Уйти в море. Матрос — не только романтичная, но и хорошо оплачиваемая работа

Матрос. Что первым приходит в голову при этом слове? Бескрайние морские просторы, портовый кабак, терпкий ром и страстное танго. Свобода.

Работа в море овеяна флером романтики, кто хоть раз в жизни не представлял себя бравым моряком, на всех парусах летящим навстречу горизонту? И если командный состав судна ограничен ответственностью и честью мундира, то уж матросу-то сам черт не брат! Лихо крутя морские узлы, он, танцующей походкой идет по волнам, свободный как ветер.

Но так ли это на самом деле? Reconomica ранее уже публиковала обзор морских профессий. А сегодня наш журнал подробней остановится на рабочей профессии «матрос». Куда пойти учиться, сколько платят и что входит в обязанности матроса — об этом расскажет эксперт.

Итак, тем, кто давно мечтал все бросить и стать морским волком, рассказываем с чего начать.

Что делает матрос на судне

Меня зовут Жарков Сергей Вячеславович, мне 30 лет, я родился и вырос в городе Новороссийске на побережье Черного моря, так что моя биография, как и у многих в нашем городе, всегда была так или иначе связана с морем. В настоящее время я уже два года работаю матросом на буксире компании ЗАО «Транснефть».

курсы матросов в новороссийске

«Пантера» — один из буксиров Транснефти.

Профессия матрос

Для начала расскажу суть профессии.

Работа матроса схожа с профессией разнорабочего с некоторым набором дополнительных обязанностей и нюансов, которые мы рассмотрим далее, а также тем фактом, что все время вахты (в пределах от двух недель до шести месяцев) я нахожусь на борту судна и не могу покинуть его за исключением форс-мажорных обстоятельств.

Работа матросом на судне

Работа матроса на судне состоит из нескольких составляющих, каждая из которых требует определенного набора знаний и навыков:

  • палубные работы — борьба с ржавчиной, грунтовка и покраска корпуса судна, борьба с обрастанием корпуса судна водорослями, периодическая проверка и смазка подвижных механизмов, лебедок, гаков, кранов, якорных устройств, опреснение и замывка палубы и корпуса судна;
  • внутренние работы — уборка помещений общего пользования, мытье иллюминаторов, мелкий ремонт;
  • якорные операции — постановка и снятие судна с якоря;
  • швартовные операции — отшвартовка и швартовка судна к причалу и борту другого судна;
  • несение вахты — у трапа во время стоянки у причала; и на мостике во время движения судна и во время стоянки на якоре.
работа для моряков

А этот красавец входит в ООО «Газпром флот».

Палубные работы

Работа на корабле вообще и на палубе в особенности требует знания и неукоснительного соблюдения правил техники безопасности.

Я не только имею право, но и обязан отказаться от выполнения работы, если сочту это небезопасным или у меня отсутствую необходимые средства индивидуальной защиты (для каждого вида работ набор СИЗ определяется отдельно) и инструменты для ее успешного и безопасного исполнения.

Для покрасочных работ нужно уметь смешивать двухкомпонентные краски и грунтовки, для работы с концами нужно уметь вязать морские узлы. Прочие работы на палубе не требуют особых знаний, но осложняются природными явлениями: качкой, ветром, жарой или холодом.

Якорные и швартовные операции

Постановка и снятие судна с якоря требует моего личного присутствия на баке судна. В это время я в ручном режиме управляю якорной лебедкой с ленточным тормозом (на разных судах модификации могут варьироваться) и наблюдаю за процессом подъема якоря из воды. При необходимости нужно омывать якорную цепь заборной водой из пожарного рукава, чтобы смыть с нее налипший ил, и наблюдать, чтобы якорь точно вошел в клюз в правильном положении и на нем не было посторонних предметов (камней, тросов и прочего возможного мусора). Если что-то идет не так, сразу докладываю на мостик.

При швартовке судна я подаю на берег швартовный конец, где он закрепляется на кнехте (или быке, или ином швартовном устройстве). Когда конец на берегу закреплен, выбираю его вручную или при помощи лебедки и закрепляю на кнехте особой швартовной «восьмеркой».

Обязанности вахтенного матроса

Работа вахтенным матросом предполагает, помимо прочих обязанностей, несение вахты на судне.

Я несу две четырехчасовые вахты в сутки (с четырех до восьми утра и с шестнадцати до двадцати часов вечера) на мостике или у трапа.

Вахта у трапа

Несение вахты у трапа, когда судно стоит у причала, требует от меня наблюдать за прибытием посетителей на борт судна, запись данных всех прибывших в журнал посетителей и доклад о них вахтенному офицеру. В некоторых районах требуется следить за сохранностью судового имущества, а также за возможным проникновением на борт нелегалов.

Вахта на мостике

Несение вахты на мостике во время движения судна или во время стоянки на якоре требует вести постоянное наблюдение за окружающей обстановкой через обзорные иллюминаторы, во избежание столкновения с другим судном (для этого необходимо знать правила МППСС: «Международные правила предупреждения столкновения судов»). Кроме того, надо следить за показаниями на радаре (показывает положение близлежащих судов и береговую линию), эхолоте (показывает текущую глубину), кренометре (определяет крен судна), гирокомпасе (или спутниковом компасе на более современных судах), анемометре (показывает скорость и направление ветра) и прочих навигационных приборах и приборах учета.

Вахта на мостике подразумевает также постоянный контроль радиоэфира в двух частотах (так называемая радиовахта). Обо всех сообщениях по рации, критичных показаниях приборов или если возникает вероятность столкновения судов, докладываю вахтенному офицеру.

Рабочий день на корабле

Мой рабочий день длится 12 часов и начинается с вахты с 4:00 до 8:00. Перед вахтой я делаю обход судна с целью выявить неисправности или несоответствие требованиям безопасности (освещение палубы, навигационные огни, выставление специальных знаков, засоленность иллюминаторов, обледенение палубы в зимнее время). Если выявлены какие-то несоответствия, докладываю вахтенному офицеру.

В 8:00 поднимаю государственный флаг и иду на завтрак, после чего приступаю к палубным работам, запланированным боцманом и провожу их до 12:00. После обеда я отдыхаю до 16:00, когда начинается моя вечерняя вахта. С заходом солнца снимаю флаг и зажигаю палубное освещение. По окончанию в 20:00 вахты заканчивается и мой рабочий день.

сколько зарабатывают матросы

В рубке.

Морские байки

Обычно жизнь на корабле идет в штатном режиме, но бывает и так, что работа в море требует от матроса отваги и смекалки.

Был у меня такой случай: судно стоит на якоре, собираемся сниматься, чтобы идти к причалу на санитарную обработку (прием продуктов и пресной воды, сдача на берег мусора и сточных вод). Капитан дает команду выбирать якорь. Все идет по плану, но внезапно якорная цепь перестает заходить в цепной ящик и начинает вываливаться на палубу. Не помещается в общей сложности метров 7 цепи.

Останавливаем выборку якоря, закрепив его ленточным тормозом. Спускаемся в цепной ящик и открываем его, открутив 16 болтов держащих заглушку. Оказалось, что проржавел и отвалился «язык», расталкивающий цепь внутри ящика, и она начала складываться «пирамидкой», не занимая таким образом всю возможную площадь. Тогда мы с боцманом берем радиостанции и он идет на палубу к якорной лебедке, а я, вооружившись доской, остаюсь в цепном ящике. Полностью вытравливаем якорь и начинаем выбирать его заново, распределяя цепь с помощью доски равномерными слоями по всей площади.

Или вот еще история. Как-то летом обнаружили, что наша ватерлиния перестала быть отчетливо видна из-за того, что сильно заросла. Поскольку вода была теплая, решили очистить ее своими силами. Для этого соорудили скребок на длинной ручке и спустили на воду штормтрап (веревочную лестницу), по которому я, надев спасательный жилет, спустился в воду и, плавая вокруг судна, очистил ватерлинию от водорослей. Заодно и мидий насобирал.

Где можно выучиться для работы на флоте

Образование, необходимое для работы на каботаже (без выхода за границы страны) и в дальнем плавании — отличается. Как и заработок.

Морские учебные заведения России

В Новороссийске обучение матросов проводят в Новороссийской Морской Государственной Академии (ее филиалы есть в Севастополе и Ростове-на-Дону). Кроме того, пройти обучение на матроса можно в морских учебных заведениях других городов — в Санкт-Петербурге, Мурманске, Владивостоке.

Курсы матроса состоят из трехмесячной теоретической подготовки (лекции), занятий в Береговом Учебно-Тренировочном Центре (там проходят обучение по медицине, борьбе с пожаром, борьбе за живучесть судна, оставлению судна, выживанию в воде) и двухмесячной практики (чаще всего ее приходится искать самостоятельно).

Дипломы и сертификаты, необходимые матросу для работы в море

После прохождения обучения и сдачи экзаменов мне выдали учебный диплом, дающий право на работу в море в должности кадета. После двухмесячной практики (с предоставлением справок о плавании за соответствующий период) я обменял учебный диплом на рабочий. Для работы непосредственно в должности мне понадобилось еще во время обучения пройти курсы для получения международных сертификатов «Охрана судна» и «Начальная подготовка по безопасности», оформить удостоверение личности моряка и пройти медкомиссию.

Для работы вне территориальных вод РФ также понадобится оформить сертификат «Шлюпки и плоты» (для получения которого нужно иметь не меньше шести месяцев стажа работы на судне) и сделать прививку от желтой лихорадки, о чем выдается специальное свидетельство о вакцинации. Чаще всего для работы на судне дальнего плавания требуется знание английского языка, желательно «морского английского» (специального сленга и терминов) и наличие загранпаспорта.

Сколько зарабатывает матрос

Зарплата матроса на каботажном и дальнем плавании сильно разнится в пользу последнего. Это обусловлено высокими требованиями к стажу (минимум полгода работы на каботаже), знаниям (наличие специальных сертификатов для работы на определенных типах судов, например, танкеров или газовозов), уровню владения английским языком (на каботаже, как правило, не требуется).

Зарплата моряка дальнего плавания в должности матроса сейчас колеблется в пределах 1500-2200$/мес. В то время как зарплата на работе в прибрежных районах составляет 20000-70000р/мес.

Однако следует учитывать, что зарплата матроса на судне зависит от графика работы. Оплачиваются только проведенные в море месяцы. Так что моя реальная зарплата — 40000 рублей в месяц при графике 2 недели через 2 недели — не меньше оклада матроса, например, на бункеровщике компании «Роснефть» (название взято просто для примера), который получает 80000 рублей в месяц, при графике месяц через месяц, по той простой причине, что я работаю и получаю зарплату каждый месяц, а он один месяц проводит полностью на берегу и этот месяц не оплачивается.

Карьерный рост на флоте

Рост рядового на судне ограничен. Перечислю основные варианты.

Дельта тест для квалифицированного матроса

После восемнадцати месяцев работы матрос может сдать Дельта тест на получение звания «квалифицированный матрос». Квалификационное свидетельство матроса откроет список более оплачиваемых вакансий в некоторых компаниях, которые берут на работу только квалифицированных матросов (например, работа на офшорных буксирах, обслуживающих нефтяные вышки в красном море, там зарплата матроса сопоставима с зарплатой офицера на прибрежном флоте России).

Боцман и смежные специальности

После этого матрос может сдать экзамены на боцмана (читай «старший матрос»), чья работа оплачивается выше, но по сути не отличается. Хорошую службу может сослужить получение квалификационных свидетельств сварщика, токаря, пампмэнаойлера и других морских рабочих специальностей, расширяющих возможности найти матросу более высокооплачиваемую работу.

Плюсы и минусы работы матросом

Работа в море хороша в первую очередь тем, что оплачивается, как правило, выше, чем идентичные специальности на берегу. Однако осложняется некоторыми факторами:

  • необходимость раз в пять лет обновлять все сертификаты и ежегодно проходить медкомиссию;
  • контракт на дальний рейс (в отличие от работы на каботаже), как правило, заключается на один рейс, так что на берегу моряк находится в состоянии постоянного поиска работы;
  • для многих препятствующим фактором становится морская болезнь и вынужденное долгое отсутствие дома.

Кроме того, поиск работы осложняется очень высокой конкуренцией (по факту, только один из десяти закончивших обучение попадает на судно), так что нужно проявить изрядную настойчивость.

работа на море матросом вахта

Здравствуй, небо, море, облака…

Где и как искать работу в море

Для поиска работы стоит обращаться в специальные крюинговые компании — это агентства, оказывающие помощь в трудоустройстве моряков. Их офисы есть в каждом портовом городе. В Новороссийске самые крупные среди них: BGIMarlowStenaNovoship.

Читайте также: Работа вахтой в Транснефти.

В целом можно сказать, что работа на море вахтой требует настойчивости в поиске и ответственности в выполнении, и лучше всего подходит романтикам и совсем не подходит домоседам.

Опубликовано 30 января, 2018 Обновлено 30 января, 2018 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Уйти в море. Матрос — не только романтичная, но и хорошо оплачиваемая работа

  1. Елена Колыгина says

    Несмотря на кажущуюся романтику, работа матроса далеко не для каждого. Ночная вахта, морская болезнь и еще некоторые прелести этой профессии остановят многих соискателей. Да и отсутствие дома по полгода тоже не лучшим образом сказывается на семье!

  2. Ирина Грозина says

    Ходить в море всегда было небезопасно, а сейчас и подавно. Тяжело работать, когда так долго не видишь семью. Единственное, что оправдывает выбор такой работы, это неплохой заработок.

      • Vladimir says

        Ребят подскажите правда сейчас тяжело попасть на корабль новичку через крюнинговую компанию за деньги???

  3. Сергей says

    В чем же заключается служба матроса и с чем ее едят? Служба очень интересная и увлекательная по рассказу автора, но так же очень сложная ведь не каждый сможет выстоять вахту у трапа, да и просто вахту, все кто служил, согласятся со мной. Вахта это самое нудно занятие, но оно же является самым важным и ответственным в жизни любого служивого.

  4. km50 says

    Работа в море — что может быть романтичнее? Автор статьи раскрывает плюсы и минусы работы матросом. Она прекрасно подходит тем, кто хочет заработать, увидеть другие места и страны, не любит сидеть на одном месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *