Как открыть школу иллюстрации и путешествовать по всему миру, управляя бизнесом удалённо?

Популярность иллюстраций растёт с каждым годом, ведь визуальная составляющая контента очень важна. Красивая картинка привлекает внимание и запоминается надолго. Научиться рисовать можно в любом возрасте, просто придётся потрудиться, главное — быть креативной личностью с богатым воображением и фантазией.

Сегодня в гостях у журнала Reconomica замечательная художница и иллюстратор. Софья Мироедова много лет рисует иллюстрации на заказ. А когда Софья поняла, что может делиться своим опытом, создала первую в России школу коммерческой иллюстрации, которой управляет теперь дистанционно, успешно совмещая творчество и бизнес. Сейчас Софья поделится с читателями своей историей, а также расскажет, что требуется иллюстратору для работы, где брать идеи и как зарабатывать, занимаясь любимым делом.

Мой путь в профессию

Меня зовут Софья Мироедова, я художница, иллюстратор и основатель образовательного проекта в сфере искусства — школы иллюстрации Miroedova School. Первые 17 лет я провела в городе Владимире, где сейчас живут мои родители, год прожила в Москве, учась в Национальном Институте Моды. С ним не сложилось, и я переехала в Санкт-Петербург, где поступила в Университет Технологии и Дизайна и прожила в общей сложности десять с лишним лет. Благодаря моему онлайн-проекту, последние пару лет я не привязана к географическому положению, и мы с супругом путешествуем, и большую часть календарного года живем за пределами России.

Софья Мироедова

Я художница, иллюстратор и основатель школы иллюстрации Miroedova School.

Сейчас я работаю иллюстратором и развиваю онлайн-школу. Профессионально иллюстрацией я занимаюсь с 2008 года, когда начала разрабатывать обложки музыкальных альбомов, создавать графику для журналов, книг и рекламы. С тех пор я поработала с множеством различных издательств, компаний и брендов. Среди моих заказчиков журналы «Сноб», «GQ», «Harper’s Bazaar», компании «МегаФон», «Сбербанк», группа «Би-2», спортивные клубы «Зенит», «Спартак» и многие другие.

Из этого опыта родилась идея открыть школу иллюстрации. Первые мастер-классы прошли в мае 2011 года, и в течение 4 лет школа существовала офлайн: у нас было своё помещение в «Этажах» (одном из первых Санкт-Петербургских выставочных лофт-проектов,) и позже отдельная площадка на Пушкинской улице. Однако со временем у меня появилось желание быть более мобильной, я распустила часть команды и перевела школу в онлайн-формат, в котором она существует и сейчас.

Рисую с детства

До того, как профессионально заняться иллюстрацией, я занималась ей непрофессионально — я любила рисовать с детства. Все альбомы, тетради и даже обои перед ремонтом были покрыты моими рисунками. Я училась в художественной школе в моем родном городе Владимире, затем начала учиться в Национальном Институте Моды в Москве, но ушла из-за разочарования в их подходе к обучению, закончила образование в Государственном Университете Технологии и Дизайна на кафедре Графического Дизайна в Санкт-Петербурге.

Софья Мироедова

Серия иллюстраций «Литература», 2018 г.

Однако намного больше опыта и знаний я получила из работы с наставниками (среди которых особенно благодарна Андрею Ювенальевичу Коровину, у него я брала частные уроки во время подготовки к экзаменам в Московский Университет Печати), и из постоянной аналитической деятельности. На мой взгляд, важно отслеживать результаты своей деятельности и сравнивать себя с собой на более ранних этапах развития. Даже в рамках одного года уровень роста может колоссально возрасти за счёт постоянной самостоятельной работы.

Среди моих старших родственников нет художников или людей смежных профессий, ближе всего к моему роду деятельности была моя бабушка по маминой линии — она работала преподавателем театральной речи. Мои родители всегда поддерживали мои интересы, и очевидно главным из них помимо танцев, литературы и языков, было рисование. Так что, я закончила художественную школу, потом художественный ВУЗ, параллельно с чем уже начала рисовать в журналы. Сейчас похожий путь проходит моя младшая родная сестра — она поступила в Художественную Академию Штиглица в Санкт-Петербурге.

Статья в тему: Как стать фэшн-иллюстратором и зарабатывать 100 000 рублей в месяц? История из первых уст.

Моя работа — любимое дело

Насколько я помню, я всегда хотела, чтобы моя работа была связана с моим любимым делом. Но мои первые шаги в зарабатывании денег не были никак связаны с иллюстрацией. Я работала секретарем-референтом в течение пары месяцев после того, как впервые не поступила в творческий ВУЗ. Однако благодаря этой работе я решила, что сделаю все, что будет в моих силах, чтобы не работать в офисе. Спустя несколько лет после той унылой работы, я получила свой первый большой заказ на иллюстрацию от журнала «Сноб» и была на седьмом небе от счастья. Именно в тот момент я осознала, что не хочу заниматься ничем, кроме рисования.

Софья Мироедова

Некоторые из оформленных мной музыкальных альбомов.

Первый заказ

Первый настоящий коммерческий заказ я получила в 2009 году от журнала «Сноб». Арт-директор издания вышел на меня сам благодаря тому, что моё портфолио было размещено на сайте Russian Creators. Заказ был на две иллюстрации для статьи о Лондоне. Помню, что на тот момент это были очень хорошие деньги, и работа далась мне довольно легко. До этого я была корпоративным дизайнером в штате крупной ресторанной сети, и создание иллюстраций входило в мои обязанности, плюс с 2007 года я постоянно занималась разработкой обложек, афиш и рисованных клипов для нескольких музыкальных коллективов — думаю, это и был мой путь к тому заказу.

Художница, иллюстратор или предприниматель?

Думаю, в моем случае это все три определения «в одном флаконе». Я не называла свои курсы «бизнесом», чаще фигурировало определение арт-проекта или эксперимента. Однако со временем появилось осознание, что из эксперимента вырос настоящий бизнес. Работая иллюстратором тоже можно считать себя предпринимателем, поскольку приходится брать на себя массу обязанностей кроме рисования. Например, нужно вести переговоры с клиентами, заключать договоры, вести бухгалтерскую и налоговую отчетность. Многим может показаться, что эти сухие занятия никак не согласуются с творчеством. Действительно, проще было бы нанять отдельного человека (агента) для этих дел, однако, в России пока эта сфера деятельности слабо развита. Поэтому приходится вести дела собственноручно. В этом есть свои плюсы — подсчеты и составления договоров очень организуют!

О тонкостях коммерческой иллюстрации

Об этом я могу говорить часами. У нас на miroedovaschool.com есть целый одноименный курс на эту тему. Лично мне коммерческая иллюстрация нравится тем, что, работая, я продолжаю заниматься любимым делом — рисованием.

Конечно, есть масса неприятных тонкостей, которые могут оттолкнуть новичков.

  • Во-первых, клиентская иллюстрация подразумевает работу с заказчиком, поэтому иллюстратору необходимо взять на себя работу менеджера проекта и вести переговоры, заключать контракты и договариваться о сроках и гонорарах.
  • Во-вторых, часто рисовать приходится в сжатые сроки, иногда на иллюстрацию от эскиза до финала, включая все правки, даётся не больше пары дней.
  • В-третьих, в 90% случаев, особенно в начале пути, клиент просит что-то поправить в уже готовой картинке — это довольно монотонный и малоинтересный процесс, однако забывать о нем перед началом работы никак нельзя.

Можно перечислить ещё десятки нюансов: как и в любой другой профессии, в коммерческой иллюстрации масса плюсов и минусов. Однако для меня все недостатки нивелируются одним большим достоинством — моя работа — рисовать!

Софья Мироедова

Red portraits, 2017 г.

Статья в тему: Как обучить не 10 учеников, а 1000, и при этом заработать? Правдивый рассказ художника-иллюстратора.

Что требуется для работы

Здесь все зависит от техники, в которой работает иллюстратор. Я выбрала цифровую графику, поскольку она позволяет максимально оперативно создавать иллюстрации и вносить правки без лишней суеты. На протяжении 10 лет я рисовала и на графических планшетах в связке с компьютерами, и на интерактивных дисплеях, но последние несколько лет полностью перешла на iPad Pro. На мой взгляд, это идеальный инструмент для такого образа жизни, который веду я. Мне нравится, что планшет мобильный, можно рисовать на нем где угодно: и в студии, и дома на диване, и в кресле самолета.

Поскольку я фрилансер, для меня очень важно рабочее пространство. Кроме занятия иллюстрацией, я постоянно работаю над созданием новых онлайн-курсов и видеороликов, поэтому мне пришлось соорудить целую студию для работы там, где мы с супругом проводим 7-9 месяцев в году. В моменты разъездов я могу работать откуда угодно: за рисованием я легко абстрагируюсь от окружающей меня обстановки. Любимым же «местом» для работы я бы назвала кресло с пледом и плеером с аудиокнигой — такая атмосфера помогает мне максимально погрузиться в рабочий процесс.

Софья Мироедова

Цифровой пленэр на iPad Pro.

В среднем я работаю от 5 до 9 часов в день — включая переговоры, подготовку и создание иллюстраций. Рисование может занимать до 6 часов в сутки, иногда больше. Благодаря тому, что я работаю не в штате, я могу начать рабочий день в полдень или даже позже, мне легче работается во второй половине дня. К тому же фриланс позволяет устроить выходной посреди рабочей недели и не сковывает географическими рамками — можно путешествовать сколько душе угодно!

В чём суть работы и где брать идеи?

Так как моя задача — нарисовать картинку, которая понравится клиенту, перед началом работы мы согласовываем Техническое Задание. Этот документ в деталях описывает предполагаемый результат: размер и формат изображения, цветовую гамму, описывает персонажей и окружение и так далее. Если я работаю над иллюстрацией к журналу, книге или музыкальному альбому, я как правило получаю и дополнительные материалы (тексты, музыкальные файлы и верстку), которые позволяют обогатить иллюстрацию образами и аллегориями.

Статья в тему: Вечный выбор художника — заработок или удовольствие от рисования. Откровенный рассказ художницы.

Если это клиентская иллюстрация, часто идея принадлежит заказчику или арт-директору — в этом случае я просто рисую необходимый визуальный ряд. Однако здесь тоже есть исключения: это журналы. Многие издания оставляют разработку графики полностью на усмотрение иллюстратора. Тут уже можно подключить воображение, черпая образы из текста статьи. Если же это персональная графика, идеи берутся из вдохновляющих тем: музыки, книг, фильмов, путешествий да и просто из жизни. Это очень обширная тема, достойная целой книги.

О стоимости работ, сроках выполнения и заработках

Стоимость и срок выполнения работы зависит от огромного количества нюансов: от размера и стилистики иллюстраций, от количества персонажей, сложности окружения и степени детализации. Все это мы обсуждаем с заказчиком на этапе подписания договора. Один и тот же портрет разного размера и выполненный в разных техниках может стоить от 5 000 до 20 000 рублей. Разработка иллюстрации, включая все согласования и правки, занимает в среднем от 2 до 7 дней.

Статья в тему: Никогда не думал, что буду зарабатывать этим себе на жизнь. Реальная история художника из Владивостока.

Рисуя иллюстрации я зарабатываю по-разному. Стабильно выходит 2-3 журнальных заказа от постоянных клиентов. Если находится свободное от записи курсов время, беру ещё парочку рекламных заказов. В общей сложности может получаться от 30 до 150 тысяч в месяц. Все зависит от количества заказов.  Конечно, если работать исключительно иллюстратором, то можно постоянно неплохо зарабатывать, но все равно нужно учитывать, что фриланс — это довольно нестабильная в финансовом отношении работа. Однако, можно пойти иллюстратором в штат крупной компании, тогда стабильности будет больше!

Софья Мироедова

Лекция о работе на iPad Pro в рамках Академии ReStore.

О клиентах и продвижении

Поскольку я давно в этом деле, в большинстве случаев я работаю с постоянными клиентами: журналами «Финансовый директор», «GQ», «The Moscow Times». Кроме того в сфере визуальных коммуникаций не так много народу, поэтому арт-директоры, с которыми мы сотрудничали в одном проекте, переходя в другой, по-прежнему обращаются ко мне.

Я предпочитаю работать с журналами, хотя часто беру и другие заказы. Сегодня иллюстрация набирает популярность, поэтому вариантов работы становится все больше: книжные издательства, реклама, веб, приложения, оформление упаковки и многое, многое другое.

Продвижение, конечно, важная часть работы, особенно в начале пути. Для иллюстратора самое главное — составить и опубликовать своё портфолио на профессиональных ресурсах (Behance, Dribble, Illustrators.ru) и в популярных соцсетях (Instagram, Pinterest). Именно оттуда чаще всего приходят заказы.

Софья Мироедова

Серия иллюстраций «Veggie Portraits», 2018 г.

Количество иллюстраторов растёт с каждым годом, профессия становится все более востребованной. Однако, чем дольше ваш практический опыт, чем больше положительных отзывов и шире портфолио, тем ценнее вы для клиента. Ведь кроме навыков рисования у коммерческого иллюстратора должно быть деловое поведение. Тем временем в художественной сфере с адекватностью бывают проблемы. Думаю, раз мне уже довольно давно не приходится искать клиентов, потому что они приходят ко мне по рекомендации, навык ведения переговоров у меня сносный!

Проект Miroedova School

Я решила заняться школой, когда поняла, что по иллюстрации не проводится никаких активностей. Сейчас есть море предложений — и фестивали, и курсы, и выставки. Но в 2011 году не было ничего. И при упоминании слова «иллюстрация», большинство людей считало, что это исключительно картинки в книжках. Так я начала делиться своим опытом через мастер-классы и курсы в Санкт-Петербурге, а когда спустя год поняла, что на это есть спрос, решила снять помещение и начать заниматься школой всерьёз. Сначала я была одна, мне помогала подруга, Александра Алексеева, у которой сейчас свой арт-проект в Якутске. Позже я постепенно собрала большую команду и к 2014 году нас было пятеро, плюс около десяти преподавателей, ведущих авторские курсы.

Вложений  на начальных этапах школа не требовала никаких: мы брали предоплату за курсы и на эти деньги снимали помещение и покупали материалы. Позже масштабы выросли, дела стало вести сложнее, но и прибыль стала больше. Тем не менее, к началу 2015 года я приняла решение распустить часть команды и перевести проект в онлайн, поскольку из иллюстратора я превратилась в бизнес-леди, а это не было моей целью. В онлайн-режиме у меня остаётся время и на коммерческую иллюстрацию, и на персональные проекты, и на личную жизнь.

Советы новичкам

  • Главное на начальном этапе — вера в себя и трудолюбие. С рисованием, как и с любым другим ремеслом важно набить руку.
  • Не стоит романтизировать эту профессию: нужно учиться, оттачивать навыки и советоваться с наставниками.
  • Научиться рисовать можно в любом возрасте, это похоже на изучение иностранного языка: в детстве это даётся легче, но при должном усердии можно научиться и в 30, и в 40, и в 50 лет. Конечно, чтобы выйти на профессиональный уровень, нужно потрудиться. Хоть выполнять заказы по созданию картинок я начала ещё в 2007 году, профессионалом я себя почувствовала только после 3-4 лет работы с крупными клиентами. Признаться, сейчас я краснею, находя свои работы десятилетней давности.

Честно говоря, если человек хочет просто заработать денег, иллюстрация — не самый лучший выбор. Однако, если очевидно, что ни к чему другому душа не лежит, нужно учиться: и по книгам, и по курсам, и заниматься вживую с преподавателем. А когда навык рисования приобретён, остаётся собрать портфолио из иллюстраций и начать рассылать его по клиентам.

Софья Мироедова

Мастер-класс по Fashion-скетчам.

В иллюстрации очень важно не только уметь рисовать, но и чувствовать клиента, строить сюжет изображения и уметь заключить идею в рамки стиля, в котором работаешь. Этот навык приходит с опытом. Думаю, сам процесс работы выступает в роли образования для любого, кто начинает заниматься клиентской графикой. Ни в каких ВУЗах к этому не готовят.

Я обо всем этом очень подробно рассказываю в нашем бесплатном онлайн-курсе «Как стать иллюстратором» — любой желающий может посмотреть его на нашем сайте или на канале YouTube. Если человек совсем не умеет рисовать, то с первого занятия до первого заказа может пройти 5-6 лет. Если же навык уже есть, то можно справиться и за год.

И в заключение

В нашей онлайн-школе Miroedova School вы сможете получить обширные знания во всех областях современной иллюстрации: от основ рисования до пути монетизации вашего таланта. У нас вы сможете найти как интересные бесплатные уроки, так и эффективные онлайн-курсы — мы постоянно пополняем базу знаний и умений в направлении создания коммерческой и персональной графики. А для всех вновь зарегистрированных пользователей дарим скидку 10% по промокоду MIROEDOVASCHOOL2019.

Если хотите больше узнать обо мне, подписывайтесь на мой Инстаграм, иллюстрации размещаю тут и на сайте, информацию о школе коммерческой иллюстрации можно узнать здесь и в группе ВКонтакте, а также на Ютуб-канале.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *