Стоит ли покупать готовый бизнес? Всего пара сотен тысяч — и кот в мешке ваш! Что я понял, купив салон красоты

Чтобы стать владельцем бизнеса — не обязательно создавать его с нуля. Вы можете купить его у другого предпринимателя — как покупают, к примеру, недвижимость или автомобиль.

С одной стороны — это удобно: вы можете получить уже готовое дело. С другой стороны — есть такое количество подводных камней, что даже опытному предпринимателю будет сложно купить хорошую компанию. Подробнее о покупке готового бизнеса и о том, стоит ли это делать — расскажет Reconomica.

За сколько можно купить небольшой бизнес в России

Сколько стоит готовый бизнес? Вопреки расхожему мнению, покупка готового бизнеса доступна практически любой российской семье с небольшими накоплениями. Другой вопрос — нужен ли вам этот «кот в мешке»?

Стоит ли покупать готовый бизнес? Всего пара сотен тысяч — и кот в мешке ваш! Что я понял, купив салон красоты

Средняя цена продажи готового бизнеса в 2018 году — статистика

Средняя стоимость готового бизнеса в России — около 505 тысяч рублей (по данным на 3 квартал 2018 года, по аналитике сервиса объявлений «Юла»).

Это примерно на 21% меньше, чем во 2 квартаре этого же года — когда компании выставлялись на продажу в среднем за 640 тысяч. Но средняя цена реальной сделки — еще ниже. По факту, продавец хочет получить за свое предприятие в среднем 505 тысяч, а после торгов — реальные цены составляют в среднем 267 тысяч. То есть в ходе переговоров покупатели сбивают цену почти вдвое. Если продавцы на это идут — значит, они готовы любым способом продать свое дело (к чему бы это?).

Какие бизнесы чаще продают

Наибольшей популярностью пользуются малые предприятия. Причин тому несколько:

  • низкий порог вхождения: скопить полмиллиона рублей — могут даже люди со средней зарплатой;

  • сравнительно невысокая ответственность: в малом бизнесе вы не будете управлять офисом в несколько десятков сотрудников и оборудованием стоимостью в десятки миллионов.

Стоимость продажи малого бизнеса по сферам деятельности

Теперь приведем средние расценки на компании в разных сферах деятельности (по состоянию на 3 квартал 2018):

  • строительство: 349 тысяч;

  • сельское хозяйство: 870 тысяч;

  • гостиничный бизнес (хостелы, мини-отели): 1.53 млн;

  • производство: 731 тысяча;

  • автомойки, автосервисы: 533 тысячи;

  • онлайн-проекты: 394 тысячи;

  • общепит: 355 тысяч;

  • сфера красоты: 349 тысяч;

  • торговля: 236 тысяч.

По сравнению с предыдущим (вторым) кварталом 2018 года почти по всем отраслям наблюдается немалое падение. Цены выросли только на компании в нише онлайн-проектов (на 101%: во 2 квартале они продавались в среднем чуть дешевле 200 тысяч). На всех остальных направлениях — цены упали на 10-20%.

Если сравнивать отрасли по популярности, то больше всего спроса и предложения есть в таких сферах:

  • торговля (магазины, торговые точки, ларьки): 41%;

  • сфера красоты: 15%;

  • общепит: 13%.

Зачем кому-то продавать курицу, несущую золотые яйца? 

Почему люди продают свой бизнес? Типичных причин несколько, и ничего хорошего для будущего покупателя большинство из них не несут.

  1. Нет времени/желания/сил заниматься. Это может произойти из-за того, что человек при открытии дела недооценил свои силы, в ходе работы у него возникли какие-то проблемы, или ему просто надоело этим заниматься.

  2. Нет желаемой прибыли. Нередко бывает такое, что прибыли нет вообще, или предприятие работает в минус, или прибыль есть, но она маленькая, и не растет.

  3. Срочно понадобились деньги. Бывает и такая ситуация: бизнес у человека идет нормально, ему нравится этим заниматься, но по какой-то причине возникла срочная потребность в деньгах. Именно такая ситуация является выгодной для покупателя.

  4. Бизнес изначально делался под продажу. Обычно таким занимаются более опытные предприниматели. Более распространенная схема для онлайн-проектов, чем для оффлайн-компаний.

  5. Тема «выгорела». Некоторые виды деятельности актуальны не всегда, и со временем могут терять спрос. Ушлый владелец может выставить компанию на продажу, когда спрос уже начал падать, или еще до начала падения (если предугадает такую ситуацию). Самый простой пример — аренда гироскутеров или вейп-магазины. Несколько лет назад эти темы были модными и имели спрос, но быстро переполнились предпринимателями. Да и клиенты, поначалу платившие за новизну — привыкли, и их количество уменьшилось.

Проблема в том, что продавец может соврать, когда покупатель спросит его о причинах продажи. Спрашивать об этом, конечно, стоит, но не нужно верить на слово.

Стоит ли покупать готовый бизнес

Если обобщить: большинству людей, которые этим интересуются — нет, не стоит. Главный вопрос, который должен всплывать у вас в голове, когда вы видите объявление о продаже выгодного бизнеса: зачем владелец продает такую успешную компанию?

Стоит ли покупать готовый бизнес? Всего пара сотен тысяч — и кот в мешке ваш! Что я понял, купив салон красоты

На Авито этого добра навалом!

Кто может рискнуть

Покупать готовое дело стоит, только если вы опытный предприниматель, который умеет очень глубоко проанализировать предложение, имеет деньги на его исправление-доработку, и имеет опыт именно в этой сфере деятельности.

В остальных случаях, и особенно если вы новичок в бизнесе — с большой вероятностью такая покупка принесет только проблемы.

Проблемы возможны по 2 причинам:

  • вы ошибетесь с оценкой компании, и купите разваливающееся дело;

  • вы купите налаженное дело, но сами его развалите (из-за отсутствия практического опыта).

Стоит ли открываться по франшизе

Это касается как «отдельного» бизнеса, так и покупки франшизы. Только если вы покупаете компанию — вы будете являться ее владельцем. Если вдруг дело не пойдет — фирму можно будет просто закрыть, или снизить темпы, или внести какие-то изменения.

А вот если вы начнете бизнес по франшизе, и что-то не заладится — вы не сможете просто так закончить работу. Все франчайзи (компании, которые покупают франшизу у какого-то бренда) подписывают договор, по которому они обязаны ежемесячно платить какую-то сумму, или делать закупку на какую-то сумму.

Личный опыт покупки готового бизнеса от главного редактора журнала (видео)

Когда-то давно я начал свой путь в бизнесе с покупки работающего салона красоты.

Я не буду заново пересказывать свою историю. Если вам интересно — посмотрите видео, там я все рассказал, как было (подпишитесь на мой канал на Youtube, кстати, если вам интересны истории о малом бизнесе и инвестициях).

Перейду сразу к некоторым выводам.

Как не надо делать, или что не учитывает бизнесмен-новичок (разбор типовых ошибок)

Во-первых, я подходил к покупке как к инвестиции.

Логика такая: вложил деньги в покупку, закрыл деньгами какие-то проблемы, а потом приезжаешь раз в месяц и забираешь дивиденды до конца жизни. Оказалось, так не работает. Малый бизнес — это не акции Газпрома, это покупка себе любимому рабочего места управляющего.

Если вы думаете, что профессионального управляющего можно посадить на зарплату, которую покроет дополнительная прибыль, которой он добьется своим профессионализмом — вы очень сильно ошибаетесь: как в части мотивации управляющего, его стоимости на рынке труда, так и в возможностях малого бизнеса генерировать достаточную выручку. В самом деле, хороший управляющий получает 3-10 тысяч долларов. Почему бы ему самому не купить готовый бизнес с одной зарплаты? Что вы можете ему дать помимо убытков и проблем?

Во-вторых, я переоценил свои возможности. Это типично.

У каждого начинающего бизнесмена планов громадье. А стоит получить бразды правления в свои руки, как отовсюду начинают сыпаться требования и счета. Счета, счета, счета. А сделать можно вовсе не так много, как казалось на старте. Деньги уходят в песок, начинаешь чувствовать себя беспомощным.

Кстати, моя специальность по диплому — Экономика и управление на предприятии. Так что если вы только что хмыкнули про себя «Ну я-то бы разобрался!» — подумайте еще раз и перечитайте абзац.

В-третьих, я обратил внимание на само предприятие, но не изучил конкурентов.

Только спустя месяц владения салоном я побродил по району и понял, что парикмахерская есть в каждом доме.

И последнее: НИКОГДА не покупайте убыточный бизнес.

Моя главная ошибка была в том, что я купил изначально убыточное предприятие, понадеявшись, что я просто-напросто умнее, и смогу вывести его в прибыль за счет денежных ресурсов и знаний в экономике. Прибыльные салоны продавались всего в два раза дороже, но, по крайней мере, не несли ежемесячного отрицательного денежного потока. Перечитайте выше: не стоит себя переоценивать. Хорошую вещь за 3 копейки не продадут.

P. S. Посмотрите видео, там больше полезных выводов.

Опубликовано 13 ноября, 2018 Обновлено 13 ноября, 2018 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Стоит ли покупать готовый бизнес? Всего пара сотен тысяч — и кот в мешке ваш! Что я понял, купив салон красоты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *