Как я освоил профессию циркового артиста и стал на этом хорошо зарабатывать. Реальная история из жизни жителя Балаково

У каждого человека слово «цирк» ассоциируется с красивыми костюмами, захватывающими трюками, дрессированными животными и большой ареной, на которой будет показано незабываемое представление. Только далеко не все задумываются над закулисной жизнью цирковых артистов, которую нельзя назвать легкой.

Сегодня гость журнала Reconomica артист цирка Филипп Пацкевич расскажет о том, как он попал в эту профессию, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, каких высот ему удалось достичь, а также поделится планами на будущее и оставит ценные советы новичкам напоследок. 

Первые шаги 

Здравствуйте. Меня зовут Филипп Пацкевич, я родился и вырос в маленьком городе Балаково Саратовской области. Не помню когда первый раз попал в цирк, помню, что цирк в детстве ассоциировался с местом, где обитали какие-то суперлюди. Все красивые, подтянутые, каждый со своей уникальной способностью, которая для обычного человека, а особенно для ребенка, кажется волшебством.

В 6 классе встал вопрос о занятости моего бесполезно проводимого свободного времени и родители повели меня по различным кружкам и секциям. Помню как я зашел в большой спортивный зал в местном ДК, где занималась цирковая студия: везде прыгали, лазили, что-то кидали, крутили. И я сказал: «Хочу сюда». Это было моё первое касание цирка.

Но по каким-то причинам прозанимался я там буквально пару месяцев, хотя это мне очень нравилось, но всё забылось до 21 года. В 21, когда я закончил институт, одна знакомая предложила пойти заниматься в цирковую студию. Времени после выпуска было навалом, воспоминания о студии были крайне положительными, поэтому я без колебаний согласился. Буквально через несколько месяцев занятий мы уже «халтурили» на корпоративе в главном местном отделении известного зеленого банка. Это был мой первый заработок в цирковой сфере.

Групповые жонглеры

Быть артистом цирка — задача не из легких, но когда работа приносит удовольствие, все проблемы решаемы.

Читайте также: Можно ли творчеством заработать в России? История певицы Натальи Кудрявцевой.

Нелегкий труд циркового артиста 

Я прозанимался в студии несколько лет, основной упор сделал на жонглирование и акробатику. Всему учились сами по видео из интернета, либо перенимали опыт у друзей руководителя студии и профессиональных артистов. Так сложилось, что практически все номера, которые я делал в студии, мы ставили с моим другом и партнером Виктором Горбуновым.

Как-то нам предложили поехать поработать в цирк на сцене на несколько недель по Тамбовской области. Там мы увидели цирк изнутри в уменьшенной версии — пробник. Жили в дешевой гостинице, давали каждый день по несколько представлений, в каждом было по 5 выходов, плюс разгрузка-погрузка реквизита и оборудования, но вся эта суматоха и движение почему-то мне жутко нравилась.

Мы не замечали ни ужасных условий проживания, ни отсутствия свободного времени, ни постоянных разъездов с тяжелыми физическими нагрузками. Конечно, мы всё это осознавали, но это было больше похоже на какую-то игру, сложную игру, с кучей уровней, с непроходимыми лабиринтами, которая бесит и нравится одновременно, но перестать играть в нее в мыслях не было. Самые большая сложность, которая запомнилась — это разлука с близкими и друзьями. Так как коллектив в студии был очень дружный и сплоченный, то уезжать от такой веселой компании очень не хотелось.

После цирка на сцене мы попали в цирк-шапито. Но это был уже шаг на ступеньку выше, в плане условий проживания и труда. Жили на съемных квартирах, давали также по несколько представлений, но уже не каждый день, а только по выходным. Даже было время для того, чтобы репетировать и выучить что-нибудь новое. Появилось свободное время и его было очень много. По деньгам в шапито выходило немного меньше, чем когда мы работали по сценам, но эти деньги давались нам с гораздо большим удовольствием.

После закрытия сезона в шапито, Вите пришла повестка, призывающая отслужить честно заработанный с рождения долг Родине в рядах нашей армии. Так как я остался один со своими умениями и навыками, а бросать цирк мне не хотелось, я начал искать работу в этой сфере. Нашел в интернете объявление о том, что на базе Росгосцирка создается жонглерский номер, послал видео руководителю и меня туда взяли. Так я попал в систему под названием «Росгосцирк».

С ребятами

Начало работы в Росгосцирке.

Читайте также: Инновационный ночной клуб на Ибице: первый в мире клуб виртуальной реальности. Интервью с создателем.

Терпенье и труд все перетрут 

Все идеи Росгосцирка на тот момент реализовывались на базе «Центра Циркового Искусства» в Москве. Идея номера, в который я устроился, была в том, что мы — уличные хулиганы, которые тусуются на улицах мегаполиса. Это были светящиеся в темноте яркие костюмы ядовитых цветов, хип-хоп культура, бочки, раскрашенные граффити. Для нас специально нанимали хореографа Рому Романова, который учил вести себя отвязно и вызывающе. Целый отдел с бородатыми дядьками трудился над тем, чтобы бочки, с которыми мы работали, светились и моргали изнутри. Отдельный мастер занимался разработкой костюмов и раскраской реквизита.

Работа кипела, мы репетировали по 8-9 часов в день, частенько без перерыва. Всё это продолжалось 8 месяцев. После этого мы выпустились и попали в цирковой конвейер. Номер получился очень ярким и динамичным, мы несколько раз участвовали в международных фестивалях, даже ездили с гастролями в Великобританию на 2 месяца.

Проработал я в этом номере 2 года, но так как мы с руководителем не сошлись характерами с самого начала и точка кипения неизбежно наступила, я уволился. После этого мне сразу предложили стать руководителем жонглерского номера в Росгсоцирке, я согласился, набрал себе партнеров и работаю в этом номере до сих пор.

Самое важное, на мой взгляд, качество для руководителя номера — это стрессоустойчивость. Работать в цирке, а особенно в групповом номере, очень сложно. Все партнеры больше или меньше направлены к творчеству, поэтому непостоянны. Чем больше дружбы в коллективе, тем меньше дисциплины. Поэтому очень важно четко разграничивать рабочие и личные отношения, не переносить рабочие проблемы в повседневное общение и наоборот.

У нас в номере есть негласное соглашение — все, что происходит в манеже, там и остается. Мы можем там ругаться, кричать друг на друга, выяснять какие-то проблемы на повышенных тонах. Происходит это довольно редко, но всё же случается, но когда мы выходим за манеж, мы снова становимся друзьями.

Очень помогают для развития номера игровые методики. Чтобы не заставлять партнеров делать то, что им не очень хочется или не очень нравится, можно предложить сделать это в игровой форме. В игре развитие происходит быстрее и качественнее. Я даже иногда переношу какие-то свои замечания из работы в номере в жизнь и наоборот. Всегда нужно пробовать что-то новое и сложное. Если постоянно отрабатывать одни и те же элементы, то возникает ощущение, что ты топчешься на месте, быстро пропадает мотивация и стимул.

После выступления

Иногда на репетиции придумываем новые трюки, мы знаем, что они никуда не пойдут и никогда не будут использованы, но такие занятия подталкивают на развитие самого номера.

Читайте также: Как зарабатывать минимум 48000 рублей в месяц, занимаясь любимым делом? Реальная история участника дуэта ложкарей.

Важные нюансы в работе

Коллективы Росгосцирка работают только по стационарным циркам, представления дают в основном на выходные и праздники. Все остальное время занимает репетиция. Каждому номеру выделяется репетиционное время на манеже в зависимости от сложности жанра и от потребности. От одних рабочих выходных до других у нас проходит примерно 4-5 репетиций по 1-1,5 часа. Перед работой тщательно проверяется состояние реквизита и костюмов, все что грязно — моется и стирается, все что не блестит — начищается, все что сломано — чинится, все что не улыбается — приводится в хорошее настроение путем зачитывания актуальных шуток.

Сценарии на концепцию всей программы и каждого номера продумывает режиссер вместе с хореографом. Перед началом в каждом городе проходит несколько технических и генеральных прогонов для персонала цирка (свет, звук, униформа). На новогодние представления, конечно, весь сценарий переделывается под сказку с Дедом Морозом, Снегурочкой и какими-нибудь злодеями, которые крадут Новый год. Реквизитом и костюмами обеспечивает компания. Но так как она является государственной, то все происходит с большими задержками и очень часто приходится справляться собственными силами и смекалкой.

Количество представлений в месяц сильно зависит от сезона, площадки и работодателя. Например, когда мы работали по сценам в России, у нас выходило около 80 представлений в месяц, упор делался на количество больше, чем на качество. Происходил так называемый «чёс». В Великобритании мы также работали по сценам в посленовогодний период и там всё было ровно противоположно, качество было превыше всего. За время контракта ( 2 месяца ) мы отработали примерно 50 представлений. Работая в шапито, мы проходили примерно 15-25 представлений в месяц. Работа по стационарам в Росгосцирке, можно сказать, самая «лайтовая». В месяц мы можем отработать от 10 до 20 представлений.

Многие спрашивают у меня о том, какое самое из своих представлений я считаю самым удачным. Считаю, что самое яркое впечатление оставило представление во Владивостоке, тогда я уже был руководителем номера. В тот раз мы отработали без завалов, всё было легко, на кураже.

Особенные впечатления были потому, что все делалось своими силами, без посторонней помощи. Публика принимала тогда как обычно хорошо, но эмоции внутри были ярче и сильнее. Так всегда происходит, когда отрабатываешь чисто, начинаешь немного гордиться собой, но главное не одеть корону, а то ее быстренько собьют неуловимые булавы.

Очень много ярких моментов связано с неудачными выступлениями. Это очень смешно, если отнестись к этому с юмором, но очень сильно портит отношения между партнерами, если отнестись к этому слишком серьезно. Поддерживать хорошие отношения в коллективе очень важно. Если у вас не все в порядке, то даже через натянутую улыбку и чистую работу зритель чувствует напряжение между партнерами.

Удачный кадр

Артефакты цирковой жизни.

Без рекламы никуда

Конечно, в нашем деле реклама играет немаловажное значение. Рекламируем себя в основном через социальные сети — «ВКонтакте», Instagram, YouTube. Так как у нас упор делается на визуальную составляющую, то лучше всего сейчас работает Instagram в плане продвижения и раскрутки.

Недавно оттуда пришло интересное предложение — пожонглировать кусками мяса на кости для рекламного видео. В качестве оплаты предложили отдых на природе с шашлыками из этого самого мяса.

Большой популярностью пользуются обучающие видео, т.к. на начальном этапе в основном люди ищут бесплатную, простую и доступную информацию. И видео в этом плане является идеальным источником. Часто прилетают заявки на корпоративы из соцсети «ВКонтакте», т.к. мы там ведем что-то вроде личного блога и люди видят, что мы развиваемся, делаем что-то новое, а не просто заполнили группу контентом и бросили ее. Долгосрочные и краткосрочные контракты ищу самостоятельно в основном через тематические группы в фейсбуке. Занятие довольно утомительное, но если выполнять небольшой объем каждый день, то можно обработать до 90% всех подходящих предложений.

Читайте также: Профессия – аэродизайнер. Как заработать на дне рождения, сколько стоит букет шаров – как делать деньги из воздуха.

Конкуренты не дремлют 

Конкуренция в цирковой сфере и вообще в сфере искусства очень высока. Просто качественно работать недостаточно. Чтобы выделиться у тебя должна быть «фишка», «изюминка», причем желательно, чтобы ее было трудно повторить, иначе твоя уникальность быстро обнаружится у других исполнителей. Пока обходить конкуренцию получается довольно плохо, но мы трудоустроены, есть площадка для репетиции и для развития, поэтому сейчас обладаем большим преимуществом перед фрилансерами.

Также сейчас разрабатываем свой уникальный реквизит. Идея не новая, но как уже говорил ранее, трудноосуществимая. Поэтому, когда нас настигнет успех в реализации этой идеи, мы сделаем большой шаг вперед как в собственном развитии, так и во всей цирковой сфере в целом.

Сезонность опять же зависит от площадки. Если для стационарных цирков и сцен нет ограничений по времени года, то шапито работают только в теплый сезон, в основном с апреля по октябрь. В феврале, после новогодних праздников, всегда происходит просадка, думаю, как и в любом бизнесе. Некоторые стационарные цирки даже закрываются на этот период до марта. Сейчас мы работаем с прокатчиком. Это предприниматель, который берет в аренду цирковые площадки и организовывает представления для своих программ. С прокатчиком можно не боятся сезонности, потому что простой в таком случае не выгоден никому, в отличие от номеров, которые работаю с Росгосцирком напрямую. Если компания не может обеспечить тебя работой, то они отправляют тебя домой, платят минимальную зарплату и не дают возможности репетировать.

Приятные моменты

В моем виде деятельности очень много положительных моментов. Так, во время путешествий по Великобритании, мне запомнился один маленький городок. Мы приехали ночью, заселились в частную небольшую гостиницу. Мы знали что город находится на берегу океана, а когда вышли из микроавтобуса, то сразу почувствовался свежий соленый бриз. Его ни с чем не перепутаешь… Окна в номере выходили на набережную, еще и оказались с восточной стороны. Утром я проснулся от того, что рассветное солнце медленно поднималось над водой и лучи падали прямо в глаза, слышался легкий крик чаек за окном и шум прибоя. Я открыл глаза и увидел потрясающий вид из окна — это бескрайний океан, уходящий за горизонт, в котором играет рассветное солнце.

Красивое фото

Когда я увидел океан, именно в тот момент я почувствовал себя счастливым.

За время работы в цирке я объездил всю Россию от Владивостока до Сочи и Брянска, побывал в Грузии, Великобритании, Донецкой республике. Мир для меня стал больше и доступнее. Цирк раздвигает границы и делает тебя легким к путешествиям. А если повезет, то еще и сведет тебя со второй половинкой и все впечатления умножатся на два. Со своей женой я познакомился в первом же городе, куда поехал работать после выпуска. Я благодарен судьбе за то, что цирк сделал мне такой подарок.

Читайте также: Как построить бизнес на работе аниматоров. Реальный опыт предпринимателя с 10-летним стажем (с цифрами).

Финансовая сторона вопроса

Конечно, вложения в этом деле требуются. Когда мы занимались так называемым «прокатом» в цирковой студии, то основными постоянными расходами у нас был транспорт и налоги. Потому что коллектив у нас было примерно 15 человек и всю эту ораву нужно было организованно отвезти на место работы и привезти обратно, плюсом к этому шел реквизит и оборудование. Часто ездили на своих машинах, иногда трансфер брал на себя заказчик. В редких случаях просили помощь со стороны, например у друзей. Налоги, мы платили как честные налогоплательщики, тем более что 6% была не такая уж значительная сумма, плюс налог за открытое ИП. Когда уже стал работать по найму, расходы брали на себя работодатели, поэтому эта статья закрылась со сменой статуса трудоустройства.

Доход зависит от множества факторов 

На первых порах в студии обходились тем, что есть. Потихоньку с «халтур» закупали реквизит. Первое крупное вложение было с началом работы как ИП. В программу было вложено около 100 000 рублей, значительная часть из этого была потрачена на костюмы и световое оборудование, на оставшиеся деньги дорабатывали реквизит. Звук мы тогда брали в аренду в местном ДК. Отбить эти вложения так и не удалось и в «плюс», соответственно, мы не вышли. Видимо, было мало опыта. Брали молодых неопытных администраторов, которые не обеспечивали достаточную заполняемость залов, на этом и прогорели.

В качестве артиста в этой сфере можно зарабатывать до 500 000 руб в месяц. Это если работать на хорошем контракте за границей. Если же рассматривать Россию, то зарплаты колеблются от 40 000 до 200 000 руб., всё зависит от жанра и уровня профессионализма.

Фрилансом можно зарабатывать любые деньги, все будет зависеть от вашей загруженности и как вы сможете организовать свой рабочий процесс. Когда мы репетировали в Москве номер с бочками, то на Новогодние праздники фрилансом легко подняли около 70 000 руб. Работали только по вечерам, через агента. В качестве администратора зарплата будет начинаться от 100 000 руб, здесь же нужно иметь хороший опыт, чтобы собрать людей, поддерживать хорошую наполняемость на протяжении всей работы в городе. Как правило, администраторы имеют процент с продажи билетов, поэтому чем больше ты соберешь, тем больше получишь.
В качестве прокатчика конечно речь уже пойдет о миллионах рублей в месяц. Более точные цифры не скажу, потому что уровень дохода может варьироваться: один город может принести гору денег, а другой — загнать в дикие долги. Нужно иметь крепкий характер и стальные нервы, чтобы заниматься прокатом крупных программ.

О планах на будущее

В планах на будущее у меня обзавестись собственным шапито, кататься с ним по Европе с семьей и радовать людей хорошими программами. Для счастья человеку нужно всего три вещи — любимый человек, занятие, которое приносит удовольствие и возможность путешествовать. Все эти три пункта цирк с легкостью закрывает. Но этот план будет только для тех, кто любит это искусство, в нем много нюансов и сложностей, которые без любви к цирку покажутся непреодолимыми.

Советы новичкам напоследок

Если вы думаете связать свою жизнь с цирком, то попробуйте сначала позаниматься этим просто для себя, в свое удовольствие. Не гонитесь за деньгами или славой. Освойте какой-нибудь навык, который вам близок или легче всего дается, потом попробуйте свои силы во фрилансе. Если вы поймете, что готовы этим заниматься без материального вознаграждения, то смело идите покорять вершины циркового искусства, они для вас открыты. Надеюсь, данная статься кому-то была полезной. Спасибо, что дочитали ее до конца. Если захотите пообщаться со мной лично, пишите в любое время, отвечу на любые вопросы. Смело обращайтесь через социальную сеть «ВКонтакте», через Instagram или YouTube.

Опубликовано 10 марта, 2019 Обновлено 10 марта, 2019 Пользователем Маргарита Абдурахманова

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *