Интернет так прочно вошёл в нашу жизнь, что возможность получения дополнительных навыков и знаний онлайн уже никого не удивляет. Ведь это прекрасный способ сэкономить и время, и деньги. Иностранные языки также легко поддаются изучению по скайпу. И с каждым годом эта тенденция будет сохраняться. Поскольку совершенствоваться можно практически из любого уголка мира, был бы интернет!
В гостях у журнала Reconomica руководитель языковой онлайн-школы GLASHA. Екатерина Калашникова расскажет читателям историю создания своей школы, поделится множеством нюансов, которые следует учесть тем, кто захочет повторить опыт, а также поведает, как с нуля изучила английский язык в своей школе.
Содержание материала
Подарок судьбы
Меня зовут Екатерина Калашникова, я являюсь руководителем языковой онлайн-школы Glasha c 2012 года.
За 8 лет школа выросла до большой компании, имеющей в штате 75 учителей, преподающих на 13 языках. Количество студентов в 2020 году перевалила за отметку 500.
С чего всё началось
По первому образованию я учитель биологии.
У меня трое детей. Когда они начали изучать английский язык в обычной школе, я заметила, что качество преподавания оставляет желать лучшего. Мы часто ездили за границу, и в этих поездках мои дети не могли ответить даже на простые вопросы, которые задавали им сверстники из стран англосферы.
И вот по совету своего однокурсника, который двадцать лет назад закончил МГУ с красным дипломом и уехал в Канаду, я стала искать преподавателей — носителей языка для развития разговорных навыков.
Читайте также: Как получать 300 000 ₽ чистой прибыли в месяц? С франшизой языкового центра вложения могут окупиться за год.
Но стоимость урока с носителями в Москве привела меня в ужас и грозила разрушить наш семейный бюджет. Тогда мой однокурсник нашел нам преподавателя английского в своем Оттавском университете, который мог давать уроки по скайпу.
Начался 2012 год, доллар стоил 35 рублей, стоимость дистанционных уроков была вполне гуманной, скайп только что появился в обиходе, и это стало для нас подарком судьбы. Все дети у нас очень разные, каждому требовалась индивидуальная программа. Канадский преподаватель сумел подобрать правильный подход ко всем.
В данный момент мои дети знают по 2-3 языка и используют их абсолютно свободно, без всякого барьера.
Вскоре весть о новом способе обучения и волшебном учителе распространилась в среде моих друзей, затем, как круги по воде, информация пошла в массы. Через какое-то время все свободные слоты у первого преподавателя были заняты и он предложил своему коллеге вести уроки для студентов из России. Вскоре для занятий с русскими детьми за океаном выстроилась очередь из канадских преподавателей.
Удачный ход
Я понимала, что зная язык на уровне носителя, мои дети смогут быть востребованы в любой стране и в любой сфере деятельности. Постепенно к моим детям присоединялись дети коллег и друзей, их знакомые и одноклассники. В сентябре 2012 года появилась идея официально оформить компанию и сделать сайт. Название придумали в виде шутки, так как в то время я не воспринимала эту идею как что-то серьезное. Это был некий «клуб для друзей». Выбирали из двух вариантов: «Маша интернейшенел» и «Глаша консалтинг».
Смешное название оказалось удачным маркетинговым ходом, студенты запоминают это название и без труда находят в интернете наш сайт.
Дело моей жизни
Как оказалось в дальнейшем, это хобби или, как вначале шутили друзья, самозанятость, перешло в дело всей жизни.
В институте темой диплома у меня было исследование в области математического моделирования экосистем. В дальнейшем полученные знания пригодились мне в моделировании бизнес-системы нашей школы.
Отладка бизнес-систем
Вначале эта система была крайне нестабильной. Например, в сентябре появлялось много новых учеников, и надо было срочно искать для них новых преподавателей, которых приходилось тестировать и обучать в авральном режиме. Во время летних каникул, наоборот, наблюдался отток студентов и нужно было каким-то образом загрузить учителей, чтобы сохранить им полную ставку и достойную заработную плату. Однако в какой-то момент удалось зафиксировать баланс между учениками и учителями, который удается поддерживать и в настоящий момент.
Второй важной задачей оказалось найти такой же баланс между выручкой и приёмом новых сотрудников в штат администраторов. Первые два года я работала одна. Но, со временем я поняла, что уже не в состоянии обеспечивать нормальную работу и координацию такого количества учеников и учителей.
Однако как раз в это время, я только вышла в плюс и начала зарабатывать в скайп-школе какие-то деньги. До этого вся выручка уходила на рекламу, налоги и другие необходимые расходы. Пришлось пожертвовать своей зарплатой в пользу здоровья. Я пригласила в штат помощника и должна была гарантировать стабильную выплату заработной платы.
Пришлось оптимизировать принципы работы новой компании. В данный момент в штате работают 4 помощника руководителя, и доходы компании гарантируют им своевременную выплату заработной платы.
В дополнение к скайп-школе у нас успешно работает направление подготовки студентов к обучению в учебных заведениях стран англосферы, иммиграционное агентство, рекрутинговое агентство, поставляющее учителей в другие языковые школы, курс подготовки к job interview, бюро круглосуточных переводов и т. д.
Читайте также: Работа репетитором несложная, но нужны железная выдержка и бесконечное терпение. Реальный опыт девушки из Мариуполя.
Один из клиентов, которому мы помогли перебраться в Канаду, оставил мне в управление свой офлайн-магазин нижнего белья. Таким образом, у меня появилась возможность сравнить принципы работы реального бизнеса и бизнеса онлайн.
Опыт, приобретенный в этих сферах, позволил мне создать обучающие курсы и стать тренером в онлайн-школе «БИЗНЕС ИНСАЙТ», сейчас я провожу там вебинары на темы «Работа с возражениями клиентов», «Каналы продвижения онлайн-курсов», «Принципы формирования личного бренда» и т. д., и участвую в обучающих конференциях как приглашенный спикер. Я также написала и издала книгу «История скайп-школы GLASHA», в которой рассказала свою историю.
Мне повезло
Я считаю, что мне сразу повезло с партнёром, который помог воплотить идею в реальность, это мой однокурсник, Евгений Тайлашев, ныне профессор Оттавского университета.
Мне очень повезло с командой учителей, которые являются профессионалами высокого уровня и смогли создать качественные авторские курсы, помогающие студентам эффективно овладевать английским и другими языками на уровне носителя.
Невероятно повезло с командой ассистентов, программистов, менеджеров, занимающихся подбором и обучением учителей.
Мы постоянно тестируем новые идеи, направления, программы и применяем новые методики онлайн-обучения, платформы и площадки для проведения уроков, проводим геймификацию наших курсов, словом, прилагаем значительные усилия для того, находиться в авангарде онлайн-образования. В прошлом году скайп-школа Glasha попала в топ 10 онлайн-школ английского языка в России.
Также мне повезло с тем, что на всем протяжении предпринимательской деятельности меня поддерживала моя семья: муж и дети, которые безропотно были подопытными для всех наших образовательных экспериментов. Они брали по 10 уроков с каждым новым учителем и давали мне обратную связь как пользователи, помогали отвечать на почту и заявки от новых студентов.
Мой старший сын с помощью скайп-школы в совершенстве выучил французский и английский, и сейчас уже помогает мне вести переписку с учебными заведениями Франции и Канады, ему 21 год. Старшая дочка, ей 20 лет, подтвердила свое знание английского сертификатом С 2 (это уровень носителя) и уже преподаёт этот язык. Младшая дочка, ей сейчас 16 лет, с 9 лет занимается испанским и английским, а в этом году добавила изучение немецкого. Так что есть стимул продолжать работать и находить всё новых учителей, добавлять в программу обучения в нашей школе новые языки.
Читайте также: Можно ли выучить иностранный язык по Skype? Рассказ молодого репетитора.
Трудности были, но мы справились
Опыта в бизнесе не было никакого, всё познавалось путем проб и ошибок, всю информацию я искала в интернете.
Основная трудность была в том, что в сутках 24 часа. Я испытываю постоянную нехватку времени для реализации всех своих идей.
К счастью, онлайн-бизнес в 2012 году удалось начать практически без вложений.
Я купила домен, хостинг, и Евгений, мой однокурсник и партнёр, зарегистрировал фирму в Канаде. На это у нас ушло совместно 400 долларов. Далее мы стали давать рекламу в ЖЖ. Это была популярная рекламная площадка в 2012 году. Каждое объявление стоило 3 000 рублей и приводило около 3 студентов, некоторые из них занимаются по сей день. Очень хорошо работало сарафанное радио. Студентам очень нравилось заниматься у нас, и они приводили своих друзей, коллег, родственников.
После кризиса и роста доллара, мы потеряли почти половину студентов из России, из ста человек в 2014 году осталось меньше 50. После этого мы вложили все заработанные деньги, около 3 000 долларов, в рекламу в русскоязычных группах ФБ за рубежом.
Хорошо, что около 15 миллионов русскоязычных проживают сейчас в почти 200 странах мира, и в каждой стране нам удалось найти сообщество для размещения рекламы.
Этот ход помог нам выйти на международный рынок и сейчас в нашей скайп-школе обучаются студенты из 26 стран мира. Наши расценки и сервис очень нравятся клиентам из еврозоны, и они с удовольствием рекомендуют нас своим иноязычным друзьям и знакомым.
В данный момент у нас нет менеджеров по продажам, и мы практически не даём рекламу, потому что придерживаемся модели медленно растущей компании. Этот подход позволяет нам сохранять баланс и постепенно загружать новых учителей и максимально индивидуально подходить к запросам студентов.
В настоящее время мы обрабатываем 1-2 заявки в день и принимаем на работу 1-2 новых учителей в месяц, таким образом, гармонично распределяем учеников и учителей и создаем комфортное для них расписание.
Читайте также: Как выучить иностранный язык бесплатно и хорошо (Проверено — работает!).
Дальнейшее развитие бизнеса
Скайп-школа GLASHA имеет только одно юридическое лицо, зарегистрированное в Канаде. Это позволяет без проблем выплачивать зарплату учителям и принимать оплату от студентов из разных стран, включая Россию, используя систему PаyPal.
Я пробовала открыть ООО и ИП в России, но учитывая нашу специфику, а именно трудности с трудоустройством иностранных учителей, сложности с приемом оплаты в валюте из-за рубежа, проблемами в лицензировании образовательной деятельности, это начинание оказалось нецелесообразным.
В Канаде очень прозрачная и простая система оплаты налогов, выплаты з/п и получение платежей из разных стран. Бизнес-плана у нас не было и до сих пор нет.
Наша команда и преподаватели
У нас в команде два собственника бизнеса, они же руководители школы, это я и Евгений Тайлашев. 4 ассистента руководителя, которые работают посменно и круглосуточно без выходных. Они принимают новые заявки по скайпу и почте и обеспечивают коммуникацию и непрерывность учебного процесса. Таким образом, преподаватели и студенты всегда могут получить любую информационную и техническую поддержку от школы.
Так же в штате есть контент-менеджер, который отвечает за продвижение в соцсетях. И программист, который обеспечивает работу сайта и базы школы.
Читайте также: Как я начала зарабатывать не меньше 750 евро в месяц, занимаясь преподаванием языков через интернет и скайп.
Очень важным членом команды является HP-менеджер, это Жаклин Смит, которая подбирает, тестирует, обучает учителей и обеспечивает всё юридическое сопровождение (контракты и т. д.). Она находится в Канаде, как и Тайлашев. Все административные сотрудники компании работают дистанционно из своих стран (Канада, Россия, Украина, Белоруссия и т. д).
Команда набиралась постепенно по мере роста компании. Все сотрудники работают официально по законодательству Канады. Юридический адрес офиса находится в Канаде, в доме у Тайлашева.
Процесс отбора преподавателей достаточно сложный. Первую десятку я знаю лично, это коллеги Тайлашева по университету. Остальные приходят из разных источников. Кого-то рекомендуют наши штатные учителя, кого-то мы ищем по объявлениям в LinkedIn и на аналогичных сайтах, кого-то заказываем через рекрутинговые агентства.
- После отсмотра резюме, если всё нас устраивает, мы делаем интервью, на котором просим учителя рассказать о себе, о своем опыте и показать фрагмент урока.
- Если интервью нас устраивает, то мы приглашаем на уроки несколько волонтёров из числа наших студентов. Мы даём им 5 бесплатных уроков в обмен на заполнение отчётов об уроках.
- В отчёте около 20 вопросов, начинаются они с того, вовремя ли учитель вышел на связь, какие материалы использовал, давал ли обратную связь и т. д. Учителю мы эти уроки оплачиваем как обычные.
- Если тестовая программа пройдена им успешно, то есть он все пять уроков провёл хорошо, а это мнение должно быть основано на отзывах минимум 2 учеников разного уровня, то есть вовремя выходил на связь и уроки были полезными и интересными, то мы предварительно берём его в штат и проводим обучение на наших материалах и платформе off2class.
- Если же ученики оставили негативные отзывы, то мы не продолжаем сотрудничество с таким преподавателем, даже при наличии у него сертификатов и всяческих регалий.
Чтобы обучать по скайпу, у преподавателя должен быть быстрый интернет, микрофон и хорошая камера. Материалы и доступ к платформам для преподавания мы предоставляем ему бесплатно.
В школе обучаем 13 языкам
В данный момент мы можем предложить студентам уроки на 13 языках.
- На первом месте с огромным отрывом идёт английский язык.
- Второе место делят французский, немецкий, испанский, итальянский, китайский.
- На третьем месте неожиданно расположился русский язык. Его учит второе и третье поколение детей эмигрантов.
- И после идут более редкие языки, такие как голландский, арабский, чешский, греческий, японский, турецкий.
В случае необходимости мы оперативно можем найти в своих рядах учителей фарси и украинского, болгарского и норвежского, иврита и хинди, и любых других по запросу. Преподавательская база у нас довольно обширная.
Клиенты приходят в основном после публикаций в соцсетях.
- Наши основные студенты это дети от 7 до 17 лет, то есть клиентами являются их родители.
- Вторая группа — это мужчины и женщины от 25 до 35 лет, которые работают в международных компаниях или хотели бы в них работать.
Это люди с высшим образованием и достатком выше среднего.
Костяк наших студентов составляют люди, которые занимаются у нас 7 лет и более, со временем они приводят к нам своих детей. Что, конечно, не может не радовать.
Как проходит урок
Потенциальный студент получает сначала бесплатный тестовый 30 минутный урок.
На протяжении этого урока преподаватель определяет его примерный уровень и подбирает программу обучения.
Студент, в свою очередь составляет своё впечатление о преподавателе и принимает решение, продолжать ли с ним уроки на постоянной основе. Иногда мы предлагаем тестовые уроки с двумя преподавателями, и студент может выбрать, кто ему больше понравился.
Мы предлагаем уроки длительностью 30, 45 и 60 минут, в зависимости от желания и возможностей студента.
Наша формула успеха состоит из качественных материалов, эффективных современных методик, разработанных в странах англосферы, команды профессиональных, харизматичных преподавателей, учёта индивидуальных особенностей студента, подбора гибкого графика и круглосуточной поддержки.
Отличия от конкурентов
В данный момент на рынок выходят много сильных языковых онлайн-школ с большими бюджетами, поэтому конкурировать с ними нелегко. Мы стараемся следить за их успехами и какие-то новые идеи реализовать нашими скромными средствами.
Мы стараемся обеспечить высокое качество обучения с погружением в языковую среду.
Например, наши учителя «ходят» со студентами в реальный магазин в Канаде или Испании и просят их «купить» продукты, разыгрывают сценки в кафе или парикмахерской, «заказывают» термин у врача.
Заказчики выбирают нас в основном за клиентоориентированность и индивидуальный подход. У нас есть программа для возрастных участников, для дислектиков, билингв, журналистов, программистов, фрилансеров, медиков, маркетологов, бизнесменов и т. д.
У нас практически не бывает сезонных простоев. Ведь у нас занимаются студенты из разных стран, у которых каникулы и отпуска в разное время. Например, 20 процентов студентов из Израиля, которые празднуют Новый год осенью, около 20 процентов студентов из Европы и США, где летние каникулы не такие длинные, как в России. Кроме этого, многие студенты занимаются и в летние каникулы, так как скайп позволяет проводить уроки из любого места, хоть из бабушкиной деревни, хоть с дорогого курорта.
Финансовая сторона
Компания приносит доход, но мы всю прибыль стараемся вложить в развитие, продвижение и рекламу.
Моя з/п как руководителя составляет от 60 000 до 80 000 руб.
Однако, я инвестирую эти средства в новые программы, например, недавно мы приобрели права на использование канадской платформы для занятий off2class, теперь наши уроки соответствуют всем стандартам обучения в западных учебных заведениях.
Мы спонсируем участие наших преподавателей в профессиональных конференциях и мастер-классах и прохождение ими курсов повышения квалификации и т. д.
Мы вышли на прибыль практически сразу в первый год открытия школы.
Разные виды продвижения
Мы пробовали разные виды рекламы, а именно:
- Платное продвижение в ЖЖ, ФБ, ВК, Инстаграм, канал на Ютюб.
- Таргетная реклама в соц., сетях, Яндекс Директ.
- Участие в выставках, например, «Образование и карьера», «Образование за рубежом» и конференциях.
- Публикации в СМИ и на радио через сервис журналистских запросов Pressfeed.
- Выездные презентации в детских клубах, школах, образовательных центрах.
- Участие в партнёрских программах, например, подарки наших сертификатов на различных ивентах дружественных компаний.
- Наружная реклама на авто.
- Партнёрская реклама на других сайтах.
- Заказная реклама у известных блогеров.
- Продвижение с помощью личного бренда (выпуск книги, нетворкинг в профессиональных сообществах, например, Хабрахар).
- Проводили разные конкурсы, вебинары, марафоны, консультации.
Самая действенная реклама для нас — это заказные посты у известных блогеров и сарафанное радио. Траты на рекламу составляют примерно 1 000 долларов в месяц.
Особенности компании как бизнеса
Мы компания, основанная на модели дружеского общения с клиентами, позиционируем себя как некий клуб по интересам. Основная наша цель помочь студентам изменить свою жизнь и жизнь своих детей к лучшему, дать им инструмент для построения своей карьеры и конкурентное преимущество перед другими, путём освоения иностранных языков с носителями на уровне носителей.
Не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. А мы стараемся вынести опыт из всех наших неудач.
Тонкости в работе
Тонкостей в нашей работе довольно много. Приходиться учитывать менталитет, религиозные взгляды, часовые пояса учителей и студентов для составления расписания, помнить календарь праздников в разных странах.
Например, учитель арабского не работает в пятницу, ученики из Израиля не берут уроков в субботу, американцы не учатся в воскресенье до церковной службы. В Китае Новый год отмечают в феврале, в Иране в апреле, в Израиле в сентябре. Переход времени осуществляется два раза в год в странах Европы и Северной Америки.
В марте 2019 года все страны-члены ЕС последний раз перешли на летнее время, а к октябрю 2020 года каждое государство Евросоюза должно будет самостоятельно принять решение о том, останется ли оно в летнем времени или перейдет на зимнее.
Похоже, это нововведение добавит нам головной боли. К сожалению, не всегда даже сайты точного времени успевают внести обновления в свои программы. Мы столкнулись с этим в 2016 году, когда Астраханская и Саратовская области России, а также Ульяновск, Забайкальский край и Сахалин изменили время на час, в 2017 году к ним присоединилась Волгоградская область.
Кроме этого, за годы работы мы узнали, что есть страны, где разница с Москвой кратна не часу, а получасу, это Индия +2,5 и Иран +1.5. А куда только не забрасывает судьба наших учителей и учеников!
Мальчики из мусульманских стран предпочитают заниматься с преподавателями-мужчинами, девочки берут уроки только с женщинами. И таких тонкостей — миллион!
Учитываем, чтобы студентам и преподавателям было комфортно друг с другом. Бывают случаи, когда мы вынуждены отказать клиентам, так как они недостаточно вежливо себя ведут или недостаточно прилежно относятся к урокам. Мы объясняем, что на скайп уроки, так же как и на обычные, недопустимо выходить в пижаме. Недопустимо обедать во время урока, курить или заниматься параллельно другими делами. А бывает всякое.
Достоинства и недостатки онлайн-бизнеса
Недостатками онлайн-бизнеса являются сбои в работе сети Интернет, а также необходимость осваивать специальные программы, такие как скайп или Zoom.
Некоторые студенты, особенно юные, нуждаются в помощи взрослых.
В качестве достоинств можно отметить: гибкий график, возможность выбрать лучшего преподавателя по всему миру, экономия времени на дорогу, экономия денег на аренде офиса, возможность для обучения использовать геймификацию и современные платформы, возможность делать запись уроков для повторения материала.
Наши планы
Мы придерживаемся модели медленно растущей компании и наша цель — удержать наших клиентов как можно дольше, предлагая им все новые и новые сервисы из нашей линейки. Например, детям, изучающим английский, в дальнейшем предлагаются для изучения другие языки, школьникам, оканчивающим обучение — программа для поступления в учебные заведения за рубежом, выпускникам ВУЗов предлагаем помощь в трудоустройстве в международные компании, их детям, родившимся на протяжении обучения, в свою очередь, помощь в изучении языков с 6-7 лет и т. д.
Таким образом, мы становимся частью жизни наших студентов, и их удержание гораздо комфортнее и выгоднее для нас, чем привлечение новых.
За онлайн-бизнесом — будущее
Безусловно, бизнес онлайн намного выгоднее и удобнее, за ним будущее. Сегмент дистанционного образования будет расширяться год от года. Желающим начать предпринимательскую деятельность, я от всей души хотела бы пожелать успеха. Чем больше таких школ открывается, тем интереснее наблюдать за их развитием и держаться в тонусе, придумывая новые планы и идеи. Тем интереснее организовывать совместные партнёрские программы и ивенты.
Жизнь предпринимателя нелегка, но интересна, и свободу, которую даёт самостоятельная деятельность, невозможно променять потом на стабильность «офисного рабства».
Я могу сказать вам только Welcome aboard!
Повод для гордости
Вот уже 7 лет я учу английский язык в своей скайп-школе вместе со своими детьми. Я начала учить этот язык в 38 лет с абсолютного нуля и горжусь тем, что сейчас могу свободно вести переговоры со своими партнёрами и общаться с ними на любые темы.
Кроме этого я поддерживаю в хорошей форме свой университетский немецкий с носителем и надеюсь, что в случае необходимости без проблем смогу перейти в общении на этот язык. Я занимаюсь ивритом как хобби и немного знаю испанский, так как мне доставляют удовольствие нерегулярные уроки с нашим Франом, учителем моей дочери, который стал нашим лучшим другом. Мы были у него в Испании уже бессчетное количество раз. Он гостеприимно приглашает всех своих учеников к себе домой, в Испанию, и они уже все там перебывали.
Я хочу заметить, что наши преподаватели часто бывают в России, и мы регулярно устраиваем дружеские встречи в реале, а наши ученики в свою очередь постоянно ездят в гости к своим учителям.
P.S. Тем, кто хочет улучшить свой иностранный язык до уровня носителя, предлагаю посетить наш сайт. А в наших соцсетях Фейсбук, Инстаграм, группа ВКонтакте вас ждёт нужная и полезная информация, присоединяйтесь!
Опубликовано 11 февраля, 2020 Обновлено 11 февраля, 2020 Пользователем Елена Карот