Как сделать карьеру инженера на заводе за 10 месяцев, имея за плечами всего 11 классов? Рассказ из первых уст

Можно ли добиться карьерного роста, не имея образования? Можно ли вообще занять должность инженера, имея за плечами только 11 классов? Можно! Наши журналисты нашли одну такую историю, в которую сложно поверить в наше время, когда, казалось бы, учебных заведений в переизбытке, а молодым специалистам некуда деваться.

Сегодняшний гость журнала Reconomica устроился на электромеханический завод простым слесарем, а через десять месяцев стал инженером. Как ему это удалось и с какими трудностями ему пришлось столкнуться, читайте далее. 

Содержание материала

Без образования – без перспектив

Здравствуйте. Меня зовут Михаил, мне 38 лет. Я живу в одном из городов юга России. Своего места жительства я не называю, потому что хочу раскрыть некоторые подробности, связанные с моей работой, и не желаю нести за это ответственность.

Я расскажу историю, в которую сложно поверить. Но такие истории случаются, и мой пример – хорошее тому подтверждение.

В моей жизни произошёл случай, который определил мою дальнейшую судьбу. Я, имея только лишь 11 классов за плечами, стал инженером на заводе. Мой оклад сейчас составляет 35 000 рублей. Срок для вступления в должность – 10 месяцев. Не верите? Читайте дальше.

Предыстория

Я окончил школу в 1997 году. Те времена были сложными для моей семьи. Отец с нами не жил, а мать работала медсестрой и еле сводила концы с концами. Денег на образование у меня не было. После школы мне сразу пришлось пойти работать. Устроиться в магазин грузчиком мне помог сосед. Работа была сложная, но меня больше никуда не брали. Работал днём и ночью. Кормить нужно было не только себя, но и младшего брата. Забот хватало.

Конечно же, получить образование было моей мечтой, но выбор за меня сделала бедность.

Поступить в учебные заведения я пытался и даже один раз поступил в строительный техникум, но совмещать учёбу с работой у меня не получилось. Все попытки отучиться и получить образование я оставил до лучших времён.

Диплом

Моя мечта, которая не сбылась.

Из грузчиков в водители

Грузчиком я проработал около трёх лет. Накопив немного денег, я выучился на права. Получил две категории: B и C. Далее я устроился на должность водителя в тот же магазин, где работал грузчиком. Для меня это было существенное повышение и хорошая прибавка к зарплате. Забот, конечно, тоже прибавилось, потому что ездить на старом ГАЗоне – адский труд. Он частенько ломался, иногда даже посреди города в жару, со скоропортящимися продуктами в будке. Эти проблемы приходилось решать на ходу. Так я постепенно осваивал ещё и работу автослесаря.

Несколько раз пытался поменять занятие

В такой повседневной суете прошло время. Водителем я проработал почти 16 лет.  Работал я на многих предприятиях и на различных автомобилях. Много раз пытался поменять сферу деятельности, но все попытки оказались безуспешными.

Несколько раз я даже начинал свой бизнес, но вскоре понял, что бизнес – это не моё.

Я чувствовал себя комфортней, работая на хозяина. Занимаясь бизнесом, нужно постоянно переживать и нервничать. Нервничать я не хотел, поэтому и оставил попытки работать на себя.

Неожиданный поворот

Но однажды всё-таки в моей жизни наступили перемены. В 2017 году меня лишили водительских прав. Дело было не в употреблении спиртного за рулём, как некоторые могут подумать, а в банальном нарушении правил. Я пересёк двойную сплошную. Водительского удостоверения я лишился на полгода. Вместе с правами я лишился и работы.

Счастье было рядом

Но горевать я не стал и начал искать новую работу. Как раз на предприятии, которое находится возле моего дома, требовался слесарь.

Я прошёл собеседование, и меня взяли на должность слесаря-сборщика трансформаторных подстанций с испытательным сроком один месяц.

Читайте такжеКредит — «спасительная» соломинка, которая переломила спину верблюду.

Я раньше часто чинил машины, и работа по сборке подстанций показалась мне лёгкой. Болты и гайки везде одинаковые, а сборке обещали научить.

Когда испытательный срок прошёл, меня зачислили в штат. Так я попал на электромеханический завод. Работа в том цехе, в который я попал, была размеренной и неторопливой. Плана особого не было. Требовалось лишь качество.

Зарплата на заводе приятно удивила

Немного привыкнув к работе, я начал оставаться на подработки. На этом предприятии очень хорошо платили.  Оклад был 25 000. За каждый переработанный час в дневное время платили 150 рублей, а в ночное время 250. Работы было всегда много, и меня часто задерживали. Таким переработкам я был только рад. В первый месяц работы моя зарплата составила 25 000 рублей, во второй уже 34 000. Такой зарплаты я не получал, работая водителем.

щит

Сборка подстанций и щитов.

Всё было хорошо и шло своим чередом. Работа меня устраивала, коллектив тоже. На этом предприятии я получил производственное образование, чем был очень доволен.

За три месяца работы я стал неплохим слесарем-сборщиком. Собирал различные подстанции, башни, ТПУ, занимался ошиновкой. В общем, делал всё, что мог, а что не мог – учился делать на ходу. В плане работы я делал определённые успехи.

Мои успехи в этой сложной и ответственной работе

Эти успехи не остались без внимания руководства. Однажды после смены ко мне подошел заведующий производством и предложил мне попробовать инженерную работу, естественно с предварительным обучением у действующего специалиста. Срок на такое производственное обучение давали один год. После обучения мне предстояло получить необходимые документы и допуски. Я очень удивился такому предложению, так как повторюсь, не имел никакого образования.

В обязанности инженера-испытателя входили: диагностика, ремонт и испытания трансформаторов. Ему подчинялись намотчики, слесари и сборщики. Испытания были последней инстанцией, и, ставя подпись на документах, инженер брал на себя полную ответственность за выпущенную из цеха продукцию.

пожар

Ошибка инженера может привести к пожару.

Почему же мне сделали такое предложение?

Дело было в том, что на производстве работал инженер-испытатель, которому нужно было уходить на пенсию. Инженеру было 70 лет! Ему  нужна была замена.

Читайте также: Как устроена работа участкового.

Этого бедного дедушку уже пять лет не отпускали на пенсию. Его просто некем было заменить. Он всю жизнь проработал с трансформаторами и видел их насквозь. Специалиста такого уровня они найти не смогли и решили подготовить своего. Тут подвернулся я.

Оказывается, предложение мне сделали ещё и потому, что я очень быстро обучался и умел хорошо считать. На такое предложение я сразу ответил согласием. Согласился я ещё и потому, что мне озвучили зарплату, на которую я могу претендовать. Зарплата составляла 50 000. Это был голый оклад. С премиями и переработками могло выйти на порядок больше. За пятидневный рабочий график с 8 до 17 часов это была очень приличная зарплата.

Я был очень рад такому предложению. Сразу похвастался этим событием друзьям и родственникам.

Работая на заводе в качестве специалиста, я почувствовал себя востребованным. Я с удовольствием обучался, так как в своё время получить образование мне не удалось. Необразованность всегда доставляла мне дискомфорт, и сейчас мне подвернулась возможность от неё избавиться.

Какой ценой далась эта должность

В общем, я согласился и перешёл к обучению. Для начала меня поставили слесарем в трансформаторный цех. В этом цехе ремонтировали силовые трёхфазные трансформаторы больших мощностей. Особенностью этого цеха было то, что в нём работали одни женщины. Это были суровые дамы предпенсионного возраста, которые с лёгкостью управлялись с ключами на 32. Молотки и кувалды в их руках казались игрушечными. Мне стало жутковато. До этого я не встречал женщин на таких работах.

Из мужчин там был один лишь инженер. С моим переходом в этот цех он стал не одинок.

завод

Не женскую работу делают женщины.

Разница в труде и зарплате была ощутимой

Отличия в этом месте были не только в коллективе. Работа сильно отличалась от моей предыдущей и была тяжелей. Трансформаторы в большинстве своём были сгоревшими, и приходилось работать в саже и горелом масле. Спецодежда сразу превратилась в некое подобие масляной тряпки.

Ещё одной особенностью было то, что зарплата стала ограничиваться только одним окладом. В первом цехе, где я работал, трудилась в основном молодёжь, и работа там всегда была неспешная. Все знали – чем больше времени проведёшь на работе, тем больше и заработаешь. Все старались растянуть процесс работы.

Как платят на заводе. Преимущества почасовой оплаты

По окладу одна смена стоила 1190 рублей, но стоило задержаться на пару часов и к оплате прибавлялось ещё 300 рублей. Каждый третий час переработки оплачивался уже по ночному тарифу – 250 рублей. Работа в субботу оплачивалась по ставке выходного дня, то есть в двойном размере. Если в обычный день час работы стоил 148 рублей, то в субботу и в воскресенье он оплачивался по тарифу в 296 рублей.

Все объёмы работ растягивались таким образом, чтобы можно было поработать после смены, в субботу и полдня в воскресенье. Так зарплата доходила до 40 тысяч, вместо положенных 25.

А что же начальство? Начальство на такой ход событий повлиять не могло. Если бы растягиванием времени занимались только отдельные люди, то их бы наказали, но когда это делает синхронно весь коллектив, то спрашивать не с кого.

Вновь пришедшие также подстраивались под этот стиль и неторопливо работали.

В этом цехе выражение «Время – деньги» понималась буквально.

Подработками здесь и не пахло

В моём новом цехе ситуация была противоположной. Женщины, вместо того, чтобы зарабатывать больше, пытались доказать свою незаменимость и работу делали быстро. Они гордились своими успехами больше, чем зарплатой. Видимо, промывка мозгов во времена социализма давала свой результат.

После смены и по субботам их вообще нельзя было заставить работать. По их мнению, огород, который приносит пять помидоров и десять огурцов, был важнее тех денег, которые можно было заработать в субботу. Работая в субботу до 14 часов, можно было получить 1500 рублей. На эти деньги можно было покупать помидоры и огурцы вёдрами.

По субботам работу можно имитировать

В субботу начальства вообще не бывало, и можно было просто прогуливаться по цеху с ключами в руках, изредка создавая какой-нибудь шум. Заведующий производством всё понимал и не препятствовал такому труду. Ему тоже оплачивалось всё по часам.

Может быть, я в чём-то не прав, но все стараются прокормить семьи и принести домой побольше денег. Я думаю, что владелец предприятия, который ездит на нескольких машинах, каждая из которых стоит не менее 5 миллионов рублей, не очень-то будет переживать из-за того, что его специалисты будут получать нормальную зарплату.

Мне же с нормальной зарплатой пришлось попрощаться. Обратной дороги у меня уже не было. На моё прежнее место взяли человека. До нормальной зарплаты меня отделял путь длиной в год.

Какие усилия мне пришлось приложить

Здесь началось самое трудное. Мой рабочий день теперь продолжался 10-14 часов. Вставать мне приходилось в 5:30 утра. С 6:00 до 7:30 я читал материалы, связанные с электромеханикой. Далее я шел на работу. Там я выполнял обязанности слесаря до 14 часов. Потом начинался процесс практического обучения. Для этого брался сгоревший трансформатор и на нём я начинал делать замеры с целью установки причины неисправности. После этого я ставил свой диагноз и объяснял, почему именно такое решение я принял.

Недостаток образования давал о себе знать

После этого проводилась работа над ошибками. К концу рабочего дня я получал задание на вечер. Потому я шел домой ужинать и возвращался на завод для выполнения задания.

Задания были разнообразные. Я делал различные замеры, испытывал трансформаторное масло в лаборатории, перематывал и подгонял катушки, ремонтировал переключатели. Этим я занимался до 22 часов. Если задания были сложные, то я задерживался до полуночи. Бывали случаи, когда мне приходилось сидеть до утра.

Ночью, если оставались силы, я старался почитать какую-нибудь тематическую литературу. Такой распорядок меня сильно выматывал. За сверхурочное пребывание на работе мне никто не доплачивал.

В выходные тоже приходилось сидеть за книгами. За несколько месяцев я заново прошёл школьный курс физики. Электромеханика оказалась сложнее, чем я представлял. Но я начал неплохо разбираться в трансформаторах. Радость от успехов, достигнутых в обучении, заменила усталость.

Прошло ещё четыре месяца. С диагностикой и замерами я справлялся. Оставалось освоить испытательный стенд и заполнение документов.

Как можно заработать вне основной работы

Знания, приобретённые  на заводе, стали приносить прибавку к зарплате. Правда доплачивали мне её не на заводе. Дело в том, что инженер стал брать меня на подработки, связанные с ремонтом трансформаторов на стороне. Примерно раз в неделю мы выезжали на объекты для проведения ревизии и профилактики трансформаторов непосредственно на месте, где он находится. Это была работа не для кассы.

деньги

Инженер тоже может прилично зарабатывать.

В стандартный пакет услуг входили:

  • замена изоляторов, резинок и прокладок;
  • ревизия переключателя и контактов;
  • замеры.

На проведение таких работ уходило до двух дней. Обычно мы планировали такие работы на выходные.

Оплачивалась такая работа хорошо. Инженер получал за такой выезд от 5 до 20 тысяч. Стоимость работ зависела от мощности объекта. Мне за такой выезд в качестве слесаря платили от 3 до 7 тысяч.

Для заказчиков это было также выгодно. Если это делать на заводе, то цена будет втрое выше.

Такая профессия прокормит и без завода

Тогда до меня начало доходить, что такая профессия востребована не только в рамках найма на предприятие, но эти знания неплохо продаются. Из этого можно сделать небольшой бизнес. Об открытии ремонтного предприятия мечтать, конечно, не стоит, так как это требует огромных денежных вливаний, но какие-то услуги предоставлять можно.

Мой стереотип о том, что инженер – низкооплачиваемая профессия, просто разбился. Мой наставник зарабатывал не менее 100 тысяч в месяц. Он был известен в среде энергетиков не только в своём городе, но и по многим другим городам. У него даже был свой агент, который искал для него работу.

Такие выезды на подработки стали хорошей практикой для меня. Это была учёба, за которую платили.

Через десять месяцев моего пребывания на заводе, для меня наступил испытательный срок на должности инженера.

Этот день наконец настал!

К этому времени я уже месяц как делал всю диагностику и замеры. Испытания также были доверены мне, но с последующей проверкой инженера. Документы я пока не подписывал, а только заполнял.

После успешного прохождения испытательного срока я вступил в должность младшего инженера. Оклад мне повысили до 35 тысяч. Переработки теперь я беру по своему усмотрению. Ими я не злоупотребляю, но зарплату до 40 тысяч довожу.

На должности младшего инженера я буду ещё несколько месяцев. Дело в том, что для работы в должности нужно сделать несколько допусков и разрешений, а также пройти инструктажи. Также мне понадобится ускоренно и заочно окончить какой-нибудь электромеханический техникум.

Читайте также: Об особенностях работы в конной полиции.

Нужно ещё многое сделать

Сейчас моя деятельность на заводе полулегальная, так как нет соответствующего образования. Я, конечно же, выполняю все свои обязанности, но все подписи под документами делает заведующий производством. В случае прибытия на завод Энергонадзора, я также делаю свою работу, только не подхожу к испытательному стенду.

Вот так, без всякого образования, я стал инженером на электромеханическом заводе. Моего наставника в этом году мы отправляем на пенсию.

Ложка дёгтя

Кажется легко? А до меня в течение последних лет не было кандидатов с образованием на эту должность? Если возникают такие вопросы, то я отвечу – были. И даже не один и не два. Дело здесь не в специалистах, которых можно найти. Дело здесь в атмосфере, которая царит в цехе, а она далеко не дружелюбная. Здесь есть незаменимые люди, которые гнут свою политику в отношении тех, кто им не понравился.

Я не угодил, потому что оказался лучше других кандидатов

К примеру, на это место таким же способом мастер цеха хотела устроить своего сына. Но её сын не задержался даже слесарем, потому что был не очень одарённым. Далее она привела туда своего племянника, который также не проработал и трех месяцев.

После этих двух случаев, целью этой женщины стало доказать, что не её родственники глупые, а вся молодёжь такая.

С таким прессингом от непосредственного начальника справиться сложно. Мне устраивали постоянные козни. Меня в любом удобном случае подставляли. Например, один раз кто-то спрятал шрифты, которыми я пользовался последний. Эти шрифты нужны для набивания данных на таблички, которые по сути являются паспортом для трансформатора. Без них составление сопроводительных документов на отправку невозможно. Из-за отсутствия документов машина не может уехать, а товар ждут. Машина, присланная за трансформаторами – наёмная, и оплата идёт почасовая. За это кто-то должен нести ответственность, и она автоматически переводится на того, кто задерживает отправку. Так как я должен набивать таблички, а шрифтов нет, то виноват остался я.

За этот случай, я выплатил 11 тысяч. Машина простояла почти сутки, пока с другого предприятия не подвезли шрифты. Потом я заплатил ещё и за покупку новых шрифтов.

Я зла не помню, поэтому записываю

Это был далеко не единственный случай, но он был самым разорительным. Если люди способны на такое, то представьте, что мне приходилось терпеть каждый день.

Помимо напряжённого графика, мне ещё приходилось ходить на работу, как на войну. Никогда не знал, чем кончится этот день. Я терпел это, а все другие до меня не вытерпели.

Но недавно я отвёл душу и наконец-то отомстил за все издевательства над собой.

Как-то меня послали в командировку для установления причины возгорания трансформатора. Прибыв на место, я установил причину. Трансформатор сгорел из-за того, что из него вытекло масло. Масло вытекло из-за плохо прикрученного расширительного бачка. Испытания этот трансформатор прошёл, а протяжку на нём не сделали. Я вспомнил момент отправки этого трансформатора. Я к нему не прикасался, а вот тот, по чьей просьбе спрятали шрифты, занимался подготовкой этого агрегата к отправке. В цехе везде стоит видеонаблюдение и такие вещи скрыть невозможно.

Всё вернул в десятикратном размере

Стоимость данного трансформатора составляла 170 тысяч рублей. Руководство мне поставило задачу – свалить всю вину на покупателей. В случае успеха, мне полагалась премия размером 20 тысяч. Для успешного выполнения задания, мне нужно было незаметно поставить переключатель между положениями, а после запротоколировать этот факт. Это фирменный приём и очень часто проходил.

Но желание отомстить было сильнее желания получить премию. Я быстро подстроил ситуацию таким образом, что на месте кроме меня присутствовал ещё приглашённый специалист. Покупателям я посоветовал не задавать вопросов, а сделать так, как я прошу, если хотят, чтобы им поменяли трансформатор.

Месть свершилась! Сумма выплаты составила в десять раз больше, чем заплатил я за шрифты. После этого случая меня начали опасаться и старались лишний раз не задевать.

Вот такая история!

Сейчас я продолжаю работать на заводе. Скоро жду повышения до должности инженера-испытателя. Перенимаю бизнес своего наставника. Моя мечта наконец-то свершилась. Я стал важным и образованным человеком, не имея при этом образования.

Опубликовано 1 июля, 2018 Обновлено 1 июля, 2018 Пользователем

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *