Сколько можно зарабатывать на изготовлении шарнирных кукол. Реальная история из жизни мастера

Шарнирные куклы — настоящее произведение искусства, ведь создание такой красоты подразумевает кропотливый труд мастера и вложение огромного количества времени. Соответственно, стоимость одной куклы будет очень высокой, ведь это эксклюзивное изделие ручной работы.

Сегодня гость журнала Reconomica Пучкина Юлия, член Союза художников декоративно-прикладного искусства России, член Объединения кукольников Санкт-Петербурга, расскажет читателям о том, как она начала создавать авторские куклы, где обучалась этому ремеслу, с какими трудностями пришлось столкнуться, а также сколько можно заработать на изготовлении шарнирных кукол.

Предыстория: почему я решила создавать шарнирные куклы

Здравствуйте. Меня зовут Пучкина Юлия. Созданием авторских кукол я начала заниматься с 2010 г., с тех пор создаю только кукол — это моя единственная и основная работа.

В 2009 г. я впервые, еще как зритель, попала на крупную выставку авторских кукол. В восторге и под огромным впечатлением от увиденного накупила учебные пособия и материалы для лепки. Буквально в тот же вечер слепила свою первую кукольную головку и маленькие ручки. Но многое оставалось непонятным, поэтому решила записаться на специальные курсы, где и создала свою первую куклу. Впоследствии училась сама по книгам, учебным пособиям, через интернет и на собственном опыте.

Первыми моими работами были статичные или полуподвижные интерьерные куклы на каркасе из полимерной глины. Но мне всегда хотелось создать полностью подвижную куклу с человеческой пластикой, чтобы ей можно было не только любоваться, но и «играть»: одевать ее, менять позы, придумывать новые образы.

Постепенно я открыла для себя новое направление — шарнирная кукла. И опять пришлось изучать все с самых азов, в процессе обучения испортила несколько работ, пока не овладела этим непростым ремеслом. Если бы я окончила специальные курсы, можно было этот путь значительно сократить. Но мне хотелось выработать свой стиль, самой разобраться в конструкции этих кукол.

До сих пор я в постоянном поиске и стремлении к совершенству. Последние 4 года работаю только с фарфором. Это удивительный материал: прочный, красивый и долговечный, он светится изнутри, как человеческая кожа, но работа с ним требует терпения и знания технологии.

Пучкина Юлия

Фарфоровые куклы отличаются особым благородством, красотой, обладают коллекционной ценностью, как и антикварные фарфоровые изделия.

Читайте также: Мои куклы всегда будут приносить мне достойный доход! Рассказ москвички о своем творчестве и куклах стоимостью до 10 тыс. рублей.

Процесс создания кукол

Я создаю свои куклы сама, полностью вручную от начала и до конца. У меня был опыт работы в реставрационной мастерской, поэтому приобретенные там навыки очень помогли в работе с шарнирными куклами. Также сама шью одежду, делаю обувь и парики для кукол.

Один раз у меня был приятный опыт сотрудничества с дизайнером-модельером, но это была разовая акция. Я тогда не успевала одеть своих кукол к выставке и вынуждена была обратиться за помощью. Несмотря на то, что я довольно придирчивый человек, результат очень порадовал, хотя некоторые детали все равно исправила на свой вкус.

Создание шарнирной куклы — это очень длительный и кропотливый процесс, который проходит в несколько этапов. Сначала леплю из специального пластика (или профессионального супертвердого пластилина) так называемую мастер-модель — прообраз будущей куклы. Затем с каждой части этой модели снимается гипсовая форма под отливку. Таких форм для одной куклы у меня получается от 11 до 15.  После этого приступаю к следующему этапу — отливке из жидкого фарфора шликера. Его тоже готовлю сама: развожу брикет фарфора дистиллированной водой до состояния кефира. При необходимости и в соответствии с задумкой окрашиваю этот «кефир» цветными пигментами.

Отлитые детали дорабатываются, сушатся, шлифуются и отправляются в муфельную печь. Предстоит первый«утильный» обжиг при t 950 °C . Затем необходима повторная тщательная шлифовка всех деталей, подгонка шарниров и технологических отверстий. Только после всех этих этапов наступает завершающий высокий обжиг при t 1250 °C, когда материал становится настоящим фарфором — водонепроницаемым, полупрозрачным, прочным, красивым и долговечным.

Но все равно это еще не кукла! Дальше нас ждет один из самых интересных этапов — роспись специальными высокотемпературными красками (порошковыми пигментами). Такие краски накладываются на фарфор слоями, каждый слой требует закрепления, т.е. обжига в муфельной печи при t 750 — 800 °C. Таких обжигов может быть от 4 до 10. Но и это еще не все. Когда все детали расписаны, их следует проклеить тончайшей кожей для лучшего прилегания друг к другу, только после этого собрать и натянуть на эластичный жгут. А вот теперь можно наконец-то отдаться творческому процессу создания будущего образа куклы: сделать наряд, прическу, аксессуары. Этот завершающий этап не менее важен в кукле, чем все предыдущие.

Заготовки

Мои самые любимые этапы в создании куклы — это лепка и роспись.

Читайте также: Как заработать от 0 до 5000 руб. в неделю, или почему я не советую шить куклы на продажу. Реальная история в цифрах.

Когда работа — это творчество

На создание одной куклы в среднем уходит 250-300 часов. Работаю я в разное время суток, но стараюсь следовать графику и не вести ночной образ жизни, хотя такой соблазн всегда есть. Но я заметила, что недосыпы очень плохо сказываются на качестве моей работы, теперь стараюсь не засиживаться ночами. Я работаю медленно и кропотливо, процесс создания фарфоровой шарнирной куклы занимает около 2-3 месяцев. Также в работе с фарфором неизбежен брак, т.к. процессы, происходящие при обжиге в печи, не всегда можно контролировать. Иногда приходится переделывать детали, когда уже почти вся кукла готова. В итоге за год я создаю не больше 5 кукол.

Когда я придумываю только модель будущей куклы, то полностью отдаюсь творческому потоку, ничем себя не ограничиваю, если только размером и пропорциями. Когда же речь идет о создании образа готовой куклы, то иногда обращаюсь к различным источникам, которые могут вдохновить и натолкнуть на какую-то идею, это книги, фильмы, легенды и мифы, музыка, театр и другие. Вдохновить может и какой-то яркий исторический персонаж, образ в искусстве, который все равно трансформируется и воплощается уже в иной ипостаси в моей кукле.

У меня, пожалуй, нет любимой куклы, все они мне дороги, хотя какая-то меньше, какая-то больше. Куклы для меня — это почти живые существа со своей душой и характером. Каждую новую девочку сажаю на полочку и какое-то время оцениваю ее и любуюсь.

В процессе работы

Когда появляется новая работа, предыдущая мне уже не кажется такой интересной, я убираю ее в коробку или с радостью отпускаю в новый дом, если появился покупатель.

Больше всего запомнилась работа над куклой по образу великой княжны Марии Романовой. Заказчик не ограничивал меня в выборе костюма для куклы, просил только воплотить сам образ и передать некоторое сходство с княжной. Это период начала ХХ века, стиль модерн, который мне интересен и близок, царская семья, наша история, поэтому работать было очень интересно. Образ Марии Романовой в кукле приглянулся многим, его иногда просят повторить. Но я стараюсь, чтобы повторы все же отличались друг от друга, чтобы каждая кукла была уникальной.

Читать также: Как заработать на старых Барби: мой личный опыт и куча секретиков.

Мои первые заказы

Так как первая моя кукла была портретной — это поэт Серебряного века Зинаида Гиппиус, то и первые заказы были на портретных кукол. Цены на эти заказы я озвучивала смешные, они лишь окупали материалы, но не время и усилия. Тогда я была еще не уверена в себе как в мастере и радовалась даже такому спросу.

Я довольно быстро поняла, что просто куклы-портреты родственников заказчиков мне делать неинтересно, это никак меня не развивает как мастера. Хотя заказы на портретную куклу какой-то яркой исторической личности, которая олицетворяет собой целую эпоху или культурный пласт, иногда воплощаю и сейчас.

Первую свою куклу храню как талисман у себя дома и не продаю. Вторая была представлена на выставке в Сыктывкаре, получила приз зрительских симпатий и была успешно продана. Я вдохновилась этой удачей и следующие работы предложила на реализацию крупной художественной галерее. Даже не знаю о том, кто был моим первым покупателем, т.к. галерея выступает посредником и не разглашает имен клиентов. Но раз им понравились мои куклы до такой степени, что они захотели поселить их у себя дома, логично предположить, что это в чем-то близкие мне по духу люди. Постепенно я стала делать только шарнирных кукол.

Моя работа

Меня до сих пор увлекает процесс создания кукол.

Читайте также: Как начать зарабатывать с помощью хенд-мейда. Организация практических мастер-классов.

Покупатели сами находят меня

Заказчики и покупатели находят меня сами через Ярмарку Мастеров, реже — через социальные сети, такие как: Facebook, ВКонтакте, Instagram. Конечно, нужно грамотно и регулярно вести свои странички в социальных сетях, но у меня очень мало времени на это, поэтому обновляю информацию там довольно редко, иногда с опозданием в несколько месяцев.

А вот за витриной-магазином на Ярмарке Мастеров слежу регулярно. Я веду его уже почти 10 лет, это основная моя торговая и презентационная площадка. Хотя сейчас на ЯМ становится гораздо труднее заявить о себе, ведь конкуренция большая, работа может затеряться в сотнях и тысячах других, поэтому покупатель ее может просто не найти.

Наверно, в такой ситуации нужно нанимать грамотного маркетолога, который будет заниматься раскруткой аккаунтов, рекламой и продвижением. Мне же хочется больше времени уделять любимой работе, куклам, творчеству и своей семье, чем тратить время на маркетинг. Времени не хватает на заполнение всех площадок, поэтому пока отказалась и от своего сайта, возможно, он появится в будущем.

Я знаю далеко не всех своих заказчиков, весь процесс продажи происходит через интернет, посредством переписки. Когда делала портретных кукол, их часто заказывали в подарок близкому человеку. Шарнирных кукол чаще покупают для себя, в собственную коллекцию, многие заказчики возвращаются. С некоторыми покупателями я познакомилась лично.

Читайте также: Можно ли заработать на хобби. Откровенные записки мамы-рукодельницы.

Доход зависит от заказов

До недавнего времени все куклы находили своих ценителей и покупателей. Но сейчас, мне кажется, спрос на куклы немного упал. Надеюсь, это временное явление, ведь куклы из фарфора — уникальные произведения искусства, а авторских шарнирных кукол из фарфора не так уж и много. Считаю, что в создании кукол, а особенно штучных авторских, речь о бизнесе не идет — это любимое дело, которым ты живешь, которое тебя кормит, это очень интересная профессия. Но это не бизнес, т.к. здесь нет постоянного стабильного дохода и его постоянного прироста.

Что касается вопроса стоимости заказов, то цена сильно варьируется в зависимости от куклы, ее сложности размера, комплектации, поэтому конечная стоимость может быть от 30 до 200 тыс. руб. По этой причине ежемесячную прибыль посчитать довольно трудно.

Я могу сделать пару маленьких недорогих кукол за 30 тыс., потом исполнить заказ на дорогую куклу. В среднем, получается заработать около 40-50 тыс. в месяц, но я никогда не вела жесткий учет прихода и расхода (а расход — это и материалы, и электричество, и инструменты, и оборудование, и его обновление). Творческому человеку очень трудно быть одновременно и художником, и бухгалтером — это очень приземляет, отвлекает и мешает развиваться. Я работаю каждый день, иногда без выходных, или с одном выходным. Стараюсь на отпуск тратить не больше одной-двух недель.

Красивая кукла

С приходом кукол в мою жизнь мне стало скучно отдыхать долго, через неделю начинаю скучать по работе.

Большие планы на будущее

На данный момент я создаю только кукол, но в будущем планирую заняться преподаванием. Сейчас периодически провожу индивидуальные консультации и мастер-классы. В планах записать видео-уроки, проводить онлайн конференции и очные курсы по шарнирной кукле. Также у меня в давних планах сделать более простую и доступную линейку кукол из полиуретана. Это материал не требует обжига, он более простой в работе, его часто используют для создания игровых кукол (не коллекционных), которые доступнее фарфоровых по цене и не требуют такого трепетного и бережного отношения. Но это так, в качестве эксперимента. Очень трудно отказаться от любимого фарфора и перейти на обычный пластик.

Тонкости изготовления шарнирных кукол

Человек, который будет впервые создавать свою шарнирную куклу, должен уметь многое. В первую очередь, вы должны представлять себе какая кукла будет у вас в итоге, сделать эскиз. Необходимы знания пластической анатомии человека, навыки скульптора, художника, декоратора, дизайнера-модельера. Но с другой стороны, в процессе работы можно научиться, многие навыки приходят с опытом. Вообще, сейчас множество курсов, мастер-классов, обучающих видео в интернете. 10 лет назад информации было гораздо меньше, приходилось учиться методом проб и шибок. Это полезно, но очень затратно по времени. Гораздо быстрее учиться, получая информацию от опытного мастера.

Я бы не рекомендовала новичкам сразу начинать с фарфора, т.к. материал непростой, требует специального оборудования и знаний. Лучше попробовать свои силы и набить руку на искусственном аналоге – Flumo. Это жидкий материал, который не требует обжига в муфельной печи, а просто затвердевает на воздухе. Принцип работы с ним похож на работу с фарфором, только проще и быстрее. Конечно этот материал уступает настоящему фарфору в прочности и красоте, но для начинающих это может быть отличным выходом, чтобы не тратиться сразу на дорогое оборудование, инструменты и материалы.

Стоимость литровой упаковки Флюмо около 2 тыс. руб. Этой банки хватит примерно на отливку 2-3 кукол. Можно вообще обойтись без отливки и сразу слепить свою куклу из самоотвердевающих или запекаемых пластиков. Это будет уникальная работа в единственном экземпляре. При желании, при удачном ее исполнении, вы сможете снять с нее гипсовые формы и отлить небольшой тираж из фарфора.

Кукла

Совсем не обязательно приобретать стазу дорогостоящее оборудование, ведь важно убедиться в том, что это направление действительно вам подходит.

Кроме того, необязательно сразу покупать дорогую печь. Для начала, чтобы почувствовать материал, решить, ваше это или нет, можно отвозить детали на обжиг в какую-нибудь керамическую студию, где есть муфельные печи. Я тоже так делала некоторое время. Но уже для профессиональной работы, конечно, лучше иметь собственную печь и рабочее место — это удобно и дает большую свободу в творчестве.

Новичкам на заметку

Сейчас очень многие пробуют себя в этом виде искусства, многие начинающие копируют более успешных авторов, поэтому на выставках много похожих друг на друга кукол. Но коллекционеры стали более требовательными и избирательными, покупают что-то явно оригинальное, необычное, именно авторское, или же идут по проторенному пути — приобретают куклы уже известных и раскрученных художников, которые гарантированно имеют коллекционную ценность и отличное качество.

Если вы просто хотите попробовать делать шарнирных кукол, то никаких особых вложений не потребуется, кроме затрат на материалы. Для начала можно сделать куклу из специального пластика (La Doll, Living Doll или Fimo и т.п.), который продается в любом художественном магазине.

Если же вы планируете создавать именно фарфоровых кукол, вот тогда уже придется потратиться на соответствующее оборудование. В первую очередь, это муфельная печь, которая выдерживает температуру до 1300 градусов. Качественная печь (производство Германия) стоит около 130-150 тыс. Есть отечественные аналоги в два раза дешевле. Но я бы не экономила на печке в том случае, если вы планируете устанавливать ее у себя дома. Немецкие печи проверенные и безопасные. К муфелю необходимо приобрести специальное программирующее устройство за 20-40 тыс. руб. для того, чтобы температура в печи плавно поднималась и опускалась по специально установленному графику с остановками и за определенное время.

Процесс создания куклы

Процесс создания каждой куклы очень кропотливый, но эта работа приносит мне удовольствие и радость.

Обжиг лучше делать в специально отведённом месте с вентиляцией, т.к. во время обжига керамики и фарфора выделяются вредные газы и соединения, да и просто жарко от печи. Я арендую для таких работ мастерскую, одежду же и аксессуары создаю дома. Не лишним будет оборудовать мастерскую вытяжкой от пыли, которой при шлифовке образуется огромное количество.

Разумеется, вам понадобится сам фарфор. Сейчас есть довольно большой выбор различных масс: это и фарфор в порошке, и жидкий, и лепной в брикетах. Я использую все виды, хотя предпочитаю лепной фарфор, сама готовлю из него жидкую массу для отливки. Материалы обычно заказываю через интернет или же покупаю в специальных магазинах для керамитов в нашем городе.

И напоследок

Этот вид деятельности требует регулярной работы, терпения и усидчивости, желания постоянно обучаться. Если вы не готовы посвятить своему делу большую часть времени, то вам трудно будет преодолеть большую конкуренцию, добиться успеха и начать этим зарабатывать. Есть начинающие мастера, которые пытаются привлечь внимание к своим работам путем жёсткого демпинга — продают кукол практически по цене затрат на оборудование и материалы. Но качественная кукла из фарфора не может стоить дешево. Уважающий себя автор вкладывает массу труда и души в свою работу, тратит на каждую деталь огромное количество времени, сил, энергии; материалы и аксессуары для костюма подбирает долго и тщательно. И все это отражается на результате. А если все сделано на скорую руку — это отражается и в цене, и в самой работе при ее внимательном рассмотрении.

Поэтому новичку нужно делать куклу и безупречно качественно, и в то же время уникально по стилю, пластике, образу, задумке.  В этом случае есть все шансы добиться успеха и востребованности своих работ. Конечно, важно участие в крупных международных выставках кукол — это и реклама, и удобный способ заявить о себе, продемонстрировать свои творения широкой публике.

Если кто-то из читателей захочет ознакомиться с моими работами, найти меня можно в Instagram, на Ярмарке Мастеров и в социальной сети ВКонтакте. Напоследок хотелось бы пожелать успеха всем начинающим авторам на этом нелегком, но очень увлекательном пути!

Опубликовано 28 марта, 2019 Обновлено 13 апреля, 2023 Пользователем Маргарита Абдурахманова

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *