Мы 30 лет живем на руинах! Заброшенный гигант в центре Украины — фоторепортаж из города-призрака Долинская

Наследие СССР стало для Украины непосильной ношей. Трагична судьба городка с ласковым названием Долинская, после распада Союза оказавшегося в заложниках заброшенного Криворожского горно-обогатительного комбината.

Это город-призрак, город-руина. Без воды, без медицинской помощи, без работы. Пустые глазницы многоэтажек, пустыри.

О жизни на развалинах международной стройки журналу Reconomica расскажет Виталий, житель Долинской, депрессивного региона в географическом центре страны.

С болью в сердце молодой человек поведает о былых перспективах «стройки века» и о бесперспективных реалиях дня сегодняшнего, метко называя будни украинской глубинки витриной бесхозяйственности.

Строили город-сад, а построили город-призрак…

Здравствуйте, уважаемые читатели! Я проживаю в г. Долинская Кировоградской области. Расскажу о непростой судьбе маленького городка, о проблемах жителей украинской глубинки.

Разрушающаяся Долинская и недостроенный ГОКОР

Долинская, моя малая родина — добро пожаловать в город-призрак.

До 2 половины 1980-х годов Долинская была небольшим поселком, окруженным бескрайними степями. В 1985 г. на околице с. Маловодяное Долинского района начались работы по строительству Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (далее — КГОКОР) с рядом сопутствующих сооружений.

Не последнюю роль в выборе Долинского района для строительства сыграла близость г. Кривой Рог Днепропетровской области. В самом Кривом Роге места для строительства еще одного ГОКа не нашлось.

Недостроенный ГОКОР

Недостроенный КГОКОР называют Вавилонской башней Украины

Начало международной стройки: планов громадье

В строительстве принимали участие более 15000 специалистов из таких стран:

  1. СССР;
  2. Народная Республика Болгария;
  3. Германская Демократическая Республика;
  4. Социалистическая Республика Румыния;
  5. Чехословацкая Социалистическая Республика.

Задача комбината заключалась в переработке отходов Криворожских ГОКов. Для их доставки была проложена отдельная двухпутная железнодорожная ветка прямо к комбинату. Ныне она полностью разобрана.

руины недостроенного ГОКа

На руинах долгостроя Долинского КГОКОРа.

Распад СССР и крушение планов

Долинская должна была стать промышленным центром Кировоградской области, но планам не было суждено осуществиться. Всему виной стал распад СССР.

Завод был готов примерно на 70%, но на завершение строительства денег у Украины не нашлось. Нужно было выплатить компенсации странам-участникам строительства или отдать эквивалентную сумму в виде готовой продукции.

Ни выплатить компенсацию, ни завершить проект  в одиночку молодая страна не могла.

Болгария и Германия после развала Союза практически сразу отказались от доли за помощь в строительстве. Румыния и Словакия и сегодня не теряют надежду на компенсацию. Их специалисты до сих пор живут в нескольких подъездах незаселенных местными жителями домов.

Материал в тему: Жизнь на Донбассе вчера и сегодня. Вся правда из города шахтерской славы.

Успели построить поликлинику - вот и стоит

Наследие СССР: городская поликлиника

Международные многоэтажки

Благодаря иностранным строителям, в восточной части города возвели крупный микрорайон. Состоит он из многоэтажных (в 5 и 9 этажей) домов по типовым проектам стран-участниц строительства.

Местные жители так их и называют:

  • чешские – 9 эт.;
  • немецкие – 5 эт.;
  • румынские – 9 эт.

Наиболее ценятся квартиры чешского проекта, наименее – румынского. Но не следует забывать, что планировка любой квартиры гораздо лучше, чем в типичной «хрущевке».

Недостроенные многоэтажки Долинского долгостроя

Законсервированное строительство – «международные многоэтажки»

Не комбинатом единым

Параллельно возводили больницу с новой поликлиникой. Поликлиника работает, здание больницы так и не сдали в эксплуатацию.

А еще в те времена построили водопровод, 2 школы, 3 детских сада (2 работают, 3-ий не успели закончить). Возводили и вспомогательные сооружения, чтобы промышленный гигант мог работать по своему предназначению.

В будущем водоснабжение и стало одной из проблем для жителей микрорайона.

Проблемы Долинской: на обломках гиганта

Большинство жилых домов достроены и давным-давно сданы в эксплуатацию. В них проживают люди, но есть и не до конца достроенные. Спустя много лет их состояние весьма плачевное. За ними особо никто не следил и не осуществлял ремонтные работы.

Читайте также: Как я заработала 1600$ чистыми, выращивая малину. Инструкция по построению прибыльного бизнеса в глубинке

Реалии Украины: когда твой дом — руина

Поговаривают, что оставалось закончить внутреннюю отделку и подключить коммуникации. Но даже установленные в начале 90-х газовые плиты и сантехника, за которые государство еще не расплатилось с застройщиками, вскоре исчезли.

Руины недостроенного ГОКОРа

Развалины комбината. Витрина украинской бесхозяйственности, она же Вавилонская башня Украины

Вода — это дорого

По причине того, что комбинат не запущен, долги за услуги ЖКХ он оплачивать не в состоянии. На этой почве нередко случаются отключения водоснабжения восточной части города.

Читайте также: Как умирает Малая Родина, или непростая судьба поселка шахты 32… Фоторепортаж

В такие дни жителям многоэтажек воду подвозят на автоцистернах. Пользуются услугой не все. Многие заранее запасаются водой для технических нужд, а питьевую пару приобретают в супермаркетах или у знакомых из частного сектора — если есть колодец со вкусной водой.

Еще одна проблема, связанная с водоснабжением, «вытекает» из вышеуказанной.

Из-за потребности обслуживать водопровод протяженностью около 55 км цена за кубометр воды составляет существенную для провинции сумму.

Если верить слухам и паре заметок из городских печатных изданий, с прошлого года ведется работа по восстановлению водопровода. Он был заброшен еще до развала Советского Союза.

Логика в этом странном решении была. Почти все функции по жизнеобеспечению жилого микрорайона должен был взять на себя Криворожский комбинат.

Никто из руководителей в то время не мог предположить, что строительство окажется напрасным.

Были попытки достроить или продать забытый долгострой частнику, но за все годы ничего толкового не получилось придумать в решении этой проблемы.

Разрушающийся Долинский комбинат

Комбинат разрушается. И разрушается город.

Витрина украинской бесхозяйственности

Сам комбинат хоть и «законсервирован», но потихоньку продолжает разрушаться.

Этот долгострой мог бы по праву носить звание витрины бесхозяйственности украинского народа.

Большинство жителей потеряло веру в запуск предприятия в работу. Спустя много лет нужно модернизировать устаревшее оборудование, а это колоссальные денежные вложения.

Читайте также: Как прожить втроем на 100 долларов в месяц. Ценный опыт украинки.

В то же время, они очень надеются на постройку собственной системы городского водоснабжения, благодаря которой существенно должен уменьшиться тариф на воду, а также снизится зависимость города от Кривого Рога.

Тотальная безработица

Но это всего лишь «верхушка айсберга». Благодаря практически неработоспособному градообразующему предприятию, найти достойную работу непросто.

Людям не остается ничего, кроме как ехать искать работу в какой-нибудь областной центр Украины, в Кривой Рог или даже за границу.

Если и повезет найти, то уровень заработной платы в нашем районном центре весьма невысокий. «Получки» с трудом хватит на текущие расходы среднестатистической семьи. Большая часть оставшихся работают за скромную (чуть выше минимальной) зарплату.

Материал в тему: В погоне за длинным евро — работа в Европе без work permit. Сколько платят за чистку европейских туалетов?

Местные жители в большинстве своем работают на железной дороге и у частных предпринимателей. Около 700 человек трудится на КГОКОР, служат в рядах вооруженных сил или в сфере сельского хозяйства.

Безработных, стоящих на учете в специальной службе, тоже достаточно много.

Международные многоэтажки

Панельные многоэтажки построены по «европейскому» образцу.

Город почти без транспорта

С областным городом Кропивницкий (бывший Кировоград) налажено регулярное беспересадочное автобусное сообщение, с Кривым Рогом – автобусное и железнодорожное. В столицу можно добраться также без пересадок при помощи железнодорожного или автобусного транспорта, который ходит ежедневно. В остальные населенные пункты страны приходится добираться уже с пересадками.

…и без медицины

Жители Долинской обеспокоены и низким уровнем оказания медицинских услуг — даже в сравнении с аналогичными райцентрами области.

Значительная доля моих друзей и знакомых ездит лечиться в Кривой рог или по направлению в областную больницу в Кировоград.

Власть пытается эту проблему решить и дать возможность жителям пользоваться медицинскими услугами дома. Будем надеяться на благоприятный исход в скором времени.

Скучно жить в Долинской

К минусам жизни в Долинской можно отнести практически полное отсутствие заведений, где можно было бы с пользой провести досуг. Чтобы посетить киносеанс, концерт или сходить в театр, нужно ехать в большой город. Желающим культурно развлечься приходится покупать билет на общественный транспорт, чтобы осуществить свое желание.

Если ехать компанией из 4-5 человек, то можно воспользоваться личным автомобилем. Это будет в разы удобнее, а в некоторых случаях даже дешевле стоимости автобусного билета.

 

Разрушенные микрорайоны Кировоградщины

Когда твой дом — руина…

И на руинах есть жизнь: капля оптимизма

Было бы несправедливо не выделить позитивные стороны жизни в нашем городке.

  • Сравнительно неплохая экологическая ситуация благодаря неработающему комбинату – иначе была бы ситуация, как в Кривом Роге.
  • За последнее время город постепенно приводится в порядок: отремонтировали уличное освещение, почистили дворы многоэтажек, благоустроили один общественный парк и приступили к очистке второго.
  • Отремонтировали основные дороги и часть тротуаров, на некоторых новых улицах в частном секторе постелили асфальт.
  • Привели в порядок несколько общественных пляжей и очистили водоем для отдыха горожан в летний сезон.
Заброшенная железнодорожная ветка

Все дороги ведут… из дому

А что дальше?

Как и многие представители здешней молодежи, я планирую переезжать в более крупный город. В чем причина?

Самое главное – отсутствие работы неподалеку, а ездить ежедневно по 65-80 км в одну сторону здоровья не хватит. Тем, кому повезло устроиться, например, на железнодорожную станцию, уезжать большой потребности нет: зарплата по местным меркам вполне неплохая. Впрочем, каждому – свое. Благодарю за уделенное время.

Опубликовано 23 мая, 2018 Обновлено 23 мая, 2018 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Мы 30 лет живем на руинах! Заброшенный гигант в центре Украины — фоторепортаж из города-призрака Долинская

  1. Alesya Aleseva says

    Очень жаль людей которые живут в таких городах! Автор описывает ситуацию с местами для досуга. Это печально. Но к сожалению у нас пол страны так живет.

  2. km50 says

    Города-призраки. Ох, их достаточно много и в нашей стране. Каждый решает сам — оставаться в городе и наводить порядок, или уезжать в поисках лучшей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *