Как я открыла киоск по продаже выпечки по франшизе, и почему дело не пошло

Кто из нас не любит свежую, ароматную выпечку? Казалось бы, таких людей просто нет, поэтому эта продукция всегда будет востребована. На первый взгляд, вот успешная бизнес-идея — выпекать и продавать сдобу. Тем более, если начать своё дело по франшизе, стать частью бренда, который все знают.

Свою историю открытия киоска по продаже выпечки по договору франчайзинга журналу Reconomica рассказала Зинаида Вышквар, которая проживает в городе Киеве. Она поделилась своим бесценным опытом, чтобы каждый, кто пожелает пройти аналогичный путь, не совершил её ошибок.

Мой опыт

Здравствуйте! Меня зовут Вышквар Зинаида, я проживаю в городе Киеве. На момент старта моего бизнеса мне было 35 лет. Запустила я его в работу в 2016 году, и проработал он 2 года.

Как родилась идея 

Я давно хотела что-то своё, мечтала начать своё дело, но всё время чего-то не хватало, какой-то подсказки. Опытные бизнесмены, как правило, своим опытом не хотят делиться. Случилось так, что моя свекровь нашла работу в киоске, который специализировался на выпечке. С каждым днём на конкретном примере мы узнавали, как этот бизнес работает, все его подводные камни, нюансы. У нас был свой агент. И это было полезно.

Киоск

Наш киоск.

В один прекрасный момент её хозяева решили сменить сферу своей деятельности и перепрофилировать киоск. Это было неожиданно, и мы решили, что, так как они меняют кардинально свой вид деятельности, мы не будем им конкурентами, и они могут с нами поделиться опытом. Так и получилось. Мы встретились, пообщались, задавали интересующие вопросы  — они отвечали. Конечно, сейчас я понимаю, что задавала не те вопросы или не так их формулировала. Забегая наперед скажу, что они мне дали только 20% информации и опыта.

Такая же точка с выпечкой предусматривала работу на условиях франшизы. Сама франшиза ничего не стоила, отчислений нет.

Условия франшизы были следующими:

  • не менее 300кг замороженной продукции;
  • нельзя продавать снековую группу и другую выпечку;
  • фирменное брендирование;
  • цены диктуют они.

Итак, мы узнали данные поставщика, заключили с ним договор франчайзинга.

С чем стартовать?

На семейном совете было решено, что нужное финансирование мы возьмем у банка: сняли с 3-х кредитных карт все кредитные средства.

Точку мы решили открыть в спальном районе, что стало одной из ошибок, так как 70% платежеспособного населения выезжает из спального района в офисный район.

Киоск нашли небольшой, 8 кв.м., брендирование и меблирование организовывал поставщик, так как всё должно было соответствовать цветам фирмы. Для работы требовался морозильный ларь (для хранения заморозки), микроволновка, весы, подсветка полок.

Редакция рекомендует: Как получить субсидию для малого бизнеса.

Все это мы перекупили у бывших работодателей моей свекрови. И снова это стало ошибкой, так как им нужно было это продать, а нам купить. Они ставили выгодные для себя цены, а мы по своему незнанию эти цены не сравнили с теми, по которым продают в сети.

Аренда печи

Поставщик по условиям договора давал в пользование печь для выпечки их продукции, всё выпекалось на месте, мы сами рассчитывали, сколько и когда нам печь. Вся выпечка выпекалась по установленным программам, ничего сложного.

Киоск

Для работы требовался морозильный ларь, микроволновка, весы, подсветка полок.

Конечно, оборудование давали они не бесплатно, каждый месяц мы платили аренду за печь. Для запуска нам нужно было кофе и вода.

Есть много поставщиков, которые дают кофемашины бесплатно, привозят зерно, мешалки, стаканы, сахар. Мы платили за порции по счетчику.

С водой тоже проблем не возникло  — “Соса-Сola”, “Pepsi”, минеральная. Многие привозят даже в долг.

Мы открылись

Сначала работали я со свекровью по графику неделя через неделю. Клиенты появились быстро, новое все любят. Каждое утро выпекали, вечером старались продать под ноль, конечно, это не всегда получалось.

Факторы, влияющие на продажи

Стоит учесть, что на торговлю влияют такие факторы, как погода, праздники, выходные, жара летом, дождь осенью. Если целый день идет дождь — торговли нет, люди в такую погоду спешат поскорее домой.

Летом выпечка плохо продаётся, в основном берут воду. Вода, особенно негазированная, разлетается быстро. Можно сказать летом на воде только и зарабатывали. Киоск находился на остановке общественного транспорта, и рядом была только точка по продаже сигарет. Однако эти соседи очень демпинговали цены на воду, так как они были крупной сетью, наценку на минералки и сладкие воды они делали копеечную, что, конечно, забирало у нашей точки значительную часть продаж. Но у нас основным товаром была выпечка, поэтому выручка всё равно постепенно росла, тем более, что поставщик давал делать наценку 100%.

Из мелкого товара обязательно нужно иметь в наличии салфетки, кульки, жевательные резинки, соки, а ещё зимой мы продавали горячие бульоны.

Конечно, стоит отметить и минусы. Самый главный — летом от печки очень жарко. Мы начали развиваться, постепенно появилось много постоянных клиентов. В планах было открытие ещё нескольких киосков.

Кассовый аппарат

Для открытия нужно было решить вопрос с налоговой. Муж был предпринимателем, и ему для работы обязательно нужно было ставить на точке кассовый аппарат.

Касса

Кассовый аппарат — это недешевое удовольствие.

Это очень большая статья расходов, так как стоимость ККМ высокая. Помимо его покупки, дополнительно нужно оплачивать и его ежемесячное обслуживание.

Занималась оформление кассового аппарата в налоговой я сама, чтобы не оплачивать чьи-то услуги. В принципе, это было не сложно. Мы начали работать.

Ежемесячные расходы

При этом расходы на электроэнергию в МАФ (малые архитектурные формы — скамейки, торговые киоски, знаки и указатели, павильоны, ограды и ограждения) высокие, так как цена промышленная.

Значительную часть дохода забирала электроэнергия, примерно 30%.

Также большая часть — расходов это аренда МАФ, и мы не могли угадать, когда хозяйка повысит цену. За два года работы она повышала аренду 3 раза, цена на кВт электроэнергии повышалась 2 раза.

Ещё по теме: Как я открыла пекарню и почему продала ее крупной сети. Реальная история.

Свекрови зарплату мы платили, сама я зарплату не брала. Зимой было тепло за счет печки, но киоск быстро охлаждался, поэтому приходилось отапливаться обогревателем. Мало того, что печка берёт 5 кВт/ч, так ещё и работал обогреватель. Всё это зимой выливалось в большие расходы.

Кадры решают всё

И всё-таки с ростом популярности киоска, мы получали такой доход, который позволил нам добавить продукции, и начать поиски продавца вместо меня. Поиск продавца — это тяжелый момент. Цену себе кандидаты, конечно, придумывают заоблачную. Пришла женщина лет 65-ти, поговорили, живёт рядом, дети взрослые. Меня она устроила, но мою свекровь — нет. Она находила в ней кучу недостатков. Начались претензии с обеих сторон.

Киоск

Хорошие продавцы на вес золота.

При этом нужно сказать, что поставщик делает внезапные проверки работы точки и соблюдения условий договора. Если систематически будут выявляться нарушения (ценников нет на продукцию, грязно в киоске, нет санитарной книжки, нет формы и т.п.), будет штраф.

По условиям франшизы они вам диктуют очень много условий, и вы должны их соблюдать.

Спустя год

Через год работы я всё больше хотела разорвать договор. Нам попался бестолковый менеджер, который не помогал нам вообще.

Продукция привозится в определенные дни, и если мы забывали заказать, это никого не волновало — мы сидели без продукции. Со временем свекровь перестала у нас работать, остался один продавец.

Рабочие конфликты

Что нужно сказать о работниках? Никогда не работайте с родственниками. Всегда придерживайтесь правила “Работник-Работодатель”.

Если с работником перейти на какие-то личные, задушевные разговоры, работы не будет, они садятся на шею. Так у меня и произошло. Я расслабилась, и моя работница меня начала подставлять. Она начала постоянно указывать на маленькую зарплату, поднимались разговоры о том, что я мало плачу, а где-то предлагают ей больше в два раза. Я понимала, что она набивает себе цену. Я нашла ей напарницу, пошли взаимные обвинения. Совпало очень много в тот момент: и аренду подняли, и обороты упали, и разборки с продавцами.

Последней каплей стало то, что одна из продавцов то продукцию не ту закажет, то нагрубит покупателям, а потом ещё и выяснилось, что она продавала свою продукцию вместо моей.

Я понимала, что это очень сильно портит мою репутацию и мой доход. Пришлось её уволить.

Конкуренты

Стоит также сказать о конкуренции. Когда мы открывались, мы были единственной выпечкой в округе. За первый год работы рядом открыли три похожие точки.

Павильон

За год около нас открылось ещё три точки с выпечкой.

Кроме того нам делали разные гадости. Несколько раз заливали замки роллетов клеем. На замену уходило несколько часов и приличная часть дохода. Таких замен было четыре.

Открытие рядом киосков по производству и продаже выпечки очень снижало наши доходы. Постоянные проверки поставщика, проблемы с продавцами, палки в колеса от конкурентов — всё больше убеждали меня уходить от франшизы.

Отказ от франшизы

И как ни странно, они сами это предложили. Были новые условия:

  • продаем, что хотим;
  • убираем брендирование;
  • цены повышаются на 20%;
  • цены на готовую продукцию мы ставим сами.

И мы на это решились, я сняла брендирование, повысила цену на готовую продукцию, добавила снековую группу, добавила другую выпечку. Также нужно сказать, что мы учились экономить. В печку мы ставили вместо трех противней четыре, выключили подсветку, отключали временно холодильники. Я добавила в продажу печенье, чипсы, нашла еще одного поставщика воды.

Читайте также: Как я мини-пекарню открыла. Через 2 года мой цех, магазин и два кафе приносят более 4000 $ в месяц.

Другие нюансы 

Стоит сказать, что хорошо берут воду в холодильниках, которые стоят на улице. Покупатели что увидели, то и захотели.

В летний период выпечка быстро портится. Так как у нас была выпечка на вес, я придумала оставлять на витрине грамм 100, все остальное прятать в холодильник.

Нашла поставщика, который привозил выпечку свежую, и если она не продавалась, мы её могли вернуть.

Также всегда стоит помнить о проверках Департамента города по благоустройству. Они могут прийти в любое время.

Проверяют, как вы убираете прилегающую территорию к киоску, должна быть урна, зимой нужно убирать снег, осенью — листья, опадающие с деревьев. За невыполнение этого они вправе наложить штраф, а это влечёт за собой снос киоска.  И снова нам сообщили о поднятии аренды и цены на электроэнергию. К тому же не нужно забывать и о налогах, они тоже поднимались. И после двух лет работы мы с мужем решили закрыться. Тяжело. Но эти два года стали хорошим опытом для нас.

Расходы и доходы

Итак, основные статьи расходов:

  • аренда — от 5000 грн до 8000 грн;
  • оборудование — 10000 грн;
  • брендирование киоска — 6000 грн;
  • начальная продукция — 10000 грн;
  • сопутствующие расходы (швабры, веники и т.п.) — 2000 грн;
  • зарплата — 250 грн/день;
  • кассовый аппарат — 6000 грн;
  • обслуживание кассового аппарата — 250 грн/мес;
  • налоги — 1400 грн/мес;
  • электроэнергия — от 1200 до 2000 грн/мес.

В хорошие времена выручка доходила до 2500 грн/день, а в месяц можно было заработать 8000-12000 грн.

Несколько советов

Сейчас, пройдя через этот опыт, я понимаю, что многое можно было бы сделать по-другому.

Главный совет — обязательно нужно контролировать все процессы. И чтобы понимать, как это работает — в этом нужно самому поработать хоть чуть-чуть. Тогда вы будете знать все подводные камни.

  • Желательно обезопасить себя установкой камер или сигнализации. У нас на киоске были следы повреждения роллетов, а на холодильнике с мороженым следы взлома;
  • Стоит быть готовым к неадекватным покупателям, они будут всегда и всегда будут недовольны вашей работой, как бы вы идеально её не делали;
Печь

Нужно постоянно развиваться, искать новые виды продукции, более уникальные.

  • Для того чтобы максимально хорошо стартануть, нужно выбирать место для продажи очень проходимое. Это должна быть станция метро, место, где большое скопление офисов. Очень желательно открываться там, где нет похожего товара, пересмотреть условия нескольких поставщиков и выбрать для себя максимально комфортные и выгодные;

Ещё к прочтению: Я пеку хлеб по давним традициям, обучаю этому ремеслу и неплохо зарабатываю.

  • Хороший продавец — это 75% успеха продаж. Очень тщательно стоит подойти к выбору продавца, максимально узнать о человеке. Конечно, в идеале оформить официально, но это дополнительная налоговая нагрузка и отчётность. Но неоформление — это риск. Стоит постоянно контролировать их работу, так как очень часто недобросовестные продавцы начинают подторговывать своей продукцией, брать из кассы деньги, брать товар и т.п. Для убедительности или запугивания стоит ввести систему штрафов и хотя бы один раз её применить.

И очень важно гореть идеей! Не стоит сразу ожидать большой прибыли. Если есть цель — будет результат. Конечно, если не стоять на месте.

Сейчас я уже знаю, что нужно стараться максимально открывать больше точек, чтобы за счёт оборота выйти в плюс.

Но очень важно всё просчитать и продумать. Учесть расположение точки/магазина, процент платежеспособного населения, специфику продаваемой продукции, конкурентов в радиусе километра и постоянно развиваться, искать новые виды продукции, более уникальные.

Очень надеюсь, что мой рассказ оказался Вам полезен! Успехов Вам во всех начинаниях!

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *