По ту сторону кредита. Работа менеджером по кредитованию в МФО

Конторы по выдаче займов населению за последние годы расплодились по всей стране. На каждом столбе висят объявления типа «Деньги за 5 минут с плохой кредитной историей судимым —  гарантия одобрения». Умалчивают только про грабительский процент.  Чудовищный процент по кредиту рождает такой же чудовищный процент невозврата, который с лихвой покрывают добросовестные заемщики, коим банки отказали впредоставлении кредит в силу формальных причин — возраста, отсутствия прописки, или временной потери работы, например.
О том, как работают такие конторы изнутри, Reconomica пообщалась с бывшим менеджером МФО. Вы узнате, под какой процент даются эти микрокредиты, и так ли сладко сидеть по другую сторону стола — выдавать деньги, а не просить их.

Как я попала на работу в МФО

Моё имя — Карина, по паспорту — Наумова Карина Геннадьевна, проживаю в большом красивом городе Нижнем Новгороде. Сегодня расскажу, как потратила три года своей жизни, работая на микрофинансовую организацию под названием «Экспресс-деньги». Эта компания имеет точки в разных городах России, а самый главный офис у них в городе Ижевск. Если описывать эту работу кратко, то ты просто выдаёшь наличные клиентам под % от суммы займа и ведёшь обзвон должников.

МФО

Требования к потенциальным сотрудникам 

Устроилась я к ним по предложению подруги, которая работала у них к тому моменту уже третий год. Никаких особых навыков для такой работы не требуется. Единственное, что нужно хорошо уметь — это быстро печатать, ну и, собственно, ладить с компьютером.

Таких офисов по городу было много, в каждом районе по офисной точке. У них своя программа, по которой мы работали. Время на обучение мне дали, правда, только три дня. За это время я должна была выучить саму программу, как по ней работать, выучить общие термины, приветствие потенциальных клиентов, создание, сканирование, печать договоров, где и кому ставить подписи и т.п.

Пока ты ознакамливаешься с процессом работы, служба безопасности проверяет твое резюме. Например, не сидели ли у вас родственники в тюрьме, есть ли у вашей семьи невыплаченные кредиты. И если таковых нет — берут на эту должность.

Зарплата менеджера по кредитованию

Заработная плата 15 000 рублей в месяц. График работы сменный 2/2, что меня и привлекло. Двенадцатичасовой рабочий день с 8 утра до 20 вечера. Таким образом получается, что в месяц работаешь 15 дней и за смену выходит 1000 рублей. Немного конечно, но на тот период моей жизни, большего мне и не надо было.

Условия выдачи микрокредитов населению

займ

Когда приходят новые клиенты — объясняешь условия выдачи займа, каждый раз заученный текст… Выдаём под 2% в день от суммы займа, сумма займа может быть от 1000 до 20 000 рублей, на срок от 3 до 16 дней.

Например, пришёл Пётр Александрович брать кредит 5000 рублей на 10 дней под 2% от этой суммы. 2% будут «капать» каждый день все 10 дней. По итогу через 10 дней он обязан вернуть по договору 6000 рублей, 1000 рублей переплата. Или вот ещё пример — Маргарита Ильинична оформила договор о выдаче займа на 3500 рублей на 8 дней под 2%, следовательно вернуть она должна 4060 рублей, 560 рублей будет переплатой. Пенсионерам, кстати, была скидка при предъявлении пенсионного удостоверения и займ выдавался под 1,5%. Расчёт таков: сумму займа умножаем на процент, затем умножаем на количество дней и плюс сумма займа.

Таким образом, сложный процент не используется. Аудитория специфическая. Такой аудитории просто невозможно будет объяснить, откуда взялась цифра, если считать со сложным процентом. Тупо начисляем 2% на сумму займа один раз и прибавляем эту цифру к долгу каждый день.

Требования к заемщику. Кому не дадут кредит в МФО

От человека требуется паспорт, скан паспорта, несколько номеров телефона его родственников и парочку номеров его знакомых, на случай, если он пропадёт и не будет отдавать то, что взял. Далее в обязательном порядке узнаём и записываем название организации, где он работает, адрес места работы, и конечно, телефон.

Если клиент не работает официально — в займе ему отказано.

Менеджер заполняет анкету для скоринга (оценки платежеспособности клиента — этим занимается бэк-офис). Пишем своё собственное мнение о клиенте — например, его внешний вид, опрятен он или нет, пьяный ли, внушает доверие или совсем не внушает доверия, какой раз берёт у нас кредит, самая большая сумма, которую он брал, вернул по договору или просрочил, было ли продление договора, сколько детей на иждивении до 18 лет, менялось ли что-нибудь в его анкете, например, номер мобильного телефона.

К слову, не все хотят оставлять свои контактные данные, и тем более, номера телефонов работы, и в этом случае им будет отказ в получении денежного займа.

Служба безопасности проверяет потенциального клиента на судимость, кредиты, а так же на кредиты в других микрофинансовых компаниях. Если человек «чист», то СБ ( служба безопасности ) одобряет выдачу займа. Так же они должны прислушиваться к нашему мнению, которое мы написали и отправили им.

Затем печатается три договора, один договор отдаётся клиенту и два остаётся у нас. В самом договоре прописано, в каком размере клиент получил сумму займа, на сколько дней взял кредит, под какой процент, через сколько дней обязан вернуть сам займ и плюс процент от этой суммы, или он может продлить на такой же срок.

«Работа-штраф», или менеджер по кредитованию

Сколько этих должников… И ведь в наши обязанности входит звонить им каждый день по несколько раз! Это самая ненавистная обязанность в этой должности! Звонишь им, говоришь, чтобы приходили в офис, платили, а то у них «капают» проценты, или пусть продлят договор, на что часто слышали нецензурную брань и пустые обещания. Следующим этапом было запугивание, угрожали судом, если не подойдут в офис и не оплатят. Многие говорят: «Подавайте», другие снова обещают, но не приходят.  Нужно иметь крепкие нервы, ведь не каждый человек, тем более девушка, сможет названивать должникам и выслушивать «грязь».

микрофинансовая организация

Какие бывают клиенты

В основном клиентами являются пожилые люди, пенсионеры, мужчины и женщины, которые работают на низкооплачиваемых должностях, чей доход ниже 20 000 рублей. Но бывало, к нам приходили люди большого достатка, директора магазинов, фирм, которым наличка нужна была срочно.

Как-то раз пришла компания пьяных мужиков, один из них когда-то очень давно брал у нас кредит и не вернул ни копейки. И вот, набравшись храбрости со своими спутниками, они решили прийти выяснять, что ему делать со своим долгом. Разговора у нас не вышло, так как девушка я эмоциональная — хамства и грубости в свой адрес не потерплю. Работаем мы в паре с напарницей, сказать, что мы напугались — ничего не сказать. Пригрозили этим дебоширам полицией, кое-как они ушли и мы сразу побежали закрывать офис, мало ли, вдруг они вернулись бы.

Но самое страшное случилось с моей подругой, благодаря которой я оказалась на этой работе. В тот день ей утром позвонил директор и в приказном порядке отправил её работать в новый офис. Этот офис арендовали в самом не подходящем месте… В пяти метрах от входа находилась «капельница». Как можно снять офис рядом с пивнушкой?!
Ну и естественно, в этот офис постоянно приходили пьяные личности. И не только они…

Напарницу ограбили в первый рабочий день на новом месте! Зашел парень в кепке с шокером, сказал ей не кричать и спокойно отдать деньги из сейфа, тогда он ей ничего не сделает. У нас под рабочим столом есть кнопка экстренного вызова, но в такой шоковой ситуации подруга просто оцепенела от страха и забыла на неё нажать.

В первый день открытия офиса в сейфе была всего одна тысяча с копейками, директор ещё не успел привезти наличные. Эти деньги она отдала грабителю. И он скрылся. Только после того как он вышел из офиса она догадалась нажать экстренную кнопку.

Приехала полиция и наш директор, который особо не интересовался, как она себя чувствует. Подругу потом вызывали на опознание, но грабителя так и не нашли, а моя напарница больше месяца не могла прийти в себя от случившегося, ей постоянно казалось, что за ней следят и снова нападут.

Штраф, штраф, штраф! Клиенты и работники — одна и та же чернь для хозяина

Кстати, в тот год были совершены множество нападений на такие конторы, и даже не смотря на такую опасность и факт уже случившегося нападения и ограбления, главное руководство нашей организации выдало приказ рассторгнуть контракт с частной охраной, то есть теперь у нас не было кнопки «спасательного» вызова, случись что.
Напарнице не выплатили даже копейки за моральный вред и не сказали в поддержку ни единого слова. Как-будто такое случается каждый день и это обычная ситуация.

сотрудник мфо

Компания экономила буквально на всём! Сначала они посчитали не нужным обеспечивать нашу безопасность, затем ввели штрафы. В каждом офисе были поставлены камеры видео-наблюдения. Они следили не за тем, чтобы с нами ничего не случилось, не за клиентами, а следили за тем, чтобы мы не делали ничего лишнего.

  • Штраф, если взяла в руки телефон, даже для того, чтобы посмотреть время или ответить на звонок. 
  • Штраф, если опоздала на работу хотя бы на минуту. 
  • Штраф, если открыла в браузере на компьютере любую вкладку. 
  • Штраф, если не сделала обзвон 300 человек в день. 
  • Штраф, если оставляешь одинаковые комментарии при обзвоне ( например, если должник никогда не берет трубку, нельзя писать каждый раз, что он не берёт).

Про Трудовой Кодекс здесь не слышали

Мы работали 12 часов за смену, но через год как я устроилась, нам стали платить за 11 часов работы, перестали оплачивать час обеда, хотя нам запрещалось закрывать офис и уходить на обед. Вот заходят клиенты, а мы обедаем, приходилось сразу заканчивать принимать пищу и идти работать (хотя этот час нам не оплачивался! )

Некоторые девочки брали себе дополнительные смены, например 20 смен в месяц — 20 000 рублей. Премий никогда не выдавали, официальная заработная плата составляла 4600, но на руки рассчитывали по тысяче за смену. Нас, бывало, даже заставляли идти на улицу и раздавать листовки, чтобы завлечь потенциальных клиентов. Конечно мы не раздавали их, а выкидывали в первую попавшуюся урну и уходили по своим делам, примерно на час.

Спустя два года, офисы в нашем городе стали потихоньку закрывать. Новых клиентов почти не было, куча должников, суды, никакой прибыли. Встал вопрос о сокращении сотрудников. Руководство решило, чтобы мы работали по одной в смену, так как платить им стало не выгодно. Да и мы сидели почти без дела, потока клиентов не было совсем, занимались только ненавистным нам обзвоном. Постепенно, одну за другой, девочек начали сокращать. Ну как сокращать — они писали заявление на увольнение якобы по собственному желанию. Выживали нас как могли!

В итоге на весь Нижний Новгород осталось только два офиса. Я решила написать заявление на уход, сил там находиться больше не было, работаешь на одни штрафы, которые давали буквально за всё.

Читайте также: Как выдают потребительские кредиты.

В такой работе всё-таки есть плюсы: сменный график, сами ставим количество смен в месяц, по сути ничего не делаешь, если нет клиентов и не занята обзвоном. Мы с подругой в основном болтали всю смену и скрытно смотрели фильмы на телефонах.

Из минусов: постоянные штрафы, неуважение от начальства, опасность для собственной жизни, никакого верха по карьерной лестнице не будет. Вообщем, если вас не пугают штрафы, постоянное слежение камеры за вашими действиями, низкая заработная плата, то можете попробовать себя в должности менеджера по кредитованию. Успехов.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “По ту сторону кредита. Работа менеджером по кредитованию в МФО

  1. Serj says

    Странно, что в статье не была упомянута главная проблема вот таких вот контор — это коллекторы. С нормальным банком можно договориться, найти общий язык. Коллекторы нанятые микро-кредитными организациями — это всего навсего озверевшие уголовники, способные на все. Да и я бы 25 раз подумал, прежде чем брать кредит под такие бешеные проценты.

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *