Открыть свое дело мечтают многие. Ведь куда приятнее работать на себя, чем на кого-то другого. Так и дело лучше спорится, и заработки выходят на порядок выше. Однако самый первый и основной вопрос, на стадии которого и заканчиваются многие дела, — как открыть свой бизнес.
Сегодняшний гость журнала Reconomica Алексей Берзин, житель города Пензы, подошел к этому вопросу основательно и смог открыть свою мастерскую со станками с ЧПУ по изготовлению 3D резных предметов и сувениров из дерева. Что из этого вышло, читайте в статье.
Содержание материала
Как я решил заняться бизнесом
Меня зовут Берзин Алексей, живу сейчас в городе Пенза, на момент создания мастерской мне исполнилось 45 лет.
Начало работы и регистрации фирмы — апрель 2013 года. Бизнес просуществовал два с половиной года.
После переезда из города на Крайнем Севере в Приволжский округ, моя жизнь началась практически с «нового листа».
Поиск идеи бизнеса
Устроившись на работу в организацию, в филиале которой я когда-то работал на предыдущем месте проживания, чтобы иметь деньги для обеспечения семьи, я начал активный поиск идеи для организации бизнеса.
Меня не устраивало подчинённое состояние наёмного работника и оплата труда, а делать карьеру было противно — претила необходимость «идти по головам» и «грызть глотку конкурентам».
В поиске идеи для создания своего дела я руководствовался своей склонностью и умением работать руками, с учётом того, что крупных денежных вложений во вновь организованное предприятие я сделать не мог.
То есть я искал варианты бизнеса, чтобы производить конкретный продукт, который был бы востребован в быту и повседневной жизни, но не был широко представлен на рынке, и который не требовал существенных инвестиций.
Искал я с помощью интернета, читал статьи, анализировал и сопоставлял информацию. Однажды я наткнулся на сайт, где люди делились информацией и опытом по использованию фрезерных станков с ЧПУ, практически в домашних условиях, причём многие люди эти станки изготовляли тоже самостоятельно, зачастую из бросовых материалов.
Так и возникла идея: создать небольшую мастерскую по изготовлению 3D резных предметов и сувениров из дерева.
Исследование рынка востребованных товаров
Начался период поиска такого конечного продукта, который был бы востребован, интересен и рентабелен.

Я стал исследовать и анализировать возможности реализации планируемого конкретного товара.
Я понимал, что произвести товар — это, в большинстве случаев, меньшая проблема, чем этот товар потом продать.
В первую очередь, я стал исследовать и анализировать возможности реализации планируемого конкретного товара. Эти исследования одновременно выявляли, что конкретно было бы интересно покупателям. Я проводил опросы в соцсетях, среди знакомых, в сувенирных магазинах.
Стартовый капитал
Через некоторое время вся суммированная информация вылилась в конкретные цифры.
Для старта проекта необходимо было 150 000 руб., с учётом того, что мастерскую первоначально я планировал открыть в своём гараже, и уже имея некоторые инструменты для работы с деревом.
В эту сумму входило приобретение станка с ЧПУ и дополнительного оборудования для работы, материалов, а также деньги, необходимые для регистрации и открытия ООО:
- регистрация ООО, печать и проч. — 15 000 руб.;
- станок фрезерный с ЧПУ — 65 000 руб.;
- ПК (приобрел б/у) с монитором — 7 000 руб.;
- универсальный деревообрабатывающий станок — 19 000 руб.;
- промышленный пылесос — 5 500 руб.;
- электрофрезер ручной — 3 500 руб.;
- электролобзик настольный — 2 500 руб.;
- гравер электрический — 2 000 руб.
На остаток средств планировал приобрести материалы, лакокрасочные средства, расходники и прочую мелочь.
Где взять деньги?
Часть необходимых денег (60 000 руб.) у меня имелись в наличии, причём я учёл, что первые два-три месяца работы мастерской, выручки может не оказаться, а жить мне и моей семье нужно, поэтому дополнительные деньги были просто отложены на эти цели.
Я создал своеобразную финансовую подушку безопасности.
Остальные средства я планировал взять в кредит у банка, но после предварительных расчетов и оценки возможных рисков, счёл, что велика возможность разориться и попасть в долговую яму уже в первые полгода существования будущей фирмы.
Срок окупаемости вложений
Срок окупаемости вложений при организации подобного бизнеса рассчитать было сложно, так как в расчётах присутствовала масса параметров, которые учесть можно было только предположительно.
Я ориентировался окупить вложенное в течение 12 месяцев.
Для этого необходимо было производить и продавать 1-2 изделия в день, со средней конечной стоимостью — 2 000 руб. за изделие. Цена была выведена по стоимости уже имеющихся в продаже похожих аналогов, с небольшой скидкой для привлекательности.

Первые месяцы мы выпускали резные иконы и различную сувенирную продукцию.
Продавать готовые изделия я планировал в различных точках реализации:
- заранее договорился с магазинами сувениров, церковными лавками;
- создал площадки (группы) в соцсетях и специализированных торговых площадках в интернете.
Заинтересованный инвестор
Во время проведения исследований рынка сбыта и выявления интереса потенциальных покупателей к конкретным изделиям, у меня появился заинтересованный инвестор, который решил вложить в мое предприятие недостающие для запуска проекта деньги. Правда, на условиях полноправного партнёрства и участия в работе мастерской.
Инвестор взял на себя, помимо вложенных денег, ведение бухгалтерии, организацию и контроль продвижения товара в интернете. А также предложил вместо гаража, где я сначала планировал организовать производство, небольшой пустующий цех (60 кв. м.), который принадлежал ему.
Для понимания описываемых событий, всё это я делал параллельно с основной работой, в свободное время, и процесс занял порядка 8-9 месяцев. В этот же период пришлось обучаться азам, и не только азам, работы с программами по созданию 3D моделей для ЧПУ, приёмам работы со станками и программным обеспечением к ним, вспомнить, что я знал о работе с деревом и получать новую информацию.
Я также изучил большие массивы разных источников по лакам, краскам, морилкам и прочей химии для обработки, защиты и улучшения внешнего вида изделий из дерева.
Регистрация ООО
После всех согласований и обсуждения условий работы с вновь обретённым партнёром, распределения ролей, сфер деятельности и личной ответственности, было зарегистрировано ООО.
Договорились, что производством продукции из материала и созданием 3D моделей в специализированных программах буду заниматься я, а продажами и административно-бухгалтерской деятельностью — мой партнёр.
Одновременно с процессом регистрации, было закуплено оборудование и инструменты к началу работы мастерской. Всё это заняло чуть меньше месяца. Установка, запуск и получение первого готового изделия заняло два дня.
Трудовые будни
Начались трудовые будни.
К этому времени, я уволился с основного места работы и оформился официально во вновь созданную фирму. Мой партнёр работал по совместительству. Владельцами предприятия являлись мы оба.
Круглосуточный процесс изготовления товаров
Первые месяцы мы выпускали резные иконы и различную сувенирную продукцию, которую отдавали на реализацию в сувенирные лавки и магазины. Также мы получали заказы через специализированные площадки в интернете, продающие хэндмейд, и от знакомых, которые были связаны с церковной жизнью.
Читайте также: Прибыльный бизнес на дому (до 70000 рублей в месяц). Изготовление сувениров и продажа через интернет.

Мы получали заказы и от знакомых, которые были связаны с церковной жизнью.
В зависимости от сложности и размеров конечного продукта, в сутки в среднем получалось делать 1-2 единицы товара.
Это без учёта бракованных изделий, которые неизбежно получались, в связи с отсутствием реального опыта работы со станком с ЧПУ и конкретным сортом и видом дерева.
Почему я считаю в сутках, а не днях, объяснить просто, станок я оставлял работать и на ночь, а полуфабрикаты, получаемые из-под фрезы доводились до продажного состояния вручную: окрашивались морилками, покрывались, при необходимости, лаками или другими покрытиями, требующими длительной сушки. То есть процесс изготовления был практически круглосуточным.
Расширение ассортимента товаров и услуг
Однако уже по истечении одного месяца, мы поняли необходимость расширения ассортимента предлагаемых товаров и услуг и стали предлагать услуги по изготовлению резных элементов для производителей мебели, предложили новую услугу — изготовление резных портретов по фото. Такую услугу на рынке не предлагал никто, и интерес был достаточно высок.
В месяц мы делали порядка 10-15 подобных портретов, притом, что себестоимость составляла 10% от цены продажи. Цена, по которой продавались резные портреты, варьировалась от 4 до 7 рублей за кв. см, в зависимости от окончательной обработки.
С введением дополнительных услуг и товаров, выручка существенно выросла. Хотя говорить, что на повышении сказалось только лишь расширение услуг и ассортимента предлагаемой продукции, было бы неверно.
Читайте также: Найдете сбыт — будут деньги. Печальный опыт резчика по дереву из Тамбова.

С введением дополнительных услуг и товаров, выручка существенно выросла.
Факторов, явных и скрытых, гораздо больше:
- повышение мастерства,
- скорости изготовления изделий,
- снижение количества брака,
- расширение количества точек реализации,
- реклама в соцсетях и на площадках интернета,
- создание собственного сайта.
Самостоятельно собранные станки с ЧПУ
Первые полтора года были сложными, работать приходилось почти без выходных, не говоря уже о больничных.
В цехе я работал чаще в одиночку, хотя при увеличении заказов привлекал и партнёра для выполнения несложных операций, например, ошкуривания и механической полировки, окраски. В свободное от работы время, я рисовал и просчитывал модели на ПК, для резки на станке с ЧПУ. В дальнейшем, был нанят ещё один рабочий в цех, мне в помощь.
Мастерская благополучно функционировала в течение двух с половиной лет. Было собрано, уже самостоятельно, ещё два дополнительных станка с ЧПУ. Шаговые двигатели и драйверы были приобретены в Китае, там же мы купили и некоторые узлы для изготовления этих станков.
По стоимости агрегаты, изготовленные самостоятельно, получились дешевле первоначально приобретённого, фабричного, в три раза.
Это так, к слову. Хотя, я бы сейчас не рискнул пытаться самостоятельно изготовить подобный станок с теми знаниями и навыками, которые были у меня в начале организации предприятия.
Наша бухгалтерия в цифрах
Если говорить конкретно, выручка за полгода, по месяцам, составила:
- 21 000 руб.
- 46 000 руб.
- 67 000 руб.
- 84 000 руб.
- 89 000 руб.
- 95 000 руб.
Итого: 402 000 руб. за 6 месяцев.
Расходы за этот же период, включая налоги, зарплату (с отчислениями в Пенсионный фонд), материалы, транспорт и прочее, составили порядка 350 000 руб.
По сумме зарплаты мы ориентировались на средний заработок у нас в регионе, составлял он на тот момент около 15 000 руб. Впоследствии, сумму начисляемой зарплаты мы увеличивали трижды. Последние зарплата была начислена в размере — 30 000 руб.

В цехе я работал чаще в одиночку, хотя при увеличении заказов привлекал и партнёра для выполнения несложных операций.
Дальнейший рост выручки был уже не столь бурным и составлял 10-15% за рассматриваемый период (6 мес.).
Исходя из цифр и динамики роста, понятно, что мы смогли окупить вложенные средства за год и пять месяцев.
Закрытие мастерской
История мастерской закончилась, к сожалению, из-за плохой организации охраны территории, где размещался цех, не продуманного заключения договоров по охране и ответственности за последствия плохого исполнения этих обязанностей.
Проще говоря, у нас на новогодних каникулах вскрыли цех и вывезли всё, что смогли увезти.
Камер, в то время, охрана не имела, зато территория, как оказалось, имела в своём периметре не охраняемые въезды и возможность вывезти на машине, мимо КПП, что угодно. Однако, это отдельная история.
Читайте также: Изготовление деревянных предметов мебели под заказ. Доходное ли это дело? Честный рассказ бывшего столяра.
Какие факторы повлияли на наше решение
В связи с тем, что пришлось возмещать уже оплаченные и не исполненные заказы, не имея политики по аккумулированию средств «на чёрный день», не имея страховки при подобных случаях и ещё нескольких факторов из сферы психологии, фирму решили закрыть.
По прошествии некоторого времени, я понимаю, что главным фактором закрытия мастерской явилось то, что психологически было сложно начинать всё с начала.
Да, мы бы потеряли некоторых клиентов, в связи с остановкой работы на какое то время, и у нас не было существенных сбережений для быстрого возмещения ущерба, однако восстановить полноценное функционирование было возможно.
Плюс сыграло свою роль то, что это происшествие случилось в период затишья продаж и снижения активности на всех рынках, январь-февраль.
Советы начинающим бизнесменам
Для того, кто хотел бы заняться подобным бизнесом, я могу сказать, что данный вид своего дела вполне работоспособен и может стать нормальным источником постоянного дохода.
Однако, это не для тех людей, которые хотят получить деньги быстро, без существенных затрат и вложений, хотя бы своего личного труда.
- Следует учитывать массу факторов.
- Надо уметь просчитывать, в первую очередь, возможные провалы и ликвидацию их последствий.
- Иметь готовность к тому, что постоянно придётся учиться новым навыкам, умению пользоваться инструментами и многому другому.
- А также учитывать одну простую вещь.
Произвести продукт или предложить услугу — это всего лишь 15% от всей работы, которую вам предстоит проделать. Остальные 85% — это работа по продвижению, поиску и продаже произведённого товара или услуги, а также защите своей собственности, будь эта собственность материальной или интеллектуальной.
Это захватывающий бизнес, и когда держишь в руках уже полностью готовое изделие, пахнущее натуральным пчелиным воском, тёплое и бархатистое на ощупь, ощущения потрясающие, описать сложно. Это надо самому прочувствовать.
Скучно вам точно не будет!
Опубликовано 18 ноября, 2018 Обновлено 18 ноября, 2018 Пользователем Ирина Грозина