Ежегодно в России появляются новые бизнес-модели. Некоторые из них приживаются и со временем только увеличивают свою популярность, некоторые «не заходят» и сильно бьют по карману первопроходцев. Одна из услуг, которая стала развиваться в России относительно недавно — каршеринг. Журнал Reconomica изучает аспекты этой услуги и пытается понять, есть ли у каршеринга будущее в России.
Содержание материала
Что такое каршеринг
Если упрощать, то каршеринг — это кратковременная аренда автомобиля. Главное отличие от такси связано с отсутствием водителя — арендующий водит автомобиль сам.
Каршеринг бывает нескольких типов:
- Первый вид называется Free-floating. Пользователь регистрируется в базе компании (это можно делать даже через мобильные приложения) и получает доступ ко всем автомобилям компании. Арендатор может найти автомобиль, который находится недалеко от него, и воспользоваться им.
- Вторая модель называется Peer-to-peer. Как правило, по этой модели работают частные лица и компании, основная деятельность которых не связана с каршерингом. Существуют онлайн-агрегаторы, которые собирают все предложения в одну базу и предоставляют её потенциальным арендаторам.
- Третья модель — Fractional. Многие считают, что за этой моделью будущее. Жителям крупных мегаполисов неудобно содержать собственный автомобиль, им проще скооперироваться с друзьями (или коллегами по работе) и купить автомобиль для общего пользования. Это, скорее, не бизнес-модель, а новый подход к пользованию автотранспортом.
Преимущества каршеринга
- Каршеринг позволяет экономить, в отличие от покупки автомобиля. Человек совершает поездку только тогда, когда ему это необходимо.
- Исследователи считают, что использование каршеринга влияет и на здоровье людей, так как они начинают больше ходить.
- Каршеринг предоставляет качественные и чистые автомобили, что позволяет экономить время — машину не нужно мыть и ремонтировать.
- Само собой, каршеринг дешевле, чем такси. Если человек не хочет пользоваться общественным транспортом, но при этом вынужден совершать поездки ежедневно, то каршеринг может быть выгоднее, чем покупка автомобиля в кредит.
Читайте также: Каким бизнесом заняться в декрете? Реальный опыт заработка на совместных покупках без отрыва от домашних дел.
Каршеринг в России
Бум каршеринга в России пришёлся на 2015 год, когда подобные услуги появились в крупных городах страны. За несколько лет рынок сильно изменился, 85% всего российского рынка каршеринга приходится на Москву. По этой причине в столице работают 19 компаний.
Московские цены на такси являются одними из самых маленьких в мире среди столиц. Такси сильно бьёт по развитию каршеринга в России. К тому же, некоторые автомобильные концерны предоставляют в России автомобили по подписке — по факту, это тоже каршеринг, правда, намного дороже.
Аренда автомобиля Volvo на месяц обойдётся примерно в 60 тысяч рублей, однако многие другие компании уже посматривают на российский рынок и видят в нём потенциал для сдачи автомобилей в аренду.
Типичные проблемы данного бизнеса
Как и в любом другом бизнесе, в развитии каршеринга есть неприятные моменты, с которыми очень трудно бороться. Приведем примеры самых распространенных.
Простой машин — потеря денег
Как правило, автомобили арендуют в одно и то же время. Утром люди едут на работу, вечером — домой. Временной промежуток между этими поездками вызывает простой, эффективность падает до нуля.
Также читайте: Машина съедает половину семейного бюджета. Простой лайфхак, как заработать на своем авто.
Схожая ситуация наблюдается с аэропортами — многие люди берут автомобиль и едут в аэропорт, в итоге автомобиль может застрять на парковке, если никто из прилетевших не воспользуется каршерингом.
Воровство
Компания Balkancar публиковала статистику, согласно которой из автомобилей компании за год было украдено более 140 аккумуляторов и массу маленьких деталей. Также пропало около 18 тысяч литров стеклоомывайки — берут все, что взять просто.
Это не какие-то российские реалии, с проблемой воровства в сервисах каршеринга борются по всему миру. Однако для российских компаний, которые только встают на ноги, воровство часто становится губительным.
Законы требуют постоянных вложений
Согласно законам, автомобиль, который предоставляется каршерингом, должен не превышать «возраст» в три года. Постоянное обновление автопарка сильно бьёт по финансам, а прибыли до сих пор нет.
Balkancar, Яндекс.Драйв и «Делимобиль» в сумме за 2018 год понесли убытки более миллиарда рублей. В данный момент нет никаких оснований считать, что данные за 2019 год окажутся более позитивными.
В данный момент цены на каршеринг в Москве довольно низкие, по несколько рублей за минуту езды. Непонятно, каким образом представители сервисов смогут зарабатывать с такими ценами. Однако подорожания ждать не стоит — тогда сервис станет бессмысленным, потому что будет выгоднее использовать такси. Так или иначе, в данный момент такая модель каршеринга в России не работает.
Читайте также: На food-флористике я зарабатываю до 600 тыс. ₽, а ведь вложила в бизнес всего 5 000 ₽. Реальный опыт бизнес-леди.
Опубликовано 12 марта, 2020 Обновлено 12 марта, 2020 Пользователем Светлана Кулай