Декрет – лучшее время для открытия своего дела. Так решила героиня сегодняшнего интервью, Елена. Молодая мама поделилась с журналом Reconomica трехлетним опытом ведения небольшого бизнеса, приносящего прибыль и удовольствие.
Как продавать в Интстаграм в целом и как продавать детские книги в частности – Елена расскажет в подробностях. По сути, ее рассказ – кейс открытия магазина с нуля: начальные вложения и продвижение страницы, поиск поставщиков, привлечение покупателя и другие премудрости. А главное, Елена предоставит калькуляцию затрат и дохода за три года. Возможно, цифры не впечатлят искателей волшебной кнопки «Деньги», но наша гостья подчеркивает: главным для нее было и остается не доход, а самореализация. И – возможность подарить детям самую первую книгу – хорошую книгу.
Содержание материала
Как родился книжный магазин
Всем привет! Меня зовут Елена, я живу в городе Одесса. Я расскажу, как открыла магазин детской литературы, будучи в декрете, и приведу свой пример продающего Инстаграм.
Идея продажи детских книг родилась, когда мне был 21 год. Воплотила идею в жизнь в 22 года, после рождения сына. Близятся мои 25, а магазин по-прежнему радует маленьких покупателей. За три года были взлеты и падения, кризисы и застой, но со всем удалось справиться.
Почему продажа детской литературы?
До декрета я работала менеджером по персоналу в крупной торговой компании. Работа сложная: постоянное изучение новой информации, статистики конкурентов, привлечение кандидатов к сотрудничеству.
Думала, в декрете буду отдыхать и ходить по магазинам. Отдыхала ровно неделю: потом мне стало скучно! Убивала время на походы по детским магазинам, сидела в чате для будущих мам и в соцсетях.
Читая сообщения в чатах, удивлялась: многие неплохо зарабатывают. Кто-то вяжет, кто-то печет торты на заказ, кто-то изготавливает декор для праздников. Оказалось, 50% девушек активно подрабатывают в декрете. Призадумалась и я: чем бы заняться?
Статья в тему: Торты ручной работы под заказ. Как любимое хобби сделать прибыльным.
Незадолго до родов наткнулась на пост мамы троих детей, ведущей свой бизнес. История вдохновила, и я стала активно перебирать варианты.
- вязание отпало – вяжу для себя, многих техник не знаю;
- рисование или плетение – не мое;
- макияж, маникюр – не умела и не умею;
- менеджером на дому – увы, но достойную вакансию найти сложно.
Мозг кипел. Понимала, что ничего из меня не выйдет: сиди, Лена, наслаждайся декретом. Однажды, покупая детские вещи, я зашла в книжный магазин. Цены шокировали, да и выбор мал.
Детские книги не радовали: яркие картинки и сложный для восприятия бессмысленный текст. Стало обидно: неужели так мало интересной и познавательной детской литературы, и она так дорого стоит?
По дороге домой тоскливо рассматривала купленную по акции картонную книжечку. И меня осенило: а почему бы не найти хорошие издательства, не подобрать увлекательный ассортимент для детей, да и не начать продажи?!
Так и появилась идея магазина детской литературы, продавать которую решила через Инстаграм.
Как написать бизнес-план, если ты не «бизнес-пан»?
Идея – хорошо, действие – лучше. Мой супруг поддержал идею, подсказал составить бизнес-план со следующими пунктами:
- начальные вложения;
- реклама;
- ценообразование;
- анализ конкурентов;
- поиск надежных поставщиков;
- ориентировочное время на раскрутку;
- вопросы доставки;
- сроки окупаемости вложений.
Этими пунктами я и занялась. Изучила магазины книг в соцсетях, их продукцию. Удивило одно – книги почти одинаковые, отличия лишь в цене.
Читайте также: Как заработать 190 000 рублей за 3 месяца на вязании стильных перчаток. Идея для бизнеса от мамочки в декрете.
А еще заметила, что скидки, акции делают магазины более посещаемыми в сравнении с теми, где просто выставлены единицы товара.
Цены ниже, чем у конкурентов, широкий ассортимент – на этом должен был «взлететь» мой магазин.
Проблем с рекламой не было. Упор делала на социальные сети и чаты мам. На раскрутку отводила 3-4 месяца. За этот период планировалось:
- рекламировать магазин в соцсетях, в чатах и форумах в городе и по регионам;
- рекламировать через друзей;
- с главной платформы магазина в день добавлять по 30-40 подписчиков.
Если учитывать, что в сетях из 100% подписчиков на тебя реагируют 50-60%, то пару месяцев на сбор ядра подписчиков хватит. Затем, по принципу «Сначала ты работаешь на свое лицо, а затем оно на тебя», пользователи сами находят твой магазин.
Что мне стоит магазин построить
Вложения. К старту подошла с умом и некой хитростью. Перечитав ряд историй запуска своего дела, поняла: не закупай много товара.
На закупку книг выделила около 200 $. Магазин планировался в Instagram – крупные вложения были не нужны.
Доставка. Для привлечения клиента заказы решила отправлять через все почтовые отделения и перевозчиков. На первых порах доставку включила в стоимость единицы. При сумме заказа свыше 15 $ – доставка бесплатная.
Поставщики. Сложности возникли с поиском поставщиков. Многие издательства отказывали, потому что мой бизнес не зарегистрирован.
Крупные издательства я отвергла сама, и стала заниматься поиском малых компаний и оптовых магазинов.
Удалось сделать оптовый заказ в российском издательстве «Лабиринт» – цены ниже, чем у крупных поставщиков, много интересной литературы, которую у нас не встретишь. Нашла и малые издательства, которые выпускали авторские книги и энциклопедии, не встречавшиеся мне у конкурентов.
Сделав первый оптовый заказ, я договорилась о долгосрочном сотрудничестве и на продвижении их продукции через мой интернет-магазин.
Низкая себестоимость книг позволила без крупных вложений сделать большой заказ. Крупные же издательства, выкупая авторскую литературу, накручивали цены в 2-3 раза, что делало ее часто недоступной для покупателя.
А где взять денег?
Если бизнес решился открыть в одиночку, то вкладываешь свои средства, берешь кредиты или в долг. Но супруг меня поддержал, и выделил средства на первые расходы.
Можно открывать дело с напарником, разделив расходы пополам, но это не тот случай. Тем более, пока бизнес раскрутиться, нет смысла заказывать большие объёмы продукции.
А как на деле? Как продавать через Инстаграм
А на деле главное – не спешить. Начало положила со своей основной странички в сети. Большое число подписчиков, активность на странице позволили быстро продвинуть мой стартап.
Как сделать Инстаграм продающим? Обычные фото книг и цена – они не интересны. Нужен яркий интерфейс, интересное описание и обзор, после которого захочется купить книжку.
Читайте также: Как вносить вклад в семейный бюджет, находясь в декрете. 2 способа заработка от молодой мамы (с цифрами).
- Подогреваем интерес. За месяц открытия магазина я начала раз в неделю писать посты с загадкой: что скоро произойдет, чему будут рады все, не только я. Спрос на страницу возрос, многие начали гадать в комментариях, чего же я жду. Тем временем я создала вторую страницу и занялась оформлением.
- Удобный интерфейс, продающий пост. На каждую позицию я делала фото и подробный обзор книги и яркое описание. Отдельно прописала пункты Оплата, Доставка, Оформление заказа и Бонус. Оплата – только по 100% предоплате на карты разных банков.
- Оформление заказа. При оформлении заказа покупатель понравившиеся книги мог скинуть мне в Direct, Viber, Whatsapp и подтвердить заказ оплатой.
- Доставка. Доставка осуществлялась по городу, по регионам по почте, любой службой доставки. Передавала и «передачей» – с рейсовыми автобусами, из рук в руки.
- Бонусы. Первых покупателей ожидал бонус – книжка в подарок. Я заказала книжки-пазлы, не выставляя их на продажу, а сделала коллаж обложек. Клиенту скидывался коллаж с обложками книг, и он мог выбрать любую книжечку из коллажа в подарок.
Книги от издательств пришли через неделю. Я фотографировала каждую и снимала видео, ночи напролет монтировала.
Растраты на закупку составили 250 $ – больше, чем планировала. Я заказала около 70 книг по 3 экземпляра – для старта хватило. На покупку упаковочного материала ушло около 20 $.
На старт, внимание – открытие магазина!
В день Х я запустила интернет-магазин. Ярким постом познакомила подписчиков со своим островком, агитировала подписываться. Пост написала в чатах и форумах, друзья поделились публикацией на своих страничках.
За первый день подписались человек 50, и тишина… И опустились руки: готовилась, придумывала – и ничего.
А испугалась зря. В первые трое суток – около 1500 подписчиков, телефон разрывался от заявок. За первую неделю я продала 100 книг.
В процессе: нескучный декрет
Главное, правильно организовать процесс работы, ведь помимо стартапа, я еще и мать.
Все оплаченные заказы я упаковывала, укладывала книги в коробки, перевязывая нитью.
С утра я отправлялась гулять с коляской, набитой горой посылок, и заходила на три почтовые службы. За два похода книги отправились к своим получателям. По приходу домой отправляла номера накладных, благодарила и просила оставить отзыв о покупке.
Затем решила отправлять заказы раз в 5 дней. Проще всего было отправлять посылку с пассажирскими автобусными рейсами. Пара часов – и посылочка в руках у клиента.
Набираем обороты, на месте не стоим
На окупаемость магазин вышел через месяц. Застоя не было. Перед отправкой последних книг заказывала новые: те, которые просили клиенты и 15-20 новинок.
Для поддержки активности я провела конкурс «Giweaway» с призами – купонами на скидку 10 и 50% на покупки и двумя книгами в подарок.
В конкурсе участвовало около 500 человек. В комментариях к посту о конкурсе нужно было поставить + и отметить двоих друзей. Победителей определил генератор случайных чисел.
Конкурс увеличил число подписчиков в три раза – порядка на 4000 человек.
На тот момент магазину было 5 месяцев. Дом был заставлен книгами и коробками. Муж соорудил стеллаж, на верхних полках которого я поставила новые экземпляры, на нижних – старые позиции и те, что повторно выкупала у издательств.
Окупаемость и прибыль
На окупаемость я вышла за первые три недели: вложенные 250 $ я вернула и заработала чистыми 135 $.
С каждым новым заказом в издательствах я увеличивала сумму расходов на 50$. В итоге, расходы и доходы за первым год составили:
- 300$ вложила – 520 $ заработала;
- 350$ вложила – 675 $ заработала;
- 400$ вложила – 830 $ заработала.
В конце года организовала распродажу: снизила цену практически до себестоимости, накрутив всего 7%, вместо обычных 25%. Зачем? Финальный заработок составил 340$ плюс распродала позиции, которые были в наличии для быстрого оборота.
В итоге, за первый год, чистой прибыли у меня было около 1500 $.
Я не ставила перед собой цель заработать состояние, а потому даже такая прибыль меня радовала, а отзывы довольных покупателей вдохновляли работать дальше.
На втором году были и убытки. Я сделала заказ на зарубежную литературу: это были сказки, рассказы иностранных авторов по цене около 700 руб. за книгу.
С накруткой 25% цена вышла недоступной для моих клиентов, и партия распродавалась долго. Я получила урок: книги по цене руб. люди берут охотнее, чем дорогие.
Второй год принес неплохую прибыль: первую партию дорогой литературы мне удалось перекрыть специальной литературой по развитию ребенка.
Цифры радовали: за год было вложено 2500 $, а чистая прибыль составила около 3000 $.
Мой активный 2018
Год начался активно. Продажи выросли, библиотека расширилась. Помимо детской литературы до 3-х лет, включила пособия и развивающие книгами.
Дело вышло за рамки Инстаграма: заказы начали поступать с частных детских садов и школы развития. Книги разбирают партиями. Предстоит продуктивное лето.
Это интересно: Как зарабатывать в Instagram по 75 000 рублей в месяц. Бизнес-идея мамы в декрете.
Список поставщиков расширился: добавилось 4 крупных издательства из Польши, Украины и России.
Одной было сложно справляться, и я наняла помощницу. Сейчас со мной работает девушка, 19 лет, студентка-менеджер. Зарплата ее невысокая, но за старания часто поощряю. Были мысли продать бизнес или базу поставщиков, так как тяжело совмещать и дом и работу, но передумала.
Стабильно, в месяц мое дело приносит мне 100-150 $ дохода. Закрадываются мысли, выходить ли на основную работу?
Начинающим продажи в Инстаграм: подводные камни
Многие полагают, что продавать в интернете легко. Но это не так. Итак, трудности, с которыми я столкнулась при открытии магазина детской литературы.
- Поиск поставщиков. Многие издательства ставят высокие цены. Многие не идут на контакт, если бизнес официально не зарегистрирован.
- Контент. Непросто писать описания и делать видеообзоры. Нужна хорошая камера, штатив, освещение, видеоредакторы. Контент должен быть не таким, как у других.
- Нестабильность. Иногда заказов нет неделями. Главное – не бросать, не паниковать.
- Форсмажор. Бывало, что посылки приходили не вовремя, бывало и помятыми. Клиент был расстроен, но это вина перевозчика. Не доказывать свое, не грубить.
- Деньги+. Сразу решите, какая у вас цель – много заработать или заниматься приятным делом и получать бонусы в виде денег. От этого будут зависеть цены. На втором году хотелось заработать больше, но совесть не позволила повысить цены.
Читайте также: Как я заработала 15000 рублей, просто проращивая семена герани! История моего бизнеса в декрете – в цифрах и фото.
Чтоб старт был удачным, запаситесь терпением. И – подготавливайте почву. Думаю, что если бы я не писала посты о предстоящем событии, то заказов ждала долго. А еще я уверена: при небольших вложениях можно начать свое дело и зарабатывать. Это не искусство, и специально этому обучаться не надо. Все в наших руках!
Опубликовано 21 июня, 2018 Обновлено 21 июня, 2018 Пользователем km35
Лабиринт-мой любимый книжный.Автор грамотно раскрутила свой мини-бизнес.Не все молодые мамаши любят читать,но обожают серфить разные соц.сети.
Как открыть магазин в инстаграме и начать продавать свой товар или услуги вам расскажут на https://ozni.info В статьях описано пошагово, как начать продажи и что продавать. Информация доступна, легко понимаема. Мне понравилось.
Мой респект мамочкам, которые, не сидят на месте! Развивайтесь, вы молодцы! Очень подробно дано описание магазина детских книг в Инстаграм. Отличный старт, плавное развитие.