (геймдизайнер сам может планировать, когда ему работать, а когда нет. Исключение составляют лишь офисные работники компаний);
- сравнительно высокий доход (даже геймдизайнер среднего уровня получает в районе 70-100 тысяч рублей);
- увлекательность работы, возможность проявить свои способности и реализоваться;
- высокая вероятность быстрого карьерного роста;
- возможность создания собственной небольшой компании по созданию игр;
- постоянное совершенствование знаний и навыков в процессе работы.
Минусы:
- чрезмерная многозадачность;
- сложность обучения и работы в целом;
- нестабильность (есть проекты — есть зарплата, нет проектов — нет денег);
- необходимость наличия большого количества разносторонних знаний и навыков.
Ответы на самые распространенные вопросы
А теперь предлагаем вам ознакомиться с ответами на самые распространенные вопросы. И, возможно, вы найдете в них полезную для себя информацию.
Вопрос: У меня есть идея для игры. где я могу ее реализовать?
Ответ: Сделать это можно на специализированных сайтах, которые посвящены геймджемам. Это — своего рода хакатоны для игр. Там запросто можно подыскать людей-единомышленников, “сколотить” команду и совместно создать проект. Но здесь следует учитывать, что подавляющее большинство подобных идей реализуются на одном лишь энтузиазме участников. В результате львиная их часть до релиза так и не доживает.
Поэтому если у вас родилась действительно стоящая идея, то лучше подыщите художника, программиста и создайте прототип. С его помощью можно попробовать найти инвестора, который будет готов вложить деньги в ваш проект. Но это уже больше что-то из истории создания собственной студии. Хотя….если есть отличная идея, то почему бы и нет.
Вопрос: Может ли геймдизайнер без опыта получить в работу какой-то продукт?
Ответ: А почему не может? Начинающий специалист — это вовсе не плохо. Да, сразу ему не доверят сложные задачи для самостоятельного выполнения. А вот в качестве стажера или помощника вполне могут взять.
Вопрос: С какого жанра игр лучше начинать карьеру геймдизайнеру?
Ответ: В данном отношении никаких правил нет. Поэтому лучше начинайте с того, который вам по душе. Ведь зачем новичку играть в первую очередь в то, что ему категорически не нравится? Для начала же необходимо наиграть хотя бы сотню. А чтобы это сделать быстрее, обратить внимание стоит на увлекательные для себя проекты.
Игры, которые не привлекают, можно рассматривать в качестве представителей жанра. Играть в них придется, но вовсе необязательно проходить все от начала и до конца. Можно же просто ознакомиться, изучить и проанализировать. А вот в понравившуюся игру вникнуть “по полной”.
Вопрос: Какие языки программирования нужно освоить геймдизайнеру?
Ответ: Опытные специалисты рекомендуют изучить Lua или C Sharp. Что касается движков, то самым подходящим является Unity. В общем, если говорить максимально обобщенно, то ориентироваться следует на объектное программирование. Без него не обойтись в работе ни одному геймдизайнеру.
Вопрос: Где учиться на геймдизайнера и сколько времени это займет?
Ответ: Для освоения профессии можно закнчить онлайн курсы. Сейчас выбор разных учебных проектов и программ крайне велик. Что касается времени обучения, то оно может сильно отличаться. В среднем, полноценный базовый курс занимает около 10-12 месяцев. Но это не значит, что после окончания обучения вы станете настоящим профи. Геймдизайнеру придется постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. Если он не будет этого делать, то, в конце концов, попадает в группу риска по невостребованности. Ведь игровая индустрия развивается с огромной скоростью, что следует учитывать.
Вопрос: Можно ли изучить геймдизайн самостоятельно ли обязательно проходить курсы?
Ответ: Можно и самостоятельно. Только это займет массу времени. Более того, учиться, скорее всего, вы будете путем проб и ошибок. А вот на курсах опытные педагоги заранее предостерегают вас от неприятностей и оплошностей, а еще представят информацию последовательно и понятно. Хотите сэкономить силы и время? Отправляйтесь учиться. Поверьте, стоимость обучения окупается довольно быстро. А некоторые учебные центры и вовсе предлагают рассрочку и/или отсрочку платежей.
Вопрос: Можно ли хорошо зарабатывать на геймдизайне, работая по принципу фриланса?
Ответ: Конечно можно. Главное набраться немного опыта и можно смело искать заказчиков, готовых хорошо платить за вашу работу. Но это актуально в случае, когда действительно есть, за что платить.
На первых порах можно и даже нужно не амбициозничать с ценой на свои услуги. Ведь стоит помнить, что на каждой бирже у исполнителей есть рейтинг, портфолио, отзывы заказчиков. если у вас ничего этого нет, то привлечь первых клиентов вы сможете только невысокой ценой, а потом уже, после выполнения заказа, и хорошим отзывом. Выполнив 5-6 работ вы уже сможете рассчитывать на получение заказа “подороже”, ведь вам уже будет, что показать потенциальным клиентам. Примерно такому плану придется следовать и в дальнейшем. И знайте: чем выше рейтинг, больше отзывов и разнообразнее портфолио, тем выше шансы получить действительно стоящий заказ.
Отзывы начинающих специалистов о профессии геймдизайнера
Андрей: “Я еще будучи школьником задумывался о профессии геймдизайнера. Хотя бы потому что я сам всегда любил играть. Родители меня всегда ругали за это, но, как оказалось, любовь к играм пошла мне только на пользу. Я буквально на одном дыхании окончил сначала базовый курс, а потом и программу для продвинутых геймеров. Сейчас я уже 3 года занимаюсь любимым делом и ничуть об этом не жалею. Да, ВУЗ я так и не окончил, но я не вижу в этом проблемы. Моя зарплата в разы превышает оклад тех, кто успешно получил “вышку” и теперь усердно трудится где-нибудь в ООО “Рога и копыта” в качестве инженера или бухгалтера.
Максим: “Я пришел в геймдизайн, когда мне было за 40. Но меня это не смущало и не смущает до сих пор. За 3 года я не только освоил профессию, но и поднялся по карьерной лестнице.Сейчас я руковожу небольшим отделом с микро-организации, занимающейся созданием игр и приложений. Зарплата у меня не фантастическая, но и не маленькая. По крайней мере, выше средней уж точно. Но я уверен, что это только начало моего пути. В скором времени я планирую сменить место работы и попробовать устроиться в более крупную организацию с большей оплатой труда. С учетом моего уже не такого уж и маленького опыта у меня есть все шансы получить неплохую должность. Тем более, что знания и навыки позволяют”.
Станислав: “Я еще учусь в средней школе в 10 классе, но уже успешно зарабатываю. Игры я любил всегда, а полтора года назад у меня появилась неплохая (как мне показалось) идея о создании собственной игры. Я все детально продумал, полазил по тематическим сайтам и нашел единомышленников. Мы совместными усилиями разработали проект и теперь успешно на нем зарабатываем. Да, баснословного дохода нет, но это же только “первый блин”, а сколько еще их может быть….В общем, я твердо настроен связать свою жизнь с геймдизайном. Мне это дико нравится! А еще — неплохо получается. И я думаю, что это главное!”
Ольга: “Возможно, для кого-то это будет удивительным, но да, я — девушка, и я — геймдизайнер. Причем, как мне кажется, весьма неплохой. Мне нравится моя работа, и я планирую дальше двигаться в этом направлении. По основному образованию я психолог, но стоит сказать, что это не играет принципиальной роли. В геймдизайне главное вовлеченность, любовь к своей работе и преданность общему делу. Цельная сплоченная работа команды играет первостепенную роль. И я ежедневно работаю над тем, чтобы моя команда была действительно единым целым”.
Александр: “Геймдизайн для меня не основная работа. Скорее, пока это только хобби. Но я не исключаю, что в будущем оно превратится в полноценный источник дохода. Учусь я медленно, потому что самостоятельно, скажем так, на досуге, когда есть свободное время. Но это, думаю, тоже неплохо. по крайней мере, лучше уж так, чем никак вовсе. О курсах задумывался и не раз. Возможно, в ближайшем будущем наконец созрею и отправлюсь учиться. Очень держит основная работа, как-то страшновато расставаться с ней. Но если этого не сделать, то навряд ли когда-то из меня что-то еще получится (только из-за нехватки времени)”.