Многие из тех, кто работает по найму, хотят начать своё дело, но удаётся это далеко не всем. Потому что для запуска своего проекта нужно, чтобы желание было подкреплено знанием бизнес-процессов, а предложенный продукт — интересен той аудитории, для которой будет производиться.
Сегодня в гостях журнала Reconomica основатель ТМ «Орто пазл», автор запатентованной ортопедической продукции для детей. С читателями Олег Гацкан поделится опытом создания компании и вывода её на международный уровень.
Содержание материала
Как создать и запустить свой проект
Меня зовут Олег Гацкан, я основатель ТМ «Орто пазл», автор запатентованной ортопедической продукции для детей. В 2015 году я стал владельцем бизнеса, а сегодня продукция моей компании успешно продаётся во многих странах мира.
Используйте накопленный опыт
К 2015 году у меня был накоплен большой опыт работы: в сфере московской недвижимости и антикризисным управляющим в нескольких компаниях Ростова-на-Дону, где я сумел сократить издержки и выстроить антикризисную систему. В 2015-м владелец одной из них предложил мне выкупить у него бизнес — производственную компанию, которая занималась выпуском сувенирной продукции, фурнитуры для обуви и подошв. Морально и материально я был готов к этому предложению, поэтому согласился.
Читайте также: Как, производя обувь и одежду для детей, зарабатывать 3 млн рублей? Реальный опыт бизнес-мамы.
Отдел продаж — это важно!
Моими первыми шагами в качестве собственника бизнеса были создание и запуск отдела продаж по собственным стандартам. Я вынес офис отдела за пределы территории завода, где он находился раньше, в помещение, арендованное в самом крутом бизнес-центре города, из окон которого открывался потрясающий вид. Как показала практика, это становится дополнительным бонусом для потенциальных сотрудников.
Мой опыт подсказывал, что для повышения эффективности необходимо создать 2 отдела продаж: по взаимодействию с постоянными клиентами и по привлечению новых. Это выгодно потому, что когда действует только один отдел, в какой-то момент продажники концентрируются либо на поиске новых клиентов, либо на работе с уже имеющимися, поскольку хотят повысить личный доход.
В будущем благодаря такому подходу нам удалось в несколько раз увеличить обороты. Но в тот момент моей компании надо было выживать в условиях очередного экономического кризиса, который произошел в стране и мире: людям было не до сувениров, которые раньше хорошо продавалась, и я решил найти другой продукт.
Где найти идею для бизнеса?
Эту идею подсказала сама жизнь. Когда у моего старшего сына врачи диагностировали плоскостопие (позже оказалось, что ошибочно) и настоятельно порекомендовали носить ортопедическую обувь, я начал искать альтернативные варианты. Главными задачами в тот момент было, с одной стороны, не допустить развитие плоскостопия, с другой — избавить ребёнка от необходимости ходить дома и на улице в этих неудобных ботиночках.
Изучив массу специальной литературы и рынок ортопедической продукции, я пришел к выводу, что таким решением могут быть ортопедические коврики. Но из великого множества тех, которые я видел, ни один не соответствовал всем требованиям к такому продукту. Тогда я решил разработать его самостоятельно и запустить на собственном производстве.
Продукт должен иметь ценность для клиентов и сотрудников
Создавая продукт, надо помнить, что деньги находятся у конечного потребителя, и отдаст он их только за тот продукт, который будет представлять для него ценность. Но его ценность важна и для сотрудников компании, которые занимаются продажей этого продукта: позитивные отклики покупателей могут стать дополнительной мотивацией.
Читайте также: Мы не нашли мебель для комнаты сына и открыли собственное производство! Рассказ о семейном бизнесе.
Чем мотивировать сотрудников
Основная мотивация в нашей компании — отсутствие потолка по зарплате. Мы разработали систему оплаты, при которой сотрудники зарабатывают проценты и каждую неделю получают бонусы. Благодаря этому они эффективно работают весь период, а не только в конце месяца.
Стимулом выполнять работу качественно и соблюдать трудовую дисциплину стали понижающие коэффициенты: они применяются, к тем, кто опаздывает, не выполняет планы или допускает другие нарушения. Такой подход в комплексе помог в 5 раз повысить эффективность работы сотрудников отдела продаж.
Расти и масштабироваться
В 2016 году я получил патент на изобретение ортопедического коврика для профилактики плоскостопия у детей. Он пользовался спросом, благодаря чему за три года наши обороты увеличились в 2,5 раза, а маржинальность — почти в 4. Расширилась и сеть партнёров: если сначала она состояла всего из 3, то теперь их более 80.
Сегодня продукция и ТМ защищены 28 патентами в России, Европе и США и еще 5 патентов — в процессе регистрации.
В настоящий момент наши ортопедические коврики — единственный продукт в своей нише, который зарегистрирован официально и получил статус медизделия у нас в стране и на территории Евросоюза. На его регистрацию ушло почти 2,5 года, поскольку для этого необходимо получить заключения экспертов.
Как выйти из операционки
Когда все основные бизнес-процессы были налажены, я понял, что необходимо двигаться дальше. Но когда собственник находится в операционном управлении и лично контролирует всё, сделать это практически невозможно. В какой-то момент это начинает тормозить развитие организации, потому что владелец не видит точек роста (сделать это можно только со стороны) и физически не имеет возможности заниматься поиском новых рынков. Чтобы выйти из операционного управления и не потерять компанию, понадобилось время, но я создал эффективную систему удалённого управления. Её основные этапы:
- создание системы управления организацией через директорат;
- разработка новой оргструктуры компании;
- налаживание корпоративного обучения;
- создание систем материальной и нематериальной мотивации сотрудников.
Эти меры подготовили почву для моего плавного выхода из операционки, а компанию — к работе без потери качества. Опыт показал, что такой подход делает сотрудников более ответственными и самостоятельными.
Вывод компании на международный уровень
В настоящее время я занимаюсь решением стратегических вопросов: в 2018 году я создал международную компанию для масштабирования в США ТМ «Орто пазл». В этом году она вышла на Европейский рынок: теперь наши ортопедические коврики продаются в Болгарии, Словакии, Молдавии, а вскоре стартуют продажи в США, Канаде, Ирландии, Дании, Англии, Гватемале, Греции, Польше и Германии. Также мы успешно освоили международный рынок Amazon.
Начиная свой бизнес, я использовал опыт, полученный в период работы по найму. Я понимал, как важно найти продукт, который будет иметь ценность для его конечных потребителей, знать, как работают бизнес-процессы и уметь их настроить. Если сделать всё грамотно, со временем собственник сможет без моральных и материальных потерь выйти из операционного управления, чтобы заниматься стратегическими вопросами и развивать компанию.
P.S. Больше об ортопедических ковриках ТМ «Орто пазл» можете узнать в группе ВКонтакте, ознакомиться с особенностями изделий можно на сайте, в Ютуб-канале и в Истаграм. Присоединяйтесь!
Опубликовано 11 декабря, 2020 Обновлено 11 декабря, 2020 Пользователем Елена Карот
Коротко и просто о важнейших принципах для бизнеса! Прям демонстарция слова Мудрость-способность упростить сложное.Читал статью и создалось впечатление,что компания только в начале пути и нам предстоит стать свидетелями огромного расширения бизнеса и ассортимента.Олег,действуя так,ты покоришь всю планету!!! На радость нам)).