Даже обреченные на успех идеи провальны без опыта – так считает Наталья, предприниматель из Нижнего Тагила, гостья журнала Reconomica. Почему торговля элитными сортами чая и кофе оказалась убыточной, почему остров в новом торговом центе стал не островком надежды, а почти необитаемым – наша гостья расскажет в интересных читателю подробностях.
Продажа чая и кофе: расходы на открытие отдела, калькуляция затрат и ежемесячного дохода, о выборе поставщиков и торгового места – она делится бесценным опытом. А еще – ошибками, которые привели бизнес к закрытию.
Но не к финалу: осенью Наталья снова открывает новый островок в крупном торговом центре. Она уверена: трехлетний опыт и анализ ошибок помогут добиться успеха.
Содержание материала
Продажа кофе и чая: мой чайный островок
Меня зовут Наталья Сорокина, мне 34 года, живу в городе Нижний Тагил Свердловской области. В 2015 году я стала индивидуальным предпринимателем и открыла свое дело – отдел по продаже весового чая и кофе. К сожалению, мой бизнес просуществовал всего три года. В феврале 2018 года мне пришлось закрыться.
Почему именно чай и кофе?
Идею открытия собственного дела я вынашивала давно. Мы с мужем ценители хорошего кофе и чая – не «пыли» в пакетиках, а хорошего, крупнолистного, настоящего!
Да и на прошлой работе был риск попасть под сокращение (кризис все-таки!). Вот и решили мы открыть отдел по продаже весового чая, кофе, аксессуаров к ним, красивой посуды и подарков. Посудой я давно «болею»: несколько лет работала менеджером по закупкам в фирме, занимающейся поставкой и реализацией посуды, предметов интерьера.
Деньги на воплощение идеи нашлись как-то сами собой. Продали старый Опель, на новую машину денег все равно не хватало, вот и решили вложиться.
Сумма свободных денег составила порядка 300 000 руб. Кредит решили не брать, а уложиться в ту сумму, которой располагали.
Открытие ИП: я – предприниматель!
На открытие ИП ушло порядка двух недель и 10 000 руб. Я обращалась в юридическую фирму. Это удобно: не надо стоять в очередях в налоговой, ломать голову над документами. В юридической конторе все оформили – осталось лишь поставить подписи и получить на руки документы.
Статья в тему: Как выбрать и арендовать торговую площадь без риэлтора. Памятка для бизнесмена.
Форму налогового режима я выбрала ЕНВД (Единый Налог на Вмененный Доход): для моего вида деятельности предусмотрена именно эта система налогообложения. Можно было обойтись без кассового аппарата, и я ограничилась приобретением товарных чеков и автоматической печати. Печать я также заказала в юридической конторе: она обошлась в 1 500 руб.
Выбор поставщиков, заказ товара
Следующим этапом стал поиск поставщиков. Чайные компании искали в интернете: читали отзывы, смотрели видео. Остановились Винтергрин и Русской Чайной Компании.
В Винтергрин мы заказывали весовой чай и кофе, и сотрудничество было успешным. Менеджер Олег перезвонил после подачи заявки на официальном сайте, грамотно рассказал о специфике деятельности, дал советы по оформлению отдела, ответил на все вопросы.
При первом заказе на 120 000 руб. нам бесплатно пришли красивые банки для чая в количестве 100 штук, банки для кофе в количестве 30 штук. А главное, мы с 50% скидкой заказали профессиональную итальянскую кофемолку – эта штука должна быть в каждом чайном магазине.
В Русской Чайной Компании порадовали и цены на посуду – наборы для чая и кофе, великолепные чайники ручной работы, оригинальные сита для чая, сладости. Наш первый заказ был на 40 000 руб.
Параллельно мы проанализировали конкурентов. Объездили несколько торговых точек с таким же товаром. К примеру, цены на один и тот же популярный чай в различных чайных лавках варьирует в пределах от 150 руб. до 200 руб. за 100 г.
Закупочная цена такого чая выходила около 80-100 руб. за 100 г. При накрутке ровно 100% цена оставалась конкурентоспособной.
О главном: о торговом месте
В поисках торгового места мы становились на отделе площадью 14 м2 в новом торговом центре.
Цена была более чем подходящая – 1 000 руб. за кв.м. Аренда помещения в месяц составила 14 000 руб.
Назвать наш отдел решили «Высший сорт» – весь ассортимент чая и кофе был высших сортов, что и было указано на банках. Вывеску и график работы отдела заказывали в студии дизайна и рекламы. Макет, изготовление и установка обошлись нам бесплатно. ТЦ в качестве приветственного бонуса оплатил все расходы по оформлению.
Установка оборудования: всего 10 дней
С заказом торгового оборудования проблем не было. Компаний по производству и установке много, отличие только в ценах и сроках доставки.
Компанию нашли по отзывам в интернете. Эта компания уже разрабатывала проекты для чайных отделов, и были готовые идеи, которые пришлись по душе. В день заключения договора ребята приехали в ТЦ, сняли замеры, и через десять дней оборудование было готово. Доставка и сборка заняли три дня.
Оборудование для отдела обошлось нам в 35 000 рублей.
Комплект включал в себя два больших пристенных шкафа и тумбу для упаковки товара. Одну стену нашего отдела оставили пустой – украсили баннером в чайно-кофейной тематике.
Сроки окупаемости кофемашины
Нам понравилась идея покупки в отдел кофемашины – готовить кофе для посетителей. Это оказалось очень хорошей прибавкой в чеке.
Себестоимость одной чашки кофе, включая стаканчик, сахар, молоко, сироп и ложку, составляла 30 руб., цена продажи – 60-70 руб.
Мы выбрали полностью автоматическую кофемашину фирмы Bosch со встроенным капучинатором – это очень удобно, не надо отдельно взбивать молочную пену. Стоимость кофемашины со скидкой составила 60 000 руб.
Мы подсчитали: если продавать пять стаканов кофе в день (хотя по факту продавалось гораздо больше), чистая прибыль в день – более 160 руб., в месяц – 4 800 руб.
Максимум за год наша кофемашина окупится полностью. А еще можно самим пить вкуснейший кофе почти даром!
И самое интересное: расходы на открытие
Бизнес-план мы не составляли, но по чекам примерная стоимость открытия нашего отдела составила:
- открытие ИП 10 000 руб.;
- заказ чая и кофе 120 000 руб.;
- заказ посуды, аксессуаров и сладостей 40 000 руб.;
- торговое оборудование 35 000 руб.;
- кофемашина 60 000 руб.;
- аренда помещения 14 000 руб.;
- весы 3 000 руб.;
- заключение договора с банком, открытие расчетного счета и установка аппарата для безналичного расчета 4 000 руб.
Итого: 286 000 рублей.
Торжественное открытие и грустные будни
Открылись мы 1 марта, хотя очень хотели открыться перед Новым Годом, но торговый центр был еще до конца не достроен.
Работала я сама, график работы с 10 часов утра до 19 часов вечера с перерывом на обед был удобным. В один из выходных меня заменял муж, и в найме продавцов необходимости не было.
Это интересно: Как я мини-пекарню открыла. Через 2 года мой цех, магазин и два кафе приносят более 4000 $ в месяц! Мой опыт в цифрах.
Еще я училась, просматривая видео в интернете, делать красивые букеты из чая и кофе, чайные пирожные, упаковывать подарки.
На упаковке подарков можно заработать неплохие деньги. Например, за упаковку маленькой коробочки я брала 100 руб.
Из них на бумагу и бантик уходило не более 20 руб., остальные 80 руб. шли за работу. Соответственно, чем больше коробочки, тем больше денег за упаковку я получала.
К празднику 8 марта мы ждали наплыва желающих купить подарки любимым женщинам. Вопреки ожиданиям, так как ТЦ был местом новым и еще не раскрученным, праздник прошел для нас спокойно: больших выручек мы не увидели.
Чистая прибыль за март месяц составила порядка 15 000 руб.
Спокойно прошло и лето. Летом у нас «межсезонье»: большинство людей с чая переходят на холодный квас, пиво, газированную воду. Выручки были ничтожно малы: в основном брали зерновой кофе и посуду на подарки.
Средняя выручка за день в летние месяца была порядка 1 200-1 500 руб. В месяц выходило примерно 40 000-45 000 руб. Из них половина уходила на закупку товара, минус аренда и оплата коммунальных услуг и услуг уборщицы, минус налоги.
Чистая прибыль от моего отдела была не более 5 000 руб. А с вычетом бензина, который я тратила на ежедневный проезд до места работы, прибыли и вовсе не было.
Смена места: попытка №2
В декабре 2015 г мы переехали в другой торговый центр – гораздо лучше и крупнее. Здесь не обошлось без кредита. Во-первых, у нас уже был не отдел, а торговый остров, и оборудование из старого отдела нам не подошло. Сумма заказа торгового острова составила порядка 30 000 руб.
Во-вторых, аренда была значительно выше – 2 500 руб. за м2, а площадь нашего острова составила 10 кв.м. Арендную плату вносили за два месяца вперед.
В итоге мы взяли кредит на 80 000 руб., заплатили аренду 50 000 руб. сразу за два месяца работы, отдали за оборудование 30 000 руб.
В праздники мы хорошо заработали – с декабря 2015 года по март 2016 г чистая прибыль с нашего торгового острова составила порядка 180 000 руб.
Отдали кредит, расширили ассортимент – закупили новый товар. Но с апреля выручки стали падать, несмотря на высокую «проходимость» в сравнении со старым местом.
Средняя выручка в день в «не праздничные» месяцы составляла примерно 1 500-2 000 руб., в месяц 52 000-55 000 руб.
Из них половина уходила на закупку товара, минус 25 000 на аренду (все коммунальные услуги были включены), минус бензин. И опять я практически оставалась ни с чем!
Заключение. Мой новый островок надежды
Хватило меня на два года. Уже в начале 2018 г стала задумываться о закрытии отдела. Размышляя на тему, почему так получилось: наши ошибки.
- Большая площадь. Для прибыльного чайного отдела нужен не большой метраж, а широкий ассортимент товара на небольших метрах.
- Не элита, а масс-маркет. Я разбираюсь в видах чая, кофе. Это хорошо, но большинство наших покупателей не особо разбираются, предпочитая привычные сорта в «средней» ценовой категории. Чаще всего это товар крупных брендов, которые широко представлены в обычных магазинах. Мы не могли конкурировать с ними.
- Мало сопутствующих товаров. К ассортименту можно и нужно добавить многое – орехи, цукаты, возможно, мед.
- Расположение отдела: о «проходимости». Идеальное расположение острова – при кассовых зонах продуктовых супермаркетах, так как товар тоже относится к продуктам. Кроме того, для расположения важен первый этаж.
Еще идея бизнеса: Сколько приносит рыбный ларек? История малого бизнеса по торговле рыбой и морепродуктами.
Сегодня отдел закрыт, товар почти распродан – естественно, с хорошими скидками. Провожу работу над ошибками и планирую открытие нового островка осенью. Располагаться он будет в торговом центре на первом этаже рядом с известным продуктовым супермаркетом. Я хочу расширить ассортимент, поставить отдельный прилавок для торговли орехами и сухофруктами, возить качественный и вкусный мед, больше сладостей.
А пока лето, жара, отпуск… Но осенью, с новыми силами, идеями и вдохновением мы откроем наш островок. И все получится – я точно знаю!
Опубликовано 3 августа, 2018 Обновлено 4 августа, 2018 Пользователем admin
Чайные островки в торговых центрах всегда влекут к себе ароматами чая, кофе и своей атмосферой. Хочется пожелать автору успехов и дальнейшего развития. У вас точно всё получится, благодаря вашему опыту и любви к своему делу.
«Мы с мужем ценители хорошего кофе и чая – не “пыли” в пакетиках, а хорошего, крупнолистного, настоящего!»
После этой фразы стало примерно понятно, чем всё закончится. То, что вы с мужем — ценители такого чая, не означает, что все остальные — такие же ценители. Надо продавать и предлагать то, что НУЖНО потребителю, а не то, что НРАВИТСЯ ВАМ.
Добрый день, очень познавательный рассказ, спасибо за статью!
Много полезной информации для начинающих предпринимателей.
Скажите у вас остались контакты фирмы, где заказывали островок, или его проект?
Очень интересно! Как сейчас ваши дела? Задуманное осуществили? Или забросили