Как воспитать ребенка, не повредив ему психику. Рассказывает педагог со стажем

Дети — цветы жизни. Мы работаем, работаем, зарабатываем — а ведь все это лишь для того, чтобы продолжить род! Хоть наш журнал и о личных финансах, мы не могли обойти стороной такую важную проблему, как развитие и становление малышей. Ведь как ребенка воспитаешь — таким он и вырастет. Корень всех наших финансовых (и других) неудач лежит в воспитании.

Для многих людей дети являются смыслом существования, и сегодня Reconomica расскажет, как не допустить ошибок в воспитании ребенка. Мы дадим подробные советы, как привить ребенку хорошие привычки, вроде самостоятельной чистки зубов и одевания, а также не забудем упомянуть, как не допустить серьезных ошибок в воспитании, ломающих ребенку психику и прививающих комплексы и страхи.

Наш сегодняшний эксперт Елена имеет серьезный опыт в воспитании детей, даже больше, это ее профессия, и мы собрали все ее рекомендации и советы для вас.

Об авторе методики

Меня зовут Обернихина Елена Владимировна. По образованию я педагог. Хотела бы поделиться собственным опытом воспитания и развития дошкольников.

Первое, что должен помнить каждый родитель: ребенок – это самостоятельный, отдельно существующий маленький человек. И ни один родитель, каким бы хорошим он не был, и как бы он ни любил своего малыша, не сможет прожить жизнь за ребенка.

Поэтому, милые мамы, пожалуйста, учите собственного ребенка самостоятельности с первых лет жизни.

Развитие ребенка по годам: что должен уметь ваш малыш в зависимости от возраста

Уже к трем годам ваш малыш должен уметь одеваться самостоятельно, или хотя бы с частичной помощью взрослых. К четырем годам он должен сам надевать не только свитер или водолазку, но и колготы, а также уличную обувь. Если в четыре года ваш абсолютно здоровый малыш всего вышеизложенного еще не умеет – постарайтесь научить его как можно быстрее.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года, если он не хочет

Когда вы предлагаете ребенку колготы – вы просто даете их ему в руки, развернув правильной стороной, и каждый раз поясняете, что две полоски должны находиться сзади. Если ребенок начинает возмущаться, кричать, хныкать или просить вас надеть колготы на него – вы каждый раз говорите ему:

Ты должен уметь надевать колготы самостоятельно, иначе другие детки в детском саду будут над тобой смеяться. Пожалуйста, попробуй еще раз.

Так же следует поступать и со свитерами, водолазками, футболками и майками. Постарайтесь, чтобы в первые годы жизни вещи ребенка были просты в ношении. Так, вместо ботинок со шнуровкой, лучше приобрести аналогичные, но застегивающиеся с помощью «липучек» или молнии. А вместо рубашки с пуговицами купите трикотажную футболку с длинными рукавами.

Главную проблему в одевании для вашего малыша составят:

  • Пуговица и пояс на брюках;
  • Молния на демисезонной или зимней куртке.

Мамам важно понимать этапы становления маленького человека

В первое время застегивать эти детали одежды придется вам, но уже к пяти годам ребенок сможет это делать самостоятельно. Более того, при правильном воспитании он будет пресекать все ваши попытки помочь ему одеться, говоря:

Мама, не надо, я сам!

дошкольник

Ребенок учится быть самостоятельным.

И пусть вас не огорчает отказ ребенка от помощи. Поскольку, приблизительно к пяти годам, у каждого малыша начинается «период отрицания». Пятилетний ребенок уже твердо стоит на ногах, а также бегает и прыгает. Он умеет:

  • Есть ложкой или вилкой;
  • Одеваться;
  • Включать телевизор или компьютер, а также находить в Интернете понравившиеся ему игры.

Пятилетний малыш также сам знакомится с другими детьми, выбирает себе друзей и дерется или мирится с ними во время ссоры. К этому моменту он уже имеет определенные предпочтения в еде.

Все вышеизложенное позволяет ребенку осознать, что он может уже свободно делать что-либо, а значит не обязан во всем слушаться взрослых. Своим поведением он как бы говорит окружающим:

Отойдите и не мешайте, я все могу сделать сам.

В период «отрицания» лучше всего просто говорить с ребенком, объясняя ему, как устроен мир, а также рассказывая, что стоит и чего не нужно делать в человеческом обществе. И именно в этот момент следует интенсивно формировать ценностную ориентацию вашего малыша. Помните, как у Владимира Маяковского: «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Детские страхи и как с ними бороться

Вы привели малыша в огромный мир, но его маленький мозг только развивается. Ребенок вначале не знает самых простых вещей, и вы, родители, учите его абсолютно всему.

Однако нельзя объяснить малышу все и сразу – на это уйдут годы. И, рано или поздно, возникнет ситуация, когда ваш ребенок испытает страх из-за того, что столкнется с чем-то новым для себя. Попробую привести реальные примеры из собственной педагогической практики.

Артем и соседи

Четырехлетний Артем жил с родителями на съемной квартире. Чета ожидала рождения второго малыша. И естественно, что беременная мама Темы испытывала беспокойство по поводу приближающихся родов, а также материальной неустроенности.

Артем же был ребенком неусидчивым и гиперактивным, а следовательно, многого требовал, кричал, плакал, не слушал мать – в общем, обострял и без того нервную обстановку.

Во время очередного выяснения отношений мама Артема сказала:

Сейчас я открою дверь, выставлю тебя на площадку, и соседи заберут тебя. Ты будешь плакать и кричать, но дверь я тебе больше не открою.

Естественно, что все вышеизложенное было сказано сгоряча и в попытке успокоить малыша, но данная ситуация неожиданно спровоцировала у ребенка сильный страх перед соседями. Причем малыш боялся не только соседей, приходивших в гости. Он стал засыпать по ночам только вместе с мамой. Артему казалось, что если никого не будет рядом – в квартиру обязательно проникнут соседи и заберут его.

детские страхи

Ребенок не должен бояться!

Когда мама Темы родила второго сына, она временно отдала старшего малыша на воспитание бабушке, которая и обнаружила страх ребенка перед соседями, уже ставший паническим. Артем, увидев соседа, прижимался к стене и замирал в ужасе.

Со страхом ребенка пришлось бороться бабушке, и в этом ей нечаянно помогла одна из соседок, которая подарила Артему множество игрушек своего уже взрослого сына.

После этого, как только Тема говорил, что боится соседей, бабушка отвечала ему:

Тема, но у нас ведь очень хорошие соседи. Посмотри, сколько игрушек подарила тебе тетя Света. Она тоже наша соседка. Мы знаем наших соседей много лет, и все они добрые и порядочные люди. В нашем доме соседи не воруют детей.

Своей же дочери, маме Артема, умная бабушка строго-настрого запретила пугать ее внуков соседями. Вот так и разрешилась данная проблема.

Коля и унитаз

Коля рос послушным трехлетним мальчиком, и все у него было хорошо, пока его вместе с остальными детьми не перевели из ясельной группы детского сада в первую младшую группу. Возникшая внезапно проблема заключалась в следующем: вместо привычного горшка, Коля должен был ходит в туалет на унитаз.

Унитазов в туалете младшей группы было два, а горшков – ни одного. И каждый раз, подойдя к унитазу, Коля начинал кричать и плакать. Садиться же на унитаз ребенок категорически отказывался, как в детском саду, так и дома.

В данной ситуации решение проблемы легло, конечно же, на родителей ребенка. Каждый из родителей, будь то папа или мама, брал ребенка с собой в туалет и показывал, как садиться на унитаз. Родители объясняли Коле: унитаз – это совсем нестрашно. И все это время в детском саду в туалет с Колей ходила няня с горшком. На решение данной проблемы ушло около двух недель. Постепенно ребенок перестал бояться унитаза.

Игрушки, которые оживают

Пятилетний Вова однажды пришел к бабушке и сказал, что его новая игрушка ночью оживает, поэтому он боится спать самостоятельно. Бабушка же ответила, что это очень хорошая игрушка, и Вова говорит глупости – наверное, ему кто-то рассказал об этом намеренно, чтобы напугать.

Когда родители стали выспрашивать у ребенка, как он узнал о том, что игрушки могут оживать, Вова сказал, что видел мультипликационный фильм о подобных страшных игрушках.

Мультфильмы о боевых искусствах

Еще один ребенок, Вася, придя в понедельник в детский сад, стал делать резкие махи руками и ногами в сторону других детей, громко крича. Весь день он был инициатором драк с другими детьми, начиная их во время занятий по физкультуре и на прогулке. А поскольку этот ребенок не отличался хорошей физической формой, более сильные мальчики не раз давали ему сдачи. Причем успокоить Васю было невозможно.

Естественно, что у воспитателя и пришедшего вечером отца ребенка накопилось множество вопросов друг к другу. Ответ на эти вопросы был простым: ребенок вместе с отцом все выходные смотрел мультики-боевики. А придя в понедельник в детский сад, вообразил себя непобедимым «супергероем», что совершенно не соответствовало его физическим данным (и хорошо).

Как видите, все вышеперечисленные ситуации были так или иначе спровоцированы родителями детей. Корни страхов и неадекватного поведения дошкольников кроются в педагогических просчетах их родителей – ошибках семейного воспитания.

дети дерутся

Дети склонны к дракам

Когда мы говорим «педагогика», мы имеем в виду деятельность профессиональных педагогов, хотя каждый из нас так или иначе занимается воспитанием собственных детей, маленьких племянников или внуков. А значит все мы хотя бы раз в жизни бываем педагогами.

Так давайте же не будем вселять в головы наших детей ложных страхов, выбирая для их воспитания педагогически неудачный метод запугивания. Нам стоит также более внимательно относиться ко всему, что смотрят и читают наши дети.

И помните, на все вопросы ребенка обязательно следует давать подробные ответы, объясняя ему суть процессов и явлений, происходящих в окружающем мире, природе и обществе. Ведь чем больше ваш малыш понимает – тем меньше он боится.

Как учить и развивать дошкольника

Если вашему малышу три-четыре года – он должен знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, ромб, шар и куб, а также различать четыре основных цвета: красный, зеленый, синий и желтый. Если ребенок знает больше, чем то, что предполагает программа детского сада – значит его родители грамотные и любящие своего малыша люди.

Какие же развивающие игрушки должны быть у ребенка к трем годам? Попробую ответить на этот вопрос и одновременно помочь молодой семье, имеющей маленького ребенка, сэкономить собственный бюджет.

Геометрические фигуры из картона

В каждой семье есть картонные коробки из гофрированного или прессованного картона. Если картона в доме нет – купите набор картона, пачку цветной бумаги, клей-карандаш и широкий плотный скотч.

Начертите на листах картона круги, овалы, квадраты, ромбы и трапеции. Причем каждая фигура должна быть представлена в трех размерах:

  • Крупная – приблизительно 15 сантиметров величиной;
  • Средняя – 10 сантиметров;
  • Маленькая – 5 см.

Далее, каждую геометрическую фигуру нужно вырезать, оклеить цветной бумагой и «обернуть» с обеих сторон скотчем – так фигуры дольше прослужат. Учтите, что каждая геометрическая фигура должна быть представлена в нескольких цветовых вариантах.

ребенок

Детей нужно учить всему

Например, среди изготовленных вами фигур обязательно должны быть: красный, зеленый, желтый и синий квадраты разных размеров. Тоже касается и других геометрических фигур.

Методика игры с картонными фигурами проста: вы разбрасываете на полу или большом ковре все изготовленные фигуры, и просите ребенка принести:

  • Только желтые фигуры;
  • Только круги;
  • Только ромбы синего цвета;
  • Один красный большой квадрат.

Вы можете также дать коробку со всеми имеющимися геометрическими фигурами в руки ребенка, и попросить его найти среди всех фигур нужную по размеру и цвету. Но учтите: когда ребенок перемещается по комнате, нагибается, приседает и встает – у него работает одновременно несколько видов памяти:

  • Зрительная память – малыш смотрит на фигуры, запоминая различия в их цветах и размерах;
  • Слуховая память – вы называете цвета и фигуры вслух, а малыш все это запоминает;
  • Моторная память – ребенок движется, выбирает, берет в руки и кладет назад нужные фигуры.

Если ребенок ошибся – мягко поправьте его и покажите правильную фигуру, а через некоторое время опять задайте малышу то же самое задание. Так вы закрепите новые знания, умения и навыки своего ребенка.

Игра «Божьи коровки»

Сделайте двадцать кругов диаметром 20 сантиметров из плотного картона. В центре каждого круга начертите еще одну окружность – 5 сантиметров диаметром. Это заготовки для цветков: маленький круг – сердцевина, вокруг которой вам необходимо будет вырезать 5 округлых лепестков.

После этого каждый цветок следует оклеить цветной бумагой, но только с одной стороны. В серединку каждого цветка надо приклеить желтый круг из цветной бумаги, также диаметром 5 см. На этот желтый кружочек ребенок и будет укладывать божью коровку.

Каждый цветок необходимо обернуть плотным скотчем с двух сторон – так игра дольше прослужит. Теперь займемся изготовлением божьих коровок. Их также сделаем из картона, в виде кругов диаметром 5 см, но у каждого круга надо будет фигурно вырезать выступающую часть – голову божьей коровки.

Далее, каждую коровку оклеиваем цветной бумагой, на которой прорисовываем черным маркером: точки, головку и половинки крылышек насекомого. Сверху и снизу проклеиваем «коровок» скотчем, для прочности. Количество изготовленных цветков должно быть равно количеству божьих коровок, причем для каждого цветка должна иметься божья коровка того же цвета.

игры для детей

Игры для детей

Методика игры заключается в следующем: вы разбрасываете цветы на полу и просите ребенка положить каждую коровку на цветок такого же цвета. То есть малыш должен положить насекомых красного цвета именно на красные цветки и так далее.

Затем вы можете попросить ребенка забрать с цветков и принести вам только божьих коровок зеленого цвета. Если ребенок справился и с этим заданием – начинайте выкладывать фигурки выборочно, например, дав ребенку всех «коровок», попросите его положить на цветы лишь желтые фигурки.

Учтите, что среди изготовленных вами цветков обязательно должны быть: черные, зеленые и коричневые. Цветков же одного цвета следует сделать по 2-3 экземпляра. Эту игру дети обычно очень любят. Начинать играть в нее малыш может уже с двух с половиной лет.

Ребенок постепенно выучит, как выглядят и называются все цвета, представленные в данном игровом наборе. Так что вы вполне можете изготовить цветки голубого, розового, сиреневого и других, более сложных цветов.

Прищепки, замки, выключатели

Еще одной развивающей игрушкой является стенд из ДСП или дерева, на котором могут быть расположены: розетка, выключатель, дверная цепочка, вращающаяся щеколда и другие элементы, встречающиеся в быту. Подобная игрушка позволит вашему ребенку без труда и напряжения, в игровом режиме освоить простые манипуляции, которые привычны каждому взрослому человеку.

Следующей очень полезной для ребенка игрушкой окажется веревка с нанизанными на нее разноцветными пластмассовыми прищепками для сушки белья. В магазинах продается также и стенд-кроссовок – деревянное панно, изготовленное в виде кроссовка с крючками, сквозь которые ваш малыш должен протянуть яркий шнурок, завязав его.

Все эти импровизированные игрушки следует развесить на уровне глаз ребенка, чтобы он в любой момент мог подойти и проделать с ними какие-либо манипуляции.

Подобного рода игры развивают мелкую моторику малыша, увеличивая площадь поверхности коры его головного мозга, которая задействуется в процессе мышления. То есть чем лучше развита мелкая моторика в детстве, тем умнее будет ваш ребенок в будущем.

Как правильно заниматься с дошкольником

Мелкую моторику развивают: деревянные и пластмассовые наборы фигурок для строительства, конструкторы, мозаика и небольшие массажные фитболы, которые в быту называют «мячики с пупырышками». Полезны малышам также игры с песком и водой, лепка из пластилина или соленого теста и рисование пальцами.

Рисование пальцами можно применять для развития ребенка уже на третьем году жизни. Предложите малышу нарисовать пальцами четыре шарика: красный, зеленый, желтый и синий. Для этого понадобятся: лист плотной бумаги, акварельные краски, емкость с водой для смачивания пальцев ребенка, а также влажная чистая тряпочка, которой вы сможете удалить с рук малыша и со стола последствия его художественной деятельности. Не ждите, что у ребенка с первого раза получатся настоящие шарики – будьте довольны даже бесформенным каракулям, ведь главное, что начало положено.

Игры для дошкольников

Игры для дошкольников

Соленое тесто для лепки делают так же, как и обычное тесто для вареников, но без яиц. На выходе должна получиться плотная, нелипкая масса. Учтите, что если замесить тесто на стакан воды – получится порция, достаточная для занятия целой группы детей в детском саду. Так что не переусердствуйте с количеством ингредиентов: мука, вода и соль. Вылепить можно: бублик, вареник без начинки или калач, плетенный по принципу женской косы.

Не расстраивайтесь, что у вашего малыша ничего не вышло. Ведь вы рядом с ним, а значит в четыре руки у вас все обязательно получится. На этапе обучения родителям следует быть терпеливыми помощниками, выполняющими вместе с ребенком все задание от начала и до конца.

Игры с мешочками

Еще одой игрой, которую любят дети двух-четырех лет в детском саду, является «сюрпризный мешочек». Вы без особого труда сможете повторить ее дома. Для этой игры понадобится маленький красивый мешок размером с пакет «майку», сшитый из плотной однотонной ткани, например из бархата. В этот мешочек вы должны положить более десяти небольших фигурок животных разных цветов.

Это могут быть пластмассовые и резиновые игрушки, которыми в обычной жизни играет ваш малыш. Величина фигурок – около 8-10 сантиметров. Желательно, чтобы игрушки были разных цветов. Вот приблизительный текст, которым должна сопровождаться игра «Сюрпризный мешочек»:

— А кто это к нам пришел? – говорите вы и достаете из мешочка первую фигурку.

— Кот, – отвечает ребенок.

— А какого он цвета? – спрашиваете вы.

— Серый, – говорит малыш.

— А как котик разговаривает? – спрашиваете вы снова.

— Мяу, – отвечает ребенок.

Конечно же, в начале игры, и за себя, и за вашего малыша говорить будете только вы, как бы подсказывая. Но со временем ребенок быстро запомнит все характеристики уже имеющихся игрушек, и вам придется пополнять домашнюю коллекцию. Впоследствии можно будет выучить с ребенком небольшой стишок или поговорку о каждом животном, и также ввести их в игровой диалог.

Еще немного о мешочках

Современная методика работы с дошкольниками предлагает и другой способ получения ребенком бытовых знаний. Необходимо сшить несколько непрозрачных холщовых или льняных мешочков размером 10×10 см, с завязками.

В эти мешочки следует поместить то, что есть в вашем домашнем хозяйстве из специй и круп: маленькие макароны, сухой горох, палочки корицы, звездочки бадьяна, перец горошком, сухую кожуру цитрусовых, гречку, рис, пшено и тому подобное. Главное, чтобы размер содержимого мешочков был не очень мелкий – чем он крупнее, тем удобнее будет ребенку играть.

Суть игры заключается в том, чтобы малыш на ощупь или по запаху смог угадать, что внутри мешочка. Играя вместе с вами, ребенок быстрее выучит название круп и специй. Здесь также с успехом задействуется и мелкая моторика. Не стоит использовать в данной игре липкие соль, сахар или муку.

В заключении хочу сказать, что к развитию ребенка стоит относиться очень серьезно, ведь все, что вы вложите в голову малыша до пяти лет, остается с ним на всю его дальнейшую жизнь. Детские страхи же лучше развеивать, объясняя ребенку их несостоятельность спокойным и ласковым голосом.

Опубликовано 17 декабря, 2017 Обновлено 20 декабря, 2017 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Как воспитать ребенка, не повредив ему психику. Рассказывает педагог со стажем

  1. Алекс says

    Многие заводят детей как личного раба-прислугу. И стакан воды подаст, да и домашнюю работу можно свалить. Воспитание слишком глобальная тема, которую не впихнуть в рамки одной статьи.
    А второй подводный камень, это наше общество. Если пичкать ребенка правилами, он будет белой вороной, что доставит ему кучу проблем.

  2. Лада Малова says

    История про унитаз это нечто! Про это нужно снять фильм. Или даже сериал или в театре показывать.

  3. Нина says

    В статье есть простые советы по воспитанию ребенка дома. Конечно в детском саду этим занимаются, но и родители должны прилагать усилия, а не оставлять своих чад у телевизора или компьютера. Времени после работы мало, но раз уж завели ребенка, придется выкроить. По крайней мере основные проблемы надо решать сразу, пока не сформировались какие-либо фобии или отклонения, как с унитазом. Дети боятся туда провалиться, потому и не слезают с уютного горшка. А вот в деревенском сортире стоит следить и не оставлять маленьких одних. Так же не будет лишней подготовка ребенка к школе. Многие уже умеют читать, когда идут в первый класс, потому им легче влиться в процесс.

  4. Анатолий Сидоренко says

    В воспитании ребёнка всё просто. Дайте ему свободу выбирать, приучите работать, но самое главное это то с кем он будет проводить время его друзья, знакомые, одноклассники. «С кем поведёшься того и наберёшься» тут как бы выбирать за него друзей не нужно а вот создать окружение нормальных людей возможно и это не элитная школа в столице, это спортивная секция или кружёк там он действительно будет общаться на равных, а заодно и научится чему.

  5. Сергей Мыскин says

    Как воспитать ребенка, не повредив его психику? Думаю, вряд ли стоит целиком уповать на передовой опыт «педагогов со стажем». Достаточно собственного здравого смысла и советов родителей. Поинтересуйтесь у них, как они вас воспитывали? Спросите себя, а хорошо ли они вас воспитали? Чего вам не хотелось бы видеть в собственных детях?

  6. Ирина Грозина says

    Главное в воспитании — личный пример. Ребёнок замечает мельчайшие подробности вашего поведения в разных ситуациях. Хотите вы того или нет, но он будет вести себя также.

  7. Alice Margatroid says

    Многие родители совершенно забивают на детские страхи детей, надеясь на то, что пройдет с возрастом. Но увы, с возрастом они лишь более укореняются и снижают качество жизни и в таком случае приходится уже взрослым людям прибегать к помощи психотерапевта. Лучше не доводить до этого.

  8. Светлана says

    Такие статьи просто необходимы современным родителям. Ребенком и его проблемами надо заниматься ответственным родителям постоянно, а не время от времени. На это надо и родительская любовь, при наличии которой найдется и терпение и время.

  9. Сергей says

    Очень полезная статья для будущих родителей. Самое важное личный пример. Дети как губки все впитывают и потом повторяют за родителями. Ну и нужно следить за тем с кем общается ваш ребенок.

  10. Арина says

    Хорошая статья для будущих родителей. Ребенка нужно воспитывать на собственном примере. И уделять ребенку нужно побольше любви и внимания.

  11. ЕленаЧ. says

    Абсолютно неправильно говорить «дети будут смеяться»!!! да пофигу, если будут смеяться!! Ребенок должен вырабатывать независимость от мнения каких-то посторонних людей и не бояться их необдобрения, иначе вырастет забитым и стеснительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *