Я перепробовал много профессий, но именно любовь к автомобилям позволяет зарабатывать мне приличные деньги!

Когда человек делает то, что ему нравится, со временем он становится преуспевающим. Ведь занятие любимым делом практически автоматически притягивает к нему деньги.
Эту известную истину неоднократно проверял на себе сегодняшний гость журнала Reconomica. Александра с детских лет тянуло к автомобилям, Машины его страсть, то, что позволяет с энтузиазмом браться за дела. В жизни ему пришлось заниматься разной работой, но именно эта его увлеченность приносит радость и удовлетворение. Были и спады, и подъемы. И крайне важно, чтобы была поддержка семьи. У Александра это есть. И сегодня автожурналист и писатель поделился с читателями своей историей, а также подробно рассказал, как стать успешным и популярным блогером.

Любовь к автомобилям у меня с детства

Меня зовут Саша Долгих. Я из Ульяновска. Школу я закончил, имея четверку только по литературе — запомните, это важно. Я терпеть не мог читать и не читал ничего, кроме автомобильных журналов. К слову сказать, многие остальные предметы я тоже не слишком хорошо знал, но, тем не менее, у меня хватило сообразительности и обаяния, чтобы получить серебряную медаль. После школы я поступил в МФТИ. В 2012 благополучно закончил бакалавриат, а в 2014 — магистратуру.

Александр Долгих

За рулём.

Начало пути

Ещё во время учебы я подрабатывал репетитором по физике и математике, а на последних курсах несколько дней в неделю работал в Научно-техническом центре Газпромнефти. Потом была ещё какая-то солидная организация типа «КомпозитСтрой», где я работал аналитиком. Ещё я занимался бизнесом, покупал в Китае, продавал в России. Сначала это была интернет-торговля через группу ВКонтакте, затем первокурсники сделали мне сайт, после я накопил денег и открыл бутик на Савеловском. Получал хорошие для студента деньги, но работа мне не нравилась, меня по-прежнему тянуло к автомобилям. По выходным я брал машины на тест-драйвы у дилеров, а потом писал на них обзоры, начал вести автомобильный блог на Smotra.ru.

Позднее я стал брать машины уже не у дилеров на несколько часов, а в представительствах на несколько дней и даже недель. Было классно каждую неделю ездить на новой машине. На БМВ или Лексусе. Самая крутая машина на парковке около общаги всегда была «моя». Я экономил на еде, не пил пиво и не курил, лишь бы мне хватало денег на самое главное — бензин.

Позже я стал проситься в разные журналы и солидные интернет-издания, писал на заказ, за деньги, а не просто для души. В Autodela.ru, Autonavigator.ru, Автопанораму, Drom.ru и другие. Мне это нравилось. Я не парился, уволился с работы по специальности, оставил только репетиторство и журналистско-блогерскую деятельность.

Вскоре я женился, у меня появился первый ребенок, а когда мы захотели второго, грянул кризис, в мае 2015 года меня сократили одновременно из всех трех журналов и сайтов, где я работал, впереди были летние месяцы, так что репетиторства тоже не было. Запас денег, чтобы дожить до осени в Москве на съемной квартире, был, но, во-первых, на второго ребенка мы с женой в Москве бы никогда не решились (у нас там не было ни одного родственника, так что в случае чего некому было даже посидеть с ребенком), а, во-вторых, родители давно звали домой (жена тоже родом из Ульяновской области). Решили вернуться в Ульяновск.

Возвращение домой

В Ульяновске я устроился на оборонный завод. По меркам Ульяновска там получали бешеные деньги. Но работать мне там не нравилось, устроено всё было, как в СССР (кто работал на таких заводах — поймет). Параллельно я продолжил писать о машинах. Искал заказчиков. Нашел CarPrice. Когда на статьях про автомобили я стал зарабатывать больше, чем на заводе, я уволился.

Родители были недовольны. Они в глубине души и сейчас — я думаю — мечтают, чтобы я работал на «нормальной» работе, как все, а не занимался ерундой. Жена меня всегда поддерживала в том плане, что не просила много денег и всегда говорила, что заниматься надо тем, чем нравится.

Бабушка очень переживала за мою пенсию. Впрочем, переживать не стоило, потому что я работал как ИП и исправно платил налоги, и делал отчисления в ПФР и ФСС. Тем не менее, никому из моих близких моя работа не казалась серьезной и надежной.

Александр Долгих

После теста автомобиля.

Издание журнала и книг

Параллельно я делал свой электронный pdf-журнал. Научился верстать, оформлять, сносно работал в фотошопе и умел кое-что в видеоредакторах, так как делал ещё видеообзоры на машины. Потом я написал и издал две автомобильные книги. Первая — «Секреты автоподбора, или Как выбрать лучший на рынке подержанный автомобиль» — о том, как правильно выбирать и покупать подержанный автомобиль. Это уникальная книга, там я расписал, как работают профессиональные автоподборщики и перекупщики, начиная с просмотра и отсеивания объявлений до постановки на учет в ГИБДД, с примерами, фотографиями.

Так как в издательствах мне отказали, издавал, продвигал и продавал книгу я сам. Сегодня её можно купить в любом книжном интернет-магазине.

Вторая книга для детей «1000 интересных фактов об автомобилях». С ней всё было быстрее, она тоже есть во всех интернет-магазинах.

Статья в тему: Как я из Казани продал в Москве свой б/у авто и купил новую машину.

Постоянное саморазвитие

Самое интересное во всей этой истории то, что единственная «четверка» в школе у меня была по литературе (помните, я говорил, что это важно). Да и русский, к слову, у меня хромал, просто я натаскался на ЕГЭ и сдал на «отлично». Образование у меня тоже техническое, а не гуманитарное, так что мне пришлось учиться правильно и красиво писать. Учился я в основном на своих ошибках, получать второе филологическое образование я не хотел. Сейчас, когда я смотрю на то, что писал в 2008 году, я думаю: «Боже мой, кто всё это читал? Какой ужас». Думаю, что ещё через 10 лет я прочитаю то, что пишу сегодня и скажу то же самое.

Ещё я самообразовывался по книгам.

Яндекс.Дзен

Сейчас я веду несколько блогов на Яндекс.Дзене. Идея завести там свой блог пришла мне — многие хорошие идеи приходят так — сидя в туалете, когда я листал ленту Дзена в браузере в поисках того, что бы почитать.

Я завел блог, но он шел вяло. А на майские праздники я сломал руку (перелом с вывихом), меня положили в больницу, и я пролежал там почти месяц. В больнице делать было нечего, а сидеть и ничего не делать я не люблю, поэтому я стал писать так, как никогда не писал. И тут мой блог «взорвался». Буквально за полгода я набрал 15 000 подписчиков (по меркам Дзена это очень много). Я входил в Топ-7 лучших по автотематике и в Топ-50 среди всех блогов Дзена. Впереди меня были только «За рулем», Drom, Drive2 и ещё несколько очень больших и крупных СМИ. Среди блогеров в Дзене я обходил всех по версии Яндекса.

Все изменилось за одну ночь

Я завел ещё один блог и он тоже был успешным. На пике я очень хорошо получал. А потом в одну ночь оба моих блога заблокировали без возможности восстановления. То есть сами блоги остались и по сей день, но то, что я там пишу, показывается только тем, кто намеренно заходит в мой блог. А это меньше одного процента.

В общем, за одну ночь я остался без блогов, без заработка. Чувствовал себя раздавленным и безразличным ко всему — депрессия, короче. Как потом сказали в техподдержке, блоги заблокировали за контентный спам. Не буду вдаваться в подробности, это весьма размытое понятие, и я до сих пор с этим не согласен, но обжаловать это было невозможно по условиям самого Дзена.

Короче, пришлось начинать всё сначала, а к этому времени конкуренция в Дзене выросла в десятки раз. Плюс выросли и изменились требования к публикациям. Меня ещё несколько раз блокировали за кликбейтные заголовки, например. Это специфическое словечко, поэтому не обращайте на него внимания, если не понимаете. Суть в том, что мне пришлось учиться писать привлекательные заголовки, которые не нарушали бы правил. Это оказалось очень сложно. Сложнее, чем вы думаете. Если недогнуть, твой заголовок пролистывают в ленте, у тебя нет просмотров и нет заработка. Если перегнуть, тебя банят, и снова нет просмотров и заработка.

Статья в темуОт мастера до владельца автосервиса, или как я получаю 200 тыс. руб. в месяц пассивного дохода. Реальная история бизнесмена из Ставрополя.

Канал «Китай на колёсах»

Сегодня у меня четыре канала: три про машины, один — про людей. Один из каналов про машины — «Китай на колёсах». Там я пишу только о китайских автомобилях. О тех, которые продаются у нас, и о тех, что продаются в самом Китае. На этом канале у меня есть отзывы, подборки, тесты, обзоры. Я пишу о том, что мне самому интересно, стараюсь находить владельцев, которые могли бы показать свою машину, рассказать о ней, поделиться впечатлениями.

Почему блог именно о китайских машинах? Сначала у меня был один единый блог о машинах, потом я сделал из него несколько более узких каналов, выделив отдельно и китайский автопром просто потому, что а) лично мне китайский автопром кажется очень перспективным, б) только о «китайцах» почти никто не пишет, в) не все, кто любит машины в целом, хотят читать и видеть у себя в рекомендательной ленте много китайских машин — всё-таки к ним до сих пор очень специфическое отношение в России.

Почти каждый мой день начинается с того, что я лезу на китайские автомобильные сайты в поисках чего-то нового и интересного. Так как китайского я не знаю, пользуюсь машинным переводом, знанием китайского автомобильного рынка, технической части и так далее.

Китайский автопром — это вообще очень интересно, там всегда есть темы. Китай — это самый большой автомобильный рынок мира. Там больше сотни местных автокомпаний разной величины. Автомобильная мода там меняется очень быстро, плюс там гигантская конкуренция и компании выпускают новые модели и делают обновления в разы чаще европейских и японских компаний.

Многие в комментариях пишут мне, что мой канал — это пиар, что всё, что я пишу, проплачено китайскими автомобильными компаниями. Если честно, я был бы счастлив, если бы китайцы платили мне, но, к сожалению, никто мне не платит ни прямо, ни косвенно. Если я размещаю рекламные посты, то обязательно указываю, что это реклама — это обязательное правило Дзена и закона «О рекламе», а быть заблокированным снова я не хочу.

У меня нет цели пропиарить китайский автопром, я просто пишу о новинках, ищу людей, которые ездят на «китайцах». К тому же пишу не только хорошее, у меня есть и критические статьи, и негативные отзывы.

Судя по комментариям, меня читают те, кто уже ездит на китайской машине, те, кому интересен китайский автопром, те, кто хоть немного задумывается о покупке китайской машины или просто присматривается.

Статья в тему: Выгодно ли покупать автомобиль в кредит? Подводные камни автокредита. Реальная история из жизни российской семьи.

О заработках на блоге

Заработок у меня не стабильный (это боль и моя, и моих родственников). Причем заработок зависит не только от того, как много я пишу. И не от того, насколько интересна и эксклюзивна информация. Огромную роль играет картинка и заголовок. Статья может быть бомбой, но заголовок не очень и просмотров будет мало.

За прошлый месяц я заработал конкретно на блоге «Китай на колёсах» 48 000 рублей чистыми (налоги за меня платит Яндекс). Это не много, но и не мало. Если кому-то интересно, сколько можно зарабатывать максимум, то скажу, что максимум у меня было 15 000 рублей за сутки. Но это было с блогом, у которого было 15 000 подписчиков (я говорил о нем,) и через два дня его безвозвратно заблокировали. Не уверен, что сейчас, когда конкуренция намного выше, можно зарабатывать столько же. Хотя — ещё раз повторюсь — раз на раз не приходится.

Александр Долгих

Статистика лучших публикаций канала «Китай на колёсах».

У меня есть и другие каналы, которые я веду параллельно. Плюс я занимаюсь репетиторством и пишу для нескольких автомобильных сайтов и журналов. Но если говорить о доходах, то основной кэш приходит именно с Дзена.

Платят за клики по рекламе. К тому же в большой статье может быть два рекламных блока, а в короткой — один. Я посчитал, что у меня получилось за последнюю неделю, и вышло, что одно дочитывание приносило мне 5 копеек, стало быть, 1000 дочитываний приносят 50 рублей. А чтобы заработать усредненную 1000 рублей, нужно, чтобы было 20 000 дочитываний.

Читая истории разных авторов, я знаю, что там можно зарабатывать и 300 000 рублей в месяц. В то же время можно писать много и вообще ничего не зарабатывать.

У меня свободный график

Я работаю дома и в свободном графике. Но некоторые воспринимают это так, как будто я не работаю. На самом деле у меня такой же рабочий день. Иногда я работаю по 12 часов, иногда по 6, иногда у меня есть всего час. Выходные бывают, когда я их сам себе устрою. Но, как правило, даже на выходных есть полчаса вечером и полчаса утром, так что обычно я что-то пишу каждый день.

Мне комфортно сейчас. Но если говорить о целях, то я стремлюсь к тем самым 15 000 рублей в день. Выходить на эту планку планирую с помощью нативной рекламы.

Свои каналы я буду вести сам, не доверяя другим, потому что мне это нравится. Возможно, когда-то я сделаю каналы для аутсорсинга. Но как показывает практика заказные статьи написаны плохо, я буду не доволен качеством.

Статья в тему: Как купить машину при зарплате в 12 000 рублей. Лайфхаки по быстрому приобретению дорогих вещей.

Ценные советы 

Очень тяжело писать, когда нет никакой отдачи. А условия Дзена таковы, что сначала ты пишешь бесплатно, и только при достижении определенного порога дочитываний получаешь возможность зарабатывать. Многие сливаются на начальном этапе.

Что нужно, чтобы стать блогером

Вообще меня часто спрашивают, что нужно, чтобы стать автомобильным журналистом, пишущим блогером. Я всегда говорю одно и то же.

  • Надо, во-первых, любить то, о чем ты пишешь и рассказываешь, а также разбираться в этом, или писать  о том, что самому интересно. Даже если ты сварщик и пишешь о сварке. В каждой теме найдется читатель — в этом прелесть «Дзена». Конечно, есть более популярные темы и менее. Но в более популярных темах и конкуренция выше, так что я бы рекомендовал отталкиваться от собственных предпочтений и знаний. Я, например, фанат машин с детства и кайфую от них, я пишу и работаю каждый день с удовольствием. Я пробовал писать на популярные темы, которыми сам не особо интересуюсь — получается плохо, быстро заканчиваются идеи, быстро выгораешь.
  • Во-вторых, надо учиться писать. Писать грамотно и интересно. Я сам не филолог, но всегда проверяю то, что пишу. Если не уверен, смотрю в интернете, как правильно. Как поставить запятую, каким словом заменить. Очень много блогов, которые написаны вообще без знаков, которые не перепроверяются. Их неудобно и неприятно читать. Не знаю, возможно, я один такой замороченный и дотошный, но при прочих равных грамотность — это всегда плюс. Я сам допускаю ошибки, спешу, недостаточно вычитываю текст, глаз замыливается, у меня нет редактора, но я стараюсь, с каждым годом пишу все грамотней и грамотней.
  • В-третьих, заголовки. Заголовки — это 80% успеха. Если заголовок ни о чем, то какой бы классной ни была статья, её просто не откроют и не прочитают. И будет жалко потраченных сил. В то же время нельзя скатываться к заголовкам из «жёлтой» прессы и в рекламные заголовки. Они не выгодны в долгосрочной перспективе, люди не будут подписываться — это раз. А два — Дзен рано или поздно забанит такой канал.
  • В-четвертых, не надо заниматься копипастом и переписыванием чужих мыслей, должно быть что-то новое. Даже если пишешь о заезженной новости, о машине, про которую все уже написали ещё вчера, надо добавлять новизну. Своё мнение, например, или искать факты, которые до тебя никто не нашел, просить комментарии у экспертов. Короче, должно быть старание и качество.

Как набирать подписчиков

Набирать подписчиков как-то специально не надо, они придут сами. В Дзене количество подписчиков вообще не так уж и важно. У канала с 15 000 подписчиков дочитываний и заработок может быть в разы меньше, чем у канала с 1000 подписчиков. Специально нагонять подписчиков, просить подписаться своих родственников и друзей тоже не надо — сделаете хуже себе. Дзен ориентируется на интересы ваших подписчиков, а если среди них будут люди, которым на самом деле ваш канал не интересен, вы запутаете алгоритм. Он будет рекомендовать ваши статьи не тем людям, их не будут открывать и читать, и алгоритм будет думать, что они некачественные и неинтересные. Подписчики должны прийти сами.

Вообще сейчас набрать подписчиков тяжелее, чем год или два назад. Аудитория Дзена растет уже не так стремительно, а люди с большим количеством подписок неохотно подписываются на новые каналы. Но ещё раз повторюсь, что число подписчиков не играет решающей роли в популярности и количестве заработанных денег.

Как добиться популярности

Сегодня, чтобы стать популярным блогером нужны две вещи.

  1. Желание и любовь к тому, что ты делаешь.
  2. Качество. Я, например, вроде бы неплохо пишу, но я плохо говорю. Плюс у меня нет красивой картинки в видео, поэтому я не лезу на Ютуб. Точнее иногда лезу, но там у меня успехов нет.

Делать абы что и рассчитывать на популярность теперь уже не стоит, слишком высока конкуренция. Я где-то читал, что каждый пятый подросток хочет быть блогером. Это почти как с космонавтами во времена юности моих родителей. Очевидно, что популярными станут не все.

Моя профессиональная цель стать топовым блогером как минимум в какой-то узкой сфере. Хочу популярный инстаграм и ютуб-канал. Честно сказать, я не знаю, как сделать всё и сразу. Ещё в планах написать третью книгу.

Александр Долгих

Съемка во время тестов машины.

Важные выводы напоследок

  1. Не хранить все яйца в одной корзине.
  2. Качество важнее количества.
  3. Писать правильные заголовки (хотя я не уверен, что научился этому в достаточной мере).

Для тех, кому интересно почитать то, о чем я пишу, вот ссылки на два моих основных канала: «Китай на колёсах» и «Автомобили по Жёлтому».

Если хотите написать мне, у вас есть, чем поделиться или есть какие-то предложения, советы, замечания, то вот я ВКонтакте и Инстаграм, пишите.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *