От чего бы отказаться, чтобы стало больше?.. Как оптимизация расходов позволяет экономить

Оптимизация. Слово это практически у всех на слуху. И не всегда результаты сего процесса вызывают у наших граждан однозначно положительные эмоции. (Спросите любого жителя провинции, что тот думает, в частности, по поводу оптимизации системы здравоохранения на местах!)

Но попробуем вместе с журналом Reconomica хоть немного разобраться в общих принципах оптимизации применительно к специфике конкретного производственного предприятия. Его сотрудник является начальником производственно-аналитического отдела одной из успешных горных кампаний страны. Он поможет нам на конкретных примерах немного лучше понять сущность этого достаточно ёмкого понятия.

Оптимизация. Когда отсекаем всё лишнее, неэффективное

Здравствуйте. Меня зовут Александр. Я расскажу вам немного о таком процессе, как оптимизация (о чём говорилось и в другой моей статье). В наиболее общем случае — это выбор наилучшего, оптимального варианта из множества возможных.

Оптимизация необходима для наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов — через удаление лишних, плохо работающих производственных звеньев. Чаще всего некоему оптимальному варианту соответствует два итоговых результата:

Достижение наилучшего результата — при данных (неизменных) затратах ресурсов.

Достижение заданного (желаемого) результата — при минимальных ресурсных затратах.

Иными словами, меняются только условия задачи, которая формулируется как “достижение наилучшего решения, оптимума”.

И если в одном случае затраты неизменны, это некая постоянная величина, то в другом же — они заданы изначально минимальными, таково условие.

Читайте также: Грамотный бухгалтер. Секрет успеха опытной сотрудницы.

Перейдём к конкретным примерам

На нашем предприятии при транспортировке горной массы из гранитного карьера на завод по производству щебня с каждым годом увеличивался расход дизельного топлива на каждую вывезенную тонну.

Чем дальше ездим, тем больше тратим

Доставка горной массы осуществлялась самосвалами Белаз грузоподъемностью 45 т.

диаграмма

Расход топлива самосвалами Белаз при транспортировке горной массы.

Как видно из диаграммы, с 2012 по 2015 годы включительно ежегодно имело место увеличение потребления горючего. С 2016 по 2017-й расход существенно сократился.

Расчёт затрат дизельного топлива (ДТ) в литрах показал, что пик перерасхода пришёлся на 2015 г., и он составил — 161 987 л.

диаграмма

Положительная динамика снижения затрат на ДТ.

В 2017-м имела место экономия ДТ в объёме 50 309 л. При цене 33,0 руб. за 1 л. она составила — 1 660 197,0 руб.

Для уменьшения расхода дизельного топлива мы провели детальный анализ показателей за период с 2012 по 2015, которые влияют на потребление ДТ, а именно — маршрут, пройденный самосвалами от места загрузки до места выгрузки. Таким образом, время, затраченное на один цикл перевозки, складывается из:

  • Загрузки.
  • Передвижения.
  • Выгрузки самосвала.

С 2012 по 2015 годы, при одинаковом количестве автомобилей в рамках одной рабочей смены (десяти), мы имели увеличение расхода ДТ. Что вполне естественно — чем дальше ездим, тем больше и тратим.

Читайте также: Работа в Газпроме. Как устроиться? — Вся правда от вахтовика.

Как исправить ситуацию

За счёт некоторого увеличения скорости движения, уменьшения времени на рейс, количества самосвалов на линии с 10 до 6 в смену, заинтересованности водителей делать больше рейсов за смену — получили экономию ДТ, уменьшение затрат на 4% в 2017 г. по сравнению с 2012 г. — И всё это без потери рентабельности завода по производству щебня.

Увеличилась зарплата водителей самосвалов Белаз до 70% за счёт увеличения количества рейсов каждого водителя с 25-26 (2012-2015) до 41-44 в 2016-2017 годах.

Рентабельность производства зависит от энергоресурсов, затраченных на:

  • Извлечение.
  • Погрузку.
  • Перевозку.
  • Производство.
  • Отгрузку продукции.

Один из основных показателей эффективности энергоресурсов при перемещении продукции с места загрузки до места выгрузки самосвалами — количество потраченного топлива на перемещение одной тонны продукции.

белаз

Вывоз породы самосвалами Белаз из карьера.

Улучшая данный показатель эффективности (расходы топлива на перевозку 1 т продукции), мы получили:

Повышение зарплаты водителей, а значит и их большую заинтересованность в работе, большую отдачу.

Экономию в размере 1 660 197 руб., и это только за счёт снижения расхода дизельного топлива, при увеличении плеча перевозки, или технологического цикла: загрузка — передвижение — выгрузка самосвала.

Перевод 4-х самосвалов в резерв из технологического цикла, что дало возможность планирования — других важных работ.

Заключение

Итак, перед производственно-аналитического отделом нашего горного предприятия встала актуальная задача сокращения расхода дизельного топлива на каждую вывезенную тонну гранитной породы.

Первое, что напрашивалось на ум, было — сократить перевозки. Но как было добиться этого без потерь в показателях рентабельности предприятия в целом? Решение было найдено.

Читайте также: Закулисье ресторана — оптимизируем производственные процессы на кухне.

За счёт ряда мер по повышению заинтересованности водителей самосвалов делать больше рейсов за одну смену мы и получили желаемую экономию дизельного топлива. И всё это, повторюсь, без потери рентабельности завода по производству щебня. Таковы вкратце достижения оптимизации.

Надеюсь, мои примеры с объяснениями были понятны. Благодарю вас за внимание. И поверьте, оптимизация не так страшна, как её малюет сознание иного обывателя. Успехов вам в вопросах экономии, будь то дом или собственный бизнес!

Загрузка...

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “От чего бы отказаться, чтобы стало больше?.. Как оптимизация расходов позволяет экономить

  1. Татьяна Лаврова says

    Оптимизация , другими словами, грамотное использование, безусловно, необходимо. И на предприятии, и в частном бизнесе. Иначе можно прогореть.

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *