Если вы следите за жизнью журнала Reconomica, то вы, наверняка, читали статью о бизнесмене из Владивостока, который зарабатывает на фотографиях с игуаной. Но мы все-таки напомним. В своем первом интервью молодой человек рассказывал, как процветает его бизнес. Если подробнее, то за летний сезон, он зарабатывал порядка 100 000 рублей. Но это было в 2017 году.
До конца 2018 осталось всего ничего, и мы попросили нашего старого знакомого рассказать, как обстояли его дела в течение этого года. А дела, конечно, ухудшились. О причинах, подавляющих такой безобидный бизнес, читайте ниже.
Содержание материала
Я продолжаю историю моего бизнеса с игуаной
Меня зовут Дмитрий, мне 22 года, и каждое лето я занимаюсь сезонным бизнесом, который есть, пожалуй, в каждом городе, где есть море — я предлагаю людям фото с экзотическим животным . В моём случаем это две замечательные игуаны: одна зелёная, вторая красная. О моём бизнесе и о том, как дела обстояли летом 2017 года, я уже писал (моя первая статья), а сейчас я хочу рассказать о том, как дела обстоят в 2018 году.
Неприятные нововведения для мелких предпринимателей
Сначала я хочу объяснить, как устроена работа на набережной в моём городе Владивостоке. Главная набережная города принадлежит министерству обороны России, так как на ней есть порты и прочие пункты, важные для этого министерства. Однако, это не мешает чиновникам сдавать набережную в аренду. Арендатор, в свою очередь, сдаёт отдельные участки в субаренду.
Например, в 2017 году мы работали с игуанами на пятаке в 4-5 квадратных метров, за что платили 500 рублей в день, а если мы не выходили на работу (обычно это происходило из-за погодных условий), то денег с нас никто не требовал.
Арендатором в тот момент являлась компания, которая разорилась к концу контракта и не имела денег на его продление, после чего набережная ушла в аренду к мэрии города. В этот же момент в городе появился новый мэр (к слову, он уже подал в отставку), и, по всей видимости, его отношение к малому бизнесу было резко негативным.
Читайте также: Сезонный бизнес в Крыму. Можно ли заработать себе на жизнь за пару месяцев.
В мае информационные порталы Владивостока, которые, безусловно, контролируются администрацией города, стали писать о том, что летом количество торговых лотков на набережной сократится. В управлении градостроительства и архитектуры также комментируют, что прогулочная зона здесь будет расширена, а уличную торговлю организуют согласно новым правилам. К примеру, стойки с лакомствами и сувенирной продукцией будут расставлены не сплошным рядом вдоль улицы, а размещены «точечно и упорядоченно».» (цитирую https://novostivl.ru/msg/27119.htm).
Я не могу сказать, сколько торговых участков было на набережной летом 2017 года, но в мае этого года их было около 50% от прошлогоднего количества (что естественно, ибо многие начинают работу только в середине июня).
Естественно, за аренду никто не платил, так как никто не подходил и не говорил об этом. Тихая и спокойная жизнь на набережной продолжалась до конца мая.
Постепенно главная набережная города опустела
В первых числах июня по набережной стали ходить несколько взрослых мужчин с серьёзными лицами и, показывая всем своё удостоверение и представляясь «мэрией Владивостока», предлагали покинуть набережную и перестать заниматься незаконной деятельностью. К нам, на удивление, никто не подходил.
Люди, которые работали на набережной не первый год, предлагали представителям власти договориться. Речь не про взятки, просто бизнесмены хотели узаконить свою деятельность и платить налоги. Люди из администрации не соглашались и вызывали полицию, которая составляла протоколы на всех, кто не уходил.
К концу июня на набережной осталось несколько «стекляшек» с пивом и шашлыками, уличные музыканты, художники, мы и пожилой мужчина с обезьянкой. Я разговаривал с пожилым фотографом, который много лет работал на набережной с аниматорами в костюмах медведей, и он рассказал, что никто не трогает дедушку с обезьянкой и музыкантов из-за того, что «они представляют культурную ценность». По несколько часов в день работали ребята с аквагримом, продавцы сувениров и продавцы мороженого, а также парни с аттракционом виртуальной реальности. Но как только на набережную приходили люди из мэрии, все вышеперечисленные сворачивались и уходили.
Многие из жителей города, которые фотографировались с игуанами, задавали вопросы в стиле: «А где тут хотя бы мороженое купить, а то пусто везде?». Иногда я вкратце рассказывал о ситуации, что провоцировало нелестные комментарии в адрес администрации. Случались и совсем странные ситуации: по приказу мэрии было разрушено кафе (подробности в статье https://www.newsvl.ru/vlad/2018/06/18/171177/). Мы, в свою очередь, абсолютно бесплатно вели свой бизнес и считали, что нас беда обошла стороной, но так продолжалось лишь до июля.
Реформы коснулись и нас
В начале июля один из проверяющих подошёл к нам и попросил нас убрать табличку (надпись на табличке: «Фото с игуаной — 100 рублей»). Мы спросили, почему мы должны это делать, в ответ услышали претензию: «незаконная реклама». Табличку мы убрали, но стали думать, насколько отсутствие этой таблички повредит нашему доходу. На следующий день мы опять поставили нашу «незаконную рекламу» и каждый раз, когда мимо проходила проверка, эту самую рекламу мы убирали. Так продолжалось несколько недель, всё это напоминало какую-то детскую игру.
Читайте: Хотите заработать 50 000 рублей за лето? Это сможет любой деревенский парнишка.
В один из рабочих дней, когда к нам подошёл человек из администрации, я начал задавать ему вопросы касаемо нашей работы. Мне и моему напарнику, собственно, хотелось одного — чтобы нам не мешали работать.
Мы были готовы платить деньги в бюджет города за аренду места, лишь бы к нам никто не подходил, но в ответ услышали: «Вас вообще тут быть не должно, просто уберите табличку».
Тут можно долго рассуждать, что проблема в чиновниках, которые никогда ничего не создавали сами, оттого не совсем понимают, что такое бизнес и налоговая система, но не будем об этом.
У нас украли «незаконную рекламу»
В конце июля праздновался День Военно-морского Флота России (в нашем городе это главный праздник года, так как существенная часть населения так или иначе связана с морем). У нас был рекордный день, если говорить о заработке (почти 10 тысяч рублей за первые два часа работы), но не обошлось и без потерь. Из-за суматохи мы упустили нашу табличку из вида, которая была украдена. Было чувство, что это всё неправда, взрослые мужики подбежали и украли нашу рекламу. На следующий день мы вышли на работу с новой табличкой (умные дяденьки не знали, что у нас их две), чем удивили самого активного из проверяющих. Когда он подошёл к нам, мы стали спрашивать, зачем они воруют наши вещи, в ответ услышали только шутки и требование убрать новую табличку.
В один из дней я ехал с другом на работу на такси, и мы обсуждали всю эту ситуацию, а таксист, мужчина в возрасте, стал возмущаться и ругать администрацию города.
Мы, по его словам, «делали живые деньги, приходи, бери эти 500 рублей и трать их на благо города: строй детские площадки, но нет, им надо всё запретить». Говорил он ровно то же, что и все бизнесмены, которых выгнали с набережной.
Малый бизнес не сломить
В начале августа на набережной стали появляться ларьки с мороженым, продавцы сувениров и прочие завсегдатаи любого курортного города. Сначала они выходили на работу после 6 часов вечера (в это время проверок уже не было), но администрация наняла трёх охранников, которые подходили к продавцам и в хамской форме их выгоняли. В случае, если дара убеждения не хватало, они вызывали полицию. Постепенно продавцы стали появляться на набережной с утра, так как в августе самый большой поток туристов, который помог бы им платить ежедневные штрафы. Тогда мэрия решила взяться и за нас.
Также читайте: Выход из тени. Как стать индивидуальным предпринимателем.
Штрафы — хороший метод убеждения
В один из обычных дней к нам подошёл наш старый знакомый, любитель воровать таблички, но в этот раз он был не один, прямо за ним шёл участковый. Нас попросили предъявить документы для оформления протокола. Мы долго не соглашались, но понимая, что это может продолжаться весь день, и мы ничего не заработаем, всё-таки предоставили паспортные данные.
Через несколько дней после этого меня вызвали в отделение, где комиссия выписала штраф в размере 1500 рублей. Я не помню точную формулировку, но это касалось ведения бизнеса в запрещённом месте. После этого мы решили работать без таблички, так как наши доходы были не самыми высокими, а слишком большой разницы в такой ситуации эта самая реклама не делала.
Дальнейшая судьба набережной так и не ясна
Я не знаю, буду ли я работать на набережной Владивостока следующим летом, но вполне очевидно, что она останется в аренде у мэрии города. Это, в свою очередь, значит, что классической набережной с множеством холодильников с холодной водой, мороженым, гироскутерами, детскими машинками и различными аттракционами в моём городе не будет ещё как минимум один сезон.
Абсолютно неясно, кто в этой ситуации остаётся в выигрыше, так как недовольны и владельцы малого бизнеса, которые теряют возможность для заработка, и жители города, которые остаются без привычных прогулок, а туристы будут вспоминать главное культурное место города как пустошь.
Опубликовано 30 октября, 2018 Обновлено 13 апреля, 2023 Пользователем Светлана Кулай
Зато высокопоставленные чиновники Министерства обороны РФ, в ведении которого находится набережная города Владивостока, весьма успешно делают свой частный бизнес, придумывая схемы незаконной аренды и продажи принадлежащего министерству имущества. Настолько успешно, что бывший министр обороны Сердюков был не в курсе происходящего и проходил свидетелем по делу своей любовницы, да и той сначала присудили домашний арест в её роскошной квартире, наполненной золотом, деньгами и художественными ценностями, а потом и вовсе оправдали.
В нашей стране нет места малому частному бизнесу, только крупному, во главе с коррумпированными чиновниками или под их прикрытием.