Что лучше: купить чужой готовый бизнес или начинать свой с нуля?

По опросам «Левада-центра» за 2017 год, около 22% россиян хотят иметь свое дело, и около 15% хотят, чтобы их дети стали предпринимателями. Но на практике заниматься бизнесом начинает намного меньше людей: в 2019 в России открыто около 4 млн ИП (на начало апреля) — то есть около 5.7% от количества граждан.

Для многих препятствием является именно старт — начало бизнеса связано с очень большими расходами и денег, и времени, и сил, и нервов. Но этот этап можно перескочить — купить готовый бизнес. Reconomica расскажет, стоит ли это делать, и как вообще покупают-продают компании.

Покупать бизнес или начать свое дело — вот в чем вопрос

Плюсы покупки:

  1. Экономия времени на старте. Регистрация юрлица, аренда или покупка места, поиск поставщиков, поиск персонала, создание и раскрутка сайта — вот чего вам не придется делать с нуля. А если бизнес развивался — вы получаете клиентскую базу, или узнаваемость бренда, и «возраст» компании (некоторые больше доверяют фирмам, существующим не пару месяцев).
  2. Получение дохода с первого месяца после покупки. Не надо ждать 3-6 месяцев (в среднем), пока новое дело раскрутится с нуля, и пойдут продажи.
  3. Подходящая экономическая ситуация для покупателей, готовых ждать. Из-за кризиса бизнес находится в упадке. Из-за этого продавцы готовы продавать его дешево (если реально хотят продать), легче идут на торг и снижают цену. Если у вас есть запас денег, чтобы переждать кризис (если он влияет на бизнес) — можно сейчас дешево купить перспективное дело.

Из крупных минусов:

  1. Сложность оценки. Как обычно продавец определяет цену: считает, сколько он вложил денег, и ставит не меньше.
  2. Сложность процедуры купли-продажи. В российском законодательстве нет стандартного договора купли-продажи компании. Поэтому из-за незнания сторон (как продавца, так и покупателя) они обе рискуют допустить юридическую ошибку.
  3. Сложность оценки бизнеса покупателем. Если дело чуть сложнее и крупнее, чем ларек с шаурмой — оценить все бизнес-процессы тяжело. А если продавец захочет что-то скрыть или обмануть — еще тяжелее.
  4. Вероятность обмана. Если бизнес прибыльный — зачем его продавать дешево? Обязательно так и спросите у продавца. А если в объявлении указано, что цена = 1-2 месяца окупаемости (например, продается какой-то магазин за 300 тысяч, и указано, что он приносит чистыми 150 тысяч) — сразу закрывайте такое предложение.
  5. Незрелость рынка. Это не совсем минус, и уж точно не крупный. Из-за этого предложений на рынке еще не так много, как может быть, и еще не сформировалась «этика» поведения покупателей и продавцов.

Где и как купить готовый бизнес?

Поскольку рынок купли-продажи бизнеса в России еще не до конца сформировался — с поиском объекта могут возникнуть сложности.

Объявления встречаются на неспециализированных онлайн-досках. Но покупать там бизнес — не стоит: такие сайты не оказывают никакой поддержки ни продавцу, ни покупателю. Они могут только свести их друг с другом. Поэтому лучше обращаться сразу на специализированные сайты. Например — на https://alterainvest.ru (в России — один из крупнейших сайтов по купле-продаже бизнеса и франшиз).

Его преимущество — в сопутствующих услугах:

  • помощь в выборе (вы можете просто сказать, что примерно хотите и какой суммой располагаете);
  • анализ и проверки (от активов до документов);
  • сопровождение сделки;
  • поддержка (юридическая, консультационная) после покупки.

Проект работает с 2007, и за прошедшие годы провел более 3 тысяч сделок. Поэтому покупать и продавать бизнес лучше всего именно с его помощью.

Как правильно покупать чужое предприятие?

Несколько главных правил:

  1. Не покупайте бизнес на последние деньги (если хватает впритык на сделку). Даже в идеально отлаженной бизнес-схеме возможны сбои, на закрытие которых нужны деньги. А уж если управлять начинает новый владелец, не имеющий опыта и полного понимания компании — вероятность проблем повышается.
  2. Если это ваше первое дело, и если вы переходите в бизнес из наемного труда — будьте готовы к неудаче и проблемам. Пока вы трудитесь по найму — вам все должны: регулярно платить зарплату, предоставлять отпуск, больничные. От вас требуется только выполнять свои задачи, приходя на работу по расписанию. Когда вы владеете бизнесом — вы должны всем (налоговой, куче разных контрольных инстанций, персоналу, клиентам, партнерам, поставщикам, арендодателю). Большинство успешных предпринимателей имеют в прошлом 1-2-3 или даже больше начинаний, которые провалились.
  3. Не покупайте бизнес, в котором вы вообще не разбираетесь. Исключение — если у вас хватает денег на наем управляющего-профессионала в этой отрасли, или если у покупаемой компании такой управляющий уже есть. Если нет, но сильно хочется купить — сначала изучите отрасль, а потом покупайте
  4. Совершайте сделку только с помощью юриста. Купить-продать бизнес — сложнее, чем машину или квартиру, и больше вероятность ошибиться, или оказаться обманутым.
  5. Максимально внимательно анализируйте и проверяйте компанию со всех сторон (от юридической чистоты до качества продукции/услуги). Лучше потратитьте время и деньги на проверки, чем купить предприятие и узнать о его проблемах после. Любые вопросы обязательно задавайте продавцу. Если по каким-то из них он начнет скрывать информацию или тянуть с ответом — это тревожный звоночек.
  6. Переспрашивайте об одном и том же несколько раз, по-разному формулируя вопрос. Ответы — желательно записать, чтобы точно заметить расхождения (если будут).
  7. Пообщайтесь не только с продавцом, но и с арендодателем. Если точно решили покупать бизнес — еще раз пройдитесь по всем договоренностям с владельцем помещения. В первую очередь это касается отраслей, в которых место имеет значение (магазины, салоны красоты, автосервисы, автомойки).
  8. Не покупайте проекты с большой (условно говоря — от 18-24 месяцев) окупаемостью, если речь идет про малый бизнес. Исключение — если вы подробно оценили компанию, и понимаете, что с ней все отлично. Грубо усредненный нормальный показатель — 12 месяцев окупаемости. То есть если заявлено, что кафе в месяц приносит 100 тысяч чистыми — продавать его должны примерно за 1-1.2 млн.
  9. По возможности пообщайтесь не только с продавцом, но и с рядовым персоналом, желательно так, чтобы об этом не знал продавец. Можете честно сказать, что планируете купить бизнес, и попросите рассказать, как обстоят дела. А можете — и заплатить за справку.
  10. Обязательно торгуйтесь. Ценообразование бизнеса на российском рынке — дело не сформировавшееся. Обычно продавец просто называет цену, в которую он сам оценивает предприятие интуитивно. Если найти минусы (а они есть почти у всех компаний) — можно подать их как аргумент, чтобы сбить цену.
  11. Покупайте для расширения существующего дела. Идеальный вариант — если у вас уже есть бизнес, есть в нем опыт, и есть деньги на покупку конкурентов.
  12. Просите поддержку в первое время после покупки. Это нормальная практика, и обычно продавцы на это соглашаются. Обязательно оговаривайте максимум подробностей (например — сколько месяцев продавец будет вас поддерживать, в каких вопросах будет помогать, будет ли нести какую-то ответственность за появившиеся косяки, о которых умолчал).

Независимо от того, насколько вы опытны — лучше заплатить за помощь юристу и аудитору (для проверки бизнеса).

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *