Как я, сидя в декрете, организовала свой бизнес по торговле запчастями и автохимией. Мой личный опыт от интернет-магазина до розницы

Все мы уже привыкли совершать покупки через интернет-магазины. Для покупателей это очень удобно и, чаще всего, выгодно. А как обстоят дела с владельцами интернет-магазинов? Много ли сложностей при организации интернет-торговли и реально ли заработать хорошие деньги? Ответ на эти и другие вопросы читателям журнала Reconomica дает Татьяна Охрименко, владелец интернет-магазина автозапчастей и сопутствующих товаров.  Татьяна рассказала о том, как она начинала эту работу, о допущенных ошибках и своих достижениях, о дальнейшем развитии бизнеса. Если вы хотите больше узнать об организации интернет-магазина “из первых рук”, то эта статья вам точно поможет.

С чего все начиналось

Здравствуйте, меня зовут Охрименко Татьяна, мне 38 лет. Живу в украинском городе Сумы. Мой маленький бизнес по продаже автозапчастей и автохимии зародился в 2014 году. На тот момент мне было 38 лет, в анамнезе: стремление подзаработать в декрете не выходя из дома, дикое нежелание возвращаться на изматывающую работу в офис, большой опыт интернет-покупателя. Я просто мечтала начать продавать в интернете что-нибудь!

Города

Альтанка в городе Сумы.

Почему именно автозапчасти?

Все просто – планировался большой ремонт собственного автомобиля, искали где закупить запчасти дешевле, вышли на крупных оптовиков, у которых можно было купить только после заключения договора на обслуживание как ФОП (Фізична особа підприємець, Україна). Когда увидели цены на автозапчасти – загорелись, очень было все заманчиво, решили попробовать не только себе недорого купить, но и другим попробовать продать. Поскольку у мужа была другая работа, то ФОП оформила на себя я.

Этап первый – интернет магазин

Интернет магазин решили открывать на одной из крупнейших торговых площадок Украины. Название не говорю, дабы не сочли за рекламу/ Технически все очень просто, материально не очень накладно, годовое обслуживание порядка 150 $. Это средний пакет, без дополнительного бюджета на рекламу, с достаточно большим количеством позиций товара. Дам два совета из личного опыта работы:

  1. Торгуйтесь! После общения с менеджером и жалобой на недостаточное количество продаж, цену на годовой пакет можно снизить на 20%, я так и делаю уже четвертый год.
  2. Вполне реально найти себе компанию и поделить стоимость пакета пополам. Маркетплейс позволяет подключить несколько менеджеров к разным категориям товара. Конечно, товар должен быть смежный, продавать детские игрушки и автозапчасти на одном сайте как-то не очень, я дала объявление на нескольких форумах и за три месяца поиска нашла себе компаньонов, которые занимаются продажей ручного инструмента, симбиоз получился довольно неплохой.

Одного поставщика было маловато, пришлось потратить какое-то количество времени и набить еще несколько, сформировать общий прайс-лист. В общей сложности у меня ушло на это 1,5 месяца. Вложений в первый год работы – 150 $ на оплату площадки. Офис – дома, ноутбук свой, отправку заказов делал муж по дороге на работу, так что дополнительных расходов на бензин никаких. Первый год мы не вкладывались в рекламу, заказов было совсем немного, за год я заработала порядка 600 $ и получила бесценный опыт общения, как с клиентом, так и с поставщиком. Товар никакой не закупали, работали по системе дропшиппинга – отправка на следующий день после заказа.

Пора переходить на новый уровень

Работала я с поставщиками, у которых есть доставка до контрагента, т.е. прямо ко мне, без дополнительных расходов на почтовые службы. И поскольку у меня не было ни магазина, ни офиса, это было не очень удобно как мне, так и поставщикам.

Покупка павильона для розничного магазина

На второй год работы решили открыть розничный магазин. Купили небольшой торговый павильон на одном из рынков. И я считаю, что это было нашей большой ошибкой. Рынок оказался очень неактивный, покупателей немного, хотя выглядит вполне презентабельно. Нужно было  арендовать на первое время, но павильон казался таким привлекательным, цена приемлемая  – 3000 $ (мы живем в Сумах, город небольшой, поэтому столичным жителям цена может показаться смешной). Деньги взяли в домашнем банке. Сейчас, когда экономическая ситуация в Украине становится все хуже, продать павильон нереально, приходится продолжать бизнес здесь.

Начало работы магазина и исправление допущенных ошибок

Магазин пустой не откроешь, вложились еще и в товар, порядка 1000 $. На полки поставили масла и автохимию, так как запчасти покупать бессмысленно при нынешнем многообразии автомобилей. Эх, хорошо было в СССР – Москвич, Жигули, Волга, можно и запчасти закупать… Первые три месяца были особо печальными, если бы не продажи в интернете, то налоги и рыночный сбор платить было бы нечем.

Читайте также: Как я открыла свой интернет-магазин и зарабатываю сейчас до 50 тыс. руб. в месяц. Реальная история 18-летней девушки из Самары

Закупленный товар продавался довольно долго, сделали выводы, на данный момент у меня на полках минимум – только то, что может понадобиться сейчас и срочно: по канистре масла разной вязкости, тормозная жидкость, антифриз, омыватель, десяток присадок, герметиков, смазок, разная мелочевка. Остальное под заказ, на следующий день. Поскольку на рынке я уже третий год, клиенты в основном одни и те же люди, проходящие через рынок в жилой микрорайон, все уже привыкли к магазину и знают, что у меня нужно заказать. Первый год шло привыкание клиента к наличию магазина, мужики заходили просто посмотреть, сторонники гендерного неравенства, увидев девушку, сразу выходили, было и такое.

Запчасти

На полках магазина только самое необходимое.

Довольно результативно действовали листовки, но мы не раздавали их на улицах, а искали целевого клиента – клали на стекла автомобилей под дворники, оставляли на рецепциях стоянок, моек, заправок в своем микрорайоне, по согласованию с их владельцами. А вот реклама в лифте – результат ноль, три месяца, 120 $, 10 звонков.

Со временем добавила страхование, а так как оно нужно абсолютно всем моим клиентам, то это стало дополнительным источником дохода. Мелочь, а приятно.

Половину павильона сдаю в аренду

Торговый павильон у меня 20 кв.м. Поскольку от большого количества товара на полках я отказалась, половина магазина пустует. Решила сдать часть киоска в аренду. Не очень легко найти арендаторов на половину магазина, но привлекательная цена делает свое дело, ведь 50 $ – небольшая сумма даже для Украины. За прошедшие 3 года у меня в магазине были и б/у компьютеры, и светодиодная продукция, и офис по трудоустройству в Польше. Суммой аренды покрываю половину рыночного сбора и электроэнергии.

По результатам четырех лет работы хочу сказать, что, как ни крути – закон Парето таки работает: 80% дохода приносят 20%  клиентов, которые стали уже постоянными, которых ты ценишь, любишь, обслуживаешь и в выходной, и в любое время суток. После открытия магазина поставщики потянулись табунами, но работаю с 5-6, у которых лучшее соотношение между ценой, сроками поставки, возможностью возврата, удобством личного кабинета и, конечно, качеством товара.

Дальнейшее развитие бизнеса

Заказчики в интернете подтолкнули к необходимости открытия фирмы с НДС. И хотя на первый взгляд это страшно, на самом деле все вполне реально и не особо затратно. Не буду подробно расписывать, но самое главное – найти хорошего бухгалтера, который всему научит. Я платила бухгалтеру 150 $ в месяц (пусть вас не удивляет сумма, бухгалтер тратила на меня максимум 2 часа пару раз в неделю), сидела рядом с ней, освоила и 1С, и электронную систему отчетности. Через три месяца стала работать самостоятельно. До этого у  меня не было опыта работы  бухгалтером и профильного образования.

Дополнительные расходы

Дополнительными расходами на фирму стали программа электронной отчетности и 1С. Первый год я оплачивала MeDoc, в этой программе меня обучал бухгалтер, это мне обошлось 75 $ за годовое обслуживание, на второй год купила Сонату за 25 $ – все-таки экономия, а функциональность ничуть не хуже. А 1С, каюсь, купила нелицензионную, за 5 $, работает отлично.

Читайте также: Как открыть Интернет-магазин с минимальными затратами и ежемесячной прибылью 15000 рублей. Руководство к действию.

Для привлечения клиентов – НДСников наняла рекламную фирму, напечатала 3000 листовок, и курьер разнес их по организациям города. Бюджет этой рекламной компании составил 55 $, окупился сразу же, так как привел ко мне три фирмы с небольшим автопарком, которые стали постоянными клиентами, и какое-то количество разовых клиентов.

Пыталась сформировать базу email-адресов организаций. Покупать такую базу не хотела принципиально, собирала адреса с городских сайтов-рубрикаторов. Насобирала порядка 3000 адресов. И каково же было мое разочарование, когда после первой же рассылки выяснилось, что 70% адресов – неверные, устаревшие, недействительные. Вот и так бывает.

А, еще пыталась активно участвовать в тендерах на Prozorro, выделила 50 $, быстренько их потратила на оплату участия, ничего не выиграла, пришла к выводу, что и эта вроде прозрачная система – очередная профанация и развод. Даже если мое ценовое предложение было самым выгодным для заказчика, всегда находились причины для снятия моего предложения с тендера, причины порой были абсурдными.

Запчасти

Сайт для торгов Prozorro.

Свой сайт или работа на торговой площадке?

Каждый год, когда подходит момент оплаты за сайт, меня начинают одолевать сомнения – а может, нужен свой интернет-магазин? Зачем я им плачу постоянно? Сайт у меня очень простенький, написать такой стоит 300-400 $…  И каждый год начинаю анализировать –  откуда ко мне приходят клиенты. Ставлю себя на их место, ищу какой-то товар и что вижу – я в поисковых системах на 100500 странице, поскольку таких магазинов как мой – легион. А вот каталог моего маркетплейса – в первой пятерке! И у меня на сайте неплохой рейтинг, поэтому мои товары на первой, максимум на второй страничке. И понимаю, что без серьезных вложений в свой сайт не стоит начинать, лучше работать на площадке. А вкладывать средства при моих вводных данных нет смысла – я же дропшиппер, моя цена на товар не настолько конкурентоспособна, чтобы вкладывать большие деньги в сайт, окупаться они будут не один год.

Читайте также: Открыть свой интернет-магазин? Да легко! Реальный опыт молодой девушки из Узбекистана.

Периодически оплачиваю небольшую рекламную компанию внутри площадки, результат есть, рост продаж пока идет реклама, и откат на прежние показатели по её окончанию.

Подведем итоги

На данный момент имею: интернет-магазин, розничный магазин, фирма, работающая с НДС. Последний год никаких дополнительных вложений. Если из имеющейся схемы выкинуть хоть что-нибудь, выжить будет сложно, каждый способ реализации приводит своего неповторимого клиента. Работаю я одна – и продавец, и директор, и главный бухгалтер. Муж помогает отправлять объемные посылки. Работаю в магазине с 10 до 17, два дня выходных, график совсем не напрягающий. Налоги, рыночный сбор, электроэнергия 120-140 $ в месяц, оплата сайта 75 $ в год (делим на двоих), чистый заработок получается 300-700 $ в месяц, зависит от сезона. Никогда бы раньше не подумала, что автозапчасти сезонный товар. Свободного времени в магазине довольно много, успешно подрабатываю в интернете. Конкуренция в этом сегменте рынка огромная, сейчас автозапчастями не торгует только ленивый, таких магазинов, как у меня розничный и интернет, очень много, а вот НДС выручает – безналичные деньги тратятся гораздо легче. Жаль, что не начали этот бизнес в году так 2005-2008, когда экономика страны была совсем другая. Сейчас начинать подобный бизнес не стоит, только если у вас есть выход или на производителей, или на прямых поставщиков за рубежом, дропшиппер много не заработает. С учетом покупки павильона и вложенного труда оказалась в ситуации – и нести тяжело, и бросить жалко.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *