Торты ручной работы под заказ. Как любимое хобби сделать прибыльным

Мы уже разбирали проблему поиска занятия по душе, которое бы приносило деньги. Сегодня Reconomica предлагает вашему вниманию реальный пример такого занятия. Обычная домохозяйка на своем опыте убедилась, что заработок на своем хобби — это реально.

Это история про продажу тортов на заказ. Бизнес возник спонтанно и разивался без вложений и каких-то особых знаний, а значит, повторить этот опыт может каждый. Все фото предоставлены автором.

Как мне пришла в голову идея продавать торты на заказ

Я из Украины, из горда Харькова. Зовут меня Гордейчук Людмила Николаевна. Хочу поделиться своим личным опытом становления моего маленького бизнеса – изготовления тортов под заказ. Это был мой путь, мои ошибки, мои открытия. Но тот, кто планирует этим заниматься и все никак не может решиться, или кто уже занимается чем-то подобным – эта аудитория обязательно найдет для себя в моей статье что-то полезное.

торт на заказ

Началось все банально, как у всех – из кризиса в стране. Мое, некогда процветающее предприятие, предоставляющее мне работу, временно свернуло бизнес. Чтобы пережить тяжелые времена, персонал был переведен на частичную занятость и в результате у меня образовалась уйма свободного времени и осталась только часть моей заработной платы. Многие украинцы едут на заработки в Россию. Нужно было что-то делать.

Выпечкой до этого я просто увлекалась, это все у меня было на уровне – «на выходных побаловать чем-то близких». Правда, я всегда любила испытывать новые рецепты. Когда у меня возникла мысль попробовать зарабатывать этим, я изучила предложения на рынке. В тот момент меня накрыло уныние, скажу вам честно. Такого изобилия предложений, ассортимента, украшений я не ожидала.

Замки, сады, сказки на тортах смотрели на меня и шептали: «Ты так не сможешь. Ловить здесь нечего. Конкуренция безумная». Единственное, что меня тогда толкнуло вперед – уверенность в своем продукте.

Мои торты (ну, упустим некоторые неудавшиеся, всякое бывало) съедались моими близкими до последней крохи. Раздавались гостям после застолья, и я видела, что едят их люди с удовольствием. И я решила попробовать.

Как выжить в условиях конкуренции

Ваш продукт должен быть чем-то оригинален, своеобразен, непохож на все, имеющиеся на рынке. И тогда он обязательно найдет своего покупателя.

Я сделала ставку на натуральные продукты. То есть я не использовала искусственные сливки, порошки молочных и яичных продуктов, придерживалась, насколько могла, старых рецептов, использовала обычные продукты: творог, сметану, яйца, масло. Старалась избегать жирных, тяжелых кремов. Я всегда спрашивала себя: «Ты бы это ела?».

подарочный торт

Хороший подарок для молодой матери

За основу взяла рецепты, которые у меня получались лучше других, которые любили мои близкие. Если я от них слышала: «Испеки мне на день рожденья торт, который пекла тогда-то», — все, рецепт был в копилке.

Я активно использовала цитрусовые, фрукты, желе. К сожалению, с красителями труднее. Они делают торт красочным, нарядным, совсем без них никак не получится. Частично мне удалось их заменить натуральными. Если я не могла заменить краситель, минимизировала дозировку.

Были некоторые клиенты, которые настаивали: я хочу торт со сливками. Я пыталась мягко объяснить, что сливки – это не самый лучший выбор, особенно для ребенка. Это чистой воды пальмовый жир. Если клиент и дальше упорствовал, ничего не попишешь – делала ему торт из сливок. Никогда не спорте с клиентом, предложите, дайте попробовать, расскажите. Но решать ему. В любом случае, это дело вкуса. Проще было с теми, кто просто полагался на мой выбор, «чтобы было вкусно», вот тут уж я имела поле для действий.

Формирование цены торта

Просчитать себестоимость своего изделия несложно. Без хотя бы примитивных весов, правда, вам здесь не обойтись. Зная стоимость продуктов на рынке за 1 кг, по рецепту просчитываете свою закладку. Не забывайте о расходе электроэнергии на духовку, миксер, расходе воды. Чтобы не усложнять себе жизнь длительными расчетами по энергоносителям, я просто добавила к стоимости изделия 3%.

торт из мультика

Спанчбоб приводит детей в восторг!

Приведу пример, используя привязку к у.е ($), все расчеты удобнее делать на 1 кг готового изделия:

Закладка продуктов на 1кг готового торта будет, в зависимости от состава, 5-8 у.е.
Энергоносители — 3%, выходит себестоимость (без вашего труда) 5,15-8,2 у.е.
Продать торт я могла по 15-20 у.е. (за 1 кг изделия), в зависимости от сложности украшений. То есть, чистая ваша прибыль на 1 кг будет 10-12 у.е. 

Один торт выходил обычно около 3кг. В день можно изготовить 3-4 торта. То есть, за один день вполне реально заработать 100-120 у.е. Но это уже при стабильных заказах. В начале у меня были заказы по 1 торту в неделю. И первые месяцы были, конечно, просто раскачкой. Прибыль была 50-100 у.е. Но за 5 месяцев я заработала около 1,5 тыс. у. е. И заказы росли, это было видно.

Сложно было мне в тот момент оценить свою работу. Я мастерила торты из мастики. Детские торты с разными фигурками, которые нужно было вылепить заранее, занимали уйму времени. Я пошла немного другим путем. Посмотрела среднюю стоимость тортов ручной работы на рынке (за 1 кг изделия), примерно своего уровня мастерства, и установила цену немного ниже, где-то на 8%. Думала, более низкая цена поможет для привлечения постоянных клиентов. Не нужно жадничать в этот момент, когда у вас будут свои постоянные, «прикормленные» клиенты, — вы сможете формировать другую наценку, оцените свой труд потом подороже. Но также не советую слишком дешево продавать свои изделия. Это было одной из моих ошибок в начале. Люди при этом не верят, что в тортике хорошие и качественные продукты.

Еще один совет – никогда не используйте продукты более низкого качества, чем те, к которым привыкли ваши покупатели.

Иногда возникает соблазн заменить дорогое масло на более дешевое, но это — путь в никуда. Человек просто следующий раз пойдет за тортом в супермаркет. Он не вернется к вам. Ищите другие пути экономии: оптовые закупки, закупки по интернету, переходите с электрической духовки на газовую, если это выгоднее. Только не экономьте на качестве.

Где найти первых клиентов на свою продукцию

Первыми моими клиентами были мои близкие, друзья, родственники. Я всегда на все Дни рождения приходила с тортом, обязательно испытывала новый рецепт, «отрабатывала» его на гостях. То есть, первые торты я просто дарила, при этом упоминала, что сейчас у меня временно много свободного времени, и я с удовольствием испеку домашний тортик всем желающим. При этом мои цены ниже рыночных. Все. Это все, что вы должны вложить в уши, между прочим, ненавязчиво. Это работает, особенно в кругу молодых мамочек.

Сарафанное радио – лучшая реклама.

Далее я подала объявление во все возможные местные бесплатные рекламные сайты. За рекламу я не платила, объявления приводили ко мне около 30% клиентов. Если вы задействуете платные ресурсы, этот % будет выше. Обязательно фотографируйте свои творения! Через пару лет у вас будет солидное достойное портфолио. Да и клиенты редко знают, что именно они хотят. Им всегда легче выбрать, когда Вы что-то предложите.

В те времена, когда заказы были минимальными, я делала заготовки – фигурки из мастики. Они высушиваются и хранятся долго. А заранее подготовленные, они очень выручали, когда заказов было много. Какие-то фигуры, которые часто используются: цветы, например. Процесс этот творческий и очень увлекательный. Главное — приготовить пригодную для лепки мастику.

творческий вариант торта

Фигурки делают ваше творение уникальным

Но и в случае неудачи тоже не нужно отчаиваться. Мастику можно купить и готовую, просто при этом вы заработаете меньше, зато не будете впадать в отчаяние, когда в мусорную корзину улетит «неудачный замес». А далее процесс напоминает лепку из пластилина в детстве. В интернете масса мастер-классов на эту тему. Главное — желание. Кстати, ваши готовые фигурки тоже можно продавать. И покупать их вы тоже можете, но опять-таки, меньше заработаете на готовом торте.

Развитие бизнеса — это вложения

Клиенты у меня появлялись быстро. Торт – это праздник, праздник – это гости. И всегда вопросы, если торт понравился: а у кого заказывали? Я просто очень старалась сделать его вкусным и свежим. Через полгода некоторым клиентам я уже отказывала – не успевала все выпечь.

К сожалению, я не пошла дальше, побоялась рискнуть. Я вернулась на свою работу, кризис преодолели, и предприятие зажило своей жизнью. И у меня не хватило на тот момент храбрости полностью вложиться в бизнес. Это было ошибкой. Не повторяйте ее. Шансы у меня тогда были. Некоторые клиенты звонят и сейчас, а родственники вообще с ностальгией вспоминают, как им приходилось все время «испытывать на себе» мои новинки.

Еще одна история: Как заработать на продаже домашней выпечки детям и их родителям.

Кроме тортов, можно расширять ассортимент пирожными, капкейками и т.д. И конечно, при расширении бизнеса нужно арендовать помещение и нанимать помощников. Но это уже другой уровень.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *