Как мы создали свое молочное производство. Личный опыт и ошибки при старте бизнеса

Немногие из нас решаются открыть свое производство, тем более, когда речь идет скоропортящейся продукции. Reconomica пообщалась с бизнесменом, решившимся открыть молочное производство в Ростовской области. Интересно, что толчок бизнес-идее дали санкции РФ в отношении зарубежных продовольственных товаров. Автор просил не указывать его бренд, но в остальном начинающие предприниматели могут почерпнуть множество интересной информации об организации производства, проблемах и типичных ошибках. А самое главное и наглядное — это цифры по ретабельности, производительности и прибыли.

Выбор ниши для производства

Меня зовут Евгений Смирновский, по образованию экономист. После длительного безуспешного поиска работы, мы с товарищами пришли к выводу, что надо попробовать начать работать «на себя». На дворе был 2014 год, страна попала под санкции и была объявлена политика импортозамещения. Обсудив все возможные варианты, мы как будущие компаньоны остановили свой выбор на организации пищевого производства, а именно, выбрали производство молока и молочных продуктов.

пастеризация молока

Ванна длительной пастеризации на 300 литров.

К такому выводу нас подтолкнули следующие аргументы:

  • Данные товары являются товарами первой необходимости и поэтому всегда будут востребованы на рынке;
  • близость областного центра, крупного города на юге нашей страны, что облегчало поиск рынков сбыта продукции;
  • присутствие среду будущих компаньонов владельца крестьянско-фермерского хозяйства, что решало вопросы обеспечения сырьем будущего предприятия;
  • поддержка государства в виде различных субсидий;
  • политика импортозамещения, что давало шансы на упрощения процесса выхода на рынок.

Покупка молочного цеха

Проанализировав имеющиеся варианты организации нового производства, предварительно договорившись с торговыми организациями, мы решили купить уже готовый модульный цех по производству молочной продукции. Выбор был сделан в пользу отечественного производителя оборудования.

Стоимость модульного цеха мощностью 4 тонны готовой продукции в сутки составила 15 000 000 рублей. Площадь цеха — 110 кв.м.

В администрации района мы узнали, что есть свободные земельные участки, которые можно взять в аренду, оформили все необходимые документы и получили участок площадью 50 соток. Арендная плата составляет 26 000 рублей в год.

Цех по производтсву молока

Так выглядит наш модульный цех.

При выборе участка учитывали удаленность от крестьянско-фермерского хозяйства, она оказалось минимальная – 5 километров. Выбор был сделан правильно, потому что не пришлось приобретать специализированный молоковоз-термос. Проще доставлять на большие расстояния уже готовую упакованную продукцию, чем сырое молоко, тем более, что парк автомашин с холодильным оборудованием мы приобрели для доставки по торговым организациям.

Что нужно знать, если вы хотите открыть свое пищевое производство

Затем провели организационные мероприятия, подготовили бизнес-план, зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью. В вопросе выбора организационно-правовой формы нужно обратить внимание на порядок налогообложения.

Торговые сети, особенно крупные, неохотно сотрудничают с поставщиками, не являющимися плательщиками НДС.

Стартовый капитал образовался из личных средств учредителей и путем привлечения частного инвестора. Инвестора нашли среди знакомых бизнесменов, и он, после изучения бизнес-плана, согласился внести 7 000 000 рублей на условии участия в уставном капитале в размере 50 %.

оборудование молочного производства

Все помещается на достаточно небольшой площади.

Через четыре месяца модульный цех был доставлен, установлен и введен в эксплуатацию. Надо сказать, что преимуществом данного выбора являлось то, что мы получали готовое производство «под ключ». Нашей задачей была только подготовка площадки и фундамента, ну и подключение к коммуникациям. Так в Ростовской области появился новый производитель молока и молочной продукции.

Рентабельность молочного производства

На новом производстве можно было изготовить следующий ассортимент продукции: молоко пастеризованное, кефир, творог, сметана, ряженка, сыворотка. Учитывая наличие трех различных упаковщиков, ассортимент производства достигает 25 позиций. В качестве конкурентного преимущества определили натуральность продукции, и соответственно, его вкусовые качества.

оборудование для молочного прозводства

Оборудование — пастеризатор и сепаратор.

Все экономические расчеты показывали, что рентабельность производства должна была быть на уровне 40 – 70 %, в зависимости от ассортимента. С учетом ежедневного оборота, это очень неплохие цифры. Стоит отметить, что мы вышли на эти показатели, но только через шесть месяцев упорного труда.

Подводные камни

Есть и «подводные камни». Если торговые сети не возвращают непроданную продукцию, у которой истек срок годности, то для мелких магазинчиков это обязательное условие. В результате, на первоначальном этапе нам возвращалось около 10% продукции, а сейчас этот показатель снизился до 5 %.

Пробовали из просроченного молока и кефира изготавливать творог, но он получался очень низкого качества, так что от этой идеи отказались, теперь всю возвратную продукцию отправляем на свиноферму. Жаль конечно, но репутация дороже.

Ошибки, которые совершили и которых можно было не допускать

Как всегда, перед начинающим предпринимателем стоит сложнейший выбор – постепенное развитие или быстрый старт?

Упаковочный цех для молочных продуктов

Упаковочное оборудование.

Мы выбрали быстрый старт и совершили очень серьезную ошибку. Почему же в нашей ситуации произошло именно так? Здесь несколько взаимосвязанных причин:

  1. Покупка модульного цеха. Может показаться странным, но это самая большая ошибка. Дело в том, что выход на рынок с новым продуктом, пусть даже и отличного качества, — процесс долгий. В результате, из имеющегося оборудования, половина в первые три месяца просто не использовалась, а некоторые агрегаты не используются до сих пор. К примеру, маслобойка. Как оказалось, если производить сметану по бабушкиному рецепту, то спрос на нее просто огромный, а на сливочное масло сливок просто не остается. Кроме того, по моим подсчетам, если взять уже готовое здание и наполнять его оборудованием по мере необходимости (расширение рынка сбыта и ассортимента), то первоначальные затраты на оборудование можно снизить до 4 000 000 рублей. А это очень существенно при запуске нового производства. Еще одно преимущество подобного подхода – организация помещений в соответствии с требованиями санитарных норм. Несмотря на все заверения производителя модульного цеха, в последствии Роспотребнадзор выявил много недостатков именно в здании цеха (к примеру, отсутствие помещения для приема пищи, оборудование входа в цех не по типу санпропускника и т.д.), на устранение которых были потрачены значительные средства;
  2. В качестве рынка сбыта рассматривали не только сети, но и небольшие магазины. Небольшая клиентская база была наработана учредителями на предыдущих местах работы, от нее и начали отталкиваться. Несмотря на предварительные договоренности с торговыми организациями, на начальном этапе сбыт продукции был крайне низким и составлял около 500 литров, или 20-25 тысяч рублей в сутки (при максимальной мощности 4000 литров в сутки). Сказалось, прежде всего, то, что покупатели столкнулись с неизвестным продуктом, и чтобы их заинтересовать, в первые три месяца цены пришлось держать практически на уровне себестоимости. При этом, показ рекламного ролика по трем телевизионным каналам практически не дал никакого эффекта. Значительно эффективней оказались рекламные акции по снижению цены и проведению дегустаций непосредственно в торговом зале. Кроме того, сработал эффект «сарафанного радио», но этот процесс был очень длительным;
  3. Недостаток оборотных средств. Редкие торговые точки готовы оплачивать поставляемый товар по факту. Практически все требуют отсрочку платежа на 5-25 дней. Учитывая то, что коров необходимо кормить каждый день, это создало значительные сложности в организации производства и обеспечении его сырьем. Как в последствии оказалось, даже и эти сроки не выдерживаются мелкими торговыми организациями, что не скажешь о крупных торговых сетях. По факту, задержки оплаты поставленной продукции иногда составляли от 25 до 40 дней. Мы формировали оборотные средства из расчета 10 дней отсрочки платежа, но работа внесла свои коррективы, и их пришлось увеличить вдвое, то есть из расчета 20 дней отсрочки. Данное обстоятельство обошлось нам в 1 000 000 рублей. Учитывая то, что банки неохотно дают кредиты новым предприятиям, выход нашелся путем получения потребительских кредитов самими учредителями;
  4. Подбор персонала. Это была не ошибка, а настоящая проблема. Если простых рабочих нашли и обучили довольно быстро, то с технологом была прямо противоположная ситуация. Оказалось, что подготовленных специалистов по пальцам пересчитать. Пришлось привлекать технолога из другого района, обеспечивать его жильем, гарантировать высокую зарплату. Коме того, нашей ошибкой было составление штатного расписания и прием на работу, исходя из полной загрузки мощностей цеха. Таким образом, в отсутствии гарантированного стабильного сбыта, мы оплачивали фактически просто присутствие на рабочем месте. Эту ошибку пришлось исправлять по ходу деятельности, сначала сократив штат наполовину, а затем постепенно его увеличивая;
  5. Отсутствие собственного парка специализированных транспортных средств. Этот момент мы совершенно упустили из виду. Ни одна торговая организация, даже крупная торговая сеть, за редким исключением, не будет забирать продукцию самостоятельно. Это слишком накладно. В результате, мы были вынуждены потратить 1 500 000 рублей на закупку автомобилей с холодильными установками и нанять трех водителей. Это очень сильно сказалось на рентабельности.

Выводы и уроки нашего проекта

Какие же выводы из всего вышеперечисленного можно сделать?

упаковочное оборудование для молока

Упаковочная линия.

  • Во-первых, необходимо детально разрабатывать бизнес план с учетом всех нюансов. Как пример, наша ошибка с доставкой готовой продукции и недостатком оборотных средств.
  • Во-вторых, четкое формулирование цели и выбор стратегии. В нашем случае, быстрый старт оказался лотерей, в которой мы проиграли.
  • В-третьих, необходимо тщательно продумывать всю логистику, так как эти вопросы составляют значительную часть бюджета организации.
  • В-четвертых, как показала практика, быстрого роста продаж можно достичь только, заключив договоры с крупными торговыми сетями. Это же является дополнительной рекламой, так как присутствие на полках посещаемых магазинах и гипермаркетах положительно сказывается на узнаваемости товаров и делает сговорчивее владельцев небольших магазинчиков.

И в заключении хочется сказать, собственное производство – это выгодно, хотя бы потому, что я знаю, какой продукт потребляют мои близкие. При грамотной организации и вдумчивом планировании можно избежать многих «ошибок роста» и в дальнейшем получать неплохие доходы, независимо от различных внешних негативных факторов. Сейчас при максимальной загрузке наша валовая прибыль составляет 120-160 тысяч рублей в сутки, и мы думаем над расширением производства.

2 thoughts on “Как мы создали свое молочное производство. Личный опыт и ошибки при старте бизнеса

  1. Ева says

    При начале своего производства в этой области, недостаточно иметь необходимое оборудование и цех, так как в последнее время многие молочные компании стали применять на производстве различные добавки в молочную продукцию, что бы тем самым снизить стоимость и увеличить срок хранения, поэтому стоит всегда избегать этих уже прижитых многими компаниями критериями и привлекать нового клиента именно качеством.

  2. Николай says

    Главное начать и не сдаваться и все буде хорошо! На счет персонала, тоже сталкивался с нехваткой квалифицированных специалистов, но благо в моем случае продолжалась это не долго и особых хлопот не возникло. У нас очень много крутых и безработных специалистов, просто они веру в себя потеряли. В общем это классно, когда есть инициатива и вера и упорство!!!

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *