Современный мир насыщен электроникой, бытовой техникой и иными электрическими устройствами, которые имеют свойство ломаться, несмотря на всю качественность продукции. Поэтому открытие сервисного центра — это не только разумная идея, но и вполне перспективный бизнес.
Пессимисты шутят, что бизнес нужно развалить как минимум четыре раза, чтобы научиться вести свое дело, оптимисты утверждают, что хватит и двух. Чтобы бизнес с первых же дней приносил серьезный доход, нужно владеть массой технологий и умений, знать все нюансы ведения своего дела, управлением персоналом и тонкостям общения с энергией денег.
На тысячу провалов всегда есть пара десятков успешных результатов. О чем знают эти «счастливчики»? Что упускают горе-предприниматели, направляя свой корабль в пучину бурного моря бизнеса? Гость журнала Reconomica расскажет сегодня нашим читателям о своем неудачном опыте открытия точки по ремонту электронной техники.
Содержание материала
Идея открытия бизнеса
Всем доброго времени суток!
Меня зовут Станислав, и в этой статье я расскажу вам о своём неудачном опыте, который заключался в открытии точки по ремонту электроники (телефонов, планшетов, ПК и т. п.).
Конечно же, сам по себе «опыт» нельзя назвать неудачным, т. к. знания, полученные практическим путем, бесценны, хотя за них обычно приходится платить монетой.
Для экономии ваших денег и нервов, постараюсь передать все свои основные ошибки, дабы вы их не повторяли, и заодно поделиться парой полезных «фишек». Все затраты я буду указывать в долларах, так как, несмотря на курс инфляции и колебания рыночной стоимости, цены в валюте остаются практически неизменными и позволят понять объем примерных затрат на аналогичный бизнес и на сегодняшний день.
Мои основные ошибки
Сама идея открытия подобной точки зародилась в начале осени 2013 года, во время разговора с знакомым, который как раз работал в подобной точке одной популярной в Одессе сети по ремонту техники.
Узнав от него о том, что одна раскрученная точка может приносить доход от 2000$ в месяц чистыми только на оказании услуг, было принято решение посчитать все затраты и попробовать заняться подобным бизнесом, который в последствии проработал с переменным успехом около года.
Сразу отмечу, что о ремонте техники я имею лишь косвенное представление и, как следствие, осуществлять ремонт самостоятельно не мог, в виду отсутствия навыков, чего не скажешь о знакомом, который эти навыки имел и стал моим компаньоном. В этом и заключаются мои две главные ошибки:
- Я полез в отрасль, в которой плохо разбирался, понадеявшись на компаньона.
- Затеял совместный бизнес с человеком, в котором не был до конца уверен.
С чего мы начали
Ваше месторасположение является залогом успеха на первых этапах работы. Обратите внимание на наличие конкурентов в шаговой доступности. Если они есть, то тоже ничего страшного.
Читайте также: Как не угробить свой бизнес. Реальная история молодой предприимчивой девушки.
Аренда помещения
Люди любят разнообразие, и есть шанс переманить часть клиентов к себе. Главное, чтобы конкуренция была в пределах разумного.
Нам повезло, мы нашли помещение за относительно небольшую цену — 50$ в месяц + электросчетчик. За это мы получили небольшую комнату, примерно 3×5 м, с вайфаем и соседями, в виде: ремонта обуви, школы танцев и парикмахерской. К тому же, ближайшие конкуренты находились достаточно далеко, а рядом была масса жилых домов.
Искать более большое помещение абсолютно нет никакого смысла — лишнее пространство, по сути, никак нельзя использовать.
Закупка мебели
Дальше необходимо было закупить мебель для работы. Вот список того, что было приобретено нами:
- рабочий стол (б/у) — 15$, обычный компьютерный столик без видимых повреждений;
- стеллажи для товаров (б/у) — две штуки, 60$ за оба;
- решетка для товаров (новая) — 5$;
- стулья для посетителей и работников (новые) — три штуки, по 10$ за каждый (обычные офисные стулья);
- ведро, швабра, мусорный бак — за все бытовые мелочи не больше 20$.
Необходимое оборудование
Основным средством работы мастера в подобном бизнесе является оборудование. К счастью, у нас был подходящий ноутбук. Но даже если его нет, подойдет самый простой, с помощью которого можно будет перепрошить телефон, скачать необходимое ПО или найти нужную информацию. Вот список-минимум для начала работы:
- Ноутбук — самый простой, до 200$. Помимо рабочего процесса, он у нас выполнял еще и бухгалтерскую функцию. Все квитанции для клиентов выписывались через «облако» и сохранялись в нем же. Это позволяло удаленно прикидывать количество клиентов за день и вычислить примерный объем прибыли.
- Термовоздушная паяльная станция. Без нее работа невозможна. Большая часть поломок, с которыми будут обращаться люди, связана именно с пайкой. Стоимость — от 150$.
- Наборы отверток, пинцетов и другой мелкой канцелярии. К сожалению, тоже достаточно недешевое оборудование. Стоимость за всё — около 50$.
- Настольная лампа, лупа — 20$. При работе с мелкими деталями она будет необходима.
- Телефон для принятия заказов (на 2 сим-карты) — 20$ (б\у).
Итак, итоги по затратам составили: 570$ на основные средства + поточные расходы 70$ (оплата за аренду, по счетчикам, за интернет и телефоны) + реклама.
Читайте также: Как потерять 2 000 000? Просто займитесь делом, в котором ничего не понимаете! История бизнесмена, который разорился из-за незнания дела.
Реклама
Как известно, реклама — это двигатель торговли. Я же думаю, что на самом деле, реклама — двигатель любой деятельности.
В нашем случае, вопрос с рекламой был проработан особенно. Реклама должна была быть яркой и заметной, нами был выбран дизайн, основанный на сочетании желтого и красного цвета. Это давало эффект заметного и запоминающегося бренда. Все рекламы впоследствии делались именно на основе первоначального дизайна.
Основная сложность заключалась в вывеске, поскольку у арендодателя не было разрешения на её размещение, нам нельзя было оставлять её круглосуточно.
Выход был найден в виде заказа съемного баннера, который работник вывешивал перед началом рабочего дня, а после его завершения снимал. Кроме этого был изготовлен мимоход, который стоял рядом с оживленным пешеходным переходом, напротив входа в наше помещение, указывая на него.
Поскольку основными клиентами, на которых мы рассчитывали, были жители близлежащих домов, мы, распечатав в типографии наши объявления, расклеили их на досках объявлений у каждой парадной. Позже, как оказалось, это было самое действенное средство, не считая сарафанного радио. Кроме всего прочего, были созданы и разосланы объявления во все бесплатные интернет ресурсы и карты города (например 2гис) , что тоже привлекло значительную часть клиентов.
Такие методы рекламы позволили нам получить неплохой результат, люди о нас узнали и начали приходить, при этом затраты были минимальными (до 20$).
Документальное оформление
Несмотря на то, что в Украине конец 2013 г. и начало 2014 г. были крайне нестабильны, мы стремились вести свои дела как можно более законно. Оформили ЧП по кодам, позволяющим осуществлять ремонт техники и продажу мелких комплектующим, и платили единый налог.
Единственное, что мы не делали, — не оформляли работников официально, что позволяло немного сэкономить. Налоги на это составляли примерно 40$ в месяц.
Поиск поставщиков и сотрудников
Учитывая ограниченные финансовые возможности и наличие спроса на комплектующие, нам было необходимо иметь в продаже определенный ряд товаров, на который всегда был спрос.
Товары для перепродажи
Из них можно выделить:
- компьютерные мышки (как проводные, так и беспроводные);
- флешки различного объема;
- клавиатуры;
- наушники и гарнитуры;
- различные «интересные» девайсы (наподобие модных, на тот момент, селфи-палок, блютуз-клавиатур, чашек с юсб подогревом и др.).
Всем этим кишит известный китайский сайт, где за небольшую сумму можно забить полки достаточно дешевым товаром, на который всегда есть спрос.
Оборот таких товаров приносил небольшой, но стабильный доход.
Комплектующие и запчасти
Помимо товаров для перепродажи, всегда есть необходимость в комплектующих и запчастях. В нашем случае, мы решили этот вопрос, поехав на ближайший радиорынок и пообщавшись с местными продавцами. Так, без труда, мы нашли поставщика, который ставил цены приблизительно на 40% ниже рыночных, при условии регулярной закупки у него.
Казалось бы, что всё хорошо, и бизнес действительно должен идти в гору. При положительном сальдо в 100$ в месяц бизнес уже нельзя назвать убыточным.
В цифрах это выглядит очень оптимистично, в планах даже проскальзывали мысли об открытии дополнительных маленьких точек приема, где будут производиться только мелкие работы (поклейка защитных стекол, чистка и т. п.) , основные же работы, связанные с пайкой и более сложным ремонтом, должны были осуществляться в основном отделении.
Нелегкая задача
Найти подходящего мастера для постоянной работы — задача совсем не из легких. А найти добропорядочного мастера еще тяжелее. Как показал опыт смены около 7 мастеров за год, каждый из них стремится всеми возможными путями пропустить клиента «мимо фирмы», забирая ваш доход себе.
Как мы этого пытались избежать:
- Установка камеры в помещении приема товаров. Обычный китайский регистратор, нацеленный на онлайн трансляцию всего происходящего, поможет зафиксировать количество клиентов, но не обезопасит от звонков мастера клиенту вне рабочего времени с предложением работать напрямую.
- Выдача гарантий и чеков на ремонт, указав, что при отсутствии чека, компания не несет никакой ответственности за качество работы. Этот способ тоже не показал себя эффективным.
Кроме того, нужно всегда быть готовым к ситуациям, в которых мастер испортит или повредит технику клиента и начнет скрываться от вас, перестав выходить на работу, отвечать на телефонные звонки и т. п. При должном упорстве мастер вам обязательно возместит все затраты, но вы все равно окажетесь в ситуации, когда у вас банально некому работать.
Рынок грамотных ремонтников очень дефицитен, многие стремятся работать на себя, и редко кто соглашается на условия лучше, чем 40/60 чистой прибыли при выполнении работы. Плюс мастеру необходимы выходные, а сервис-центр должен работать каждый день. Решение было найдено в виде отдельных приемщиков, на зарплате — около 3,5$ долларов в день.
Затраты на персонал, таким образом, достигают примерно 100$/мес. + 40% от чистой прибыли, что, в совокупности с острой нехваткой профессиональных ремонтников, является очень существенной суммой, не позволяющей получать доход.
Почему я закрыл этот бизнес
Как я писал выше, партнерские отношения с людьми, которые стремятся вас обмануть, так или иначе приведут либо к закрытию бизнеса, либо к разрыву этих самых отношений. В моем случае, улучив компаньона в недобросовестности, я выплатил ему часть денег за его долю в бизнесе и начал вести дела сам.
Читайте также: Мы избавляем людей от хлама и старой техники и неплохо на этом зарабатываем. Семейное дело жителей Ставрополья.
Тут и всплыла вторая основная проблема — я не обладал необходимыми техническими знаниями в ремонтных работах, что приводило к задержкам в работе во время поиска новых мастеров и, как следствие, ухудшению репутации.
Изменение условий налоговой системы в стране окончательно убедило меня закрыть точку и распродать то, что от нее осталось. Продать готовый бизнес оказалось сложнее, чем думалось сначала.
Тут моя ошибка заключалась в том, что цена за него формировалась с учетом не только затрат на оборудование, но и не материальных затрат (на рекламу и т. п.) . Поскольку сроки, отведенные на то, чтобы покинуть помещение, заканчивались, пришлось продать всю мебель и основные средства по отдельности. Их ликвидационная стоимость была примерно равна закупочной, так что этот вариант устроил.
Так что, главный мой совет для тех, кто стремится открыть точку по ремонту техники, — изучите мат. часть. Не имея специальных знаний о ремонте, не стоит пытаться добиться успеха в этом бизнесе.
Ну, а если необходимые знания у вас есть, то непременно попробуйте им заняться, уверен, что у вас все получится. Удачи!
Опубликовано 9 сентября, 2018 Обновлено 26 октября, 2018 Пользователем admin